В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Е.Бугров. `Фактор Путина` в повышении капитализации российской экономики Назад
А.Е.Бугров. `Фактор Путина` в повышении капитализации российской экономики
1. История развития отношений между СССР, а затем России с "Группой семи" насчитывает уже 14 лет. Начавшись с робких попыток наладить диалог на высшем уровне в 1988-89 гг. и системно изменить отношение к западным встречам на высшем уровне, эта работа дала важный промежуточный результат в 1990 г. Саммит "семерки" в Хьюстоне поручил МВФ, МБРР, ОЭСР и ЕБРР, задолго до нашего членства в этих организациях, провести исследования проблем советской экономики. Оно было готово весной 1991 г., способствовало участию М.Горбачева в 1991 г. на саммите в Лондоне и стало полезным отправным источником для разработки рыночных реформ в России.

2. Период с 1992 по 1999 гг. на фоне изломов реформистского процесса в России не создавая фундаментальной экономической заинтересованности в полноценном участии России в работе "семерки". Формы участия чаще были политически мотивированы и конъюнктурны.

3. Бесспорно, что политико-экономическая стабилизация в России в посткризисный период создало новое качество для нашего участия в саммитах "семерки" и развития многовекторного стратегического партнерства. Лишний раз мы получили подтверждение тривиального мнения о том, что все наши беды внутренние, и их преодоление собственными силами дает основной импульс для внешней политики и участию в глобальной экономике.

4. Участие в работе "Группы восьми" открывает для России новые возможности по интеграции в глобальную экономику. Решения, принимаемые на встречах лидеров 8 ведущих держав мира, оказывают существенное воздействие на развитие современного мира. Вхождение в "восьмерку" в качестве полноправного члена в значительной мере служит признанием происходящих изменений в России после прихода к власти В.Путина - стабилизация внутриполитической ситуации, более внятная позиция по вопросам сотрудничества с Западом, особенно после событий 11 сентября 2001 г., реформы в экономике.

5. Вместе с тем, членство в клубе "восьми" требует от России, если она стремится закрепить свое положение, более президента Путина должны обеспечить главные условия повышения капитализации российской экономики и защиты ее интересов - открытость, прозрачность бизнеса, устранение административных барьеров на пути деловой активности, переход от "олигархического" к рыночному типу компаний.

6. Важную роль в выработке экономической политики играют регулярные встречи Путина с крупнейшими российскими бизнесменами. Эта новая для России форма взаимоотношений власти и бизнеса нацелена на ускорение решений ключевых проблем развития российской экономики. Инициативы бизнесменов подталкивают исполнительную и законодательную власть к разработке и принятию новых правовых и регулирующих актов в целях создания благоприятного инвестиционного климата. Президент, отстаивая, в частности, необходимость более высоких темпов экономического роста и возврата вывезенного капитала, видит в этом реальную основу обеспечения национальных интересов России в экономической сфере.

7. В период президентства Путина возросло доверие к российской экономике со стороны иностранных инвесторов. Это выразилось в повышении рейтингов России и целого ряда российских компаний и банков, присваиваемых ведущими рейтинговыми агентствами, росте объемов прямых иностранных инвестиций в России. Взвешенная политика внешних заимствований и управления долгом способствовали ослаблению долговой проблемы. Инвесторы обратили также внимание, что в период новых потрясений на мировых фондовых рынках, российский рынок проявляет поразительную устойчивость. Однако в ходе встреч "восьмерки" Путин неизбежно столкнется с вопросом дальнейшей капитализации российской экономики, невозможной без решения проблем входа на рынок иностранных конкурентов, снижения рисков для инвестиций, принятия мер по предотвращению "бегства" российского капитала и отмывания денег.

8. Уверенность инвестиционного сообщества в прорыночной ориентации администрации Путина, поддержка этого курса в рамках "Группы восьми" существенно увеличивают инвестиционную привлекательность России и ставят в повестку дня вопросы не только скорости и масштабности реформ, но и их качества. Одна из первоочередных задач - повышение прозрачности бизнеса и адаптация к новым правилам международной конкуренции, выработанных "Группой восьми" и основными международными организациями.

Прозрачность бизнеса как условие интеграции России в глобальную экономику

1. Негативные тенденции в развитии международного бизнеса на рубеже столетий, наиболее отчетливо проявившиеся в США, остро ставят вопрос о прозрачности и транспарентности операций крупнейших компаний, открытости и доступности информации. Крах целого ряда компаний, считавшихся лидерами в своих секторах, в результате махинаций с финансовой отчетностью и неэффективного менеджмента свидетельствует о необходимости выработки новых подходов к управлению бизнесом, учета операций, контроля за деятельностью компаний со стороны правительств на национальном и международном уровне.

2. Целый ряд международных организаций, прежде всего IMF и FATF, выработали "кодексы поведения", содержащие требования и стандарты деятельности бизнеса и правительств в условиях глобальной экономики. Многие компании вырабатывают собственные кодексы корпоративного поведения. Можно полагать, что подобные документы станут в ближайшие годы определяющим фактором транснациональной экономики.

3. Российские компании, стремящиеся выйти и закрепиться на мировом рынке, не могут игнорировать вызываемое глобализацией ужесточение требований к управлению бизнесом. Закрытость компаний, манипулирование с бухгалтерским учетом н финансовой отчетностью, отмывание денег, использование оффшоров для ухода от налогов и сокрытия прибыли перестает быть конкурентным преимуществом для российских компаний, тормозить процесс их превращения в транснациональные.

4. Россия для успешного интегрирования в мировую экономику, должна принять новые, более жесткие нормы и правила, которые формируются в рамках транснационального бизнеса и международных организаций. Защита наших национальных интересов и повышение конкурентоспособности состоит, прежде всего, не в сохранении барьеров на пути иностранной конкуренции (хотя в определенных формах в обозримый период это неизбежно), а в открытии рынков, повышении прозрачности операций, доступности информации о структуре акционерного капитала компаний, переходе на международные стандарты финансовой отчетности.

5. Глобализация экономики предъявляет более высокие требования и к правительству. На него ложится задача привести российские законы и регулирующие нормы в соответствие с требованиями и стандартами ведущих международных организаций, сформировать эффективную систему мониторинга исполнения принятых решений. Дальнейшее взаимодействие государства и крупных компаний должно исходить из необходимости решения этих задач, что позволит сократить период адаптации российского бизнеса к условиям глобализации, повысит доверие к нему со стороны иностранных партнеров и мирового рынка в целом.


17 июля 2002 г
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=19&idarticle=33

Док. 272874
Перв. публик.: 17.07.02
Последн. ред.: 22.01.07
Число обращений: 388

  • Бугров Андрей Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``