В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.П.Капица. Быть ли Новому Физтеху? Назад
С.П.Капица. Быть ли Новому Физтеху?
Принимая во внимание поистине критическое состояние российской науки, где многими ставится вопрос о том, быть ей или не быть, для самого МФТИ совершенно необходима смелая инициатива молодого поколения, от которого только и можно ожидать должной активности для нахождения нового направления роста. Поэтому следует со всей ответственностью спросить, какие задачи должно ставить перед собой это новое и весьма, заметим, независимое и прагматически настроенное поколение? Любое общество, если оно верит в свое будущее, в смысл собственного существования, должно искать и найти способ воспитания свой интеллектуальной элиты. Я не люблю этот модный ныне оборот, но ради того, чтобы быть понятым, готов его употребить. Как на одно из доказательств необходимости такой элиты, помимо идеи о качественном измерении в развитии общества будущего, можно обратить внимание на то, какое место на разных этажах общества и правящего истеблишмента ныне занимают динамичные и широко образованные выпускники Физтеха, и как, несмотря на все трудности, пробиваются ростки нового.

Основная проблема в том, каков новый социальный заказ, кому и какие нужны новые выпускники Физтеха. Решение этого вопроса нельзя откладывать, и здесь большую роль может и должен сыграть Координационный совет Института, председатель которого -академик А.Ф. Андреев. Только коллективным разумом тех, кому дороги интересы России и Института, можно решить этот вопрос. При этом надо освобождаться и от балласта прошлого. Это трудный и болезненный процесс, который нелегко будет решить новому руководству, поскольку и прежнее далеко не всегда с ним справлялось. Здесь не следует ставить извечный вопрос: "Кто виноват?" Сейчас гораздо важнее решить: "Что делать?"

Рассмотрим как модель, как эскиз будущего, создание Нового Физтеха на основе того, что осталось от лучших баз МФТИ, ряда академических институтов. Пусть это будет учебное заведение, принимающее для начала студентов после первых двух курсов вузов и затем дающее им современное целевое образование. Быть может, новое отделение следует разместить в Москве, а метрополию оставить, как есть, в Долгопрудном, в первую очередь для обслуживания военно-промышленного комплекса и обучения контингента, отобранного на конкурсной основе в Московское отделение, в котором бы только часть обучающихся состояла из студентов МФТИ.
Этот Институт должен быть открыт для студентов из сопредельных стран - из СНГ, а его аспирантура - для всех, и особенно для граждан из стран Юго-Восточной Азии. В странах этого региона хорошо развита прикладная наука, но там до сих пор не удалось создать традицию фундаментальных исследований. Это происходит в силу ряда исторических и культурологических причин, и при всей динамике и колоссальных средствах в этих странах пока не удается вырастить творческих ученых высокой квалификации, в то время, как спрос на такие кадры очень велик. Так, в настоящее время только в США обучается 140 000 китайских студентов, и кто-то остроумно заметил, что современный американский университет - это место, где русская профессура обучает китайских студентов. Однако стратегическое, долговременное и основательное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь с Китаем, заслуживает самого большого внимания. Это могло бы способствовать привлечению значительных средств, особенно для высококвалифицированной аспирантуры. В России еще имеются как кадровые резервы, так и необходимая инфраструктура, пусть и разоренная безвременьем, но, тем не менее, способная служить основой для этого.

Наконец, очень важна аспирантура и для России. Это важнейший этап подготовки смены в науке. В настоящее время аспиранты находятся в особенно тяжелых условиях, так как должны полностью отдаваться работе в самые активные годы творческой жизни и потому лишены возможности подрабатывать на стороне. В то же время это период обретения самостоятельности, образования семей. Поэтому, если мы заботимся о будущем, то это звено в воспроизводстве ученых имеет решающее значение и более всего требует поддержки и внимания.

В области фундаментальной науки потенциал базовых институтов Москвы, в первую очередь РАН, может полноценно служить этой задаче. Создать что-либо подобное в Долгопрудном, как показывает опыт, практически невозможно, потому что уровень и серьезная традиция в науке всего более требует времени и средств, а их нет. Однако в этом районе на основе МФТИ следует создать Технопарк, и внедренческие фирмы уже действуют в этом направлении. В известном смысле, если аспирантура готовит следующее поколение ученых, то система внедренческих фирм как инкубатор по выращиванию из идей научно-технического продукта служит и школой воспитания предпринимателей от науки, и дополняют друг друга. К сожалению, ни законодательно, ни финансово технопарки пока не получили достойных условий для своего развития.

Может быть, в будущем, при удаче и поддержке Московское отделение могло бы стать автономным, с полным курсом обучения. Однако в рамках предложенной схемы основная цель состоит в том, чтобы существенным образом обновить, главное, омолодить преподавательский состав, а сами специальности, включая развитую аспирантуру, ориентировать на современные запросы общества. Последнее не так просто, поскольку для этого нет отработанного механизма перспективного планирования. Но именно благодаря системе Физтеха можно быстро и эффективно подготовить поколение ученых и инженеров, способных решить важнейшие задачи в подготовке нового поколения, заставив платить за это те страны, которые пока еще остро нуждаются в творчески образованных кадрах.

Наконец, не снят с повестки дня вопрос о подготовке кадров для ВПК, которые понадобятся в новых условиях, связанных с грядущей реформой армии и неизбежным ее перевооружением на новом научно-техническом уровне. Это стало ясно после операции "Буря в пустыне" и событий в Югославии, где современное точное вооружение показало свои возможности. Хотя из опыта последних лет видно, что ни армия, ни оборонная промышленность как потребитель выпускников МФТИ пока не готовы быстро изменить свою направленность, однако, есть все основания этого ожидать. Именно такой перспективе можно было бы подчинить МФТИ, в полной мере используя его традиции и связи с оборонным комплексом страны. До наступления подобного заказа подготовка специалистов могла бы происходить, по-прежнему, воспроизводя кадры старым, отлаженным способом, а выпускники МФТИ будут сами находить себя на пути научного предпринимательства или управления. Если же их талант и образование окажутся невостребованными, то выпускники Физтеха по-прежнему будут уезжать за рубеж.

Однако безопасность и процветание России определяются не столько военным могуществом, сколько экономическим развитием, а в обозримом будущем - развитием научно-технического потенциала. От решения этой проблемы в полной мере зависит состоятельность страны в современном мире. Об этом надо думать уже сейчас, иначе мы опять упустим время и скоро вообще перестанем понимать, что происходит в мировой науке. Сегодня есть настоятельная необходимость создания нового высшего учебного заведения, способного ответить на новые требования исторического развития и основанного на опыте Физтеха. Было бы целесообразно на базе лучших научных институтов Москвы рассмотреть возможность создания нового научно-технического университета, ведущего подготовку кадров по следующим направлениям:
1. Прикладная математика
2. Экономика и управление
3. Биолого-технологические специальности
4. Физико-технические специальности
5. Химико-экологические специальности

Начальная численность могла бы составить 500-800 студентов при 100-150 аспирантах и 250 профессоров и преподавателей. Разместить университет следует в Москве на основе ряда базовых институтов РАН, где есть необходимые площади и ресурсы. Начальный бюджет такого университета составил бы 20-40 млн. долларов в год, в зависимости от ставок профессуры, стипендий и обеспеченности помещениями и оборудованием. Естественно, что все преподавание должно вестись на основе системы Физтеха - союза науки и образования.

Создание Научно-технического университета России, несомненно, отвечает современному социальному заказу, от которого в долгосрочной перспективе зависят экономика и наука, оборона и само будущее страны.

Особое место здесь должно принадлежать крупным корпорациям и финансовому капиталу, которым неизбежно приходится брать на себя все больше ответственности при решении вопросов о будущем страны. В частности, развитие внедренческих фирм также невозможно без активного содействия нового капитала. Этим вопросам уделяется недостаточно внимания, но без их учета и решения в союзе с такими новыми структурами трудно с надеждой смотреть в будущее. И речь идет не только и не столько о привлечении средств, сколько об определении цели Института и полноценного использования его выпускников: нельзя, ведь, рассчитывать только на Дядю Сэма.

Таким образом, планы подготовки специалистов следует согласовать как с РАН, Минатомом, Министерством экономики и Министерством науки и технической политики, так и с новыми крупными финансовыми группами и структурами, которые поддержали бы подготовку таких специалистов. В последнее время некоторые мощные финансовые группы выделили средства и начали поддерживать молодых ученых. Хочется надеяться, что это только начало естественного процесса взаимодействия науки и капитала. В качестве следующего шага можно было бы ожидать, что представители капитала примут участие и в Координационном совете МФТИ. В этом можно видеть осознание молодым русским капиталом своей ответственности перед страной и обществом.

Итак, речь идет о том, чтобы в рамках новой политики в области науки и образования на основе Физтеха и того, что осталось от нашей науки, в первую очередь академической, создать Hовый Университет. Университет - в первичном смысле этого слова, не подвергнувшийся центробежным силам распада на узкие специальности, видящий свою силу больше в умении, чем в числе- как центр комплексной подготовки и исследований. Во всей истории последних веков, в годы революций, перестроек и кризисов - всегда в ответ на новый социальный заказ возникали новые учебные заведения. Их выпускники осуществляли новую политику, строили новое общество и новую науку. Так было с Коллеж де Франс и Политехнической школой во Франции, Массачусетским технологическим институтом в США и Физтехом в СССР. Найдет ли новая Россия силы и средства создать такой Новый Университет, отвечающий социальному заказу и традициям нашей страны в области современного естествознания, технологии и управления?

04.10.01
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=12&idarticle=18&loc=3

viperson.ru

Док. 272869
Перв. публик.: 04.10.01
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 345

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``