В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
А.В. Очирова: Социальная безопасность - императив социальной политики Назад
А.В. Очирова: Социальная безопасность - императив социальной политики
Одной из самых актуальных и жизненно важных проблем внутренней политики государства является социальная сфера, состояние которой свидетельствует о том, в каком государстве живут люди, насколько высок коэффициент их безопасности, насколько устойчиво само государство и имеет ли оно будущее.
По существу, состояние социальной сферы является одним из главных индикаторов цивилизованного общества.
Отсутствие социальных гарантий ставит под угрозу общественную стабильность и существенно ослабляет национальную безопасность страны. То же самое можно сказать и о состоянии гражданского общества, без участия которого невозможно и развитие демократии, и установление порядка и безопасности.
К сожалению, современное российское общество не смогло стать основой социальных гарантий для населения, а превратилось в систему социальных рисков. Следует подчеркнуть, что существующие в обществе риски достигли таких масштабов, что поставили под угрозу и саму стабильность общественной системы.
Самым ярким и очевидным показателем неблагополучия социальной сферы является повальная бедность российского населения. Так, по данным Госкомстата, треть населения России имеет доходы ниже прожиточного минимума. Особенно болезненно процесс обнищания сказывается на стариках, инвалидах и детях.
Характерно, что сегодня уже можно говорить о семейной бедности, а значит о детской бедности, как таковой. Это означает, что социальные проблемы имеют детское лицо, что характеризует не только уровень материального обеспечения, но и порождает нездоровый морально-психологический климат в стране.
Особую роль в создании социальной политики, исходящей из принципов безопасности, должно выполнить законодательство, состояние которого на сегодняшний день также является фактором риска, в то время, как в любом демократическом государстве совершенствование законодательной базы является важным способом гармонизации социальной политики, ибо только совершенное законодательство может превентивным образом гарантировать гражданину достойный выход из всех возможных ситуаций.
По медицинской оценке, наличие у человека не менее четырех отрицательных эмоций делают его больным. Таких носителей в нашем обществе большинство. И поэтому мы живем в больном обществе.
Может ли больное общество выздороветь, если оно не знает своего диагноза и даже, может быть, не догадывается о своей болезни?
Видимо, при социальных болезнях, как и в медицине, необходимо не только лечить их проявление, но, в первую очередь, вскрывать и устранять причины.
Поэтому у нас должны быть пересмотрены принципы формирования социальной политики. Эффективная политика должна основываться не на принципе защиты, а на принципе социальной безопасности и иметь в виду не только следствия, а, прежде всего, причины и соответственно этому строить свои технологии, как превентивные механизмы социальной безопасности.
Социальная политика еще не может считаться эффективной, даже если более или менее вовремя выплачивается детское пособие и раздается гуманитарная помощь. Это всего лишь вопрос ответственности финансово-бюджетных органов. Политика не должна быть в принципе похожа на гуманитарную помощь.
Нормативные предпосылки классической теории демократии сориентированы на раскрытие дарований и возможностей каждого гражданина, его участие в политическом процессе. Таким образом, действительно правильное демократическое решение должно стремиться к удовлетворению желаний всех граждан. В нашей стране законодательным путем должно быть закреплено право стариков, детей и инвалидов на социальную безопасность.
На сегодняшний день ясно, что ни одна существующая в стране политическая сила, ни власть, ни гражданское общество единолично не смогут оптимальным образом решить существующие на национальном уровне социальные проблемы. Сильная социальная политика, проводимая в интересах народа, предполагает обсуждение всех важных социально-политических проблем с учетом общественного мнения, заручившись авторитетной поддержкой общественных организаций и граждан.
С точки зрения реализации такого подхода можно создать постоянно действующие структуры между властью и гражданским обществом. Это очень важно не только относительно принятия решений, но и с позиции контроля над их выполнением.
Проблема социального контроля, выполняющая функцию обратной связи в управлении общественными процессами, возникает во всех государственных и общественных системах.
В свете количественных и качественных социальных характеристик в стране можно сказать, что социальные проблемы России традиционно имеют "женское лицо".
Повальная бедность, безработица, низкий уровень заработной платы, проблемы пенсионного обеспечения, коммерциализация социальной сферы, исчезновение или деградация целых отраслей экономики (текстильная и легкая промышленность - пример тому), несовершенство российского законодательства - вот неполный перечень результатов непродуманных реформ. И, наконец, - разбалансированность, разрозненность социальной политики, основанной на принципе защиты, в то время, как эффективная социальная политика должна исходить из принципа безопасности, так как должна учитывать не только социальные следствия, но в первую очередь - причины.
В ситуации, когда ожидается приход на российский рынок транснациональных корпораций и усиление конкуренции во всех отраслях экономики, что приведет к снижению уровня цен и увеличению маркетинговых и других расходов на поддержание рыночных позиций, к значительному падению рентабельности отечественных предприятий и снижению их конкурентоспособности, как никогда важным становится консолидация усилий по поддержанию отечественных производителей и социальной безопасности людей.
Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национальных и международных рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Для текстильной и легкой промышленности России, находящейся в тяжелейшем состоянии, такой вариант, без соответствующей подготовки, неизбежно ведет к полному краху. А это - отрасли промышленности, имеющие большое значение для существенного увеличения ВВП, решения острых социально-экономических проблем, устойчивого развития экономики, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни людей и безопасности страны.
При глобальном сокращении в текстиле встает важный вопрос о градообразующих предприятиях. Социальная ответственность за людей, не только работающих на предприятиях, но и живущих в поселках и малых городах, легла только на собственников предприятий. Очевидно, что это тупиковый путь. Государству необходимо разработать конструктивную стратегию на длительный период и участвовать в ее реализации. Основная задача стратегии должна заключаться в плановом решении социальных проблем, комплексно охватывающем вопросы развития промышленности, занятости и заработков населения.
Многие текстильные предприятия часто сталкиваются с проблемой кадрового дефицита для обслуживания современного оборудования - как ни парадоксально это звучит на фоне женской безработицы и избытка обслуживающего персонала на фабриках. Тысячи людей среднего возраста не могут достойно уйти на заслуженный отдых, т.к. средняя заработная плата текстильщиков не превышает 4500 рублей и, соответственно, мизерная пенсия.
Поэтому сегодня со стороны государства необходима разработка чрезвычайных мер, которые помогут сохранить существующий потенциал и развивать то, что сегодня работает, повысить занятость трудоспособного населения в 1,5-2,0 раза. Необходимо сформулировать и донести до правительства реальные предложения, которые помогут не выживать, а стать на путь эффективного развития и, в конечном счете, принести выгоду государству как в косвенном виде - социальное благополучие населения, так и в прямом в виде - увеличение налоговых выплат.
Анализ сложившейся ситуации в конкретной весьма значимой отрасли - текстильной и легкой промышленности - убедительно подтверждает выводы о том, что формирование социальной политики, основанной на принципе социальной безопасности, сегодня, в контексте национальных проблем, является самой актуальной и приоритетной задачей.



А.В. Очирова
22.01.2007

Док. 272868
Перв. публик.: 22.01.07
Последн. ред.: 01.03.07
Число обращений: 2211

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``