В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.П. Капица. Создание учебников и междисциплинарные исследования Назад
С.П. Капица. Создание учебников и междисциплинарные исследования
Для полноценного обеспечения преподавания необходима систематическая работа высшей школы и самого корпуса науки по написанию полноценных учебников и обобщающих монографий, суммирующих и излагающих с общей позиции частные результаты исследований. На таких книгах более всего воспитывается следующее поколение ученых и инженеров, преподавателей и практиков. Напомним, для примера, какое влияние на советскую, а затем и мировую науку оказали "Курс теоретической физики" Ландау и Лифшица, "Курс общей химии" Полинга, "Курс молекулярной биологии" Уотсона. Массачусетская серия книг по радиотехнике сыграла аналогичную роль в других областях знаний. К сожалению, в настоящее время - не только в нашей стране, но и в мире - появление подобных книг становится все менее вероятным, а написание учебников все чаще попадает в руки ремесленников. Происходит это по причине отделения исследовательского корпуса науки от преподавания. Создание учебника - своего рода знака целой эпохи- требует долгих усилий и редко бывает коммерчески выгодным. Основные учебники должны писаться отечественными учеными на русском языке. При всей пользе переводных изданий, их значение всегда будет вспомогательным. Иными словами, учебники есть неотъемлемая часть национальной культуры развитой страны, а без корпуса отечественных ученых, интегрированных в мировую науку, невозможно и полноценное использование ее достижений.

В настоящее время наука развивается на основе узкой специализации, когда решение конкретного вопроса, будь то в области теории или экспериментальных исследований, становится основной целью ученого. Именно так получена большая часть наших знаний, на этой основе воспитываются кадры, и все в большей степени происходит финансирование науки. При этом конкретные результаты в возрастающей мере отдаются в фонд мировой науки - той совокупности знаний, которым располагает человечество в целом. Так обстоит дело с результатами, в первую очередь, фундаментальных исследований, которые затем обеспечивают развитие прикладных работ, а потом и практических разработок и рекомендаций. Такая организация науки оказалась очень эффективной, и поэтому мало кто задумывается об ее недостатках и трудностях.
Однако есть не менее важная функция науки - это междисциплинарные исследования. Если перечисленные сочинения обобщали опыт целых отраслей знаний, оказывали влияние на мышление поколений и подготовку специалистов, то междисциплинарные работы в настоящее время приобретают конкретное и исключительное социальное значение. Более того, от их разработки зависит судьба целых отраслей не только знаний, но и промышленности, экономики, отношение к важнейшим социальным задачам, проблемам, которые стоят перед человечеством. К сожалению, современные науки, как естественные, так и общественные, оказались не подготовленными к этому важнейшему социальному заказу нашего времени. Поэтому в обозримом будущем все большее значение должны приобрести междисциплинарные комплексные исследования. Поясним это примером.

Междисциплинарной проблемой стали климатические изменения в Средней Азии вследствие роста поливного земледелия. В значительной мере было потеряно Аральское море, и одновременно наблюдалось резкое снижение уровня Каспия. Отсюда возникла технократическая идея переброски северных рек. Нас спас назревающий экономический кризис, когда такой проект невозможно было обеспечить ни средствами, ни политической волей. Но, с другой стороны, недавно уровень Каспия начал неведомым образом подниматься. Таким образом, стало ясно, что эти грандиозные проекты переброски рек не были научно и объективно обоснованы с момента их постановки.

Поэтому и обществу будущего, каким бы оно ни было, и самой науке необходим новый синтез, новое видение мира. Ибо одна из причин современного кризиса - это кризис прежнего мировоззрения, корни которых уходят в прошлое, в рационализм XVIII века, в веру в детерминированность развития, что реализовалось в механистическом, редукционистском мышлении. В области образования и организации науки это выразилось во все более узкой специализации, что характерно и для Запада, а в общественной мысли нашло свое выражение в марксизме и привело к развитию таких тенденций в СССР.

Новое миропонимание может возникнуть только на стыке и в результате взаимодействия естественных и социальных наук. Поэтому очень важна инициатива члена-корресподента РАН H.В. Карлова, решительно утвердившего в годы ректорства в Физтехе гуманитарный цикл. Теперь мы видим его значение не только в большей полноте образования наших студентов, но и как задел для комплексных научно-социальных программ. Потенциальными заказчиками могут быть военные, большой бизнес и правительство. В этом деле более всего важен уровень, качество подготовки и исследований. Появление в наше время большого числа исследовательских и аналитических групп, предлагающих в современных условиях услуги по планированию, разного рода прогнозам, показывает, с одной стороны, наличие спроса на такие исследования, с другой стороны, уровень работ зачастую оставляет желать лучшего. А механизм рынка пока не упорядочил эту потребность и вряд ли сделает это в обозримое время.

Целый комплекс междисциплинарных проблем возник при появлении ядерной энергии. Исторически в очень короткие сроки человек овладел источниками энергии, на много порядков превышающими все, чем он до сих располагал. Однако мы оказались мало подготовленными к использованию этих могучих сил. Во всем сложнейшем комплексе проблем, в значительной мере из-за разобщенности ученых разных ведомств и специальностей, чрезмерного засекречивания даже общих сведений,- должного междисциплинарного охвата возникающих проблем не было. Не было и оценки фактора безопасности: создатели реакторов утверждали, что они настолько безопасны, что их можно поставить на Красной Площади. Я напоминаю об этом не с целью кого-то обвинить, а чтобы подчеркнуть сложный, комплексный характер этой проблемы. Без оценки психологической и социальной ситуации, развитие ядерной энергетики неминуемо приводит, в худшем случае, к Чернобылю или наталкивается на резкое, по существу, иррациональное неприятие ядерной энергии, как это происходит в Германии и США. Российское же общество показало свою неподготовленность, решая вопрос о ввозе отработанного топлива атомных электростанций, когда была очевидна полная растерянность общественного сознания при обсуждении и принятии разумных и обоснованных решений. Стремительное развитие науки влечет за собой не менее остро поставленные сложные морально-этические проблемы, возникшие в связи с современными медико-биологическими и генетическими исследованиями.

Если указанные вопросы возникали в масштабе одной страны, то сейчас все большее значение приобретают междисциплинарные проблемы, имеющие международное, глобальное значение. Такой проблемой в недавнем прошлом стали последствия ядерной войны, когда всерьез задумались над тем, что произойдет при взрыве 60000 ядерных боеголовок, накопленных за годы холодной войны. Использование только десятой части ядерного оружия привело бы к глобальным последствиям, не имеющим национальных границ, к катастрофическим результатам для всех жителей нашей планеты. Очевидно, из-за того, что не было какого-либо серьезного анализа последствий их применения, поставленного как междисциплинарной проблемы, могло произойти такое бездумное умножение числа зарядов и рост ядерных арсеналов. Подобная ситуация теперь вновь возникла в связи с ПРО, которая также потребует комплексного междисциплинарного подхода уже на международном уровне обсуждения этой проблемы.

В последнее время развернулась дискуссия вокруг проблемы изменения климата из-за антропогенного увеличения концентрации парниковых газов в атмосфере. Сейчас есть основания считать, что результаты модельных расчетов не в полной мере описывают весь комплекс явлений, связанных с глобальным потеплением. В то же время эти расчеты уже легли в основу всеобъемлющих международных соглашений и связанных с ними политических решений. Когда нет достаточно полного понимания проблемы, то неуместен и алармизм, справедливый в случае с тревогой по поводу опасности мировой ядерной войны.

Причины обращения к такому прагматическому редукционизму лежат глубоко и связаны с далеко идущими традициями научного поиска и исследований - той методологией, о которой говорилось в начале статьи. Именно все более узкая специализация, когда анализ превалирует над синтезом, приводит к тому, что в настоящее время предпринимается все меньше попыток обобщений и отсюда существенно снизился уровень междисциплинарных исследований. По признанию председателя Правления РФФИ академика М.В. Алфимова, поддержка междисциплинарных исследований испытывает трудности, связанные как с отбором квалифицированных групп ученых, так и с тем, что большинство рецензентов, обычно весьма квалифицированных, но узких специалистов, часто не имеют необходимого кругозора. Иными словами, современная система организации и поддержки науки сама себя воспроизводит.

Это, несомненно, способствовало и тому, что очень снизился авторитет ученых, доверие к науке, восприятию обществом научной мысли как составляющей современной культуры. Более того, возрос интерес к псевдонауке, а широковещательные обещания невежд и авантюристов привели к поддержке таких "исследований" властями на очень высоком уровне. Не буду перечислять эти печально известные случаи, не делающие чести российской науке и показывающие, насколько глубоко зашел процесс кризиса науки как части общественного сознания: в больном теле больной дух. Поэтому так актуально создание при РАН под председательством академика Э.П.Круглякова Комиссии по лженауке и издание Русским гуманистическим обществом журнала "Здравый смысл", главный редактор которого профессор философии МГУ В.А. Кувакин. Отметим, что в области философской мысли отрицание опыта науки связывают с постмодернизмом, оказывающим значительное влияние на настроение умов Франции и США.

Вопрос о развитии междисциплинарных исследований самым тесным образом связан с созданием национальной идеи, если хотите, новой идеологии, и заполнением духовного вакуума, который возник после крушения советского строя в нашей стране и кризиса общественного сознания в странах Запада. С другой стороны, в настоящее время все с большей остротой стоит проблема мира, нашедшая свое выражение в идее культуры мира, сформулированной бывшим Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором. Культура мира должна сменить культуру войны и насилия, которая на протяжении всей истории человечества доминировала в умах людей. Смену установок следует связать с глобальным цивилизационным переворотом, переживаемым человечеством при демографической революции. Разработка и распространение идеи диалога культур как междисциплинарной комплексной проблемы, поставленной ООН, требует не только доброй воли, но поддержки и пропаганды не столько гуманистического почина, сколько объективного исторического заказа.

В области междисциплинарных исследований все большую роль приобретает международное сотрудничество ученых, что способствует как независимости экспертизы, так и взаимному обогащению разных интеллектуальных традиций. Одним из первых центров, призванных проводить такие исследования, стал Международный институт прикладного системного анализа в Австрии. Однако в последнее время он все больше сосредотачивается на отдельных конкретных исследованиях и отходит от общих проблем. В США интересен опыт работы Института Санта Фе, ставшего признанным центром системных исследований. Естественное место организации подобного института - крупный университет. В этом смысле многообещающим центром становится Институт Комплексных исследований имени И.Р. Пригожина при Московском государственным университете. Возникающее же множество мелких групп часто не имеют нужного научного потенциала. Более того, в некоторых случаях научная беспристрастность и принципиальность приносятся в жертву групповым интересам или политическим амбициям, что также не способствует авторитету науки.

Методологической основой для многих работ служит синергетика, выросшая из современных системных исследований и физики нелинейных явлений, имеющая большие традиции в отечественной науке. В междисциплинарных исследованиях мощным инструментом стало математическое моделирование. Однако важнее всего овладение идеями и понятиями перечисленных методов учеными из смежных наук, в первую очередь, обществоведами. Так, междисциплинарные исследования, несомненно, должны привести к новому синтезу естественных наук и наук об обществе и человеке. Здесь есть еще общее препятствие - преодоление редукционизма, стремления все разложить по полочкам специальных знаний, разделенных плохо проницаемыми перегородками. Ученые превращаются в знатоков, стремящихся обособиться в мире своих узких цеховых интересов и разговаривающих между собой на своем жаргоне о своих заботах. Эти стремления понятны и хорошо выражены в высказывании о том, что наука - лучший способ удовлетворения своих интересов за счет общества. Замечание, популярное среди острословов недавнего прошлого, нам дорого обходится, а редукционизм стал доминирующей тенденцией в прагматически настроенных США.

Как хорошо известно, левое полушарие больше ориентировано на анализ, на линейное, логическое мышление и язык (недаром в Физтехе хорошо учат языкам). В математике это отвечает алгебре и анализу, в то время как геометрия и топология требуют участия правополушарных функций мозга и восприятия свойств объекта в целом. Таким образом, целостный междисциплинарный охват проблемы связан с полноценным правополушарным мышлением, ответственным, в частности, за музыкальные способности (недаром четверть наших студентов учились и в музыкальных школах).

Подобным образом соседствует интуитивный подход экспериментатора и математизированное мышление теоретика - сама система Физтеха основана на развитии этих двух начал в сознании человека, от которого во многом зависит полнота творческого потенциала.

От того, в какой мере российская наука, имеющая замечательные традиции синтеза и междисциплинарных исследований, традиций, связанных с именами Д.И. Менделеева и В.И. Вернадского в области химии, наук о Земле (а в области физики и математике -
с А.Ф. Иоффе, А.Н. Колмогоровым и М.А. Лаврентьевым), сможет их сохранить и поддерживать, зависит будущее нашего высшего образования и науки. Если частные результаты, входящие и обобществленные в корпусе мировой науки, можно получить извне, позаимствовать, то, только полноценно участвуя и инициируя междисциплинарные исследования, можно рассчитывать на значимые результаты и выводы.

4.10.01
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=12&idarticle=18&loc=2

viperson.ru

Док. 272867
Перв. публик.: 04.10.01
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 401

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``