В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С.П.Капица. Состояние мировой науки и задачи высшего образования Назад
С.П.Капица. Состояние мировой науки и задачи высшего образования
Сегодня наша страна и наука - фундаментальная и прикладная - стали открыты миру, а не противопоставлены ему. Глобализация науки, с общим информационным, инструментальным и кадровым пространством, как это ни парадоксально, приводит к неизбежному сокращению фронта исследований в отдельно взятых странах. Это верно для России, стремившейся до последнего времени охватывать в рамках советской науки большинство, если не все отрасли знания, измеряя их уровень по местным, а не мировым стандартам. Глубокий кризис постиг советские общественные науки, поскольку исчез главный предмет их исследования, а метод подвергнут критике.
Следует заметить, что в напряженном состоянии перестройки находится и наука Запада, только, по известной аналогии, если у них насморк, то у нас холера... Симптомы кризиса видны не только в России, и это, уже при более интимном знакомстве с Западом, поняли многие. В странах СНГ наступил глубокий кризис науки, связанный с агрессивным национализмом, исходом русской интеллигенции и экономической разрухой. В этом отношении дела в России выглядят несколько лучше, и здесь просматривается новая миссия российской науки и образования, где сохранение, укрепление и развитие русскоязычного культурного пространства и его влияние в сопредельных странах, несомненно, относится к политическим приоритетам России.
Несмотря на картину распада, не все так плохо, и надежду на будущее следует связывать как со сменой приоритетов, так в еще большей степени со сменой поколений. Сейчас в политике, деловом мире основную роль играет молодое поколение - от 25 до 40 лет. Это им принадлежит будущее, более того, они и есть это будущее, и сегодня к руководству МФТИ пришло именно это поколение. Более всего трудна, если не печальна, судьба пятидесятилетних, которым грозит участь стать "потерянным поколением" нынешнего кризиса. Им трудно вписаться в новую систему, в новый мир, где так стремительно изменились ценности и приоритеты. Старшему поколению, к которому принадлежит автор, следует, наверное, сказать, что оно свой долг исполнило и теперь может писать собственный вариант недавней истории.
Главный урок МФТИ - это сама система Физтеха: только при тесном союзе и сотрудничестве высшей школы и науки возможно современное и эффективное воспитание нового поколения ученых и инженеров. Для нашей науки, в первую очередь фундаментальной, союз с образованием может и должен стать смыслом общественного бытия - так, как это и происходит во многих странах мира, где наука не была столь милитаризирована, идеологизирована и искусственно отделена от высшего образования, как в Советском Союзе. Поэтому отрадным стало активное развитие все больших связей между Российской Академией Наук и Московским государственным университетом. При обсуждении судеб и смысла фундаментальной науки взаимодействие с системой высшего образования следует рассматривать как важнейший канал реализации ее интеллектуального и культурного потенциала. Это ответ на вопрос о том, как внедряются в практику достижения фундаментальной науки. В первую очередь, через образование следующего поколения студентов, которые несут полученные знания дальше - в школы, в производящую сферу, прикладную науку. Вместе с этим так реализуется культурный и нравственный потенциал науки и ее носителей - крупных ученых.
Проблема утечки умов требует особого рассмотрения. Именно благодаря тому, что русская наука теперь полноценно вошла в мировую науку, мы и столкнулись с этим явлением, давно известным в других странах. Однако в настоящее время утечка умов приобрела очень большие масштабы, угрожающие не только будущему нашей науки и высшего образования, но и состоятельности страны в целом:
С.Ю. Глазьев, известный экономист, депутат Госдумы оценивает потери России от утечки умов в 100 миллиардов долларов. Чтобы это понять, укажем, что из МФТИ за последние десять лет только в США уехало не менее 1500 наших выпускников, причем лучших. По уровню своей подготовки выпускники Физтеха соответствуют, если не превосходят, выпускников лучших вузов Америки, демонстрируя превосходство нашей, российской и советской, системы образования. В знаменитом Массачуcетском технологическом институте (MTI) на выпуск одного молодого специалиста затрачивается не менее одного миллиона долларов. Это вовсе не те деньги, которые платит за образование студент, это затраты общества. Действительно, годовой бюджет MTI составляет около 2,5 миллиардов долларов, - больше чем годовой бюджет всей российской фундаментальной науки. Можно считать, что одна половина этой суммы идет на обучение студентов, а другая - на научный сектор института, где, в отличие от МФТИ, нет базовых институтов. При выпуске около тысячи в год мы и получаем приведенную оценку, с которой согласны эксперты. Иными словами, только из МФТИ мы поставили специалистов, стоимость подготовки которых составила для США полтора миллиарда долларов.
Цена специалистов уровня кандидата наук выше и, соответственно, ученых высшей квалификации - еще выше, но все же намного ниже цифр, которые упоминаются при переходе одного футболиста или хоккеиста высшей лиги из одной команды в другую, наглядно показывая, как в современном мире оцениваются таланты человека. По сообщению Американского физического общества, в 2000 году средняя годовая зарплата физика - кандидата наук (РhD) составляет 90 тыс. долларов. При всей разнице масштаба цен и стоимости жизни в США и России контраст впечатляющ. Заметим, что Европейскому Сообществу на ближайшие десять лет потребуется не менее 300 тыс. квалифицированных специалистов, чтобы обеспечить развитие в постиндустриальную информационную эпоху.
Справедливости ради надо отметить, что многие наши ученые, несомненно, вернулись бы обратно в Россию, если только им были бы представлены мало-мальски нормальные условия для работы и жизни на родине. С другой стороны, современному ученому совершенно необходима длительная стажировка в других странах, и это следует считать не только нормальным, но и необходимым условием для его полноценного образования. Практически во всех странах принято каждые семь лет представлять профессору годичный отпуск при полном содержании для научной работы и ознакомления с современным состоянием науки в других странах. Но совершенно очевидно, что все сказанное относится к области невероятного, пока профессор МФТИ получает меньше дворника.

4 октября 2001 г.
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=12&idarticle=18&loc=1

viperson.ru

Док. 272866
Перв. публик.: 04.10.01
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 448

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``