В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Профессор С.П. Капица. Опыт Физтеха - кафедра физики и путь в будущее Назад
Профессор С.П. Капица. Опыт Физтеха - кафедра физики и путь в будущее
Пятидесятипятилетие МФТИ дает повод, обозревая полувековой опыт работы института, взглянуть на его будущее. Мои рассуждения о системе МФТИ построены, в основном, на примере кафедры физики Физтеха, которой я заведовал 35 лет до 1998 года, посвятив этому делу половину жизни.

Каким бы славным ни было наше прошлое, только будущее, каким бы неясным оно ни казалось, представляет значение, поскольку есть возможность на него повлиять. Наша страна переживает резкий перелом в развитии. Симптомы этого перелома хорошо известны, хотя его глубинные причины до конца не поняты. В свое время появление Физтеха также было связано с наступлением новой эпохи, нового социального заказа нашей науке и образованию. Именно тогда, в исторически сжатые сроки, была предложена парадигма Физтеха, быстро решена и успешно осуществлена подготовка кадров для новой науки и техники. Этот исторический опыт ценен и сегодня. Более того, принятая тогда схема показала свою действенность и жизнеспособность и поэтому может помочь найти решение нашему движению в будущее.

Будем справедливы - пока это движение по инерции. Мы должны со всей откровенностью сказать, что еще не сформулированы новые задачи, не осознан новый социальный заказ. Более того, печальное, даже трагическое состояние, в котором оказались наши наука, техника и промышленность, связано в значительной мере с тем, что до сих пор, несмотря на грандиозность и глубину произошедших перемен, перед страной, перед высшей школой и институтом не поставлены новые задачи. Не заключен на новой основе и общественный договор между наукой и обществом, системой образования и страной, потому так разнообразны предлагаемые решения, потому и новые вузы часто создаются без должного понимания задач, без необходимого кадрового обеспечения.

Есть все основания думать, что перемены сегодня намного глубже, чем те, что произошли полвека тому назад после победного завершения войны, когда возникла необходимость ответить на вызов времени. Быть может, они сравнимы с тем, что произошло почти 80 лет тому назад, после Революции, потрясшей до основания устои общества. Однако в историческом плане это, наверное, даже значительнее, поскольку перемены затрагивают не только нашу страну, но и весь мир. Сущность этих перемен, несомненно, станет предметом анализа историков и обществоведов в будущем - только в широкой исторической перспективе можно оценить масштабы происходящего. Нам же, застигнутым врасплох в турбулентном скачке событий это труднее понять, и я думаю, что мы до конца не осознаем значимость случившегося.
Если обратить внимание на факторы, имеющие отношение именно к Физтеху, то это крушение всей системы нашей военной машины, в первую очередь ее стратегического крыла. 30 тысяч ядерных боеголовок оказались не столько символом могущества (смысл которого проблематичен, поскольку является результатом доктрины ядерного противостояния в эпоху холодной войны), сколько опасным грузом. Средства доставки - ракеты и стратегические бомбардировщики, не говоря уже о мощнейшем флоте, подводном и надводном, стали на вечный прикол, во многом перестали быть боеспособными, а десятки тысяч офицеров оказались без дела на службе и без цели в жизни. Крупнейшие НИИ превратились в обузу для общества, молодежь ушла, а старые кадры остались на дожитие. Колоссальные средства, вложенные в ВПК, лежат тяжелым бременем на экономике страны. Армия оказалась вовлеченной в многолетний внутрироссийский конфликт, приведший не только к большим потерям, но к еще большей деморализации как самой армии, так и страны.

Это моральное состояние, быть может, хуже и опаснее экономического спада. Как у тяжело больного теплится надежда на выздоровление, а его родственникам говорят, вымогая деньги, что есть еще шанс, так и здесь подсознательно возникает надежда на возвращение великого прошлого. Оно не вернется, а если и придет новый военно-промышленный заказ, то для этого надо смотреть вовсе не на Европу и НАТО или даже на Кавказ и Ближний Восток, как на демонстрацию силы современного оружия и бессилия армии в решении политических вопросов, а на демографическую бомбу, заложенную в Средней Азии, или на растущую разницу стратегического потенциала России и Китая, чтобы понять, что нас может ожидать. Очевидно, что такие задачи будет решать не поколение, стоящее ныне у руля Физтеха и той системы, которой он пока служит. Так же, как при рождении МФТИ, когда его создавали 40-50-летние, а работали 25-30-летние преподаватели, в будущем руками и умом следующих поколений будут решаться новые задачи. Не следует думать, что именно военные. Если вероятность нового глобального конфликта мала и по-прежнему сдерживается ядерным противостоянием, то основная схватка в обозримом будущем будет в области экономики и производительности труда, интеллекта. Более того, именно эти процессы окажутся решающими, поскольку в мире кончается эпоха, следующая принципу "сила есть- ума не надо".
Действительно, ныне человечество в целом переживает глубочайший цивилизационный поворот от количественного роста, в первую очередь числа людей и других критериев могущества общества, которые сформировались в течение тысячелетий. Во всех развитых странах, в том числе и в России, население стабилизировалось. В ближайшие десятилетия этот процесс охватит весь мир и перед всеми нами возникнет вопрос, по какому пути пойдет развитие. Раз количественный рост по основному параметру закончился, то остается качественное развитие, или альтернатива: упадок и разложение. Отсюда следует, что новую эпоху эволюции человечества определит развитие культуры, науки, образования. Именно эта тенденция уже просматривается в странах Европы, США, в Японии и стремительно развивающихся других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно на такой экономической мизансцене будет по-крупному происходить развитие мировой цивилизации, и этот исторический вызов брошен России.

Мы же до сих пор при определении приоритетов общества практически не думаем о масштабах времени и пространства, озабоченные, в первую очередь, вялотекущими вопросами выживания. В то же время только так мы можем определить как будущее развитие страны, так и действия на участке высшего образования, за что, так или иначе, ответственны. Более того, Физтех как институт, отвечавший в прошлом на самые актуальные задачи, и сегодня должен взять на себя решимость, хотя бы виртуально, определить путь в будущее. Организационные и интеллектуальные традиции, опыт Физтеха, "система Физтеха" дают для этого все предпосылки и достаточные основания.

К сожалению, на указанную ситуацию, которая формировалась на протяжении последних десяти-пятнадцати лет, мы - я имею в виду нашу науку и МФТИ как некогда передовой отряд по подготовке кадров - своевременно не прореагировали. Так, двадцать лет тому назад была сделана попытка начать подготовку экономистов. Нас поддержали ректор МФТИ академик О.М. Белоцерковский, и директор Института мировой экономики и международных отношений академик Н.Н. Иноземцев, прекрасно понимавшие перспективы страны и тенденции роста. Заметим, что те несколько выпускников, которые закончили МФТИ с экономическим и управленческим уклоном, с блеском состоялись. Однако это была краткая вспышка, погашенная внешними силами, а не долговременная политика, это был шанс, который мы упустили.
Далее, следует упомянуть экологическую специальность. Это направление у нас было, однако, не получило своевременного развития. Здесь трудно винить Физтех. Экология и природоохранные ведомства у нас слабы и маломощны, а недавним решением Правительства даже потеряли свой независимый государственный статус. Таким образом, экономика, управление и экология не получили должного в рамках самостоятельных факультетов развития в МФТИ, и эти потенциально важные направления по-прежнему находятся на положении бедных родственников у некогда богатых, но теперь уже разорившихся старших братьев. О возможностях, которые здесь есть, красноречиво говорит успех МФТИ в разработке новых технологий очистки воды. Эта, казалось бы, сторонняя технологическая задача, на самом деле, касается благополучия и здоровья сотен миллионов людей и, по решению ЮНЕСКО, водоснабжение отнесено к важнейшим проблемам человечества. Вот так происходит переоценка ценности научных разработок. То, что с большим опозданием Физтех только теперь начал подготовку по таким направлениям, подчеркивает, насколько значительным был этот стратегический просчет. Смысл всего сказанного ясен: МФТИ слишком медленно эволюционирует, и потому не в полной мере отвечает запросам страны и общества.

До последнего времени наше главное преимущество - солидное общее образование. Действительно, наши студенты, получив образование в области математики и физики, обладают острым и тренированным умом. Наши выпускники поэтому по-прежнему в цене как в России, так и за рубежом. Однако это показывает только, насколько сильна наша подготовка и как велика инерция хорошо налаженного механизма.
В образовании, которое давало и дает МФТИ, центральное место принадлежит математике и физике. Именно фундаментальное физико-математическое образование лежит в основе "системы Физтеха", поэтому я обращусь, как говорил выше, к опыту кафедры физики.

Кафедра физики Московского Физико-технического института.
Кафедра физики и курс общей физики, который ею обеспечивается, занимает центральное место в учебном плане, во всем учебном процессе Физтеха. Это определено значением физики в современной системе естественных наук. Физика стала основой наших представлений о природе в целом - от бесконечно удаленных галактик Вселенной до звезд и планет, мира живого и неживой материи, наконец, атома, ядра и самих элементарных частиц. С другой стороны, практически все достижения современной техники, множество технологических процессов стали возможными благодаря открытиям физики и пониманию природы, которая она дает. Именно в понимании природы вещей заключено все могущество физики как науки и поэтому так ценно образование, которое дает физика. Как бы ни были важны конкретные представления в стремительно развивающихся областях знания, сопровождающиеся все большей специализацией, только физика дает возможность глубокого понимания и всестороннего охвата реального мира, будь то в поразительных по своей общности и могуществу построениях теоретической физики или прозрении в результате экспериментальных исследований, которое часто открывает путь к новым областям техники. Наконец, сам метод исследований, развитый в физике, все с большим успехом реализуется в самых различных областях, начиная от современной медицины и кончая результативными поисками в области общественных наук и экономики. Поэтому не удивительно, что наши выпускники оказываются востребованными в самых различных областях.
В основе всей работы кафедры лежит курс физики, объемом 1340 часов, сформированный несколькими поколениями ученых и преподавателей. Он един для всех факультетов и специальностей института, и это единство пока удалось сохранить, несмотря на продолжающиеся нападки и требования перейти к специализированному преподаванию физики, оправдывая это прагматическими и недальновидными соображениями. Однако именно единством курса обеспечивается его фундаментальность и качество образования. Для достижения этого с самого основания института к преподаванию были привлечены крупные, активно работающие ученые. Если академик П.Л. Капица основал кафедру, то затем ею последовательно заведывали академик Г.С. Ландсберг, профессор Г.С. Горелик и член-корреспондент Н.Е. Алексеевский. В разные времена на кафедре преподавали члены Академии Наук: Л.Д Ландау, Е.М. Лифшиц, А.И. Шальников, Г.С. Зацепин, Р.З. Сагдеев, С.М. Рытов, Л.П. Питаевский, Ю.В. Шарвин, М.С. Хайкин, В.И. Рыжий, А.Я. Паршин, М.Д. Галанин, И.А. Фомин,
И.Ф. Щеголев. Большой вклад в преподавание внесли профессора: Ю.В. Афанасьев, Л.Б. Луганский, Л.Л. Гольдин, В.Н. Долгополов, Б.Г. Ерозолимский, Д.А. Заикин, С.А. Славатинский, А.С. Кингсеп, Н.А. Кириченко, М.Г. Кремлев, И.М. Крылов, А.А Иванов, Л.А. Микаэлян, В.Н. Петренко, О.А. Ольхов, Э.И. Рашба, Ю.М. Ципенюк и многие другие физики, о которых теперь можно вспомнить словами поэта:
"...иных уж нет, другие странствуют далече".

Если упомянутые ученые работали по совместительству, то очень большой вклад как в построение курса, так и чтение лекций был внесен профессорами Д.В. Сивухиным, С.М. Козелом, Г.Р. Локшиным, М.В. Свиридовым, А.В. Лейманом, работавшими и работающими в штате кафедры, не говоря уже о преданных делу многих замечательных преподавателей, отдавших годы жизни Физтеху, где в течение 40 лет бессменным заведующим методической лаборатории кафедры была Н.И. Петеримова. Именно содружеству совместителей и штатных преподавателей, активно работающих ученых, во многом мы обязаны высоким уровнем преподавания, отвечающим требованиям современной науки. Совместители персонально приглашались из двадцати базовых институтов разных ведомств, и, таким образом, на кафедре были представлены все основные направления современной физики - как фундаментальной, так и прикладной, - принадлежащие разным традициям. Отметим, что кафедры физики, математики и теоретической физики сами составляли программы курсов, обобщающие согласованный методический опыт, и эти программы не требовалось утверждать в вышестоящих инстанциях. Кафедра большое внимание уделяла соотношениям между экспериментальными и теоретическими аспектами программ, чтобы никак не поддаваться искушению превращать общую физику в удешевленную теорфизику.
Если первоначально общий курс физики читался первые пять семестров, то, начиная с 1992 года, он продолжался уже полных три курса и, как и раньше, завершался заключительным экзаменом, в значительной мере соответствующим уровню бакалавриата. Это было уникальное событие, когда к экзамену привлекались не только преподаватели самой кафедры, но и ученые, приглашенные из всех основных кафедр базовых институтов. Таким образом, каждый год экзаменовались не только наши студенты, но и кафедра выносила на нелицеприятный смотр коллег результаты своей работы.

Я должен отметить, что возникающая при этом критика и обратная связь, несомненно, способствовали успеху дела и укреплению живых связей в воспитании следующего поколения физиков. На экзамен студенты выносили собственное самостоятельное исследование или реферат какой-либо актуальной работы, выполненные под руководством преподавателя, ведущего семинарские занятия. Так, уже со студенческой скамьи, устанавливалась связь поколений и отбор учеников, что и привлекало к преподаванию работающих физиков очень высокой квалификации. Ученые, сотрудничество которых с нами невозможно переоценить, были глубоко заинтересованы в своей работе и очень дорожили контактами с молодежью. Чтение лекций по общему курсу физики, который по праву считается одним из сложнейших в высшей школе, традиционно сопровождалось лекционными демонстрациями, чему способствовал хорошо оснащенный демонстрационный кабинет.

Значительное место в курсе физики занимали лаборатории, и за 6 семестров студент должен был выполнить и сдать 45 работ. Всего в практикуме, который непрерывно обновлялся, было более 120 разных работ при их общем числе около 470. Описания лабораторных работ, собранные в сборники, вышли в нескольких изданиях. Кафедрой физики был предпринят перевод лучшего американского 5-томного курса физики, редактором которого был Ч. Киттель, профессор университета Беркли. Но в основе преподавания лежит 6-томный "Курс физики"
Д.В. Сивухина, а также ряд отдельных учебных курсов, написанных в разное время сотрудниками кафедры. Следует особо упомянуть задачники по курсу общей физики, где большую работу провел доцент В.А. Овчинкин. Эти задачники, основанные на громадном портфеле задач, собранных на кафедре за многие годы, также вышли в нескольких изданиях. Ряд оригинальных задач были предложены для заключительного экзамена, а для меня способность ставить задачи служила важным критерием при оценке преподавателя. Большое значение для роста преподавателей имела система факультативных курсов, число которых доходило до 20 в год, представленных на выбор студентам.

На кафедре силами штатных преподавателей и при участии совместителей велись различные исследования, к которым привлекались студенты и аспиранты, причем и здесь уровень работ во многом определялся влиянием и заказом со стороны базовых институтов. Сотрудники кафедры очень многое делали для привлечения студентов в Физтех, работая в заочной Физико-математической школе, других школах Москвы, организовывая олимпиады, выездные экзаменационных сессии. Именно репутация Института, в первую очередь уровень профессуры и участие крупных ученых, привлекали и привлекают в МФТИ замечательных студентов со всей страны и сопредельных государств. Сохранение этого уровня, несомненно, должно иметь самый высокий приоритет.
Однако с сожалением надо отметить, что за последние годы уменьшилась возможность привлечения в МФТИ квалифицированных кадров, совмещающих науку с преподаванием физики и других специальностей. Эта тенденция наблюдается на ведущих кафедрах Института. Если она сохранится, то произойдет неизбежное снижение уровня преподавания и руководства кафедрами, провинциализация профессуры, прекратится приток наиболее сильных абитуриентов, что станет началом конца МФТИ.
Одним из самых печальных факторов стало старение преподавательского состава. Так, средний возраст на кафедре физики составляет 55 лет, а для профессорского состава - и того выше. Это очень тревожный сигнал, потому что дело не только в физическом и умственном старении, а в том, что в настоящее время возникает сильный разрыв в поколениях. В силу стремительности процессов, происходящих в обществе и физике, сейчас есть опасность растущего взаимного непонимания ценностей и отношения к жизни и науке. В результате такого разрыва нарушаются человеческие связи, на которых, в конечном итоге, основан весь педагогический процесс, и будет разрушена преемственность при смене поколений ученых.
Очень серьезным фактором становится практически полное отсутствие притока молодых преподавателей: при той нищенской, унизительной для страны и общества зарплате, ожидать прихода способных и молодых кадров невозможно. Это, наверное, самый серьезный момент не только для Физтеха, но и для той части системы высшего образования, которая поддерживается из бюджета. Иными словами, здесь со всей силой проявляется разрыв между необходимостью развития науки, уровнем фундаментальных и прикладных исследований, и условиями "диких" рыночных отношений, приводящих при ослаблении контроля к заметному снижению уровня образования, подчинению сиюминутной коммерческой выгоде.

Таким образом, описав развитие кафедры физики МФТИ, мы пришли к более общим проблемам, стоящими перед высшим образованием и страной, и можем перейти к их обсуждению в свете развития Физтеха на нынешнем этапе его развития.

4 октября 2001 г.
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=12&idarticle=18

viperson.ru

Док. 272865
Перв. публик.: 04.10.01
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 389

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``