В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Петр Баренбойм: Разрыв между конституционным и политическим анализом Назад
Петр Баренбойм: Разрыв между конституционным и политическим анализом
Ответ на вопросы, поставленные депутатом Государственной Думы С.Ю. Глазьевым, кандидата юридических наук, вице-президента Союза юристов России Петра Баренбойма

Сергей Юрьевич Глазьев уже в течение многих лет входит в число ведущих политиков и экономистов России, поэтому я бы не стал здесь оспаривать сделанные им политические и экономические выводы, касающиеся деятельности Банка России до 1998 г., тем более подкрепленные постановлением Совета Федерации. Однако хотелось бы отметить, что в нашей совместной с О.Е. Кутафиным статье был поставлен отнюдь не риторический вопрос о необходимости строгого соблюдения действующего конституционного принципа независимости Центрального банка РФ для защиты и обеспечения устойчивости рубля (ст. 75 Конституции РФ).
Если Конституция - основной закон страны - действует, то необходимость выполнения ее предписаний не должна вызывать вопросов. Нельзя путем поправок к обычному законодательному акту изменять (или пытаться изменить) конституционный принцип. Нельзя путем апелляции к не всегда удачным экономическим решениям Центрального банка требовать установления иного порядка по сравнению с установленным в Конституции. Любые экономические концепции и политические оценки не могут опровергнуть простой факт существования действующего Основного закона, а значит, обязанности соблюдения и уважения его указаний. Все несогласия с Конституцией юридически корректно могут быть выражены только в форме поправок к Конституции.
С.Ю. Глазьев справедливо поднимает вопрос о важности уточнения содержания конституционного принципа независимости ЦБ РФ от других органов государственной власти при осуществлении Банком России своей основной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля, сформулированного в ст. 75 Основного закона России. Однако такое уточнение возможно только либо путем принятия конституционной поправки, либо (что намного проще) путем толкования Конституционного Суда РФ. Этого не смогут заменить книги, статьи, мнения, резолюции и даже проекты изменения обычных законодательных актов. Такова конституционная реальность, к необходимости соблюдения которой мы с О.Е. Кутафиным и призывали в нашей статье.
Действующий конституционный механизм принятия решений в сфере финансов довольно точно учитывает необходимость баланса разноречивых интересов различных органов государственной власти. Депутаты-одномандатники отстаивают финансовые интересы своих округов, а депутаты, избранные по списку,- экономические приоритеты своих партий и групп. В рамках правительства разные министерства и ведомства отстаивают свои интересы при определении финансовых приоритетов, а правительство в целом стремится как можно больше денег пустить в текущий бюджет, чтобы доказать свою состоятельность и выполнить как можно больше текущих обязательств. В этот многоголосый оркестр, где каждый играет свою мелодию, мощно включаются "духовые" и "ударные" инструменты 89 регионов, армии, МВД России и т.д. Всему этому необходим самостоятельный дирижер, роль которого и призван играть Центральный банк. При этом дирижер только формально независим, так как если мелодия не получается, то директор филармонии (читай - президент) может его уволить с согласия большинства оркестрантов. Фактически, как показала практика 1994 и 1998 гг., председатель Центробанка уходит уже при наличии ясно выраженной политической воли Президента РФ.
Поэтому вопрос о механизме ответственности Центробанка за ошибочную денежно-финансовую политику достаточно ясен. Президент РФ в любое время может поставить вопрос об освобождении от должности руководителя Банка России и добиться этой цели при условии поддержки большинства Государственной Думы. Это цивилизованный конституционный механизм контроля, характерный для многих стран с рыночной экономикой.
Мы сейчас наблюдаем процесс, когда правительство в интересах экспортеров довольно последовательно выступает за ослабление национальной валюты, а также вместе со многими законодателями в интересах частных банков хочет отказаться от государственных гарантий вкладов населения в Сбербанке, которые обеспечены как раз активами Банка России. В течение более полугода нынешнее руководство Центробанка практически в одиночку (но, кажется, при молчаливой поддержке Президента РФ и, вероятно, ряда депутатов Госдумы РФ) противостоит вышеуказанным тенденциям, отстаивая в итоге устойчивость рубля и вклады граждан. Без независимого конституционно-правового статуса это было бы невозможно.
Я не экономист и поэтому легко могу сбиться на дилетантское резонерство по вопросам о вкладах и курсе. Может быть, экономическая ситуация такова, что надо неограниченно печатать деньги, временно отпустить на свободу инфляцию и вновь пройти через горячечную температуру 1991-1993 гг. Тогда конституционный принцип независимости ЦБ РФ (который как раз и был установлен в качестве ответной реакции на правительственную инфляцию) должен быть отменен. Только в рамках установленного конституционного порядка.

Право и экономика.-2001.-No 1




1 марта 2001 г.
http://www.nikitskyclub.ru/writings.php?idpublication=4&idissue=6&idarticle=15

Док. 272830
Перв. публик.: 01.03.01
Последн. ред.: 21.01.07
Число обращений: 440

  • Баренбойм Петр Давидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``