В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Почему рабочие, выпускающие знаменитый майонез `Хозяюшка`, не получили ни копейки дивидендов Назад
Почему рабочие, выпускающие знаменитый майонез `Хозяюшка`, не получили ни копейки дивидендов
Россия в последнее время меняется на глазах. Каждый день нам преподносит что-то новое, неожиданно приятное и, как говорится в определенных кругах, общественно полезное. Времена повального болотного застоя, суматоха и сумятица конца 80-х прошлого века, следующее за этим "кровавое" становление российского капитализма образца начала 90-х - все это кануло в Лету.

Однако в России всегда было принято ущемлять слабых. В нашей экономике таковыми всегда выступают миноритарные акционеры, права которых попираются самым бессовестным, а зачастую и незаконным способом. Ярким примером этому может служить история с Нижегородским масложировым комбинатом (НМЖК) - одним из лидеров российской пищевой промышленности.

"Ряба", несущая золотые яйца

Наверное, нет в России человека, который хоть один раз не готовил бы на маргарине "Хозяюшка" или не заправлял бы традиционный салат "Оливье" майонезом "Ряба". Вместе с тем массированная раскрутка этих торговых марок настолько въелась в подсознание, что одно упоминание об этой продукции вызывает нервное содрогание, причем не только у поклонников "плиты и мойки".

Мало кто знает, что эти продукты выпускает Нижегородский масложировой комбинат. Данное предприятие является сегодня одним из лидеров российской пищевой промышленности. Этот комбинат, состоящий из пяти заводов и четырнадцати дополнительных цехов, имеет годовой оборот 85 миллионов долларов и выпускает более 50 видов продукции. Основной упор в производстве приходится на выпуск майонеза, маргарина и различной мыльной продукции.

Сегодня НМЖК, на долю которого приходится около 20% всей выпускаемой в России масложировой продукции, можно считать образцом предприятия, которое так хорошо адаптировалось к условиям и реалиям нашего "дикого" капитализма. Казалось бы, остается только радоваться за комбинат и испытывать безграничное чувство гордости за нашу многострадальную Россию.

Однако события, происшедшие в конце 2002 года, в очередной раз проиллюстрировали поговорку: "Не все то золото, что блестит". Дело в том, что миноритарные акционеры с НМЖК все это время вели буквально нищее существование, ни копейки не получая от деятельности комбината. Многолетнее терпение акционеров закончилось в октябре текущего года, когда на компанию "ПКФ "Профит", владевшую контрольным пакетом акций НМЖК, был подан иск в суд.

Незаконный сыр в масле

Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно окунуться в недавнюю историю НМЖК. В начале 90-х прошлого века, в период коренной ломки экономики страны, комбинату пришлось нелегко. В то время Горьковский маргариновый завод (будущий Нижегородский масложировой комбинат) переживал вместе со всей страной не лучшие времена: сумма его долгов в 1995 году составляла 40 млрд рублей.

Но очень скоро изменилась ситуация на рынке. Продовольствие, как известно, всегда в цене. К тому же россияне, накушавшись иностранных продуктов в красивых обертках, вернулись к отечественному производителю. А тут подоспела и смена руководства на предприятии: в 1996 году его генеральным директором был избран Николай Нестеров.

В настоящее время принято считать, что Нижегородский масложировой комбинат был выведен из кризиса именно командой Николая Нестерова. Однако Нестеров попросту "кинул" своих акционеров. Казалось бы, в первую очередь должны быть довольны акционеры. Однако они как были нищими, так и остались, и справедливо посчитали себя обманутыми, особенно когда стало ясно, куда уходит прибыль НМЖК.

Этому помогли многочисленные факты из истории становления нынешних финансово-промышленных групп и олигархов, в частности, путь, проложенный еще Михаилом Живило в Кемеровской области и Анатолием Быковым на Красноярском алюминиевом заводе: сначала, с помощью контроля над сбытом продукции, получить доход, а затем на эти деньги скупить акции предприятия и получить над ним полный контроль.

Напомним, что форма собственности комбината изменилась в 1993 году. Именно тогда он был преобразован в акционерное общество открытого типа. При акционировании 51% акций был распределен среди работников комбината, а остальные 49% были выставлены на продажу на аукционы.

В то время директором будущего НМЖК являлась Галина Сидорок, одним из подчиненных которой и был Николай Нестеров. Они воспользовались моментом: Нестеров уверил служащих НМЖК в необходимости создания единой структуры, которая бы взяла на себя продажу всей продукции комбината.

Сразу же была организована новая сбытовая структура "Торговый дом "НМЖК-Саров". Собственниками этой компании стали Нестеров, Сидорок и еще один представитель руководства - Романов. В то время продукция комбината была отменного качества и пользовалась огромной популярностью на рынке. Сбыт стал приносить торговому дому миллионную прибыль.

Но комбинат продолжал падать в экономическую яму: деньги нужны были Нестерову не для спасения производства, а для его захвата. Вся прибыль "Торгового дома "НМЖК-Саров" ушла на приобретение контрольного пакета акций Нижегородского масложирового комбината.

"Хозяюшка" комбината

Вся последующая прибыль Нижегородского масложирового комбината уводилась под прикрытием масштабного развития производства и повышения качества продукции. Полученные награды были лишь своего рода ширмой, которая не допускала даже малейшей возможности усомниться в честности руководителя НМЖК.

Как следует из судебных материалов, до недавнего времени акционерами ОАО "НМЖК" являлись компания "Производственно-коммерческая фирма "Профит" ("ПКФ "Профит"), владеющая примерно 85% акций комбината, и трудовой коллектив численностью около тысячи человек, обладающий, соответственно, 15% акций. По всем логическим законам такое положение вещей не должно вызывать никаких негативных эмоций, ибо трудовой коллектив, имеющий достаточно весомый пакет акций успешного предприятия, - это огромная редкость в России. На самом деле рабочие комбината числились акционерами лишь на бумаге и в реальности не получили ни копейки дивидендов от деятельности этого масложирового гиганта.

Схема лишения НМЖК прибыли выглядела следующим образом. Компанией "ПКФ "Профит" по третям владели три физических лица: все те же Нестеров Николай Николаевич, Романов и упомянутая выше бывший директор НМЖК Галина Сидорок. В свою очередь, ЗАО "Торговый дом "НМЖК-Саров" продолжало выполнять функции единственного дистрибьютора комбината. Причем, согласно документам, "продукция, произведенная на НМЖК, почти полностью продавалась ЗАО "Торговый дом "НМЖК-Саров" по цене чуть выше себестоимости и значительно ниже рыночной цены. Торговый дом, в свою очередь, реализовывал товар третьим лицам по рыночной стоимости". Разница за два года деятельности этого торгового дома в размере более миллиарда рублей составляет ущерб, нанесенный акционерам.

Все эти годы руководство НМЖК говорило миноритарным акционерам, т.е. трудовому коллективу, что вся прибыль от деятельности компании пошла на развитие предприятия, поэтому дивидендов в ближайшее время не предвидится.

Закономерный итог

Многолетнее молчание "трудовых ягнят" закончилось именно тогда, когда миноритарии подали иск в суд на "ПКФ "Профит". По решению суда надлежит взыскать с ответчика убытков на сумму более миллиарда рублей в пользу Нижегородского масложирового комбината, обратив взыскание на принадлежащие "ПКФ "Профит", Нестерову, Романову и Сидорок акции НМЖК.




Александр РОМАНОВ
21.11.2002
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/86n/n86n-s13.shtml


Док. 272786
Перв. публик.: 21.11.02
Последн. ред.: 20.01.07
Число обращений: 336

  • Нестеров Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``