В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Макушок: Встреча `восьмерки` - ожидания и результаты Назад
Иван Макушок: Встреча `восьмерки` - ожидания и результаты
Завершившаяся встреча лидеров ведущих промышленно развитых государств в Санкт-Петербурге - "восьмерка" - объективно стала одним из самых политически и экономически значимых событий последнего времени, привлекшая как внимание огромного числа представителей средств массовой информации (их было почти четыре тысячи), так и политиков, мировой общественности.

И не потому, что на дни ее проведения пришлось начало нового кризиса на Ближнем Востоке, который потенциально может внести самые серьезные изменения в мировую политику на многие годы вперед.

Ее значение определяется прежде всего тем, что механизм "восьмерки" позволяет непредвзято и с высокой долей ответственности каждого участвующего государства высказать свое видение наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством и одновременно предложить механизм практических согласованных действий, которые способны обеспечить их решение. Это, естественно, не "мировое правительство", но крайне важный элемент всей системы международных отношений, особенно в условиях того, - и это не секрет, - что Организация Объединенных Наций в последнее десятилетие находится в весьма серьезном кризисе и требует значительного реформирования.

Несмотря на то, что с формальной точки зрения решения "восьмерки" не носят обязательного характера, именно они на деле формируют стратегию развития нашего мира в целом как с политической, так и с экономической и социальной точек зрения, влияют на принятие многих решений.
Тем более что с точки зрения информационной открытости санкт-петербургский саммит не имеет себе равных в истории подобных встреч - в частности Президент России В. Путин накануне и во время саммита провел в непосредственном контакте со средствами массовой информации более двадцати часов - такого до него не делал ни один из мировых лидеров.

Необходимо отметить, что полностью себя оправдала повестка дня, предложенная Россией как страной-хозяйкой - энергетическая безопасность в условиях, когда мировые цены на нефть приближаются к отметке в 80 долларов за баррель и в мире в целом наблюдается дефицит энергоресурсов, действительно затрагивает все без исключения государства. Россия, которая объективно является энергетической сверхдержавой, может и должна действовать на этом направлении в рамках общей логики, позволяющей избежать глобального кризиса и обеспечить потенциал энергетического развития человечества на многие десятилетия вперед. Именно в силу этого предложения, сформулированные как в ходе подготовительной работы, так и дискуссии в Константиновском дворце в Стрельне имели прежде всего стратегический характер.

Как подчеркнул в своем заявлении по итогам саммита В. Путин, "мы выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности. Наша совместная стратегия строится на едином понимании того, что у человечества есть общее энергетическое будущее. Будущее, за которое мы несем солидарную ответственность... Безусловным успехом саммита считаю и то, что совместно удалось найти устраивающую всех формулу развития ядерной энергетики". При этом понятно, что Россия, обладающая самыми большими запасами газа в мире и входящая в первую пятерку стран-производителей нефти имеет особую ответственность, так как именно от ее политики в первую очередь будет зависеть стабильность энергетического рынка в целом.

Для нашей страны принципиально важно то, что все яснее формируется понимание необходимости эффективной защиты интересов не только стран-потребителей энергетических ресурсов, но и стран-производителей, объективно заинтересованных в функционировании оптимальной системы долгосрочных договоренностей и контрактов, позволяющей осуществлять серьезные масштабные инвестиции в энергосектор мировой экономики. Ведь только такие проекты, как Восточно-Сибирский нефтепровод, освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море, новый нефтепровод в Западную Европу по дну Балтийского моря потребуют более тридцати миллиардов долларов капитальных вложений. Естественно, что в таких условиях Россия должна понимать, что с ее интересами считаются и что есть реальная готовность действовать на этом направлении без каких либо политических наслоений.

Интересно, что еще накануне саммита многие мировые средства массовой информации писали о том, что на встрече в Санкт-Петербурге страны Запада должны жестко заявить о неприемлемости так называемого "энергетического империализма" со стороны России, ссылаясь прежде всего на те конфликтные ситуации, которые в течение последнего года возникали во взаимоотношениях России с некоторыми партнерами по постсоветскому пространству, в первую очередь с Украиной.

На деле же эта тема практически никем, кроме отдельных журналистов, не поднималась, а в заключительном документе по глобальной энергетической безопасности прямо сказано: "Справедливые и конкурентные, основанные на рыночных принципах (выделено нами) ответы на глобальные энергетические вызовы будут способствовать предотвращению возможных деструктивных действий, угрожающих производству, поставкам и транзиту энергоресурсов".

То есть тем самым косвенно поддержано стремление России выстраивать свои отношения с соседями и партнерами именно на принципах рыночной экономики, делая их в энергетической сфере максимально прозрачными и предсказуемыми. Естественно, что российская сторона очень хорошо понимает глобальные последствия любых своих действий и старается сделать их понятными и предсказуемыми.

В. Путин прямо отметил, что "мы впервые поставили вопрос и нашли понимание у наших партнеров о необходимости обеспечить безопасность энергетической инфраструктуры", имеющей для России особое значение в силу прежде всего ее геополитического положения.

Санкт-Петербургский саммит, на наш взгляд, дал весьма серьезный импульс для начала практических шагов в сфере активизации работ по поиску и использованию альтернативных источников энергии. Дискуссия показала, что есть общее осознание того, что без прорывных шагов на этом направлении невозможно обеспечить реальную глобальную энергетическую безопасность в условиях, когда потребление энергоресурсов в мире растет невиданными ранее темпами. Россия с ее пока еще весомым научным потенциалом в этой сфере может сегодня выступить одним из лидеров на данном направлении, в том числе используя и те наработки, которые были сделаны еще в Советском Союзе и не имеющие аналогов в мировой науке.

Безопасности мира сегодня угрожают не только проблемы в сфере энергетики. Миллионы людей сегодня становятся жертвами инфекционных заболеваний и эпидемий - никак не удается хотя бы ограничить распространение ВИЧ-инфекций, пока еще не ясны глобальные последствия "птичьего гриппа". Здесь ответственность наиболее развитых стран мира особая - только с помощью их усилий можно переломить ситуацию, особенно в беднейших регионах мира, остановить процесс вымирания населения в значительном количестве государств, особенно на африканском континенте.

Россия готова вносить свой конкретный вклад - в нашей стране будет создано два института, результатами работы которых можно будет пользоваться всем заинтересованным странам мира, - лаборатория по штаммам инфекций и центр по производству лекарств для больных СПИДом для Средней Азии.

В целом была достигнута очень важная договоренность о необходимости укреплять многосторонние механизмы раннего обнаружения и оперативного реагирования на эпидемии.

Участники саммита уделили значительное внимание теме образования, справедливо отметив, что качество образования в мире в целом все еще отстает от запросов глобальной экономики, тем более что пока все еще не решена одна из главных мировых проблем - обеспечения всеобщей начальной грамотности, прежде всего в развивающихся странах.

Серьезная дискуссия прошла на саммите по такой сложной и неоднозначной проблеме, как терроризм, особенно на фоне ближневосточного кризиса. Ведь не секрет, что по отдельным ее аспектам у России с США и другими странами имеется порой значительная разница в подходах.

Тем не менее в итоге участники вышли на согласованное заявление, в котором, в частности, подчеркивается: "Глобальная террористическая угроза требует ответных глобальных мер. Согласованные действия, предпринимаемые с нашей стороны, а также совместно с нашими международными партнерами, позволят снизить вероятность совершения терактов и преодолеть их ужасные последствия".

Кстати, новым шагом в этом направлении станет проведение в Москве в ноябре 2006 года Глобального форума по партнерству между правительствами и бизнесом в противодействии терроризму.

Весьма важно то, что страны-участницы смогли сформулировать совместное видение решения судьбы ядерной программы Ирана и северокорейской ядерной проблемы политико-дипломатическими средствами. Очень важно, что в отношении последней есть понимание дальнейшей схемы возможных шагов со стороны КНР.

Одной из важных проблем сегодняшнего мира является диалог между властью и общественностью. И в этом смысле подготовка и проведение саммита "восьмерки" не имели прецедентов. Достаточно сказать, что состоялось более десяти встреч и конференций неправительственных организаций непосредственно перед саммитом, где шла активная дискуссия по повестке дня "восьмерки", вырабатывались альтернативные подходы и взгляды, которые потом были представлены лидерам государств. И очень позитивно прошла встреча с "молодежной восьмеркой", которая показала, что есть высокая степень готовности молодежи вносить и свой вклад в решение глобальных проблем.

Еще в ходе подготовительной работы как в СМИ, так и в политических кругах многих стран не раз поднимались вопросы о демократии в России. В частности, ряд американских конгрессменов прямо призывал Президента США Д. Буша, равно как и других западных лидеров, использовать проведение саммита для оказания давления на Россию.

Но этого не произошло, потому что в настоящее время формируется гораздо более ясное, чем ранее, понимание того, что нельзя навязывать "стандарты демократии" всем странам и что Россия сегодня весьма успешно совмещает демократическое развитие с сохранением своих основных исторических и моральных ценностей. И с этой точки зрения саммит стал новым этапом формирования позитивного имиджа России в мире как страны, открытой для многостороннего диалога по всем вопросам.

Самый главный результат встречи "восьмерки" в Санкт-Петербурге - это подтверждение готовности лидеров наиболее развитых стран мира к стремлению выстраивать согласованную линию действий по наиболее важным проблемам международной жизни стратегического характера, тем самым значительно повышая степень предсказуемости и стабильности отношений на мировой арене в целом и в разрешении региональных кризисов в частности.

Наличие механизма "восьмерки" и ее конструктивное взаимодействие с такими странами, как Китай и Индия сегодня во многом является гарантией того, что мир может не только избежать глобальных кризисов и потрясений, но и иметь продуманную логику действий практически по всем направлениям жизнедеятельности - от энергетики до экологии и проблем народонаселения.

Для нас принципиально важно то, что Россия ныне является не просто составной частью этого процесса, а она стала движущей силой на многих направлениях, фактически, вернув себе статус мировой державы в полном смысле этого слова после трудных пятнадцати лет с момента распада Советского Союза.

Совершенно ясно, что в перспективе роль России объективно будет возрастать с учетом ее нового политического и экономического качества и что дальнейшее решение глобальных проблем человечества невозможно без ее полноправного участия.

Иван Макушок,
главный редактор журнала



Журнал Союзное государство
(июль-август 2006 г.)

Док. 272689
Опублик.: 20.01.07
Число обращений: 278

  • Макушок Иван Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``