В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван МАКУШОК: Уникальный шанс для России Назад
Иван МАКУШОК: Уникальный шанс для России
При любом сценарии сближения с Минском надо отбросить мифы о кремлевских амбициях Лукашенко и о дотационности белорусской экономики

2 апреля 2006 будет отмечаться десятая годовщина Дня единения народов Белоруссии и России. Десять лет назад тогдашние президенты двух стран решили, что союз необходим. С самого начала речь шла не о тактическом союзе, а о стратегическом решении, основывающемся на общих исторических корнях двух стран, тесной взаимосвязи и искреннем стремлении людей преодолеть искусственные барьеры, возникшие после распада СССР. Общее видение процесса и цели, примерный график движения в сторону Союзного государства нашли свое отражение в Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года.

За минувшие 10 лет заложена основа формирования системы власти Союзного государства, но в целом результат далек от ожидавшегося. В программе действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства речь шла о государстве "с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом", о "тесно согласованной политике в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях". Но из 19 базовых пунктов программы выполнены пока лишь 7, а реализация прочих планируется "в будущем" и "в перспективе".

Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, формирование Союзного государства не стало приоритетом внешней политики России, где конъюнктурные вопросы функционирования СНГ часто воспринимались как более важные.

Во-вторых, тема Союзного государства в России быстро обросла пропагандистскими и популистскими наслоениями и стала активно использоваться во внутриполитической жизни, превратившись в удобный долгоиграющий инструмент для разных политических сил - и тех, кто искренне поддерживал союз, и тех, кто старался постоянно дискредитировать команду Лукашенко.

В-третьих, продолжается серьезное давление на Россию извне, прежде всего со стороны США и Евросоюза, которые явно не заинтересованы в появлении союза.

В-четвертых, сохраняется объективный разрыв в уровнях экономического развития России и Белоруссии и разнонаправленность векторов этого развития. Хотя высокие темпы экономического роста Белоруссии, особенно в последние два года, во многом решают эту проблему.

Конечно, экономическое сближение есть. Осуществляется около 50 союзных программ, в реализации которых принимают непосредственное участие свыше 300 тыс. человек. Развиваются военно-техническое сотрудничество, налажено взаимодействие в таможенной и транспортной сферах. Но дальнейшее затягивание политического решения о судьбе Союзного государства ставит под вопрос практическую реализацию проекта. Помимо определенной политической усталости сторон, ведущих переговоры, заметно значительное ослабление общественного интереса к данной теме.

В первую очередь надо решить вопрос о Конституционном акте. Существует несколько его вариантов, но в каждом наиболее сложными и несогласованными в деталях являются разделы, где речь идет о способе управления союзным государством, о полномочиях власти в каждой из стран и на наднациональном уровне, а также о будущем президентских постов в РФ и Белоруссии (тему Союзного государства часто связывают с выборами президента России в 2008 году).

Если победит концепция Союзного государства как союза двух государств с полным сохранением их суверенитетов, независимости и действующих политических систем, тогда максимум, на что можно рассчитывать - это регулярные заседания согласующих органов, не имеющих реального влияния ни на политику, ни на экономику.

Если мы все-таки вернемся к изначальному проекту единого Союзного государства - нужно синхронизировать законодательства двух стран, формировать общий бюджет, проводить единую внешнюю политику и т.д. Сделать это без принятия Конституционного акта, предусматривающего союзный парламент и действительно союзное правительство, невозможно.

Но каким бы путем мы ни пошли, важно с самого начала отказаться от различного рода самозапугиваний вроде "Лукашенко станет во главе России" или "Белоруссия станет обузой для экономики России". Нужно понимать, что в процессе интеграции участвуют два суверенных государства и степень ответственности каждого очень высока.

Союзное государство - это уникальный шанс России в нынешней международной обстановке действительно стать сильнее, использовать тот интеграционный потенциал и - самое главное - оправдать доверие миллионов россиян и белорусов, которые искренне хотят окончательного устранения барьеров между братскими народами.

Иван МАКУШОК

Газета Независимая Газета
(13 марта 2006 г.)

Док. 272688
Опублик.: 20.01.07
Число обращений: 289

  • Макушок Иван Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``