В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Радиостанция `Эхо Москвы`: Интервью, 12.04.2005 Назад
Радиостанция `Эхо Москвы`: Интервью, 12.04.2005
О. БЫЧКОВА - На радио "Эхо Москвы" Александр Усс, председатель законодательного собрания Красноярского края, добрый день, Александр Викторович.

А. УСС - Добрый день.

О. БЫЧКОВА - И говорить мы будем о предстоящем в регионе референдуме, в это воскресенье жители Красноярского края, а также Таймырского и Эвенкийского АО должны будут прийти на референдум, чтобы ответить на вопрос, нужно ли объединить эти три административно-территориальных образования. Разговор об этом шел уже достаточно давно. Может быть, вы напомнили бы нашим слушателям, тем, кто не столь внимательно следит за ситуацией, что должно получиться в результате этого объединения?

А. УСС - На мой взгляд, должен получиться абсолютно нормальный, мощный субъект федерации, который должен существовать на просторах Сибири. Дело в том, что сегодня Красноярский край, с точки зрения правовой, устроен очень противоречиво. С одной стороны, мы говорим, что есть округа, Эвенкия и Таймыр, которые входят в Красноярский край. Далее, представители этих округов, население избирает губернатора Красноярского края, избирает депутатов в наш парламент, который я в том числе здесь у вас представляю. В то же время наше законодательство на них не распространяется, полномочия губернатора не распространяются, это создает серьезные управленческие трудности и, самое существенное, осложняет жизнь простых людей, северян, главным образом, которые в свое время жили, действительно, в рамках единого социально-экономического пространства, получали определенные возможности и доступ к образованию, культуре и т.д. Поэтому мы должны восстановить, прежде всего, историческую справедливость и здравый смысл.

О. БЫЧКОВА - А эти два автономных округа, Таймырский и Эвенкийский, они кому сейчас подчиняются, если не вам?

А. УСС - Они подчиняются себе, коль скоро это самостоятельные субъекты федерации со своими органами власти, но если говорить о федеральном уровне, то это непосредственный выход на Москву.

О. БЫЧКОВА - Т.е. вместо трех субъектов федерации теперь будет один субъект федерации?

А. УСС - Да.

О. БЫЧКОВА - При условии, что референдум закончится положительно?

А. УСС - Я надеюсь, если такие оговорки не делать, все будет хорошо, думаю, что подавляющее большинство и красноярцев, и тех, кто живет в округах, настроены на это, у нас есть одна проблема, это проблема явки. И связана она, главным образом, не с отношением к этому вопросу, а с общей усталостью от выборов, которая характерна для страны.

О. БЫЧКОВА - Про это мы сейчас поговорим, да, у вас есть одна маленькая проблема, как вы говорите, сейчас мы ее обсудим, но все-таки объясните мне еще, если можно, люди, которые живут в этих автономных округах или люди, которые живут на территории Красноярского края, им не все равно, кому подчиняется их территориальное образование? Какой практический смысл в этом?

А. УСС - Я думаю, что сегодня абсолютно все понимают, что это касается каждого человека. Понимаете, есть вопросы чисто бытовые, допустим, как жителю с Туры приехать в нашу краевую больницу и получить там необходимый комплекс услуг, который он может получить в краевом центре.

О. БЫЧКОВА - А он не может приехать в больницу?

А. УСС - Он может приехать, но это разные системы обслуживания, разные системы страхования и т.д. Либо у нас в свое время были соответствующие квоты в вузах для представителей малочисленных коренных народов, теперь этого нет. Простой абсолютно пример, когда-то наш Енисей был рабочей рекой, с началом навигации одна за другой шли на север баржи, потому что центральные и южные районы Красноярского края работали на север, прежде всего, в рамках той же самой навигации. Теперь эти связи разорваны, это чувствует на себе каждый человек, поскольку продукция многих предприятий просто не востребована, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это если говорить об интересах самих красноярцев. Есть абсолютно конкретные вещи, которые ускорили процесс объединения, это тоже сейчас знают все жители края. Дело в том, что у нас существенно изменились межбюджетные отношения, в соответствии с новым законом большую часть расходных полномочий округов Красноярский край, будучи донорским, с этого года должен финансировать сам. Это 2 млрд. по каждому округу ежегодно. Учитывая то, что наш бюджет серьезный, 50 млрд., но 4 млрд. отдавать просто так не очень здорово, поэтому если мы сейчас идем на объединение, то в течение ближайшего будущего эти расходы по-прежнему будет финансировать федеральный центр, это тоже все мы хорошо понимаем.

О. БЫЧКОВА - Давайте мы сейчас прервемся на одну минуту и потом продолжим разговор о том, что происходит в Красноярском крае.

НОВОСТИ

О. БЫЧКОВА - Итак, в студии прямого эфира "Эха Москвы" Александр Усс, председатель законодательного собрания Красноярского края, мы говорим о референдуме, который должен проводиться в регионе в ближайшее воскресенье об объединении в один субъект федерации Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского АО. У нас пришло много вопросов на наш эфирный пейджер и на наш сайт в Интернете. В Интернете, в основном, вопросы от ваших земляков из Красноярска и Красноярского края, поэтому будем отдавать им предпочтение, потому что им предстоит в воскресенье принимать какое-то решение, им надо все знать и обо всем думать. Но прежде я хотела задать вам вот еще какой вопрос. В одной из наших недавних бесед с представителями московского бюро рейтинговой компании "Standard & Poor"s", знаменитой, речь шла, в том числе, и о разного рода изменениях в административном делении. Там приводились и российские примеры, и другие примеры. И вывод, который делает международная уважаемая рейтинговая компания, заключается в том, что когда такие подвижки серьезные происходят, предсказать судьбу кредитоспособности вновь образуемого региона никто не берется, потому что непонятно, все равно непонятно, что больше дальше, как все будет развиваться. Кредитоспособность, как мы знаем, это возможность региона выплачивать свои долги и вести нормальную финансовую политику. Но за этим, понятное дело, стоят и вопросы финансов, и экономика, и управляемость, в целом, административная и многое другое. Как вы относитесь к такого рода прогнозам и опасениям?

А. УСС - Вы знаете, я думаю, что для такого рода опасений применительно к Красноярскому краю оснований серьезных нет, потому что хотя нас когда-то и разъединили, произошло это сравнительно недавно, на самом деле, такие глубинные, сердцевинные связи между тремя субъектами федерации, они жили, они остались. Поэтому в крае сегодня не происходит чего-то такого революционного, неизведанного. Просто край обретет то состояние, естественное состояние, которое он когда-то имел. И я уверен, что это пойдет только на пользу самому краю, конкретным жителям, стране в целом, и рейтинги, соответствующие рейтинги, которые будут характеризовать финансовое положение и экономический потенциал края только возрастут. Это диктуется еще и не теми обстоятельствами, о которых я только что упомянул, но и, прежде всего, тем, что с объединением связана реализация крупнейших инвестиционных проектов федерального уровня. Это реальные вещи, прежде всего, Ванкорское месторождение, к нам приходит "Роснефть". Далее, достройка Богучанской ГЭС, и насколько мне известно, у РАО "ЕЭС России" нет ни одного сопоставимого объекта с таким уровнем готовности. Соответственно, за этим будут следовать строительство алюминиевого завода, это также абсолютно реальная вещь, Сосновоборская ТЭЦ и многое другое. Поэтому я уверен, что объединение принесет в себе свежий ветер в экономику со всеми вытекающими отсюда рейтинговыми последствиями.

О. БЫЧКОВА - Какая связь между созданием новых компаний и промышленных предприятий и административным делением?

А. УСС - Понимаете, все-таки административное деление - это деление, это определенный барьер, большой или маленький, но он есть. Основные природные ресурсы, ресурсы будущего, сосредоточены, прежде всего, на севере. Людской интеллектуальный потенциал - в центре, в самом Красноярске, прежде всего.

О. БЫЧКОВА - А север - это как раз автономные округа?

А. УСС - Север - это, прежде всего, Эвенкия, это, прежде всего, Таймыр, один момент. Второй заключается в том, что в связи с объединением как раз отпадут многочисленные согласования, речь идет о разработке каких-то месторождений, находящихся на стыке, ведь природа устроена таким образом, что она не учитывает эти границы, поэтому зачастую для того, чтобы получить соответствующую лицензию, надо обратиться в Красноярский край, в Эвенкию. Люди устали уже от этих согласований, это все понятно.

О. БЫЧКОВА - Понятно. Как вы думаете, где будет больше противников этого объединения, в самом Красноярском крае или в двух АО?

А. УСС - Вы знаете, я думаю, что какая-то часть противников в полном смысле этого слова все-таки есть, в большей мере в округах, это связано с особенностями положения элиты, которая там имеется, поскольку эта независимость давала им определенные преимущества. Есть определенные опасения за свое будущее, рабочие места, инерция стабильности, это обычные вещи.

О. БЫЧКОВА - Так их присоединяют, можно сказать, к Красноярскому краю против их желания?

А. УСС - Думаю, что коль скоро речь идет о референдуме, то рассчитывать на абсолютное единодушие нельзя. Если бы мы исходили из абсолютного единодушия, зачем тратить тогда деньги? Но уверен, что абсолютное большинство людей, которые придут на выборы, с решающим преимуществом проголосуют за. И в полном смысле противников, извините перебил, противников в полном смысле этого слова я в крае просто не знаю как какой-то организованной силы. Есть сомневающиеся, есть опасающиеся, но под голосами против нет никаких рациональных аргументов.

О. БЫЧКОВА - А чего они сомневаются, чего они опасаются и сомневаются, если вы говорите, что это просто восстановление естественного хода вещей?

А. УСС - Вы понимаете, возьмем, к примеру, Эвенкию, 18 тыс. населения, это полноценный субъект федерации, в то же время, что такое 18 тыс. населения, при всем уважении к людям, которые там живут в труднейших условиях, но это 2 или 3 многоэтажных дома, полноценный субъект федерации. Соответственно, есть в той же самой Туре три уровня администрации, поселковая, районная, окружная. Я как-то в свое время приехал в Байкит, пришел к ним в военкомат, спрашиваю - сколько у вас здесь аттестованных военнослужащих. Говорят, что, по-моему, 11 человек, плюс-минус ошибаюсь, а сколько вы призвали - 7. Т.е. не зря есть в округах такие пословицы, что там на 1 кочегара по 4 начальника. Последствия ликвидации такой системы управления, они очевидны с плюсом. Но от этого, конечно, люди, которые занимают эти должности, излишние должности, иногда избыточные, могут в какой-то мере пострадать, но мы попытаемся все человеческие проблемы решить и понять.

О. БЫЧКОВА - Вопрос от студента Сергея из Красноярска как раз на эту тему. Он считает, что это лицемерие, когда инициаторы референдума утверждают, будто бы объединение края значительно сократит количество чиновников, руководящих сегодня Таймыром и Эвенкией. Кто же будет руководить этим особым статусом на местах, если не те же чиновники, которые там же и останутся?

А. УСС - Я попытался ответить как раз на вопрос Сергея. Это, на мой взгляд, аксиома, полноценный субъект федерации с соответствующим государственно-правовым статусом на население в 18 или 40 человек, это очень много. Ведь там должны быть и свои суды такого же уровня, двухступенчатые, те же самые органы управления, представительные, исполнительные, это понятно.

О. БЫЧКОВА - Понятно. Еще один вопрос из Красноярска как раз на тему этой маленькой проблемы, которая может быть и на вашем референдуме, и встречается, в общем, на всех других, явка избирателей или как это называется, явка граждан?

А. УСС - Абсолютно верно, явка избирателей.

О. БЫЧКОВА - Павел Глотов из Красноярска-26, инженер, спрашивает, что будет, если референдум провалится, если народ не придет или проголосует против? И Игорь, предприниматель из Красноярска, зачем тратить огромные бюджетные средства, наши налоги на это мероприятие, шансы которого собрать необходимую явку, больше 50%, в трех субъектах минимальны? Или, спрашивает Игорь, результат референдума уже предрешен кем-то?

А. УСС - Это самая большая иллюзия, я провел много встреч в Красноярске и как раз говорил о том, что не надо думать о том, что где-то кто-то о чем-то договорился.

О. БЫЧКОВА - Хотелось бы так думать, но не надо.

А. УСС - Но, тем не менее, хотелось бы, не хотелось, это не так. И судьбу Красноярского края, собственную судьбу будут решать сами красноярцы, каждый из них в отдельности. Поэтому ничего не решено, это я могу сказать совершенно ответственно, и нам остается надеяться на здравый смысл.

О. БЫЧКОВА - Но что будет, если все-таки не придет нужное количество людей?

А. УСС - Не будет, никакой трагедии не произойдет, мы будем жить так, как жили и сейчас, со всеми плюсами и минусами этого состояния, этого положения дел. Но это будет означать, что в будущем те, кто придет на смену этой власти, либо даже, может быть, и при нынешней законодательной, исполнительной власти можно проводить новый референдум. Никаких запретов по этому поводу не существует.

О. БЫЧКОВА - В прошлом году в Красноярске был, если я не ошибаюсь, если я правильно говорю, в прошлом году был представлен инвестиционный проект Красноярского края как одной большой компании. Какова судьба этой идеи и как вообще, вы думаете, будет дальше край развиваться?

А. УСС - На самом деле, все-таки край с точки зрения численности населения представлен тем самым краем, о котором вы сказали, в связи с разработкой такой программы. Нас почти 3 млн. населения, округов, соответственно, Таймыра - 40, Эвенкии - 18.

О. БЫЧКОВА - Тысяч?

А. УСС - Да, тысяч, я прошу прощения, из этого проистекает очень простой вывод, что та самая программа, о которой вы упомянули, она, безусловно, должна быть скорректирована, доработана, но стержень новой программы инвестиционной останется все-таки прежним.

О. БЫЧКОВА - Но поиском инвесторов занимаются компании, занимается государство, занимается кто, в чем новизна?

А. УСС - Это многосторонний процесс, государство может создать определенные предпосылки для прихода туда инвестиций, а деньги, большие деньги вкладываются, прежде всего, конечно же, частными компаниями и, главным образом, крупными финансово-промышленными группами, которые в большом количестве представлены на территории Красноярского края. Это "Норильский никель", "Русский алюминий", СУЭК и целый ряд других. В то же время я с удовлетворением хочу констатировать, что в связи как раз с процессом объединения мы рассчитываем, эти договоренности уже прописаны, на серьезную помощь федерального бюджета по как раз тем самым инфраструктурным вещам, которые создадут почву для прихода бизнеса. Один пример, это строительство крупной автодороги на Богучан, район Нижнего Приангарья, это кладовая не только края, России, но и мира в целом. Без транспортной схемы, конечно же, рассчитывать на приход туда частного капитала, нельзя. Точно также строительство нового алюминиевого завода, он может быть построен в Кодинске, но для этого туда нужна железная дорога. И такого рода вещами занимается государство в лице краевых и, соответственно, федеральных властей. Поэтому это многосторонний процесс, так на него надо смотреть.

О. БЫЧКОВА - Как вы думаете, с каким счетом закончится референдум?

А. УСС - Не хочу предсказывать, вообще я человек глазливый, как говорят у нас в Сибири, поэтому лучше воздержусь от таких прогнозов.

О. БЫЧКОВА - Если все-таки результат будет положительным, как будет называться новое образование?

А. УСС - Слава богу, новое... Красноярский край будет называться Красноярским краем, ваш вопрос абсолютно уместен, потому что при разработке проекта федерального конституционного закона возникали такие проблемы, как вместо старого появится новый субъект с таким же названием. Решили, что это не законы природы, а законы, которые творят люди, поэтому можно пойти на такой вариант.

О. БЫЧКОВА - Спасибо вам, председатель законодательного собрания Красноярского края Александр Усс был в прямом эфире "Эха Москвы".

А. УСС - Спасибо.

12.04.05

Радиостанция "Эхо Москвы"

Док. 272677
Опублик.: 19.01.07
Число обращений: 349

  • Усс Александр Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``