В школах сокращается количество классов, говорят - снижается рождаемость. А в стране бомжуют два миллиона детей! Кто-то поправит меня: не два, а восемь! Но мне больно в это верить.
Может быть, подождем, когда группа террористов захватит в заложники хотя бы десять из них, чтобы всем миром проявить к ним милосердие?
Два миллиона детей-бомжей!
Разве они не заложники?
Но где террористы, которые превратили их в заложников?
Где армия спасения этих детей?
Террористов не видно - они чинные люди.
А армия спасения дорого обойдется.
И мы тоже, оказывается, ограничены духом: чем больше детей в беде, тем у нас меньше горя.
Вот какое безбожие и бездуховность!
Горе настоящее!
* * *
Жила-была Истина Школы.
Чистая, полная, Богом сотворенная.
Она обслуживала школы всех планет Вселенной и всюду несла Божью Мудрость.
"Помогу землянам", - сказала она и спустилась на планету Земля.
Прилетела к директору первой земной школы с надеждой, что ей порадуются. - У меня мало времени, - предупредил директор, - скажите коротко, что вам надо?
Он был погружен в бумаги и не взглянул на Истину, ее обаяние не задело его. - Я - Истина Школы, примите меня...
Но директор грубо оборвал ее. - Какая еще Истина...У нас тут своя истина! - загремел он и, не поднимая головы, указал Истине на дверь.
Огорчилась Истина. Не ожидала такого.
Полетела она к директору второй земной школы.
Тот мельком взглянул на нее, ибо остановить взор на ней не смог. - Что вам нужно? - спросил он подозрительно. - Я - Истина Школы, примите меня! - попросила она умоляюще. - Я могу... - Истина Школы?! Впервые слышу о такой профессии... Какое у вас образование? Какой опыт? Хулиганов держать в руках умеете? - Но я же Истина, во мне опыт миллионов лет... Берите мою мудрость... - Знаю вашу мудрость, - перебил директор раздраженно, - любить детей, ведь так?
Истина кивнула головой: - Так, но...
Быть к ним справедливыми, не так ли? - Так, но... - Какое еще "но"! Воспитывать их гуманно, так ведь? - Так, но... - проговорила Истина смущенно.
Она хотела сказать: "Так, но нужна вера в Творца". - Директор не дал ей высказаться. - Поработайте с вашей мудростью где-нибудь в другом месте, приходите потом, может, примем!
И разговор закончился, директор спешил на совещание "Борьба против того, чего хотят ученики".
Обиделась Истина.
Прилетела она к директору третьей земной школы. - Я - Истина Школы!.. Примите меня!..
Директор готовил отчет для аттестации школы. - И чего нам от вас ждать?
Он посмотрел на нее и почему-то покраснел.
Истина произнесла все святые слова и закончила: - Бог...Вера...Гуманность...
Директор хитро прищурил глаза, задумался. Потом приказал: - Пиши заявление!
Счастливая Истина тут же написала заявление.
Директор наложил резолюцию и вызвал заместителя по хозяйственной части. - Выполняй! - приказал ему и передал заявление.
Заместитель по хозяйству забрал Истину, поместил ее в большую красивую рамку и вывесил на стене на самом видном месте.
Приходили родители, знакомились с Истиной Школы. - Мда... - говорили они и отдавали своих детей в эту школу.
Приходили проверяющие, читали и перечитывали Истину Школы, вывешенную на стене. - Мда... - говорили они задумчиво.
И писали о школе хвалебные слова.
То и дело подходили к вывеске учителя, грустно глядели на Истину. - Ну и ну!- проговаривали они смущенно и отходили.
Однажды заметили Истину Школы дети. - Какая красота! - восхитились они. - Как было бы здорово, если бы у нас все было бы таким, как она!
И только их чуткое сердце и тонкое зрение увидели, что Истина плачет. - Ей здесь плохо... - сказали они. - Давайте отпустим ее на волю, раз в нашей школе ей грустно... Может быть, найдет другую школу, где ей будет хорошо!
Они сняли со стены раму, разбили стекло и сказали Истине: - Лети... Если не нам, может быть, достанешься другим!
Истина полетела к директору четвертой земной школы.
А директор третьей школы объявил вознаграждение тому, кто выдаст правонарушителя, сорвавшего со стены собственность школы, а самому правонарушителю обещал строгое наказание.
Истина Школы в это время сидела уже в приемной директора седьмой земной школы.
Предстанет она наконец перед ним, произнесет все святые слова и закончит: "Бог...Вера...Вера в Творца..." Однако поймет ли директор, что незримое присутствие Бога в духовной сущности образования есть Истина Школы? Или же посадит он эту Истину в клетку как экзотическую птичку и передаст в кабинет биологии, чтобы ученики любовались ее красотою?
Истина в приемной, но директор не спешит ее принимать, он пока занят.
* * *
Но это же седьмая земная Школа!
Директор этой школы, стало быть, иной мыслитель.
Сам ищет Истину. И вдруг она озаряет его сердце, его разум.
Он сперва растерян.
Потом сосредоточивается.
Перебирает каждое слово Истины, задумывается над каждым святым словом.
Потом раскаивается.
Потом собирает в себе все свое мужество, волю, все свои духовные силы и устремляется к свершению Истины Школы.
Где завучи?
Соберите всех учителей!
Соберите всех учеников - всех, всех!
Соберите всех родителей!
Поймите Истину Школы! Начнем жить в Истине Школы!
Кто порадовался и остался рядом с директором.
Кто возмутился и покинул его. Может быть, станет врагом.
Кто не понял, но чувствознание подсказало: будь рядом!
А ученики - все, все, все - восхитились красотой Истины и мужеством директора.
Истина сложила в Школе Педагогический Ансамбль.
Начались репетиции.
Приходите через семь лет - на торжества Истины Школы!
* * *
Друзья Школы!
Поможем Родной Школе!
Надо, чтобы в ней воцарилась гуманность, а господствует пока авторитарность.
Что есть гуманность?
Открываю томик мэтра мировой педагогики, из серии Антологии Гуманной Педагогики. Там я нахожу мудрое наставление.
"Нам кажется, - скромно размышляет Константин Дмитриевич Ушинский, - что под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие".
Значит, человек гуманный - это не просто человек добрый, человечный, справедливый и тому подобное. Все эти свойства есть проявление его сути, а не сама суть. А суть в том, что "хумен" означает: смертный, познающий в себе бессмертие; смертный, ищущий в себе связь с Всевышним. Этот поиск, этот процесс познания и есть развитие духа, есть духовность, духовная жизнь.
Человек, ищущий в себе Бога, познающий свою бессмертную сущность, проявляет это в том, что любит, творит добро, познает мир и людей, все вокруг, он человечен, справедлив. И учится этому, делая все это сознательно, целенаправленно, искренне. Тем самым утончает, совершенствует, развивает свой дух, становится свободным, внутренне богатым и творит свою духовную жизнь.
Устремленность к постижению воли духа уже есть духовность, есть вера в Бога.
Может ли он творить зло?
Нет, не может, ибо оборвется нить с Высшим.
Если образование будет наполнено смыслом дать ученикам путь к самопознанию, к постижению в себе Истины, каким будет это образование?
Будет гуманным.
Оно и устремит их к творению добра, и научит, как это делать, научит добромыслию, доброречию, будет взращивать в них любовь.
Это будет гуманным образованием.
Оно будет гуманным еще и потому, что подход к ребенку станет сущностносообразным, личностносообразным. Гуманный образовательный процесс не может пользоваться насильственными мерами.
Мэтр педагогики объясняет: "Все школьное учение и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом. В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу сгладятся. Это, так сказать, гигиеническое влияние школы действует незаметно, но чрезвычайно сильно и прочно. Оно гораздо важнее того патологического влияния, которое оказывает школа поощрениями, наказаниями и моральными наставлениями".
* * *
Не могу оторваться от страниц книги, где Учитель учителей размышляет о поощрениях и наказаниях.
Вечный спор педагогики, вечный, потому что авторитарная педагогическая мысль не может представить себе образовательный процесс без поощрения и без наказания, а гуманная мысль не может привыкнуть к этим насильственным способам.
Выписываю постулаты Учителя: - Поощрения и наказания уже не безвредные средства, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. - Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше.
В чем дело, Учитель? Почему эти ядовитые средства иногда необходимы? Когда это - иногда, и каковы причины этого иногда?
Константин Дмитриевич успокаивает меня следующими своими размышлениями: - И пусть педагог не забывает, что если поощрения и наказания остаются и до сих пор необходимы для детей, то это показывает только несовершенство искусства воспитания.
А если искусство воспитания и обучения будет совершенно?
Ясно, тогда отпадет необходимость в этих "лекарствах". И если кто из учителей и воспитателей достиг в себе совершенства, то для него эти авторитарные средства станут немыслимыми.
Продолжаю выписывать постулаты. - Лечат только больного. - Но, к несчастью, в наше время болезни нравственные весьма обыкновенная вещь, а наше домашнее воспитание и устройство школ таковы, что не только не уничтожают зачатки нравственных болезней, но часто развивают их с ужасающей быстротой и силой, так что для излечения их приходится прибегать к ядам, вытесняющим одну болезнь и поселяющим на ее месте другую. - Таковы все наказания и поощрения, действующие сильно на детское самолюбие, а также основывающиеся на одном страхе, чувстве боли и т.п. - Много говорили у нас о том, чтобы выгнать все наказания из школы, но рациональнее было бы требовать такого устройства школ, при котором награды и наказания сделались бы ненужными.
"Такое обустройство школ" - иначе, гуманное обустройство! - Моральные сентенции едва ли даже не хуже наказаний; приучая детей слушать высокие слова нравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствован детьми, вы приготовляете лицемеров, которым тем удобнее иметь пороки, что вы дали им ширмы для закрытия этих пороков.
* * *
Вот еще страницы, которые указывают нам путь утверждения гуманности в образовании.
Человека можно развить гуманно не только изучением классических языков и так называемых гуманитарных наук, но еще гораздо более и прямее:
религией,
языком народным,
географией,
историей,
литературой,
природой.
Только надо, чтобы они давали пищу духу, которая развивает и укрепляет его.
Реализм и гуманизм можно найти в каждой науке, и различие будет заключаться собственно не в различии наук, но в различии способа их изучения.
Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона Божия сделать тоже реальную науку. И наоборот, можно арифметикой и химией развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным и реальным.
В гуманно-образовательном влиянии учения надобно отличать собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учения.
Уничтожьте школьную скуку - и вся смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой.
Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.
Продолжение.
Начало в NoNo 14-16, 18-20, 22
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2043
Док. 272631 Опублик.: 19.01.07 Число обращений: 661
Амонашвили Шалва Александрович
|