В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Существует ли в России русский вопрос? Назад
Существует ли в России русский вопрос?
Национальные проблемы начинаются с невнимания властей к проблемам русского народа

Не пристало нам хитрить и прятать "национальное лицо". Именно так предлагал воспринимать "русский вопрос" публицист и философ Петр Струве в дискуссии, которая шла в российском обществе еще 100 лет назад. В то время он был не менее болезненным, чем ныне. И требовал своего немедленного разрешения, от чего зависела судьба империи. Сегодня "русский вопрос" вновь на повестке дня, хотя во властных кругах в худших традициях недавнего прошлого его предпочитают не замечать.

В ЗАОЧНОМ "КРУГЛОМ СТОЛЕ" "РОДНОЙ ГАЗЕТЫ" ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ:

Рамазан АБДУЛАТИПОВ, посол РФ в Таджикистане, председатель Совета Ассамблеи народов России, доктор философских наук;

Александр КРУТОВ, заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике, главный редактор журнала "Русский дом";

Сергей МАРКОВ, заместитель председателя Общественной палаты, директор Института политических исследований;

Вячеслав МИХАЙЛОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой внешнеполитической деятельности Российской академии госслужбы при президенте РФ, в прошлом министр по делам Федерации и национальностей РФ;

Сергей МИХЕЕВ, заместитель генерального директора Центра политических технологий;

Андрей САВЕЛЬЕВ, заместитель председателя комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками, доктор политических наук.

Что такое "русский вопрос" сегодня, в чем его смысл и не надуманна ли эта проблема

Рамазан АБДУЛАТИПОВ:

- Это узловой пункт национальной политики России. Навязываемая годами, если не веками, русская безнациональность - величайшая ошибка. Русский вопрос шире тех проблем, которые мы имеем в виду, когда говорим о национальных меньшинствах России. Состояние русской нации - это состояние всего Российского государства и его перспективы. От состояния и самочувствия русских зависят состояние и самочувствие всех остальных народов нашей страны. Пришло время восстанавливать здоровое национальное самосознание русского человека. Эта проблема есть, и ее надо не только объяснять, но и решать.

Андрей САВЕЛЬЕВ:

- Речь идет о существовании русского народа, о ситуации, когда русской нации внушают, что Россия не является ее национальным государством. И тем самым навязывается отчуждение между Российским государством и народом, который составляет 80 процентов его населения. Следовательно, возникает опасность краха самого государства, что заставляет русских задуматься о гарантиях существования и приумножении своего народа, бороться за то, чтобы власть в России следовала интересам русского большинства.

Вячеслав МИХАЙЛОВ:

- На мой взгляд, это прежде всего тяжелое состояние российской экономики, что прямо обусловливает социальное недовольство различных слоев населения. Недовольством можно манипулировать, трансформировать в межнациональную напряженность, придавать ему ту или иную национальную окраску. К сожалению, восприятие людей по принципу "мы - они", "свои - чужие" глубоко проникло в общественно-политические отношения, поляризует людей и по социальному, и по национальному признакам. Подогреваются конфликты между "коренным" и "пришлым" населением, между национальным меньшинством и "титульным" большинством. Все это обостряет историческую память, оживляет стереотипы, возникшие в прошлые времена, но незабытые и сегодня. И вплотную ставит перед властью вопрос о том, что этническими и национальными процессами надо управлять.

Сергей МАРКОВ:

- Сегодня проблема сводится к реформированию межнациональных отношений в России, где доминирует русский этнос, но в элите страны всегда был большой удельный вес других этнических групп. Их верхушка в значительной мере была русифицирована и наряду с русскими занимала серьезные позиции на политическом олимпе. Сейчас ситуация во многом изменилась. Русские, когда государство перестало заниматься ими, оказались дезорганизованы и брошены на произвол судьбы. Тем временем этнические кланы, опираясь на родовые структуры, захватывали более прибыльные позиции в бизнесе, что вызвало межнациональное напряжение. Русский вопрос сегодня - это необходимость преобразования межнационального мира в России.

Фашизм отвратителен в любых проявлениях. Но не кажется ли вам, что борьба с реальным "русским фашизмом" подменяется упрощенным подходом, когда ответственность за конфликты на национальной почве автоматически пытаются возложить на тех, кто говорит по-русски

Рамазан АБДУЛАТИПОВ:

- Если мы боимся слова "русский", нам в России делать нечего. Это очень привлекательное слово, в нашей стране мы по культуре вообще все русские. Не надо бояться говорить о проблемах русского народа, его истории, исторической памяти, о национальном самочувствии, о русском патриотизме. Потенциал патриотизма - это позитивный потенциал народа, который надо использовать в созидательных целях. И тогда будет понятно: где националист, где сепаратист, где фашист, а где патриот. Еще Толстой сказал: "Националист - это тот, кто ненавидит другой народ, патриот - это тот, кто любит свой народ". И между ними принципиальное различие. Если ты любишь свой народ, то думаешь о его перспективах и находишься в уважительном диалоге со всеми другими народами. Если ты этого не делаешь, то завтра вступишь в противоречия, которые нанесут вред твоему народу.

Александр КРУТОВ:

- Власть опасается бунта тех, кто нищенствует, боится, что люди задумаются, почему они так плохо живут в самой богатой природными ресурсами стране? Почему перестали быть хозяевами на родной земле? Вопросов много, а ответов у власти нет. Вот она и выстраивает заранее эшелонированную оборону. Проще всего, уходя от ответа, развешивать ярлыки: тот экстремист, этот шовинист. Хочу напомнить: патриот - это тот, кто любит свою Родину и отстаивает ее интересы; националист - тот, кто любит свою нацию и отстаивает ее интересы; шовинист - тот, кто утверждает интересы своей страны и нации за счет других народов и государств; фашист - тот, кто не только утверждает интересы своей нации за счет других, но и принуждает их к подчинению. Борьба - на словах - с "русским фашизмом" на деле, увы, часто выливается в попытки подавить русское национальное самосознание.

Андрей САВЕЛЬЕВ:

- Фашизм для европейцев связан с таким процессом, как денацификация Германии, с преследованием военных преступников по всему миру. Каждый немец в свое время должен был испытывать стыд только потому, что в Германии был фашизм. Теперь России навязывается концепция "русского фашизма", чтобы дать повод вмешиваться во внутренние дела нашего государства. С этой целью у русского народа - государствообразующего стержня России - подавляется национальное самосознание и стремление к государственному суверенитету. Подрыв государственного суверенитета означает, что Россия становится проходным двором: приходи кто хочешь и используй ее ресурсы по своему усмотрению. Цель глобального процесса "дерусификации" России - подавить русское самосознание, заставить русских стыдиться своей нации, чтобы, не дай бог, не оказаться обвиненными в "русском фашизме".

ЦИТАТА

Александр СОЛЖЕНИЦЫН, писатель:

- Словом "фашизм" у нас кидаются безответственно, как бранным словом, чтобы не дать встать русскому самосознанию. Германский национал-социализм основывался на самопревознесении германской нации - такого упрека не бросишь нынешнему униженному и вымирающему русскому народу. Ксенофобия исторически не была свойством русских, иначе не устояла бы империя из 120 наций.

Не является ли муссирование темы "русского фашизма" пиар-ходом? Рост националистических настроений в стране - реальность, но и приближающиеся выборы тоже реальность. Во время прошлых избирательных кампаний нас уже пугали и коммунофашистами, и красно-коричневыми...

Сергей МИХЕЕВ:

- Нет никаких сомнений в том, что раздувание антифашистской кампании имеет прикладной контекст. С одной стороны, националисты действительно могут составить реальную конкуренцию нынешней власти, так как их взгляды пользуются достаточно широкой поддержкой населения. С другой - отрабатывается один из элементов типового предвыборного сценария с "угрозой стабильности". Для сгущения красок - угроза должна выглядеть реальной - с фашистами готовы уравнять не только националистов, хотя это далеко не одно и то же, но и вообще всех, кто чем-то недоволен в сфере межнациональных отношений или даже миграционной политики.

Сергей МАРКОВ:

- Выборы оказывают влияние на риторику избирательной кампании, но в силу того, что большинство избирателей русские, думаю, проблема "русского фашизма" педалироваться не будет.

СССР рухнул под напором национальных проблем. Не приведет ли межнациональная напряженность к подобному исходу Россию? Что делать во избежание этого

Сергей МАРКОВ:

- Советский Союз распался, потому что у Кремля не было политической воли его сохранить. У нынешнего российского руководства такая воля имеется, более того, набирает силу. Во избежание дальнейших межнациональных конфликтов нужны перемены в национальной политике. На мой взгляд, они должны затронуть три направления: официально повысить статус русского народа как государствообразующего этноса России, вести упреждающую борьбу с этнической организованной преступностью и разработать целенаправленную кампанию пропаганды дружбы народов.

Вячеслав МИХАЙЛОВ:

- Сегодня, когда национальные проблемы по-прежнему являются одним из наиболее уязвимых мест Российского государства, важно, чтобы дорогу пробила реальная национальная политика, а не ее имитация. Вот, скажем, что произошло в Кондопоге? Снова представим все как драку: то ли бытовую, то ли пьяную? Вместо того чтобы тщательно разобраться во всей подоплеке, сделать жесткие выводы и публично объявить о результатах расследования? Если мы этого не сделаем, умолчим о причинах произошедшего конфликта, то он повторится сотни раз. Пора бы всем вспомнить очень давний, веками выработанный принцип: в чужой монастырь со своим уставом не суйся. Это значит, что в Париже правят бал парижане, в Москве - москвичи, в Орле - орловцы... Иначе неизбежна вражда, которую будет трудно усмирить. Все мы должны понять простую истину: русские, приезжая в Толстой-Юрт, должны уважать обычаи и традиции живущих там чеченцев, а чеченцы, находясь в Кондопоге, - уважать обычаи и законы местных жителей.

Рамазан АБДУЛАТИПОВ:

- Я в 1982 году приехал из Мурманска в Москву и привез рукопись брошюры "Исторические корни формирования национального самосознания русского народа". Как ни старался, нигде у меня эту работу не приняли, мотивируя тем, что не стоит говорить о проблемах русской нации, которая является господствующей. Последняя книга на эту тему была написана Мордвиным в 1934 году, больше не было издано ни одной. Русские и в самом деле сегодня стали чувствовать себя менее устроенными, чем многие другие народы. Эта ситуация должна быть исправлена. Все народы объединились вокруг русских, и это никого не должно оскорблять. Основополагающий народ в России - русский. Но и русские тоже должны воспринимать остальные народы равноправными. Однако в этом направлении надо работать. Как показывает жизнь, там, где национальными вопросами государство не занимается, ими начинают заниматься разного рода экстремисты, провокаторы, проходимцы. Нужен государственный орган, который будет обеспечивать анализ и прогноз этнополитической ситуации в стране, управлять процессами межнациональных отношений, содействовать формированию солидарного гражданского общества.

Когда народ имеет право на самозащиту

Сергей МАРКОВ:

- В условиях, когда государство разрушено коррупцией, а местное население сталкивается с вызывающим поведением пришлых этнических общин и их преступных группировок, право на организацию своей защиты имеет любое местное население независимо от национальности.

Андрей САВЕЛЬЕВ:

- На сегодня у людей есть две формы самозащиты: политическая и общественная. Политическая самоорганизация русского народа в значительной мере подавлена, ибо русской политики в стране не существует. Информационно-психологичекая война против России сейчас приняла характер мощного вторжения по всем направлениям - идет борьба за умы, за мировоззрение, за дух, за право строить газопроводы в нужном направлении. Нам предстоит сегодня не столько отстоять территорию, сколько сохранить нацию, ее информационное и культурное пространство. К сожалению, мы здесь отступили так далеко, что стоим на грани утери суверенитета. В такой ситуации остается уповать лишь на общественное сопротивление, когда коренные жители организуют сходы и требуют от власти защитить их устоявшийся образ жизни, их хозяйственные интересы и социальные права. Это произошло в Кондопоге, а до этого в Сальске, Сыктывкаре, в поселке Харагун Читинской области. Русские, как и любой другой народ, не только имеют право, но обязаны отстаивать свою среду обитания, свой образ жизни там, где власть не защищает местных граждан от попыток переселенцев насадить свои порядки. Именно местная власть должна отслеживать преступные группировки - не только доморощенные, но и этнические. А если власть бездействует, то установлением правопорядка должно заниматься общество. Здесь главное - не нарушить закон, не переступить грань, когда борьба за жизненные права коренного населения превратится уже в свой криминал, нарушение прав всех остальных.

Подготовил Павел АНОХИН

"РОДНАЯ ГАЗЕТА" No 36(171),

15 сентября 2006 г., полоса 8

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=22&tek=21239&issue=289



Док. 272357
Опублик.: 18.01.07
Число обращений: 392

  • Крутов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``