В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Назад
Интервью Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи
Вопрос: Прошедший год был насыщен разнообразными событиями в области ИКТ, в том числе - интенсивной законотворческой деятельностью. Владимир Лукич, скажите, что, на Ваш взгляд, было самым значимым в работе профильного Комитета ГД в этой сфере?

Ответ: В целом на протяжении всего года наш Комитет вел активную работу в сфере информационных технологий и связи одновременно по нескольким ключевым направлениям: в законопроектной области, а также по организации и проведению публичных мероприятий, заседаний Секции Экспертного Совета при Комитете и рабочих групп по целому ряду вопросов отраслевого развития.

Вопрос: Понятно, что для выработки квалифицированных решений по всем этим вопросам, необходимо располагать серьезной аналитической базой. Расскажите, как строится работа Комитета в данном отношении, используете ли Вы результаты каких-либо специальных исследований?

Ответ: Безусловно, наличие максимально полной, точной, надежной и своевременной информации является важнейшим условием для принятия обоснованных решений в любой области. В своей работе Комитет опирается на информацию, получаемую от операторов связи, на профессиональные экспертные оценки состояния отрасли и рынка ИКТ. Большой интерес представляют также материалы парламентских слушаний, которые проводит Комитет, и сведения, содержащиеся в выступлениях руководства Мининфорсвязи России и подведомственных ему федеральных агентств и службы на "правительственных часах" в рамках заседаний Государственной Думы. К сожалению, из Правительства РФ в Государственную Думу поступают, как правило, лишь официальные нормативные правовые документы. Поэтому Комитет придает важнейшее значение регулярному проведению "круглых столов" по актуальным вопросам развития отрасли, что дает возможность напрямую донести до слушателей позицию ведущих специалистов и пользователей услуг.



Так, запомнилось выступление на парламентских слушаниях весной 2005 года Президента Некоммерческого партнерства "РУССОФТ" В.Л.Макарова, который подробно изложил позицию компаний, экспортирующих программные продукты и услуги по разработке программного обеспечения, в связи с инициативами Правительства РФ, направленными на повышение конкурентоспособности российской ИТ-индустрии.



Уже не первый год Комитет сотрудничает с Некоммерческим партнерством "Центр исследования проблем развития телекоммуникаций" (НП ЦИПРТ), представляющего интересы крупнейших российских телекоммуникационных операторов, входящих в холдинг "Связьинвест". Так, например, благодаря информационно-аналитическим исследованиям специалистов этой организации, Комитетом было подготовлено парламентское обращение в Правительство РФ по поводу задолженности государства перед операторами электросвязи, образовавшиеся за прошлые годы в связи с предоставлением льгот определенным категориям граждан.

В настоящее время при Комитете создана рабочая группа, которой предстоит изучить проблемы монополизма в отрасли связи. Такая работа потребует серьезного анализа состояния дел в данной области, и в этом мы очень рассчитываем на содействие таких организаций, как НП ЦИПРТ, которое, со своей стороны, также заинтересовано во всестороннем обсуждении проблемы и уже выразило готовность провести соответствующие оценки.



Вопрос: Не могли бы Вы более подробно остановиться на основных направлениях деятельности Комитета? Что конкретно было сделано по каждому из них?



Ответ: В условиях начавшейся реализации новой редакции Федерального закона "О связи", базового закона в области телекоммуникаций, заметно активизировался нормотворческий процесс в информационной сфере. Это связано, прежде всего, с тем, что действующие законы, принятые более 10 лет назад, вступают в противоречие с более поздними, что крайне негативно влияет на правоприменительную практику.



В целях исправления этой ситуации в 2005 году было выдвинуто несколько важных инициатив, направленных на совершенствование системы нормативного регулирования отрасли и рынка ИКТ. Депутаты Комитета приняли самое активное участие в этом процессе в качестве авторов и разработчиков законопроектов либо как эксперты.



В числе наиболее значимых инициатив в области развития отраслевого законодательства на сегодняшний день, следует, прежде всего, выделить проекты законов: об электронной торговле, о внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи", а также новую редакцию закона об электронной цифровой подписи. Кроме того, по рекомендации нашего Комитета 16 декабря 2005 года Государственная Дума ратифицировала Соглашение между Правительством РФ и Международным союзом электросвязи об учреждении в России Зонального представительства этой организации. Данный закон, призванный содействовать внедрению современных инфокоммуникационных технологий и услуг, получил одобрение Совета Федерации и 10 января 2006 года подписан Президентом.



Вопрос: Если попытаться коротко охарактеризовать названные Вами законопроекты, в чем их основное значение и на какой стадии находится работа над ними?



Ответ: Что касается проекта федерального закона "Об электронной торговле", его цель состоит в выработке четких правил регулирования правоотношений в этом бурно растущем секторе, в установлении общих требований к участникам электронной торговли, что просто необходимо для ее нормального функционирования. Своевременность появления такого закона сегодня не вызывает сомнений ни у кого. Его концепция получила одобрение членов нашего Комитета. Однако ответственный за этот проект Комитет ГД по информационной политике не поддержал законопроект и предложил авторам существенно его доработать.



Появление новой редакции закона об электронной цифровой подписи также вызвано недостатками правового регулирования, связанного с другой весьма актуальной темой - использованием электронной цифровой подписи. Дело в том, что существующие пробелы в законодательстве не позволяли на практике реализовать положения действующего одноименного закона. Целью предлагаемого законопроекта как раз и является создание необходимых правовых условий использования ЭЦП в электронном документообороте, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. При рассмотрении законопроекта 1 февраля 2005 года на Совете ГД было принято решение возвратить его авторам в связи с отсутствием заключения Правительства РФ, которое давно планирует внести в Думу соответствующий проект федерального закона.



Помимо этого, весной 2005 года Комитет ГД по энергетике, транспорту и связи выступил с предложением дополнить статью 54 Федерального закона "О связи" (об исключении повременной оплаты входящих звонков) положением об исключении оплаты входящих звонков. Поскольку правовое регулирование отношений, связанных с оказанием услуг телефонной связи, имеет высокую социальную значимость, этот законопроект тщательно прорабатывался в ходе нескольких заседаний Комитета на стадии подготовки к первому чтению. В итоге, после того как были учтены все замечания, 18 октября 2005 года Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. На пленарном заседании 2 ноября 2005 года он абсолютным большинством голосов был депутатами одобрен. Ко второму чтению в проект закона были внесены еще некоторые дополнения и поправки (в частности, Комитет посчитал необходимым детализировать случаи, когда входящий звонок подлежит оплате). 8 февраля 2006 года закон принят в третьем чтении, 22 февраля одобрен Советом Федерации и отправлен Президенту РФ на подписание.



Вопрос: В последнее время большой общественный резонанс вызвало обсуждение проектов законов "О персональных данных", а также о защите информации. Какую позицию занимает ваш Комитет по отношению к этим законопроектам?



Ответ: Внесенные Правительством РФ проекты законов: "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке данных", "О персональных данных" и "Об информации, информационных технологиях и защите информации", действительно, вызвали широкую дискуссию. Это и понятно, учитывая, что они регулируют очень "чувствительную" сферу и затрагивают практически всех. Как известно, Конвенция и разработанный в развитие ее базовых положений проект закона "О персональных данных" должны обеспечить физическому лицу необходимые правовые гарантии в отношении сбора, хранения и обработки персональных данных, защитить их от несанкционированного использования. Наш Комитет внимательно изучил этот законопроект и рекомендовал Думе принять его в первом чтении с учетом предложенных поправок технического характера. В настоящее время идет интенсивная подготовка ко второму чтению.

Также ко второму чтению сейчас готовится и поддержанный нами проект закона "Об информации...", который, как мы считаем, предлагает новое концептуальное решение основных вопросов, имеющих существенное значение для обеспечения развития информационных отношений в целом и инфокоммуникационных технологий, в частности.



Вопрос: Владимир Лукич, выше Вы упомянули и о других формах деятельности Комитета. Что имелось в виду?



Ответ: Совместно с нашими коллегами мы выступили непосредственными организаторами таких публичных мероприятий, как тематические парламентские слушания, "круглые столы", семинары и совещания, посвященные обсуждению наиболее важных и актуальных вопросов развития законодательной базы отрасли ИКТ и проблемам регулирования в этой сфере. Среди главных тем - необходимость обновления действующей законодательной базы, выработки правовых механизмов деятельности технопарков, защита интеллектуальной собственности, создание особых налоговых и таможенных режимов для высокотехнологичных зон.

Отдельный "круглый стол" был посвящен состоянию и перспективам развития современного рынка услуг связи в условиях возросшей конкуренции и законодательному регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи. По итогам "круглого стола" был подготовлен проект рекомендаций, утвержденный на заседании Комитета 18 января 2006 года. Как я уже упомянул, сформирована рабочая группа для изучения состояния рынка услуг связи и подготовки предложений по совершенствованию регулирования естественных монополий в этой сфере с участием заинтересованных министерств и ведомств, некоммерческих объединений, профильных научных и образовательных организаций, экспертов и участников рынка.



Вопрос: И, наконец, хотелось бы узнать, каковы ближайшие планы Комитета?



Ответ: Работа Комитета будет идти по разным направлениям. В связи с очень быстрым темпом развития рынка постоянно возникает необходимость внесения изменений в действующее законодательство. Так, например, актуальна проблема похищенных мобильных телефонов. Действительно, за последнее время во всех регионах России значительно выросло число преступлений, связанных с кражей сотовых телефонов. Поэтому не случайно в Комитет поступили два альтернативных законопроекта из Перми и Свердловской области, регламентирующие вопрос отключения похищенных мобильных телефонов и установления уголовной или иной ответственности за изменение или подделку международного идентификатора мобильного телефона. Комитет только приступил к рассмотрению этих проектов.



Разумеется, будем продолжать законопроектную деятельность по ранее намеченным направлениям, в частности, - по внесению изменений в ряд статей федерального закона "О связи", а также по вопросу развития технического регулирования в области электромагнитной совместимости.



Представляет интерес поднятый на последнем "круглом столе" вопрос о ревизии действующих в настоящее время принципов отнесения операторов фиксированной связи, занимающих существенную долю рынка, к субъектам естественных монополии. Здесь предстоит, конечно, большая и сложная работа. К тому же в начале апреля 2006 года мы планируем провести "круглый стол" на тему: "О законодательном обеспечении и приоритетах государственной инновационной политики в области развития российских ИТ-парков".



ИА ПРАЙМ-ТАСС,

27.02.2006.



Док. 272330
Опублик.: 18.01.07
Число обращений: 299

  • Горбачев Владимир Лукич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``