В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин: 11-летняя обязательная школа - новый ракурс нацпроекта `Образование`? Назад
Игорь Семенихин: 11-летняя обязательная школа - новый ракурс нацпроекта `Образование`?
Сколько у нас надо обязательно учиться в школе? Этот вопрос взволновал нынче общество и вашего покорного слугу. И вот почему...
Но сначала новость:

... Уже со следующего года в России может начаться переход к обязательному полному общему 11-летнему образованию. Об этом заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая на заседании оргкомитета по подготовке к празднованию 50-летия Сибирского отделения РАH в Hовосибирске. Теперь школа будет гарантировать аттестат о полном среднем образовании. Соответствующий законопроект уже направлен в Государственную думу...

Услышав сию весть, я для начала решил провести эксперимент: опрашивал москвичей "Какое у нас обязательное среднее образование?" Все, как один, убежденно отвечали: "Конечно же, 11-летнее!"
Что ж, это, действительно, правда, но для Москвы, где оно (11-летнее обязательное полное среднее образование) введено еще в конце 2005 года...Воистину, столица наша - государство в государстве! А остальная Россия после 1992 года, благодаря стараниям горе-реформаторов от образования, решившим, что среднее образование - большая роскошь, и по сегодняшний день учится в обязательном порядке всего 9 классов...

Что ж, я приветствую возврат к обязательному среднему образованию, поскольку в развитых странах делается особый упор на увеличении времени пребывания в школах. Хотите факты?
Пожалуйста...
А) В ряде стран ЕС срок обучения достигает 13 лет.
Б) В США и Великобритании большинство школьников обязаны отучиться 12 лет.
В) 11-летний срок получения среднего образования ввели Казахстан, Молдова, Азербайджан, Армения.
Безусловно, для этого нужны немалые финансовые ресурсы.
    
Россия имеет свой путь среднеобразовательной истории школы: - от ликбеза к семилетке, потом к восьмилетке и к обязательному среднему через недолгую одиннадцатилетку в 1958-1964 годах. Да, да! У нас уже было 11-летнее среднее образование. Последний раз его вводили в 1964 году под лозунгом повышения научного уровня. Но тогда не хватило ни средств, ни политической воли.
Отменил всеобщее обязательное среднее закон "демократов" "Об образовании", принятый в 1992 году. Вскоре стало очевидным: в результате такой "перестройки" на улице оказались сотни тысяч подростков. Они пополнили армию беспризорников, наркоманов, преступников.
Что ж принесет новое введение обязательного одиннадцатилетнего образования? Теперь у школ больше не будет права отказывать не слишком успевающим учащимся в приеме в 10-й класс. Их надо вытягивать до среднего уровня. Теперь, как мне кажется, и школе придется учиться самой, причем очень быстро.
В пресс-службе Министерства образования и науки особо отмечают, что в нынешней редакции законопроекта нет указания, с какого года 11-летнее школьное образование должно стать обязательным, и напоминают, что такого рода задумки существуют уже много лет, но каждый раз их реализация откладывается на неопределенный срок.
Также увеличение срока обучения в школе связывают в первую очередь с вхождением России в Болонский процесс. Среди европейских стран Россия с обязательной девятилеткой значительно отстает от западных стандартов. Во многих европейских школах, как я уже отмечал, дети учатся 12.13 лет.
В свою очередь, министр А.Фурсенко мотивирует продление обязательного обучения в школе демографическим кризисом в стране. "Если в 1998 году число учеников 11-х классов школ составило 22 млн человек, то в 2006-м - 15 млн. Ожидается, что в 2008 году их число сократится до 13 млн, в 2010 году число выпускников сократится еще на 30% по сравнению с 2006 годом", - заявляет Андрей Фурсенко. По его мнению, на выход из "демографической ямы" нельзя рассчитывать раньше 2010 года. Тем самым Минобрнауки решило одним ударом убить двух зайцев. С одной стороны, заполнить пустеющие классы, с другой - повысить уровень школьного образования.
Итак, школьники после 9-го класса будут обязаны либо оставаться в школе и учиться все 11 лет, либо поступать в ПТУ.
Таким образом чиновники намерены бороться с упадком среднего специального образования и нехваткой кадров рабочих профессий. Правда, уже сейчас многие эксперты высказывают мнение, что насильным просвещением проблему не решить. Так считает директор гуманитарного института ЧГУ Александр Чернов: "На сегодняшний день мы имеем увеличивающееся количество подростков, которые не имеют полного среднего образования, следовательно, они не могут даже в ПТУ поступить, в силу того, что во многих регионах ПТУ просто нет. Поэтому с формальной точки зрения продление образование до 11 лет - правильное решение, но насколько оно сможет повлиять на изменение ситуации на рынке квалифицированной рабочей силы в регионах - этот вопрос остается открытым".
В Минобрнауки уже не первый год озабочены проблемой средне-специального образования. Система ПТУ и колледжей находится в упадочном состоянии, популярность этих образовательных учреждений среди молодежи неуклонно падает. За последние 15 лет на 90% сократилось число ПТУ и колледжей, где подростки могли получить среднее образование после 9-го класса. При этом многие школы сейчас просто не рассчитаны на 11-летнюю программу.
В итоге стране элементарно не хватает слесарей и фрезеровщиков. Для того чтобы как-то поправить дела, чиновники готовы на все. Например, на сокращение бесплатных мест в государственных вузах, чем абитуриентам грозит нынешний год. И вот новый подход: сделать 11 классов обязательными для всех. Не хочешь постигать азы высшей математики и химии - можешь распрощаться со школой в 9-м классе. Но в этом случае недостающие знания придется добирать в ПТУ и колледжах. Такова суть законопроекта, который министр образования Андрей Фурсенко уже направил на рассмотрение в Государственную думу.

"С одной стороны, чем больше дети учатся, тем лучше. С другой - насильно заставить ребенка сидеть в школе просто невозможно. Нужно предоставить ему свободу выбора", - таково мнение большинства экспертов. Однако все сходятся во мнении: принудительными методами проблему нехватки квалифицированной рабочей силы не решить.
Особый вопрос: одиннадцателетка на селе.
Сегодня во многих деревнях и селах все школы работают только по девятилетней программе. "Чтобы получить полное среднее образование подростки вынуждены будут ездить в город, - считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. - Только вот 80% сельских дорог не приспособлены даже для проезда автобусов. Так что перед родителями станет вопрос: или переезжать в город, или прятать ребенка. Современная система образования пока просто не приспособлена для такого быстрого перехода к всеобщему полному среднему образованию. Перевести сельские школы на 11-летнюю систему обучения так быстро невозможно. Кроме того, за последние 15 лет закрылось 90% ПТУ и техникумов..."
В этом году в рамках нацпроекта "Образование" среди учебных заведений среднего профессионального образования, использующих современные инновационные технологии, будет проводиться конкурс. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Медведев во время прошлогоднего посещения тюменского профессионального училища No6. Он отметил, что по итогам конкурса 60 лучших профтехучилищ получат дополнительное финансирование до 60 млн рублей. 50% этой суммы будет профинансировано из федерального бюджета, 50% - заинтересованными работодателями.
Позже Дмитрий Медведев посетил одно из средних специальных учебных заведений в Тюмени, где успешно применяется метод софинансирования, - это профессиональное училище No36. В финансировании этого учебного заведения участвует правительство Тюменской области, а также ОАО "Сибнефтепровод" и ОАО "Транснефть".
"Для государства очень важно совместное государственное финансирование с частной стороной, в том числе со стороны бизнеса. Во всем мире образование устроено так, что деньги даются с двух сторон", - отметил вице-премьер, общаясь со студентами тюменского профучилища No36. Он также добавил, что их учебное заведение представляет собой удачный пример в этом смысле.
В этом году начался новый конкурс инновационных проектов учреждений среднего и начального профессионального образования на 2007-2008 годы. Сейчас планируется, что из федерального бюджета на поддержку этих учреждений будет выделено 1,8 миллиарда рублей. Но при условии: такая же сумма придет на эти цели из региональных бюджетов и со стороны бизнеса. То есть в общей сложности 3,6 миллиарда рублей должны быть затрачены на направление "Развитие начального и среднего профессионального образования"

Между тем, как особо отметил куратор нацпроектов первый вице-премьер Дмитрий Медведев, начатые год назад реформы в сфере образования нельзя сводить к простой раздаче бюджетных денег. Главная задача нацпроектов заключается в другом. "Национальные проекты стимулировали инициативу в регионах. Значительная часть тех идей, которые заложены в национальных приоритетах, начала осуществляться и стала стимулом для региональных инициатив по улучшению ситуации во всех четырех сферах", - рассказал "Российской газете" Дмитрий Медведев.
"Пробуждение" инициативности региональных администраций измеряется вполне конкретными цифрами. Например, Республика Татарстан в прошлом году выделила на реализацию нацпроекта "Образование" на своей территории 4 млрд. рублей, в то время как из федерального бюджета на эти же цели республика получила помощь примерно в 1 млрд. рублей. Власти Ямало-Ненецкого АО в прошедшем году выделили на поддержку нацпроекта "Образование" из собственных источников примерно 4,6 млрд. рублей, Тюменской области - 3,6 млрд. рублей, Свердловской - 1,6 млрд. рублей. Большинство наших регионов, как известно, не могут похвастаться значительными собственными доходами, поэтому поддержка нацпроектов со стороны властей на местах исчисляется в основном миллионами, а не миллиардами рублей. Тем не менее, в целом по стране в 2006 году на реализацию нацпроектов была потрачена сумма, принципиально отличающаяся от той, которую изначально выделило на эти же цели федеральное правительство. По предварительным данным, "цена нацпроектов" в прошлом году приблизилась к одному триллиону рублей.
Как заявил в этой связи, директор департамента прогнозирования и бюджетного планирования Бронислав Шкатов на коллегии Минобразования, общий объем финансирования приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году должен составить около 98 млрд рублей.
По словам Б.Шкатова, общий объем финансирования нацпроекта в этом году складывается из нескольких источников. В федеральном бюджете на реализацию национального проекта в 2007 году запланировано 48,892 млн руб. (что на 67% больше, чем в 2006 году).
Что ж, правильная логика, безусловно, состоит совсем в другом - в том, чтобы, во-первых, остановить деградацию образования населения, и, в частности, деградацию сельской школы, а во-вторых, чтобы, наоборот, делать на селе фактически лучшие школы в России и восстанавливать в целом село, считает российский эксперт и публициста Юрий Крупнов.
С другой стороны, разрушенную за последние 15 лет систему ПТУ и техникумов не просто нужно восстанавливать, а это вопрос национальной безопасности... Ведь именно образование, именно профессиональное образование и Минобразование должны взять на себя ответственность за развитие промышленности, как это ни странно.
Потому что, как считает эксперт Ю.Крупнов, без наличия спроса на высококвалифицированный труд никакая система профессионального образования, сколько ее ни восстанавливай, не получит нормального развития. Поэтому именно Минобразование должно быть самым заинтересованным ведомством в опережающем развитии российской промышленности.. А пока все сводится к разговорам о том, "ну вот, мы же за промышленность не отвечаем", а со стороны промышленности - "у нас кадров нет соответствующих, профессиональное образование разрушено, что мы можем сделать?"
Дебаты вокруг реформы среднего образования идут полным ходом. Вместе с тем их уже подкрепляют реальные итоги нацпроекта "Образование" за 2006 г.

    10 тысяч лучших учителей России, отобранные по конкурсу, получили Президентские премии по 100 тысяч рублей.
    3 тысячи школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, также отобранные по конкурсу, получили на своё развитие по 1 миллиону рублей.
     На условиях софинансирования регионами оснащены учебно-наглядными пособиями и оборудованием по физике, химии, биологии 8000 школ, приобретено 3 500 сельских школьных автобусов.
Статистику можно продолжать. Но главное, как говорил Остап Бендер: "лед тронулся, господа присяжные"...
Сегодня Россия приступает к восстановлению утраченного уровня среднего образования. Процесс этот, я уверен, будет нелегким, но главное - есть политическая воля. Не случайно, согласно соцопросу, проведенному центром Левада, 47% населения верят в улучшение условий жизни в связи с нацпроектом "Образование", а это большой кредит доверия. Главное - его оправдать. Я уверен, 11-летнее среднее образование - шаг вперед к просвещенной и процветающей России.

17.01.07.
www.nasledie.ru


Док. 272185
Опублик.: 17.01.07
Число обращений: 1104

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``