В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир МОЛЧАНОВ: Деньги есть - ума не надо? Назад
Владимир МОЛЧАНОВ: Деньги есть - ума не надо?
Национальные проекты могут взорвать российское общество
    

Из федерального бюджета, обсуждаемого сейчас в Госдуме, более 230 млрд рублей предполагается выделить на реализацию национальных проектов, которые вроде бы должны привести к коренному перелому ситуации в четырех жизненно важных сферах: на рынке жилья, в образовании, сельском хозяйстве и здравоохранении. В нынешнем году на эти цели израсходовано более 100 млрд рублей. Каковы же результаты? Судя по всему, они далеки от желаемого. Мало того, политические и экономические просчеты, заложенные уже при разработке этих проектов, чреваты самыми серьезными последствиями, вплоть до социальных взрывов.

Национальные проекты не стали национальными

Из теоретического наследия прошлой эпохи мы помним, что идея тогда обретает силу, когда она овладевает массами. Как сильно за прошедший год идея реализации национальных проектов укоренилась в сознании россиян? Определенные представления на сей счет дает проведенное фондом "Общественное мнение" исследование.

В 2005 г. 54% населения обращалось в поликлиники. И согласно опросу, 53% респондентов знают о существовании национального проекта по здравоохранению. Информированность о проекте "Образование" равна 48%. Это и понятно: в большинстве семей есть школьники или студенты. Потребность сменить или приобрести жилье выразили желание 48% опрошенных. И 67% известно о национальном проекте "Доступное и комфортное жилье". При этом многие подчеркивают, что жилье для них - главная проблема, от которой во многом зависит будущее их рода. Сегодня в России в сельской местности проживает 25% населения. Но по нацпроекту "Сельское хозяйство" проявляют информированность 54%. Это объясняется тем, говорит президент фонда Александр Ослон, что в России исторически существует страх перед голодом. И потому все, что связано с сельским хозяйством, волнует многих.

Эти цифры демонстрируют информированность россиян о национальных проектах. Но есть и другой показатель - чего ожидают россияне от их реализации. 44% опрошенных надеются на хотя бы небольшой позитивный результат. И 23% населения отмечает, что в их регионе уже что-то изменилось к лучшему в связи с реализацией этих программ. Эти цифра показывают, поясняет Александр Ослон, что для многих из тех, кого непосредственно касаются национальные проекты, они уже стали реальностью. Однако в целом для общества они пока во многом остаются terra incognita.

Разведка боем стоимостью 100 млрд руб.

За год проведения национальных проектов получены серьезные результаты. Но речь идет не о каких-то больших достижениях или глубоких прорывах, а о том, что, как дружно отмечают эксперты, выявились многие болячки, которые ранее были скрыты. Так, по мнению президента общественного фонда "Институт города" Леонида Глазычева, национальные проекты позволили понять размер и содержание реальных проблем. По сути дела этот год стал разведкой боем. И теперь есть материал для дальнейшего обсуждения вопроса.

А обсуждать действительно есть что. Из всего квартета нацпроектов все же ключевым, пожалуй, является проект "Доступное и комфортное жилье". И, как считает заместитель генерального директора ООО "Межрегиональное ипотечное агентство" Сергей Журавлев, за год реализации проекта удалось вскрыть многие его болевые точки. И главная из них - механизмы реализации проекта не соответствуют поставленным целям. Начав двигаться не с того места и не в том направлении, мы получили то, что получили.

В чем основные просчеты? Весь проект нацелен на 2010 г. И в качестве главной его цели выдвигается задача строительства 80 млн кв. м жилья и выдача 1 млн ипотечных кредитов в год. Насколько реален выход на эти рубежи? Отлично известно, что у нас строительный цикл от подготовительных работ до сдачи объекта занимает более пяти лет. Простые расчеты показывают, что мы никак не успеваем уложиться в эти сроки. Ориентиры для национального проекта "жилье" должны быть гораздо длиннее - 20-25 лет.

Но если цели поставлены неточно и некорректно, то и механизмы реализации тоже неадекватны, замечает Сергей Журавлев. Национальный проект фактически имеет три части: предоставление субсидий гражданам, развитие ипотеки и создание строительной инфраструктуры - обустройство земельных участков. Однако в нем практически не предусмотрены меры для того, чтобы жилье действительно стало бы доступным. Нет раздела, где речь идет о том, как резко увеличить ввод жилой площади. Как не говорится и о том, что на современном этапе следует понимать под определением "комфортное жилье".

Возникает ощущение, что весь проект носит предвыборный характер и реализуется под конкретную предвыборную программу. Во что превращается реализация проекта? Он все больше становится занятием для бюрократов. Еженедельно Минрегионразвитие собирает отчеты о проделанной работе. Соответственно в региональных администрациях созданы специальные отделы, которые ничем другим, кроме отписок, не занимаются. Чиновникам постоянно приходится думать, что еще написать. И чем дальше, тем сильнее раскручивается эта бюрократическая машина.

Но бумажная реализация национального проекта подкладывает под реальный проект большую бомбу. Субсидиями и ипотечными кредитами стимулируется спрос на жилье. Адекватного же его предложения со стороны стройкомплекса нет. А нет потому, что не предлагаются меры по увеличению объемов строительства. И сегодня галопирующий рост цен на квартиры подводит общество к вопросу: а какова роль национального проекта в этом ценовом шабаше? То, что происходит на рынке жилья, вызывает у населения самый настоящий ажиотажный спрос, все стремятся купить жилье сейчас, пока оно еще больше не выросло в цене.

Сегодня то, что национальным проектом жестко определены условия выделения земельных участков и обязательства муниципалитетов по их обустройству, становится тормозом по увеличению предложений жилья. И пока это узкое земельное "горлышко" не расширится, дефицит предложения участков под застройку будет сохраняться.

К сожалению, многие важные факторы, формирующие цену на жилье, не были учтены разработчиками национальных проектов. Согласно классификации председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, их можно разделить на три группы: факторы, влияющие на спрос, на предложение и на издержки.

Сегодня города забирают у строителей около половины построенного ими жилья. Это означает, что каждый покупатель квартиры фактически покупает их две. Но вторая достается муниципалитету. Он предоставляет ее очереднику, а тот бесплатно ее приватизирует. И пока мы не остановим бесплатную приватизацию, этот механизм так и будет работать.

Второй фактор связан с тем, что не менее 10-15% от стоимости строящегося объекта надо заплатить за подключение к инженерным сетям.

И третье - сегодня многие покупают жилье не для проживания, а с целью вложения средств. По оценкам департамента жилищной политики правительства Москвы, доля таких покупателей доходит до 40-42%. Такие вложения приносят огромный доход. Квартиру можно сдавать в аренду, и при этом ее цена постоянно растет.

Ипотека так и не стала массовым явлением, остается весьма дорогим удовольствием. Это отчасти связано с тем, что пока не решена ключевая задача - не открыты накопления Пенсионного фонда для инвестиций в ипотечные ценные бумаги. Соответственно надо запустить и сам рынок ипотечных ценных бумаг.

Национальный проект не стимулирует развития бизнеса в этой сфере. Все зарегулировано, все настроено под интересы чиновников, бизнес вынужден просить у них сделать то, что они и так обязаны.

Нацпроект для меньшинства

Когда планировался национальный проект по сельскому хозяйству, то, как признает советник министра сельского хозяйства Александр Фомин, заранее предполагалось, что он будет весьма локальным, коснется небольшого числа сельских жителей. В стране 16 млн подворий, а согласно национальному проекту предполагается выдать всего 150 тыс. кредитов. Это менее 1%. В таких условиях о национальной поддержке селянина говорить преждевременно.

Но даже в этих масштабах выполнить проект при нынешнем законодательстве весьма непросто. Одна из основных проблем связана с отсутствием залоговой базы, без чего невозможно кредитовать сельскохозяйственных производителей. Подразумевалось, что земельная ипотека станет тем механизмом, который и позволит решить эту задачу. Но он так и не заработал. Россельхозбанк под залог земли выдал всего 8 кредитов - цифра, которая даже не может попасть в статотчетность.

Поэтому не случайно, что надежды села на то, что нацпроект внесет в его жизнь улучшения, не слишком велики. Так, опрос в Ульяновской области показал, что только каждый третий селянин с учетом реализации нацпроектов готов как-то изменить свою деятельность. В Самарской области опрашивали 8 тыс. владельцев подсобных хозяйств. Две трети заявили, что подождут, когда национальный проект завершится, и только потом, может быть, они начнут расширять производство.

При реализации проекта очень важно правильно учитывать положение на мировых сельхозрынках. Однако эта сторона вопроса была продумана явно недостаточно. Один пример: как только было заявлено, что Россия собирается активно заниматься лизингом племенного скота, на него сразу же выросли цены. А ведь в нацпроекте были заложены определенные цифры на эти цели. Вторая проблема: сегодня растет производство свинины. А в МЭРТ рассматривается вопрос о переброске квоты на импорт мяса из ЕС в Бразилию. Это приведет к снижению цен на продукцию. Для потребителей это хорошо, а вот для производителей не очень.

На что идут деньги?

Перечислением проблем и недостатков, связанных с реализацией национальных проектов, можно заниматься долго. Но очевидно и другое: их осуществление показало наличие в стране глубокого системного кризиса в управлении государственным механизмом. Как говорит в связи с этим президент Всероссийской ассоциации приватизированных и частных предприятий Григорий Томчин, как не разработаны механизмы реализации нацпроектов, так нет и самой проектной части национальных проектов. Потому что национальный проект - это проектирование развития, а не просто раздача денег. А вот с этим у нас дело обстоит неважно. Причем в первую очередь в центре, а не в регионах.

Недавно на совещании руководителей малых городов в Екатеринбурге был поднят вопрос, каким образом приспособить реализацию нацпроектов к проблеме развития городов. Одно дело, когда речь идет о раздаче бюджетных денег, - тут все более или менее понятно. Но когда раздача закончится, как быть дальше? Ясного ответа на этот вопрос пока никто не дал.

Сейчас национальные проекты приобрели вид затратных федеральных программ, которые и формируют механизмы торможения. Все это мы уже проходили: в советские времена выдавались кредиты, а потом они списывались.

Главный вопрос - как совместить национальные проекты с рынком? Каким образом на добровольной основе встроить собственников ресурсов в реализацию государственных программ с тем, чтобы, участвуя в них, они получили большую выгоду, чем в обычных условиях? Как говорит директор Русского института Сергей Чернышев, по большому счету национальные проекты - это не способ потратить деньги, а способ их заработать. Хотя понятно, что без определенных инвестиций не обойтись. Если мы сосредоточимся только на раздаче денег из кассы, то на выходе получим борьбу всех против всех за обладание этими средствами.

Мина замедленного действия?

Реализация национальных проектов потенциально несет с собой и немалые риски. Эти проекты порождают рост ожиданий в обществе, указывает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов. А никто еще не отменял закона французского политолога ХIХ столетия Алексиса Токвиля: за ростом благосостояния неизбежно следует многократный рост ожидания дальнейшего увеличения благосостояния.

Другое возможное негативное последствие связано с тем, что возникает напряжение между той частью общества, которая получает дополнительное финансирование и другие блага благодаря реализации нацпроектов, и теми, кому ничего не достается. И такое противостояние уже становится реальностью. Опросы показывают, что часть людей резко настроена против тех, кого коснулись национальные проекты. Например, в медицине возникает конфликт между той группой специалистов, которые получают прибавки к зарплате в рамках нацпроектов, и теми, кого они обошли.

Таким образом, рост ожиданий является миной замедленного действия, которая может однажды взорваться.

ПРОГНОЗ

Год реализации национальных проектов не привел к большим результатам, но дал огромную пищу для размышлений. Никто не оспаривает полезности самой идеи, однако необходимость переформатировать заложенные в них матрицы уже очевидна. И если этого оперативно не сделать, то национальные проекты дискредитируют себя, а вместе с ними и тех, кто их придумал.

http://www.politjournal.ru/

Док. 271738
Опублик.: 16.01.07
Число обращений: 1156

  • Молчанов Владимир Кириллович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``