В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей МОВЧАН: `Росрегистрация - не дубина, которой можно гвоздить всех налево и направо` Назад
Сергей МОВЧАН: `Росрегистрация - не дубина, которой можно гвоздить всех налево и направо`
Один из не подлежащих сомнению результатов административной реформы - новые структуры, которые призваны более эффективно решать политические, экономические и социальные задачи, и новые люди во власти. На вопросы "Политического журнала" отвечает директор Федеральной регистрационной службы РФ (Росрегистрации) - главный государственный регистратор РФ Сергей МОВЧАН.

Pеорганизация

- Сергей Николаевич, для чего понадобилось создавать регистрационную службу? Насколько я понимаю, всегда были учреждения, в которых можно было зарегистрировать все - от покупки завода или теплохода до брачных уз.

- Конечно, были. Вопрос только в том, как это делалось. В Российской Федерации 89 субъектов, и в каждом были учреждения, которые занимались этими вопросами. И выясняется, что в разных регионах этим, к сожалению, занимались по-разному. Где-то государственный реестр вообще не велся или велся отрывочно, а где-то, наоборот, к его ведению подходили ответственно. Сегодня у нас более 50 самостоятельных программных продуктов, которые используются в различных субъектах Федерации. То есть единого центра, когда нажал кнопку, и у тебя на экране компьютера идентифицирована вся информация по той или иной сделке или объекту недвижимости, пока нет. Нужно было все это перестроить, навести порядок в этом деле, унифицировать его. Выстроить своеобразную "вертикаль регистрации". Вот именно для этого указом президента в октябре минувшего года и была образована Федеральная регистрационная служба Российской Федерации.

- Что конкретно находится в ведении вашей службы?

- К нам отошел ряд функций, которые ранее выполнялись различными подразделениями Министерства юстиции. К основным задачам Федеральной регистрационной службы относятся: обеспечение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; регистрация политических партий, общественных и религиозных организаций и объединений. Кроме того, службе вменено в обязанность осуществлять контроль за деятельностью саморегулирующих организаций арбитражных управляющих, нотариата и адвокатуры.

- Какова структура службы?

- Есть центральный аппарат, численность которого составляет 143 человека. В центральном аппарате есть управления по основным направлениям деятельности. Образованы территориальные органы, которые являются юридическими лицами. Это сделано для того, чтобы у их руководителей была определенная свобода маневра. Всего же регистрационных округов 77, так как в некоторые округа входит несколько субъектов Федерации. А в целом по стране у нас более 25 тысяч сотрудников. И несколько слов об объемах выполняемой нами работы: к нам в месяц приходят для того, чтобы зарегистрировать права собственности, сделки с недвижимостью, порядка 1,5-1,7 миллиона человек. Если добавить другие направления деятельности ФРС, то нужно умножить эту цифру как минимум на два. Получается, что ежемесячно в органы Росрегистрации обращаются свыше 3 миллионов человек.

Команда

- Как вы формировали новую службу?

- Команду единомышленников пришлось формировать на ходу, "с колес".

- Приглашали "своих", питерских?

- В центральном аппарате только один питерец, который уже несколько лет живет в Москве. Ставка была сделана на профессионалов, а где их искать, как не в Министерстве юстиции. То есть выбрали тех, кто занимался этим делом профессионально на протяжении многих лет. Огромную помощь и поддержку в формировании нашего коллектива оказали и министр Юрий Чайка, и сотрудники профильных департаментов Минюста.

- Вам пришлось в какой-то мере ломать отношение "новых" сотрудников к работе?

- Нет. Простите за сравнение - скажем, есть обойма, и эти люди, как патроны, просто вошли в нее. И все. Это что касается центрального аппарата. Мы можем по-разному относиться к выражению "кадры решают все", но это действительно так. От правильного подбора кадров зависит вся деятельность любой структуры, и ФРС - не исключение. Сегодня в силу того, что люди "просели" в зарплате, в ряде регионов наметился определенный отток квалифицированных кадров.

- Отчего "проседание"?

- Оттого, что федеральный служащий получает те деньги, которые ему государство положило. Во-первых, в учреждениях юстиции, занимавшихся регистрацией прав и сделок с объектами недвижимости до 1 января 2005 года, заработная плата была существенно, в разы, выше по сравнению с нынешней. Во-вторых, учреждения юстиции имели право использовать (по согласованию со своими субъектами Федерации) на формирование фонда оплаты труда, на капитальное строительство, материально-техническое обеспечение и развитие "львиную долю" от платы, взимавшейся при регистрации прав и сделок с объектами недвижимости. Кроме того, каждый субъект Федерации мог назначать повышенную плату за сокращение сроков регистрации. Сегодня нам закон говорит: у вас есть бюджет, на который вы живете, есть деньги, которые вам выделяют на зарплату как федеральным служащим, - и это все. Те деньги, которые человек платит в то или иное банковское учреждение за регистрацию, это - госпошлина. Она идет напрямую в бюджет государства. Поэтому, смею вас заверить, сегодня наши сотрудники получают как минимум вдвое меньше, чем зарабатывали прежде.

- Вы тоже потеряли в зарплате?

- Так же, как и все.

Противостояние

- Как реорганизацию встретили в регионах?

- Административная реформа изначально подразумевала сокращение аппарата, но одно дело - теория, и совсем другое - практика. По сути, нам пришлось в два раза сократить руководящий состав: сливались управления юстиции, находившиеся в центральном подчинении, и учреждения юстиции, бывшие в ведении субъектов Федерации. Отсюда проблемы тех людей, чьи кандидатуры не были предложены на должности руководителей территориальных органов ФРС. У нас был выбор: взять или руководителя из управления юстиции Минюста России, или бывшего главного регистратора из учреждения юстиции субъекта Федерации. Был, правда, и третий вариант: руководителем территориального органа ставили высокопрофессионального юриста "со стороны". Огромнейшую помощь здесь оказало Министерство юстиции, помогая нам определить наиболее достойных. Так вот, были случаи, когда руководители, оставшись по объективным причинам не у дел, начинали вставлять нам палки в колеса.

- Почему?

- Могу только предполагать, но зачастую некоторые руководители высшего звена в учреждениях юстиции были бесконтрольны: существовала некая вольница. А создание вертикально структурированной федеральной службы положило конец этой "Запорожской сечи". Мы уже столкнулись с попытками хотя бы на некоторое время отсрочить, задержать формирование службы. Есть случаи, пусть по не очень большому числу регионов, когда бывшие главные регистраторы тормозили передачу имущества. Более того, в ряде регионов несколько лет не проводилось полноценных проверок. И сейчас вскрываются факты, которые, я думаю, мы будем вынуждены передать в прокуратуру на предмет возбуждения уголовных дел.

- Люди сидели на "кормушках"?

- Я бы сказал по-другому - в учреждениях юстиции можно было зарабатывать хорошие деньги, и все это было в рамках закона. Просто всегда существует грань, которую нельзя переходить. А в ряде случаев бывшие руководители злоупотребляли служебным положением, оборудуя шикарные кабинеты с дорогой эксклюзивной мебелью, а филиалы, в которых велся прием населения и где проходило несколько сот посетителей в день, находились и находятся в ужасающем состоянии.

Контроль над партиями не будет репрессивным

- По каким критериям будет оцениваться эффективность вашей работы?

- Когда министр юстиции Юрий Чайка, докладывая Владимиру Путину о ходе реформы Федеральной регистрационной службы, назвал цифры, сколько людей ежемесячно участвуют в регистрационных действиях по стране, то президент произнес абсолютно точное определение: "Вы становитесь экономическим министерством". Поэтому, во-первых, наш показатель - это то, сколько мы принесем в казну. Во-вторых, возможность граждан максимально быстро оформить сделки с недвижимостью: уменьшение количества времени стояния в очередях, максимально быстрая подготовка документов и выдача их - это тоже оценка эффективности нашей работы. В-третьих, отсутствие жалоб или, если быть точным, минимальное количество обоснованных жалоб.

- Каким образом можно этого добиться?

- Прежде всего жизненно необходимо увеличить численность сотрудников службы. Безусловно, это должно быть разумное, тщательно просчитанное увеличение: работников должно быть столько, сколько необходимо для нормальной организации рабочего процесса. При этом главное - организация труда. Почему Форд стал Фордом? Потому что придумал конвейер. И нам нужен конвейер, который позволит решать задачи, стоящие перед Федеральной регистрационной службой.

- Каков принцип общения с людьми, которые обращаются в вашу службу?

- Постараться поставить себя на место того человека, который обратился к тебе. Я ненавижу, когда говорят: к тебе проситель. Ты государственный служащий, к тебе приходит человек, чьи проблемы ты обязан решить, решить строго в рамках отпущенных тебе законом прав. Значит, ты обязан найти с этим человеком взаимоприемлемый легитимный вариант решения его проблемы.

- Есть ли проблемы с регистрацией партий и общественных организаций?

-Часто задают вопрос: сколько нужно партий, как вы считаете? Я могу сказать только одно: сколько люди посчитают необходимым, столько и должно быть партий в обществе. В настоящее время в России зарегистрировано почти 150 тысяч общественных объединений, в том числе 43 политические партии, 1640 общероссийских общественных объединений. Этот процесс регулируется законодательным путем, и выходить за рамки закона не позволено никому. При регистрации мы, естественно, рассматриваем заявления партий и общественных организаций только с правовой точки зрения: нарушен ли порядок при создании данной партии, достаточно ли тех документов, с которыми они к нам обращаются. Назову такие цифры: в суды направлены иски о ликвидации почти 4 тысяч общественных объединений, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц, вынесено более 10 тысяч предупреждений в связи с выявленными нарушениями в деятельности политических партий и общественных объединений.

Иногда нас упрекают: в стране действуют так называемые тоталитарные секты. А ведь даже самого понятия "тоталитарная секта" в действующем российском законодательстве не существует. Во всем этом нам приходится досконально разбираться. Только разобравшись, мы можем использовать те рычаги, которые нам предоставлены законом. Представлять, что Росрегистрация - некая дубина, которой можно гвоздить всех налево и направо, совершенно неправильно. Времена изменились: сегодня наше решение может быть обжаловано в суде. Это, на мой взгляд, очень эффективный ограничитель, который действует.

- На коллегии Минюста 15 марта министр Юрий Чайка заявил, что Росрегистрация в целях реализации закона "О политических партиях" должна усилить контроль за соблюдением партиями законодательства РФ, выполнением своих уставных целей и задач, за приведением своей численности в соответствие с новыми требованиями. Значит ли это, что вы будете ужесточать репрессивные меры в отношении партий и общественных организаций?

- В корне не согласен с такой постановкой вопроса. По-моему, любые попытки преподнести требования соблюдать закон в качестве репрессивной меры - это попытки внедрить в общественное сознание, мягко говоря, ложные представления и стереотипы о необходимости соблюдения законов как таковых.

Задачи ФРС по осуществлению контроля за соблюдением политическими партиями действующего законодательства (в том числе требований закона относительно численности партий) нельзя рассматривать как проведение репрессивной политики в отношении партий.

При осуществлении контроля ФРС не выдвигает и не намерена выдвигать каких-либо чрезмерных или невыполнимых требований. Вместе с тем практика осуществления контроля наглядно показывает, что выполнение требований закона со стороны некоторых политических партий изначально не воспринималось как обязательное условие их существования.

Так, в течение прошлого года по причине неустранимых нарушений закона, допущенных при создании, были ликвидированы политические партии "Либеральная Россия", общенациональная российская политическая партия "Союз", российская политическая партия "Созидание" и др.

Аналогичное решение было вынесено судом и в отношении "Гражданской партии России", где в результате проверки выявлен прямой подлог документов. После вступления в силу этого решения суда "Гражданская партия России" также будет ликвидирована.

Что касается новых требований, предъявляемых законом к численности политических партий, то осуществление контроля за выполнением этих положений закона является нашей прямой обязанностью. Говорить о репрессивном характере такого контроля тоже не приходится хотя бы потому, что законом партиям предоставлен достаточно продолжительный отрезок времени (до 1 января 2006 года) для приведения своей численности в соответствие с новыми требованиями. Далее законом предусмотрена возможность для партий, которым не удалось набрать соответствующую численность, преобразоваться в общественные объединения (на это отведен также целый год). И только в отношении политических партий, не набравших необходимую численность и не преобразовавшихся в общественные объединения, мы будем применять процедуру принудительной ликвидации через суд.

Человек с маузером

- Как вы стали главным государственным регистратором России?

- Мне предложили возглавить Федеральную регистрационную службу Российской Федерации. 1 декабря прошлого года был издан указ президента, согласно которому я стал руководителем этой службы.

- От кого поступило предложение?

- Существует кадровое управление в администрации президента, которое готовит подобные назначения: определяют кандидатов, присматриваются к ним, проводят предварительные собеседования. Дают время подумать. Мне, например, дали такое время.

- Вы знакомы с президентом Путиным?

- Я работал в питерской мэрии, когда Владимир Владимирович был там вице-мэром.

- Говорят, у вас есть маузер. Как он у вас появился?

- Друзья подарили на сорокалетие. Когда я работал руководителем регистрационной палаты Санкт-Петербурга, то по ряду вопросов, связанных с защитой интересов государства, при регистрации юридических лиц приходилось обращаться в соответствующие органы. Вот эти знакомые и подарили оружие. На нем надпись: "Сергею Николаевичу от ленинградских чекистов". Конечно, оружие не боевое.

- Как вас приняли в коридорах государственной власти?

- Нормально.

Беседовал Анатолий СКОРОБОГАТОВ

    Сергей МОВЧАН родился в 1959 г. в Архангельске, в семье военного - отец был морским пограничником. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. В течение трех лет работал адвокатом на Камчатке. Затем вернулся и работал в Ленинградском горисполкоме. Создал и в течение семи лет возглавлял регистрационную палату мэрии Санкт-Петербурга, был главным судебным приставом города. Несколько лет проработал в бизнесе. Три года назад переехал в Москву. Работал в Министерстве транспорта, а затем в Министерстве путей сообщения заместителем управляющего делами. После преобразования МПС России в ОАО "Российские железные дороги" возглавлял секретариат первого вице-президента акционерного общества. Женат, имеет 14-летнего сына.

http://www.politjournal.ru/

Док. 271665
Опублик.: 16.01.07
Число обращений: 357

  • Мовчан Сергей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``