В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Исаак Калина: Национальный проект `Образование` - `пусковой механизм` институциональных изменений Назад
Исаак Калина: Национальный проект `Образование` - `пусковой механизм` институциональных изменений


Приоритетный национальный проект - это, по сути, антикризисное управление образованием. Оно ни в коем случае не может, да и не должно заниматься всеми аспектами образования без исключения. Проект решает первоочередные задачи, обеспечивающие модернизацию системы образования в целом. Это мощное "попутное течение", которое, так или иначе, затрагивает все образовательные учреждения. Активным придает дополнительное ускорение, помогает преодолеть барьеры. Тех же, кто "застрял" на мели, мобилизует, заставляет двигаться в нужном направлении. Девизом национального проекта должны стать забытые, к сожалению, слова: "Все лучшее - детям!". Любые изменения системы образования должны рассматриваться с точки зрения педагогической полезности: хорошо ли это ребенку.

Внешний слой

Сегодня, подводя итоги первого года реализации национального проекта, в первую очередь вспоминают количественные показатели. Это и понятно - почти 900 тыс. учителей общеобразовательных школ с 1 января 2006 года ежемесячно получают вознаграждение за классное руководство, причем размер вознаграждения напрямую зависит от наполняемости классов. Городской учитель за полнокомплектный класс, сельский - за класс с наполняемостью от 14 человек получают по 1 тыс. рублей.
17 вузов, реализующих наиболее перспективные и востребованные инновационные программы, получили серьезную государственную поддержку - от 0,4 до 1,0 млрд рублей. Созданы два национальных университета и две бизнес-школы. Развернуты широкомасштабные работы по принципиальному обновлению образовательного процесса в российской высшей школе. Три тыс. школ тоже получили по 1 млн рублей из федерального бюджета на осуществление инновационных образовательных программ. Отмечена качественная работа 10 тыс. лучших учителей, высокие достижения 5350 представителей талантливой молодежи. Размеры поощрений составили соответственно 100 тыс. и 30-60 тыс. рублей. Полным ходом идет подключение всех российских школ к Интернету, заключен и выполняется соответствующий государственный контракт.
Всем регионам России оказана помощь в оснащении школ учебным оборудованием, приобретении автобусов для перевозки сельских школьников. За счет федеральных средств поставлено свыше 5 тыс. комплектов для школьных кабинетов физики, химии, географии и биологии, современных интерактивных досок, более 1600 автобусов. Это делает качественное образование доступнее для всех детей.
Направления проекта "Образование" получили значительную поддержку и софинансирование на всех уровнях. К федеральным премиям и поощрениям добавились региональные и муниципальные. Регионы также закупили учебное и компьютерное оборудование, школьные автобусы. Насколько серьезные ресурсы удалось дополнительно привлечь в образование благодаря национальному проекту, говорит такой факт: общий объем привлеченных региональных средств сопоставим с федеральным.
Но это лишь внешний слой процессов в российском образовании, инициированных национальным проектом, так сказать, результаты "первого порядка".

Лед тронулся

Приоритетный национальный проект - это не только и не столько отбор и поддержка лучших, сколько запуск в массовую практику механизмов приведения системы образования к современному качеству. Собственно задача поставлена давно, еще в 2001 году Правительством одобрена Концепция модернизации российского образования, а в 2004 - приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Проект стал "пусковым механизмом" необходимых институциональных изменений, привнес новые инструменты управления. Это уже не научные разработки и методические рекомендации, это действующие образцы эффективного регулирования качества образования.

Конкретная услуга

В основе этих действующих образцов эффективного регулирования качества - новое понимание образования. Образование, пожалуй, впервые рассматривается не как абстрактный процесс, а как услуга, адресованная конкретному потребителю. От того, насколько качественной будет эта услуга, зависит судьба страны в целом и отдельных учебных заведений. И потому главная миссия проекта - педагогическая: повышение качества, доступности, безопасности образования, создание уважительных условий для ребенка в школе. Девизом национального проекта должны стать забытые, к сожалению, слова: "Все лучшее - детям!". В этой связи любое наше действие должно оцениваться и анализироваться не с точки зрения, хорошо ли это власти, образовательному учреждению, и даже не с точки зрения, хорошо ли это учителям. Настоящий уровень анализа - это анализ педагогической полезности: хорошо ли это ребенку.

Финансирование результата

Новый подход к образованию как к услуге меняет в первую очередь подход к его финансированию. Государство выделяет деньги не на школу, не на учителя, а на получение образования гражданином. В условиях подушевого финансирования образования получаемый школой ресурс напрямую зависит от качества оказываемой услуги. От того, насколько она востребована гражданами. Только при высоком качестве образования уровень финансирования будет высоким.
Подушевой принцип нашел, пожалуй, самое широкое применение в мероприятиях национального проекта "Образование". Региональные квоты на поддержку лучших учителей и инновационных школ, талантливой молодежи, на приобретение автобусов, оборудования установлены не по числу учителей и школ, а по количеству учеников. При этом, конечно, учтены существенные различия в условиях предоставления образования в городе и сельской местности: для сельских школьников квоты удвоены.
В рамках национального проекта мы впервые смогли в масштабах всей страны распределять ресурсы: автобусы, учебное оборудование - по единой формуле, зависящей от количества учеников. Она также позволяет прозрачно учесть уровень бюджетной обеспеченности регионов, в чем помог Минфин России. Даже размеры выплат классным руководителям учитывают подушевой принцип. Так благодаря национальному проекту принцип подушевого финансирования прочно вошел в практику всех региональных систем управления образованием.
Подушевое распределение ресурсов более справедливо, чем сметно-затратное, так как ориентировано на результат, а не на процесс сам по себе. Оно задает конкурентную среду, когда учреждение "зарабатывает" качеством предоставляемых услуг, т.е. тем, насколько точно и полно отвечает на запросы граждан. А это, в первую очередь:
- уважающие личность и безопасные условия пребывания в школе;
- оснащенность учебного процесса современными высокотехнологичными средствами;
- квалифицированный учитель, умело обеспечивающий полноценное использование современных средств обучения в образовательном процессе;
- насыщенная развивающая среда общения.
В новых условиях финансирования системы образования школам придется менять стиль своей деятельности, иначе возможны проблемы в условиях жесткой конкуренции среди учебных заведений. Задача такой системы финансирования - не в том, чтобы закрыть какие-либо школы, а в том, чтобы в школах обеспечивающих более высокое качество образования, выявленных в результате национального проекта, создать резервные мощности для приема учащихся. В особенности на третью ступень, где для индивидуализации обучения особенно необходима концентрация ресурсов. Только в условиях конкуренции школ семья получит возможность настоящего выбора, возможность самостоятельно принимать решение о месте обучения своего ребенка. Расширению реального выбора способствует и повышение транспортной доступности качественных образовательных услуг благодаря школьным автобусам.

Оплата за качество

Приоритетный национальный проект наряду с подушевым финансированием вводит в образовательную практику еще один действенный механизм управления качеством - новую систему оплаты труда работников образования. Ее основа - зависимость размера оплаты педагогического труда от его качества. Это, по сути, повышение зарплаты, но в соответствии с конкретными результатами. При этом задействуются два основных механизма. Первый - прозрачный и адекватный прилагаемым усилиям, затрачиваемому труду, уровню возлагаемой ответственности учет в основной части зарплаты не только учебной нагрузки, но и всех остальных видов деятельности учителя - методической работы, взаимодействия с родителями, классного руководства, проверки тетрадей, подготовки к олимпиадам, сопровождения учащихся при подвозе и др.
Второй механизм - премирование на основании объективной оперативной оценки качества и результатов труда потребителями. Тем самым в каждом образовательном учреждении создается конкурентная среда, стимулирующая учителей ориентироваться на интересы учеников.
Первый механизм внедрен в ходе национального проекта в массовую практику в рамках вознаграждения классным руководителям, второй - в рамках поощрения лучшим учителям, а также поддержки инновационных учреждений. В этих мероприятиях средства на поощрение и поддержку распределяются по итогам оценки результатов деятельности учителей и учреждений гражданскими институтами.

Ориентация на потребителя

Ориентация на потребителя невозможна без соответствующей системы оценки качества. На всех ее этапах от выработки критериев оценки до их применения и анализа результатов постоянно должны приниматься во внимание мнения и запросы потребителей. Такие технологии внедрены в массовую практику при проведении конкурсных процедур в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Так, при отборе учителей, школ, вузов было организовано широкое общественное обсуждение критериев оценки. Подавали заявки на конкурс попечительские советы, а в жюри были приглашены общественные организации.
В конкурсе школ в качестве заявителей приняли участие порядка 8 тыс. попечительских и школьных советов, а в качестве экспертов выступили представители более 600 региональных общественных организаций.
Очень сложно было отобрать десяток победителей из двухсот инновационных вузов, но это удалось сделать. Во многом благодаря составу экспертов, включающему авторитетных предпринимателей, их ассоциации, ученых, и прозрачной объективной процедуре отбора.

Власть и общество

Еще в 1992-м году в законе об образовании провозглашен государственно-общественный характер управления. Но только в рамках приоритетного национального проекта удалось в массовой практике применить этот принцип.
Показательный пример. После окончания конкурсных процедур на одном из совещаний с представителями региональных органов власти мы обсуждали пути развития нашего национального проекта. И вот один сильный региональный управленец, который до проведения конкурсов активно высказывал сомнения в необходимости участия общественных организаций и их способности сделать ответственный выбор, нашел в себе мужество встать и признать, что ошибался.
Пример "с другой стороны". Представитель одной из региональных общественных организаций, принявших участие в экспертизе программ школ и конкурсных материалов учителей, публично высказал мнение о том, что государство впервые делегировало общественности право принятия решений о распределении значительных бюджетных средств и целиком выдержало эту процедуру; о том, что участники общественных организаций почувствовали востребованность своей квалификации, своего опыта, своих интеллектуальных ресурсов в области модернизации образования.
Очевидно, что благодаря нашим конкурсам власть и общество стали значительно больше доверять друг другу.
Итоги конкурсов, экспертами в которых выступали гражданские институты, дают иные, чем прежде, ориентированные на потребителя, основания для принятия решений о развитии образовательной сети: поддерживать те школы, которые признаны гражданами, расширять возможности этих школ, распространять их подходы к качеству образования.

Киты качества

Итак, благодаря национальному проекту сегодня по всей России начали действовать механизмы обновления качества образования. Внедрены элементы нормативного финансирования, ориентированной на качество оплаты труда, ориентированной на потребителя оценки качества образования, общественного участия в управлении образованием.
Эти механизмы взаимосвязаны. К примеру, новая система оплаты труда не даст результата без развитой, объективной, прозрачной системы оценки качества. Она в свою очередь невозможна без конструктивного общественного участия. А размеры фонда оплаты труда и возможности поощрять за качество определяются самим качеством предоставляемых услуг только в условиях нормативного финансирования. Без этого образовательная система не сможет поспевать за требованиями современности. Запуск таких механизмов саморегуляции - вот главный результат национального проекта. Теперь на местах их предстоит развернуть в полной мере, развивать и совершенствовать. Этому поможет новое направление национального проекта - конкурс регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Мы начинаем движение

В следующем году наряду с новыми будут продолжены и те мероприятия национального проекта, которые были апробированы в 2006-м. Таким образом, во всех регионах есть возможность улучшать первые наработки. Тут залог успеха - задействовать в совершенствовании конкурсных процедур самих участников.
Кроме того, важно развивать образующийся в проекте инновационный потенциал. В регионах необходимо:
- привлекать складывающееся гражданское экспертное сообщество к обсуждению ключевых вопросов образовательной политики;
- использовать инновационный опыт лучших учителей для экспертизы авторских программ, разработки олимпиадных, аттестационных заданий, элективных курсов, методических материалов;
- строить сетевую систему повышения квалификации с опорой на инновационные школы.
Важно понять, что работа по модернизации системы образования не заканчивается, а начинается. Национальный проект заставил сделать первый шаг, задал вектор движения.
Реализация проекта способствует изменению массового сознания - меняется педагогическое сообщество, меняется родительская среда, формируется экспертное сообщество, меняется статус чиновника - управленца. В новых условиях взаимодействия складывается справедливая система распределения ресурсов на основе четких критериев и математических формул, делающая систему образования открытой для запросов потребителя, а значит гибкой и способной им соответствовать.



Калина Исаак Иосифович

- Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования МОН РФ

http://rus-reform.ru/?sid=4&page=492

Док. 271372
Перв. публик.: 13.01.07
Последн. ред.: 02.03.07
Число обращений: 932

  • Калина Исаак Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``