В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ирина Рукина: Недетская коррупция на детстве Назад
Ирина Рукина: Недетская коррупция на детстве
Член комитета Госдумы по борьбе с коррупцией соглашается с тем, что нехватка детских садов стала основной причиной взяточничества, часто замаскированного под добровольные материальные взносы в полулегальные фонды, но мер борьбы с этим явлением не видит

Радио России, Игорь Гмыза
Игорь Гмыза: Гость в студии - советник председателя Совета Федерации, член координационного совета Комитета по борьбе с коррупцией Ирина Михайловна Рукина. Тема беседы - поборы в школах и детских садах. Мы постараемся ответить на вопрос: все ли поборы, которые платят родители, можно считать коррупцией?

По данным социологов, россияне чаще всего вынуждены давать взятки в судах и детских садах. На третьем месте стоят отделения милиции. Про милицию и суды понятно, но вот детские сады находятся на втором месте и входят в пятерку самых коррумпированных учреждений. Не очень ли мрачная картина?

Ирина Рукина: Картина мрачная, но потому, что детских садов просто недостаточно. А раз их недостаточно... Мы только в Москве в результате настоящей коррупции потеряли более тысячи ведомственных детских садиков, в которых теперь находится неизвестно что: сауны, развлекательные центры, игровые автоматы, другие заведения, которые никакого отношения не имеют к детству и дошкольному воспитанию.

И. Гмыза: Конечно, можно говорить, что происходило это на протяжении последних 15 лет, в 90-е годы, когда ведомственные садики закрывались, потому что туда некого было водить...

И. Рукина: Все равно это очень много. Чаще всего детские сады закрывались, когда захватывались предприятия, и детские сады, как лакомые кусочки, продавались за очень большие деньги. Они ведь на земле стоят, а земля стоит очень больших денег. Вот это и была реальная коррупция.

Вообще всё коррупцией называть нельзя. Коррупция имеет довольно понятное определение: это связь организованной преступности и чиновничества. Но то, о чем мы говорим сейчас, безусловно, какое-то ответвление коррупции, которая многолика и многогранна.

Хотя всё на самом деле происходит от нашей нищеты и бедности. Недостаточно детских садов, и тогда директор детского садика может сказать, что всё занято и мест нет. Но зато есть счет или фонд и если бы вы стали детскому саду помогать, то можно и посмотреть. То есть, человеку, который хочет, чтобы его ребенок ходил в данный детский сад, хочет он этого или не хочет, намекают, что ему придется помогать, то есть фактически вынуждают. Почему это происходит? Да, недостаточно детских садиков. Да, не все руководители детских садиков одинаково нравственны. Но есть вполне четкая схема, о которой сказано в законе об образовании в Москве. Вообще нельзя деньги брать в руки, для этого должен быть специальный счет. И не обязательно родители, это может быть компания, где работают мама или папа, может перечислять деньги в помощь данному детскому садику. Это вполне определенный счет, если садик является юридическим лицом. Может быть, это счет не одного садика, а целого куста садиков, как это делается на Западе, где есть школьные округа, там же и садики, и есть единые бухгалтерия и счета. Пожалуйста, перечисляйте деньги и помогайте сколько угодно. А родительский комитет или попечительский совет, как это прописано в московском законе об образовании, контролирует расходование этих средства на нужды именно данного детского учреждения.

И. Гмыза: А налоги с этих счетов детские учреждения платят?

И. Рукина:

Да. Если счет коммерческий, конечно, налоги платят. И вот здесь уже вопрос к государству: хотим ли мы помогать детскому движению, воспитанию детей в детских садах, школах и учреждениях дополнительного образования? Если государство хочет помогать, тогда оно должно освободить эти учреждения от ненужного бремени. И надо создать мотивацию для тех компаний и организаций, которые хотят помогать, чтобы те имели хотя бы нравственные и моральные поощрения со стороны государства, чтобы они были жертвователями, чтобы доску можно было повесить, что такая-то компания помогает. То есть, можно ввести всё это совершенно в другие рамки.

Вместо этого создаются какие-то фонды, фондики, и вам говорят, что нет того-то и того-то. Хотите, чтобы вашего ребеночка приняли в детский сад, давайте на этот счетик денежку перечислим.


И. Гмыза: Получается, что всё это вынужденные шаги. Система, то бишь государство, ставит руководителей дошкольных учреждений и школьных учебных заведений в такие условия, когда те вынуждены заниматься самофинансированием.

И. Рукина: Таково наше российское законодательство: оно оставляет подобные лазейки. И нет неотвратимости наказания. Когда занялись данным вопросом в Москве в прошлом году, по 13 школам были выявлены случаи, когда директора школ брали взятки. Все это дошло до Комитета по образованию, до Любови Петровны Кезиной. И была открыта "горячая линия", по которой можно было звонить и сообщать о всех случаях вымогательств взяток. Другое дело, что далеко не все сообщают, потому что хочется все-таки устроить своего ребенка именно в эту школу или садик...

И. Гмыза: Значит, они чем-то отличаются от других?

И. Рукина: Во-первых, местоположением. Во-вторых, качеством образования и воспитания, а также качеством условий пребывания. Благоприятная среда обитания - это для ребенка самое важное, что может быть. Я, например, знаю школы, например, в Тимирязевском районе, которые стоят отремонтированными, но родители не хотят туда вести детей категорически, ищут другие школы.

И. Гмыза: Почему?

И. Рукина: Не хватает в этих школах педагогического состава, нет учителей-предметников в достаточном количестве, качественного образования дети не получают. Директор, видимо, такой, как мы говорим. То есть, почему-то детей туда родители не хотят вести. Есть такие и садики.

Словом, вопрос этот комплексный. Мы в Комитете по борьбе с коррупцией хотим даже завести отдельную специальную тематику, чтобы получить статистику, классифицировать все случаи, чтобы понять истоки, почему всё так происходит и почему на это не обращают внимания. Это очень серьезная вещь. Ведь когда речь идет о негосударственном садике или негосударственной школе, всё понятно, правила игры известны. Но когда мы сталкиваемся с тем, что садик и школа являются государственными и вроде бы образование и детское воспитание у нас бесплатное...

И. Гмыза: Но ведь школы сейчас принадлежат муниципалитетам.

И. Рукина: Никому никто не принадлежит. В Москве всю политику в школах определяет департамент образования. И когда мы говорим о том, что школа и садик государственные и должны вроде быть бесплатными, то давайте скажем себе прямо, возможно ли такое в сегодняшних условиях. И не будем никому морочить голову. Необходимо совершенно четко сказать, сколько нужно школе и садику и что требуется от родителей. И не будем больше говорить, что это бесплатно. Бесплатного, государственного, уже ничего нет.

И здесь возникает еще один, чисто экономический вопрос, который выступает регулятором всего этого процесса. Сколько мы говорим о том, что должны быть установлены минимальные социальные стандарты? Деньги идут за школьником, за ребенком. И государство должно установить, сколько денег данной конкретной школе, данному садику, району, округу, городу может дать государство, каков стандарт и сколько потребуется денег от родителей. И тогда будут разные категории школ и садиков. Могут быть садики или школы, где цена будет меньшей. Во всяком случае в ряде регионов это уже сделано. Для деревенских школ и садиков один стандарт, в городах - другой.

И. Гмыза: Хочу вам возразить. На государственном уровне прозвучала позиция, что должны быть единые стандарты образования и доступность его для всех, проживающих в России.

И. Рукина: Я говорю о финансах, а не о стандартах образования.

И. Гмыза: Как же можно за меньшие деньги обеспечить точно такой же уровень образования?

И. Рукина: Я имею в виду деньги, которые реально может государство заплатить, а всё остальное оно не может. Пусть так честно и скажет. Почему образуются фондики в каждой школе и садике, где реально не хватает денег? Они образуются потому, что вроде образование и дошкольное воспитание у нас бесплатное, вроде государственное, а денег от государства нет...

12.01.2007
http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/2007-01-12/1104/

Док. 271221
Опублик.: 12.01.07
Число обращений: 501

  • Рукина Ирина Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``