В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: Нацпроекты - путь к социальному государству Назад
Александра Очирова: Нацпроекты - путь к социальному государству
- Наступил 2007 год, с какими итогами вступает в него Общественная палата России?
- Ну, за всю Общественную палату, наверное, мне трудно говорить, поскольку я не председатель палаты. Могу сказать с точки зрения председателя комиссии по социальному развитию. Главное, хочу отметить, палата состоялась, как орган, который был инициирован президентом РФ. Она, как вы знаете, по закону обладает двумя важнейшими функциями: экспертизы законодательства и контроля над властью. Что касается второй функции, то не знаю другого государственного органа, который был бы наделен такими законными полномочиями. На повестке дня палаты стоят многие вопросы: работа с гражданским обществом, законодателями, политиками, но, на мой взгляд, за прошлый год сделано немало. Хотя, с точки зрения того, как задумана Общественная палата, год - срок малый. Ведь мы начинали с нуля, и в состав ее вошли как эксперты из президентского списка, так и избранные представители, в большинстве своем люди самодостаточные, состоявшиеся. Вместе с тем, по планам нашей работы ( я сужу об этом по их реализации) ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА, КАК ТАКОВАЯ СОСТОЯЛАСЬ.
Почему? Во-первых, с концептуальной точки зрения, поставлены вопросы, которые остро стоят на национальной повестке дня. И наши инициативы, несмотря на то, что палата не обладает правом законодательной инициативы, были пущены в оборот обсуждения в обществе. Многие из них были поддержаны президентом страны. Шли серьезные обсуждения и полемика с Государственной думой, проводились общественные слушания.
- Какова роль возглавляемой Вами комсиссии?
- Что касается нашей комиссии, то роль ее особая...И не потому, что она идет за номером один. На мой взгляд, социальная сфера - это та, по которой можно судить о цивилизованности общества, о его возможности развиваться. Именно по положению в этой сфере можно судить, в каком обществе мы живем. И здесь на повестку дня нашей комиссии вышли социальные вопросы не только общего содержания, с которым мы сталкиваемся ежедневно, общаясь с гражданами и отвечая на письма, но и темы, которые отсутствовали: это вопросы стратегического порядка. Мы были одними из первых, кто поддержал создание не только Совета по реализации нацпроектов, но и включились в разработку стратегии развития национальных проектов. По моему мнению, впервые в современной истории России у нас появились стратегические начала. И, анализируя результаты неудавшихся реформ последнего десятилетия, мы увидели, что главная их причина - отсутствие стратегии социального развития. И поставленные Общественной палатой задачи соцразвития страны уже существуют не только на бумаге, но и отрабатываются на конкретных технологиях и решениях, предложенных нашими экспертами.
-Ваше мнение, достаточно ли количество нацпроектов, провозглашенных руководством страны?
- Как известно, в прошлом году начали активно реализовываться четыре приоритетных национальных проекта (ПНП) : "Здравоохранение", "Доступное жилье", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса". Потом - не без влияния Общественной палаты, появились еще два "полуприцепа": газификация регионов и демография. Из всего комплекса этих проблем, как мне кажется, самая болезненная - это демографическая. Она имеет базовым началом решение всех остальных проектов. Это приоритетная задача не только оздоровления населения, но и решения ПНП. Ведь в противном случае все остальные успехи нам будут не нужны. Ведь тогда для кого это будет?
- А что, с демографией, действительно, дела у нас плохи?
- Хочу привести вам страшную статистику: средняя продолжительность жизни россиян сегодня составляет 65,5 года (при этом средняя продолжительность жизни мужчины на 13 лет меньше, чем у женщины). С 1993 года потери России составили 11 млн. человек, и ежегодно мы теряем 0,5% населения, примерно около 800 тыс. человек, т.е. целую область или крупный город. Несмотря на различные точки зрения среди демографов по поводу причин и поисков выхода из создавшейся ситуации, все они сходятся в одном, что ситуация стала угрожающей для национальной безопасности страны. Я считаю, что неблагоприятная демографическая ситуация в России в первую очередь связана с низким уровнем жизни, проводимой социальной политикой и изменением ценностных ориентаций молодежи. Кроме того, она во многом связана с недостаточным учетом демографического фактора в проводимой социальной политике, а главное - с отсутствием стратегии социального развития страны в целом.
Для решения проблемы Общественная палата предлагает обширный перечень рекомендаций для законодательной и исполнительной власти: от увеличения пособий и выплат, создания специальных фондов до изменения идеологии в обществе. Поймите, рожать детей, заботиться о своем здоровье должно быть модно. А государство обязано гарантировать семье полноценную поддержку и до, и после рождения ребенка. Люди должны видеть, что дети - это не только забота родителей, что они нужны государству, своей стране.
Сокращение населения - это вызов, на который мы должны дать "полноценный ответ" - обозначил задачу первый вице-премьер страны Д. А. Медведев. До последнего времени в правительственных программах РФ демографические проблемы не связывались с экономической ситуацией и экономической политикой.
И только 2006 год - стал переменным. Проблема из обсуждаемых перешла в статус решаемых, и первым шагом стало преобразование Совета по реализации приоритетных национальных проектов в Совет по реализации национальных проектов и демографической политике.
А это означает усиление государственного контроля над исполнением задач социальной и демографической политики.
Как известно, демографическая ситуация определяется тремя показателями: рождаемость, смертность и миграция. В проведенном ВЦИОМом исследовании говорится, что, по мнению россиян, неблагоприятное демографическая ситуация в России в первую очередь связана с низким уровнем жизни, проводимой социальной политикой и изменением ценностных ориентаций молодежи.
- Но ведь сложившаяся демографическая ситуация во многом связана с недостаточным учетом демографического фактора в проводимой социальной политике, равно как и в отсутствии стратегии социального развития страны в целом...
- Когда сегодня говорим о роли национальных проектов, оценивая их как реальность, мы должны иметь в виду, не только появившиеся материальные возможности решения самых насущных, жизненно важных проблем нашего общества, но в первую очередь впервые заявленную стратегическую основу для социального развития нашей страны, создания новых управленческих решений проблем в этой сфере. Вместе с тем, наметившиеся перемены к лучшему не снимают с повестки дня задачу формирования долгосрочной программы выхода России из демографического кризиса. С учетом того, что этот кризис носит системный характер и касается всех трех составляющих - смертности, рождаемости и миграции, активная политика должна формироваться по всем трем направлениям, плюс тщательно просчитанная миграционная программа.
Как известно, предложенные президентом меры, в первую очередь, связаны с повышением рождаемости и касаются увеличения ежемесячных пособий по уходу за детьми, компенсаций родителям за дошкольное воспитание, выплат компенсаций работающим женщинам, и, наконец, первый базовый материнский капитал, так широко обсуждаемый в сегодня обществе. Впервые для нашего времени правительством выделяется, чтобы там ни говорили , достаточно приличная сумма в 250 тыс. руб., которая может быть использована для решения жилищных или образовательных проблем ребенка, или в пенсионный зачёт матери. Но главное, на мой взгляд, это первый шаг, который сделан: дети - это не только забота родителей, они нужны стране. И шаг этот может стать началом для мобилизации всех иных материальных, интеллектуальных, нравственных решений этой общенациональной задачи. Что же касается самого закона, то, на мой взгляд, среди наших рекомендаций по его усовершенствованию можно выделить необходимость расширения возможностей использования материального капитала в случае необходимости дорогостоящего лечения ребенка, а также технологий выплат и контроля над этой процедурой. К примеру, иметь возможность открытия личных счетов в Сбербанке, чтобы использовать потом накопившиеся проценты для семейных нужд.
Что касается социальной политики в целом в отношении рождаемости, то понятно, что технологии решения проблем семейной политики должны базироваться на создании эффективной системы социального сопровождения семей с детьми, увеличении количества детских садов, повышении стандартов обслуживания, обеспечении гарантий прав граждан в сфере здравоохранения и образования, решении жилищных проблем молодых семей. К сожалению, за годы проведения неудавшихся реформ наше население по всем показателям стало более бедным. Мы живем в стране, где более 20 млн. человек живет за чертой бедности, где прописана "семейная бедность", а это бедность, которая воспроизводит бедность и, создавая расслоение общества по образовательному, нравственному признаку, доводит коэффициент расслоения до уровня национальной опасности. При этом специфика российской бедности в том, что 66% - это работающие бедные, где большинство - представители бюджетной сферы и лица репродуктивного возраста.
Решение демографической проблемы в России - это и обращение к человеческому капиталу, ведь самые выгодные вложения - это, даже с экономической точки зрения, инвестиции в личность. И качество человеческого капитала - это тоже в общем-то цель национальных проектов.
- Но проблему демографии трудно решить без реализации нацпроекта "Жилье"...
- Конечно, сегодня жилье является одной из труднейших. Наш собственный мониторинг и результаты поездок по стране показывают, что именно жилищная проблема является краеугольной для повышения качества жизни, улучшения демографии. Она считается одной из самых главных, например, для военнослужащих, для молодых семей...Безусловно, она является дорогостоящей. И поэтому неслучайно, при разработке национального проекта "Жилье" ставится вопрос: как удешевить стоимость квадратного метра, сделать его доступным для россиян. Поэтому задача: включить все механизмы ипотеки, ведомственные возможности, подключить местное самоуправление, сделать это главной системообразующей.
-А что относительно здравоохранения?
- Для решения проблемы демографического роста мы, в первую голову, должны поднять и качество здравоохранения... К сожалению, у нас потеряны стандарты, которые некогда были в здравоохранении. Сейчас мы к ним возвращаемся. С новым базовым наполнением. Какие я имею в виду? Стандарты скорой помощи, диспансеризации, вакцинации. Они у нас были, и во многом, надо признать, в значительной мере повлияли на качество здравоохранения во всем мире. И проблема рождаемости и смертности в России связана главным образом с социальными факторами, доступностью и качеством медицинской помощи. И мне кажется, что право быть здоровым, особенно это касается детей и стариков, должно быть приоритетно закреплено государством. Например, мы должны принять превентивные меры по должному обеспечению населения лекарствами. Больные россияне в несколько раз меньше, по аналитике, употребляют лекарств, нежели в цивилизованных европейских странах. В этой связи возникает вопрос о качестве препаратов и т.д. И тут, конечно, очень важный компонент - то, что прописано функцией Общественной палаты: контроль общества над властью. Ведь самое главное теперь создать технологии этого контроля как в центре, так и на местах, важно сделать общественный контроль эффективным.
- Ваше мнение, наметился ли психологический сдвиг в нашем обществе в отношении нацпроектов?
- Мне кажется, поворот наметился... Он означает новую веху, потому что на многочисленных круглых столах, конференциях и левые движения, и молодежные организации - женские и детские, все говорят о необходимости создания социального государства. К сожалению, в России до сих пор нет концепции: что такое современное социальное государство? В моем понимании, если будет реализованы задуманные приоритетные национальные проекты, то все, чем мы насыщаем их каждый день не только федеральным бюджетным наполнением, но и региональными возможностями, и создает основу для построения социального государства.

Беседовал Игорь Семенихин
10.12.2006

Александра Очирова,
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальному развитию


viperson.ru

Док. 270944
Перв. публик.: 10.01.07
Последн. ред.: 12.01.11
Число обращений: 2212

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``