В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Марков: В 2006 году больше всего запомнилась газовая война и конфликт с Грузией Назад
Сергей Марков: В 2006 году больше всего запомнилась газовая война и конфликт с Грузией
Сергей Марков, директор Института политических исследований, член Общественной палаты РФ, подводит экономические и политически итоги 2006 года, а также делает прогноз на ближайшее будущее.



- Какие события 2006 года в политической жизни России Вам запомнились больше всего?



- В 2006 году больше всего запомнилась газовая война и конфликт с Грузией. Грузия и Украина - близкие дружественные страны, поэтому такие конфликты с ними, которые невозможно было представить двадцать лет назад вообще, резко врезались в память. В целом 2006 год был продолжением 2004 и 2005 года. Никаких качественных изменений не произошло. Продолжался экономический рост России, восстановление России, некий рост ее авторитета. Проходил рост уровня жизни, происходили небольшие институциональные реформы. Была обеспечена политическая стабильность.

Запомнилась Кондопога. С моей точки зрения, это было восстание населения против связи коррумпированной бюрократии и этнически организованной преступности. Запомнилась борьба за идеологическое наполнение праздника 4 ноября. Надо отметить окончательный кризис цветных революций. Буш в свое время поставил в качестве образца для цветных революций Сербию, Грузию, Украину, Киргизию, Ирак и Ливан. Ливан на грани гражданской войны, в Ираке идет гражданская война, Сербия находится в депрессии, никак не может выйти на правильный путь. Грузия все больше представляет угрозу в регионе. В Украине оранжевая команда развалилась и была отвергнута избирателями, произошел крах оранжевой команды и приход к власти умеренных центристских сил в лице Виктора Януковича, ориентированных на хорошие отношения и с Россией, и с Западом. Но при этом антироссийские силы в лице Ющенко по-прежнему сохранили свое влияние. Н ынешние цветные революции сняты с повестки дня как продолжение, но я уверен, что цветные революции остались как важная технология.

Во внешней политике у нас наблюдался рост напряженности в отношениях со странами СНГ. Это выразилось и в газовой войне с Украиной, и в политической войне с Грузией, и в кризисе отношений с Белоруссией. Главная причина кризиса в СНГ - это отказ России от активной политики на постсоветском пространстве. На этом пространстве от России ждут активной политики, и только через активный заход во внутреннюю политику этих стран. Пока Россия отдает контроль над постсоветским пространством своим геополитическим противникам, которые стремятся таким образом запереть Россию, изолировать ее, не дать ей возможности развиваться.

Кризисные явления нарастали в отношениях с Евросоюзом. Это выразилось в очень острой дискуссии по поводу энергобезопасности, в мощных антироссийских кампаниях, связанных с газовой войной с Украиной и с делом Литвиненко. Они выразились в том, что Польша блокировала возобновление переговоров. В отношениях с США не проходил рост напряженности, но эти отношения балансируют на грани кризиса. Удалось серьезно продвинуться по линии ВТО, но окончательно это еще не решено. Поскольку там, как известно, есть некоторые мощные блокирующие политические силы, в частности, в Британском конгрессе и в руководстве Грузии, которые подчинены американцам. То есть, вопрос полностью не решен.

В США продолжается глубочайший кризис американской внутренней и внешней политики, и начался переход власти от республиканцев к демократам. В Евросоюзе продолжается внутренний кризис Евросоюза, связанный с тем, что население, общество не успевает адаптироваться к тем изменениям, которые предлагает евробюрократия. Среди этих изменений и евро, и интеграция, и расширение.

В Ираке произошло серьезное ухудшение ситуации с перспективой полномасштабной гражданской войны, бегства американцев и прихода к власти радикальных исламистов. В Афганистане проходило ухудшение ситуации, возрождение "Талибана" с перспективой формирования какого-то исламистского государства хотя бы на части территории Афганистана.



- Какова была ситуация на Северном Кавказе?



У нас на Северном Кавказе этот год прошел относительно спокойно. Было несколько кризисов, связанных с непризнанными республиками, в частности, была блокада Приднестровья и была попытка Грузии начать войну в Южной Осетии. Эта попытка была блокирована в начале октября российскими санкциями.

Важным итогом года стало развитие партийной системы. Обозначились очевидные претенденты на победу в 2007 году - "Единая Россия" и "Справедливая Россия". Это два механизма голосования за президента на президентских выборах. Лидирующий - это "Единая Россия". КПРФ, ЛДПР остаются с их традиционными электоратами. А либералы только в том случае, если они смогут выдвинуть одну силу.

Кроме того, в этом году обозначились некие претенденты в преемники. В качестве главных претендентов были обозначены Медведев и Иванов.

Кроме того, мы видели, что в этом году началась борьба за повестку дня выборов и за повестку дня следующего этапа. На сегодня образовалось несколько очевидных претендентов. Первое - это социальная справедливость, вторая - это антикоррупционная повестка, третье - это национальный вопрос, четвертое - это модернизация, пятое - это стабильность-рост. Предлагается рост, но на самом деле это сохранение прежней повестки дня. Не уверен, что удастся ее сохранить, поскольку ситуация меняется.

Также в это время обозначился некий успех национальных проектов. У них появилась общественная поддержка, некоторые первые результаты. В то же время они продолжают прорабатываться, и это очень позитивно. Это было одной из самых хороших новостей в области образования, здравоохранения. В то время, как в сельском хозяйстве, кажется, ничего не происходит. А в нацпроекте "Доступное жилье" происходит ухудшение ситуации под очень странным лозунгом "Доступное жилье - это не дешевое жилье". Этот лозунг, конечно, надо отвергнуть и прямо сказать, что доступное жилье - это не сверхдорогое жилье, как оно сформировано сейчас в России. Должна быть задача плавно опустить нынешние цены на жилье.

Очень важным является продолжение борьбы между различными кланами. Она была очень интенсивная, наиболее ярко это выразилось в отставке генпрокурора Устинова, чем был нанесен удар по группировке Сечина. Это было наиболее ярким проявлением, но и других проявлений этой закулисной борьбы было очень много, борьба по-прежнему уходила с публичного пространства в закулисную.

Также нельзя не упомянуть политические убийства. Произошла серия политических убийств, которые свидетельствуют о каком-то высоком внутреннем напряжении. У них были очень разные причины. Очевидно, что убийства Политковской, Литвиненко, и Андрея Козлова, и Константина Мещерякова, имеют разные причины.

В 2006 году обозначилось формирование и рост российских мега-корпораций. Мы видели стремительный рост Газпрома, Роснефти, мы видели создание "Российского алюминия", Объединенной авиационной корпорации, укрепление и рост Оборонэкспорта, укрепление Внешторгбанка и Сбербанка. Главным победителем года можно считать Газпром. Это и резкое повышение цен на газ вообще в мире и в отношениях с соседними странами, это и огромное приращение: Штокманское месторождение полностью отдано Газпрому, плюс Газпром заходит в проекты "Сахалин". Поэтому можно сказать, что победитель года - это Газпром.

В это же время продолжался кризис инфраструктуры, которая была построена в советские времена, и в течение последних лет хронически не финансировалась. Прежде всего, она выразилась в авиакатастрофах. И причины авиакатастроф не являются случайными. Это системный кризис авиационной инфраструктуры. Здесь надо прямо сказать, что если Россия не будет выпускать собственные самолеты, то она не будет выпускать качественные запчасти, и тогда существующие самолеты будут продолжать падать. Также если не будет нормального образования летчиков, они тоже будут падать. Если у них не будет возможности нормально отдыхать после полета, они будут падать. Еще один явный пример кризиса инфраструктуры - это пробки в Москве. Видимо, по пробкам Москва стала мировым лидером. И насколько я понял, будучи на нескольких заседаниях в Госдуме на эту тему, пока власть ничего не способна сделать с этим. Видимо, мы должны ожидать паралича, своеобразного инсульта московского транспорта и ряда других транспортных магистралей. Среди них, я думаю, можно ожидать инсульта трассы Москва - Петербург, Москва - Юг, федеральной трассы Дон. Они все находятся в прединсультном состоянии. Причина - хроническое недофинансирование.

Очень важный момент: дискуссия о суверенной демократии. То есть это попытка концептуального осмысления, она выражает готовность власти осмыслить свое будущее движение. Это переход от реактивной к активной позиции. Что понимать под суверенной демократией, и как она будет сформирована, это второй вопрос. Но самое главное - это попытка выработки стратегического курса и попытка обращения к населению с такими идеологическими тезисами.

Один из итогов года - изменения в избирательном законодательстве и законодательстве, касающемся неправительственных организаций. В целом я бы назвал это изменение избирательного законодательства противоречивым. Одни из них - переход к пропорциональной системе, их можно полностью поддержать. А такие как отмена минимального порога явки на выборах являются более чем спорными. Итоги этого изменения избирательного законодательства мы еще увидим, но нет сомнения, что эти изменения еще придется корректировать. Может быть, от некоторых из них придется отказаться.



- Сейчас в закон о миграционной политике вносится ряд поправок, которые вступают в силу в 2007 году. Каков Ваш прогноз, как будут развиваться события?



- Пока трудно сказать, надо посмотреть на правоприменение. Мы пока видим, что власть предпринимает попытки облегчить миграцию в Россию на высшем уровне, но на среднем и низшем уровне эти решения властей блокируются, поскольку механизм создается сверхкоррупционный, и рядовой человек зачастую не может пробиться через такой механизм. Законопроекты приняты очень хорошие, но хватит ли у власти политической решимости реализовать их, и кто будет их реализовывать, этот вопрос пока остается открытым.



- Как Вы оцениваете работу Государственной Думы и Общественной палаты Российской Федерации в 2006 году?



- В Госдуме не было таких провалов, которые мы наблюдали в связи с законом о монетизации. Госдума продолжала свою прежнюю работу. Она не обладает политической самостоятельностью, в основном она подписывает те законы, которые предлагаются правительством. А правительство стало более аккуратно. После провала закона о монетизации несколько увеличилась самостоятельность Госдумы, что тоже позволило избежать каких-то провалов. Мы можем сказать, что углубился некий раскол между Советом Федерации и Госдумой, связанный с тем, что спикеры парламента возглавляют альтернативные механизмы голосования за Путина, то есть "Единую Россию" и "Справедливую Россию".

Общественной палате удалось утвердиться в российской общественно-политической жизни. Во-первых, было показано, что существует хоть какая-то инстанция, где готовы защитить маленького человека, который откровенно подавляется, дискриминируется, обижается бюрократией и бизнесом, которые к тому же находятся в теснейшей связке друг с другом. Кроме того, Общественной палате удалось создать рабочие структуры. В отличие от Госдумы, где рабочие структуры - это фракции и комитеты, в Палате - это прежде всего рабочие группы, то есть группы экспертов и комиссии. В Палате есть общее собрание, в Госдуме общее собрание бывает, но достаточно редко. Кроме того, некоторые важные, общественно значимые проблемы были очень досконально изучены, рассмотрены. Было представлено системное видение, в частности, в вопросе о дедовщине в армии, о демографии, и прочих других. Значительные средства были направлены на развитие гражданского общества через проведение конкурса для общественных организаций. В следующем году будет проведен новый конкурс, и сейчас готовится доклад о состоянии гражданского общества в России, и мы надеемся, что он прозвучит новым словом.

В целом можно сказать, что если Госдума была, выражаясь марксистским языком, стопроцентно лояльной правящему бизнес-бюрократическому классу России, то Общественная палата пыталась оппонировать этому правящему бизнес-бюрократическому классу. И в этом смысле они, конечно, очень сильно отличаются друг от друга, их политическая роль.


Беседовала Юлия Дмитриенко
29 декабря 2006
http://www.kreml.org/interview/137890437?mode=print

Док. 270538
Перв. публик.: 29.12.06
Последн. ред.: 04.01.07
Число обращений: 581

  • Марков Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``