В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мартин Шаккум: Главное событие года - начало практической работы нацпроекта `Доступное жилье` Назад
Мартин Шаккум: Главное событие года - начало практической работы нацпроекта `Доступное жилье`
Член Президиума Генерального совета партии "Единая Россия", председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум:

- Первое, что хотелось бы выделить - это начало практической работы над приоритетным национальным проектом "Доступное и комфортное жилье гражданам России". Проект сложный, неоднозначный, для его реализации требуются не только бюджетные средства, но и серьезное изменение законодательной базы, совместные и скоординированные усилия строительного бизнеса и всех органов власти.

Эта работа особенно интересна для меня, как для профессионального строителя. К сожалению, сегодня на строительном рынке "правят бал" не строители, а чиновники, которые воздвигли на пути застройщиков огромное количество административных барьеров. А это не только замедляет темпы строительства, но и приводит к росту себестоимости жилья, поскольку ни для кого не секрет, каким путем в нашей стране административные барьеры преодолеваются.

Над устранением этих барьеров и созданием условий для расширения строительства работают сегодня и Государственная Дума, и Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Наша задача - к 2010 году удвоить объем вводимого жилья - с нынешних 40 с небольшим до 80 млн. квадратных метров, и в дальнейшем продолжать наращивать темпы строительства жилья.

Другое значимое событие 2006 года - начало претворения в жизнь программы промышленного развития Урала и Западной Сибири, в которой я принимаю участие в качестве руководителя созданной по решению Президиума Генерального Совета Всероссийской политической партии "Единая Россия" рабочей группы. На последнем, VII съезде "Единой России", состоявшемся в Екатеринбурге, приняты практические решения по реализации этой стратегии. Отрадно отметить, что наконец-то мы перестали уповать на "невидимую руку рынка" и перешли к стратегическому планированию, по крайней мере, на региональном уровне. Надеюсь, уже в следующем году мы придем к понимаю того, что и в масштабах всей России необходима системная стратегия модернизации страны и приступим к ее реализации.

Одна из проблемных тем - реформа ЖКХ. На сегодняшний день ЖКХ остается "черной дырой", способной "переварить" любые инвестированные в нее средства без какого-либо роста эффективности, заповедником "социалистических методов хозяйствования" в худшем смысле этого слова.

Приходится слышать утверждение, что виновата в этом якобы реформа жилищно-коммунального хозяйства. На самом деле, не реформа виновата, а отсутствие реформирования жилищно-коммунального хозяйства со стороны Правительства РФ. За последние 10 лет Правительство РФ внесло в Государственную Думу только один законопроект, имеющий отношение к ЖКХ. Это поправки к отмененному закону "Об основах федеральной жилищной политики", и то к одной только 15-й статье. Это и есть плоды десятилетних трудов Правительства Российской Федерации на ниве реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

На состоявшихся недавно парламентских слушаниях депутаты подготовили ряд совершенно конкретных предложений Правительству РФ, направленных на модернизацию данной отрасли, повышение ее эффективности, а также на снижение темпов роста тарифов и платежей граждан за услуги коммунального комплекса.

Еще в конце прошлого год депутаты разработали и приняли Федеральный закон No 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций ЖКХ". Это первая в современной российской истории попытка законодателя создать единые и универсальные основы регулирования тарифов одной из отраслей экономики, а именно - коммунального комплекса. Данный закон уже привел к замедлению темпов роста тарифов и платежей населения в 2006 году в 1,5 раза по сравнению с 2005 годом.

К сожалению, в полной мере этот закон не работает в связи с отсутствием нормативных актов Правительства РФ. По-прежнему не приняты важнейшие постановления к данному закону. В частности, постановление "Об основах ценообразования и правилах регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры". Вдумайтесь: как может реально работать закон, когда нет такого ключевого и важнейшего постановления?

Реформа отрасли невозможна без внедрения рыночных механизмов, развития конкуренции. Год назад принят Федеральный закон No 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Этот закон направлен на привлечение в ЖКХ частных инвесторов. Типовое концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства утверждено Правительством РФ только недавно - 5 декабря этого года. Такое долгое отсутствие этого нормативного правового акта правительства существенно сдерживало приход частных инвесторов в коммунальный сектор.

Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса сегодня остается тяжелым. Около 60 процентов организаций убыточны. Убытки за 2006 год составляют порядка 50 миллиардов рублей. При этом годовые обороты отрасли уже второй год превышают триллион рублей. Непринятие мер по реструктуризации задолженности и предотвращению ее накопления в будущем блокирует внедрение в отрасль рыночных механизмов.

Решить эту проблему призван долгожданный закон "О финансовом оздоровлении предприятий коммунального комплекса". Этот закон подготовлен к рассмотрению Министерством регионального развития, но уже не один месяц и даже не один год проходят многочисленные согласования в Правительстве РФ и никак не может быть внесен в Государственную Думу.

Хотел бы коснуться еще одной проблемы. Жилищно-коммунальное хозяйство не может быть экономически эффективным без экономии ресурсов, а, следовательно, без повсеместной установки приборов учета, прежде всего, тепла и воды. Сегодня в ЖКХ потребляется около половины всех энергоресурсов страны. Эффективность их использования такова, что мы в больше степени топим воздух, чем квартиры. Зимой, например, температура на въезде в Москву на 5-6 градусов ниже, чем в центре. Необходимо внедрение приборов учета, а также системы оплаты, исходя из показаний счетчика, а не по нормативам, которые сегодня устанавливает чиновник. Необходимо также внесение поправок в закон "Об энергосбережении".

Немного коснусь перспектив ипотеки для населения в следующем году. Опыт передовых стран показывает, что объем жилищного кредитования, может достигать половины ВВП, в то время как в России эта цифра составляет лишь доли процента. Иными словами, потенциал для развития ипотечного кредитования огромный. Сегодня лишь 3-4% жилья приобретается по ипотеке. Важно сделать ее доступной для большинства граждан.

В результате принятия по инициативе "Единой России" пакета законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, удалось серьезно увеличить возможность граждан получить ипотечный кредит. С начала 2004 года к сегодняшнему дню количество выдаваемых кредитов выросло в 6 раз.

В большей части регионов ипотека развивается. По данным АИЖК в систему ипотечного кредитования в 2006 году вошли семьи с ежемесячным совокупным доходом: Дальневосточный Федеральный округ - 25, 7 тыс. руб.; Приволжский ФО - 18,8 тыс. руб.; Северо-Западный ФО - 20,7 тыс. руб.; Сибирский ФО -- 18,8 тыс. руб.; Уральский ФО - 22,8 тыс. руб.; Центральный ФО - 15, 4 тыс. руб.; Южный ФО - 24,о тыс. руб.

Понижение с 1 июля текущего года процентной ставки по ипотечным кредитам с 14% до 11,5 увеличит активность на рынке ипотечного кредитования и, особенно в регионах, где умеренные цены на жилье, где нет ажиотажного спроса, как в Москве или в Санкт-Петербурге.

Не следует, однако, забывать: если развитие ипотеки не будет сопровождаться расширением предложения на рынке жилья, это приведет только к дальнейшему росту цен на него.

Расчеты специалистов показывают: для того, чтобы реально продвинуться в решении "квартирного вопроса", мы должны вводить 1 кв. метр жилья на 1 жителя России ежегодно, то есть примерно 140 млн. кв. метров в год. Вот это и есть те показатели, к которым следует стремиться в перспективе.


29.12.2006
http://www.edinros.ru/news.html?id=117564

Док. 270389
Опублик.: 29.12.06
Число обращений: 1404

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``