В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бесплатная приватизация - мощная системная ошибка. Интервью Председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга Назад
Бесплатная приватизация - мощная системная ошибка. Интервью Председателя Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга
Председатель Ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Санкт-Петербурга, член Общественного совета по жилищной политике при Министре регионального развития РФ Марина Акимова ответила на вопросы корреспондента ИА DAILYSTROY.

ИА DAILYSTROY: Почему, на ваш взгляд, граждане России не готовы выбирать управляющие компании и не готовы к реформе ЖКХ в целом?

Причин много. Во-первых, когда начиналась приватизация, людям было сказано, что когда им будут отдавать долевую собственность, то её отремонтируют. Но правительство стало этот пункт из правовых актов изымать. Во-вторых, нашим людям очень сложно объединяться, так как в домах осталось много людей, проживающих в квартирах в найме, эти люди не собственники, у них другая психология. И чем хуже дом, тем больше там тех, кто в найме. И как в этих условиях решать задачи, возложенные на собственников (содержание, ремонт)? Решения должны быть возложены на город или муниципалитет - как собственников. К тому же, на самом деле, те, кто обслуживал дом (ДЭЗ, ЖЭС и т.д.), заинтересованы не отдавать управление, всё перетащить на себя, поэтому они создают в голове людей хороший винегрет. Даже если они проводят собрания по созданию ТСЖ, всё равно народ обманут. Они настраивают людей и против управляющих компаний, и против ТСЖ. Запутанность в законодательстве приводит к тому, что шарлатаны могут нанести большой ущерб дому. Это людей тоже пугает, и они думают, пусть лучше останется то, что было, думая, что это государственные структуры. А на самом деле - это уже коммерческие ООО...

ИА DAILYSTROY: Кто должен заниматься информированием граждан о реформе ЖКХ?

Мы писали министру Яковлеву (глава Минрегионразвития Владимир Яковлев - прим. ИА DAILYSTROY), что надо делать специальную программу на телевидении. К тому же, надо проводить встречи, на которых будут жители разных поколений: и молодые, и старые. А также юристы, правозащитные организации, депутаты, плюс администрация. Нужно идти по ступенькам: что кому принадлежит, кто за что отвечает, каким образом оформить долевую собственность. Почему вдруг возникает налог на те суммы, которые мы собираем. И в виде дискуссий всё это объяснять людям. Научить людей быть собственниками. Возникает еще и другой вопрос, если собственником стал малоимущий: как он будет содержать дом? Самая большая проблема в том, что многое нужно капитально ремонтировать, а у этого человека нет денег. Мы сделали собственников жилья, которые "финансово" не собственники, т.к. они малоимущие.

ИА DAILYSTROY: Как вы оцениваете работу Минрегионразвития, ведь последнее время слышно много критики в адрес министерства?

В нашей стране принято найти козла отпущения и на него всё сваливать. Я всё пытаюсь понять, где тот камень преткновения. Поправки, которые подготовили депутаты Думы в Жилищный Кодекс (ЖК), на наш взгляд, были вполне жизнеспособны, а теперь вдруг выясняется, что представитель института экономики города выступила против ряда поправок. Мы, как и многие заинтересованные лица, обращались в Институт экономики города по поводу изменения в разрабатываемых ими документах, но у них своя идеология, не учитывающая менталитета народа.

ЖСК ещё с советских времен управляли своими домами. Казалось, им должно быть лучше, потому что они собственники с многолетним опытом, но им делается всё хуже и хуже. Сейчас представитель института экономики города внесла такие поправки, которые просто нас загубят. Начало реформы - создание класса собственников жилья, но процесс должен иметь конец, должно быть социальное жилье, куда малоимущие люди могли бы выехать. Должна быть ответственность собственника и опасность, что тебя могут выселить. Сейчас этого нет. Люди так и сидят на шее соседей в ТСЖ или у государства в домах, которыми управляет город или муниципалитет. Так реформу с места не сдвинуть.

Написали правила предоставления коммунальных услуг, но так написали, что жить по ним тоже нельзя. Надо тогда тех, кто занимается управлением своих домов много лет, призвать, и с ними обсудить, что возможно применить при современных условиях, а что нет. В домах проживает много незарегистрированных потребителей жилищно-коммунальных услуг, как это учесть, как монетизировать льготы - непонятно Вот это не делается, а все сочиняется сверху. Человек, который этим не занимается, пишет правила, а жить по ним нельзя.

ИА DAILYSTROY: В какую сторону нужно менять ЖКХ сегодня и есть ли системные ошибки, на ваш взгляд?

На мой взгляд, бесплатная приватизация, то, как она проходила, - мощная системная ошибка. Не было воспитания народа, который 70 лет отучался быть собственником. Не надо было даром всем отдавать, кто хочет, тот и берет, сколько досталось. К тому же, приватизации должен быть положен конец и можно было бы строить социальное жилье, а для тех, кто не смог вовремя приватизировать (например, военные), издать специальный закон. Сейчас же, если вы начинаете строить социальное жилье, то его можно приватизировать. Таким образом, оно всё время исчезает. Вторая ошибка - одновременно в многоквартирном доме живут и собственники и наниматели, что вообще не правильно, так как идут вечные разборки с собственниками наймадателями - городом или муниципалитетом-что и куда должны платить наниматели и что наймадатели. Долги по оплате жилищно-коммунальных услуг только растут, жилье ветшает. Надо начать помогать тем, кто хочет быть хозяином в доме, а не государственным структурам.

ИА DAILYSTROY: Как привлечь бизнес в ЖКХ? Согласны ли вы с тем, что управляющим компаниям не дают развиваться?

Я могу судить только по Санкт-Петербургу. На самом деле, конкурсы на 1 год, которые проводят по принципу - цена и количество услуг - одинаковые, неправильные. Кто же будет вносить свои инвестиции в чужие дома на 1 год? Ведь вложение окупается не через год. Все мы только учимся управлять своими домами. И они на нас учатся. Вместе с тем, могу сказать, что ТСЖ сейчас лучше, чем коммерческие организации, потому что прибыль они не должны извлекать, но с другой стороны ТСЖ - не специалисты.

ИА DAILYSTROY: Какие основные проблемы ЖКХ в Санкт-Петербурге? Каковы основные отличия в Санкт-Петербурге от Москвы и страны в целом?

Считается, что ТСЖ в Санкт-Петербурге значительно лучше организованы, чем где-либо. Наши власти говорят, что их более 4 500, но это зарегистрировано, а управляют домами значительно меньше, 2 с небольшим тысячи, причем из них 1 700 - кооперативы. Здесь также наблюдается общая по России проблема: власти, сначала согласившись приватизировать жилье бесплатно, затем начали в городах отнимать то, что согласно статьи 36 Жилищного Кодекса и Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года No 491 является общедолевой собственностью. Поскольку это не было расписано в самом начале, то за истекшее время уже успели отнять и продать технические подвалы, стали строить мансарды на чердаках и так далее. Местные власти понаделали всяких постановлений, распоряжений и писем, что позволяет им продолжать нарушать Законы РФ. Сейчас это можно делать только с согласия собственников, но уже очень многое захватили и перепродали. На многие помещения, которые должны быть зарегистрированы как общедолевая собственность, часто нет документов, зачастую их зарегистрировали и продали неизвестным лицам. К тому же, когда мы говорим об управлении, на самом деле речь идет об управлении не домом, а комплексом недвижимости. Ведь землю тоже разрешили приватизировать, а местные власти должны были провести межевания, но так ничего и не делают. В Петербурге та земля, которая была у ЖСК в советское время в бессрочном пользовании, отнята, а налог за землю заставляют платить по старому размеру. В Москве, правда, ещё тяжелее. Во всех остальных городах, на мой взгляд, тоже конь не валялся.

ИА DAILYSTROY: Комиссия Мосгордумы рассмотрела на заседании поправки в Жилищный кодекс, в них предлагается допускать управляющие компании, которые имеют финансовые гарантии 10 млн. рублей, есть ли подобные законопроекты в Санкт-Петербурге?

Представьте себе, что монополисты-энергетики требуют, чтобы управляющие компании представили им заверенный список всех собственников в данном доме. Они не имеют права этого делать, но они требуют. И когда их спрашивали, на каком основании, они говорили, что если разорится компания, им не с кого будет брать долги. Безусловно, такие проблемы есть. И проблема рейдерства в том числе.

Для защиты жителей многоквартирных домов от разорения управляющими компаниями разработан правовой документ о саморегулирующихся организациях, имеющих общий фонд для покрытия убытков. Это попытка не разорить людей окончательно и бесповоротно. Смысл в этом есть, но управляющие компании отказываются создавать такие организации, поскольку придется изъять из оборота большие деньги.



29.12.2006
www.regnum.ru/news/762808.html

Док. 270360
Опублик.: 29.12.06
Число обращений: 1242


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``