В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Национальный проект `Образование`. Как платить профессору - за звание, или за знания? Назад
Владимир Спасибо: Национальный проект `Образование`. Как платить профессору - за звание, или за знания?
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев во время беседы со студентами и профессорско-преподавательским составом Сибирского федерального университета сказал, что "у нас пока еще не все условия есть для того, чтобы обеспечить преподавателю условия работы такие, как в других развитых государствах. Но мы довольно серьезно продвинулись в этом направлении".
А Президент РФ Владимир Путин, выступая на съезде ректоров ВУЗов, назвал одной из причин невысокого качества образования низкую эффективность бюджетных расходов. Он напомнил, что только федеральный бюджет ежегодно выделяет на содержание вузов 140 миллиардов рублей. Глава государства сказал, что сегодня от профобразования прежде всего ждут адекватной кадровой и инновационной задачи.
Системы финансирования, по его мнению, должны быть направлены на повышение качества образовательных услуг, эффективного расходования ресурсов и повышение зарплаты преподавателей.
Он напомнил, что, начиная с 2000 года примерно в пять раз в номинальном выражении выросла и зарплата преподавательского состава.
С 1 ноября 2006 г надбавки за ученую степень кандидатам и докторам наук, преподающим в вузах, составляют 3 и 7 тыс. руб. соответственно. Вступают в силу соответствующие поправки в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Ранее такая прибавка к зарплате составляла для кандидатов наук - 900 руб., для докторов - 1500 рублей. На увеличение надбавок за ученую степень в бюджете 2006 г. предусмотрено 1,5 млрд рублей. В среднем на одного остепененного преподавателя - 6000 рублей.
Повышение надбавок за кандидатские и докторские степени коснется 250 тыс. преподавателей вузов. При этом с учетом прошедшего повышения заработных плат в текущем году, зарплата доктора наук с ноября текущего года увеличится более чем в два раза.
И все же говорится о том, что зарплаты по-прежнему недостаточные, нагрузка велика (учитывая, что приходится совмещать работу в нескольких ВУЗах), материальная база устарела и т.д. Все правильно, но сразу ничего не происходит. А самое главное - всем ли надо повышать одинаково, может быть, есть поводы для дифференциации?
В конце 90-х годов Научно-исследовательским институтом по проблемам высшего образования Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе было проведено анкетирование и интервьюирование профессорско-преподавательского состава американских ВУЗов (исследование проводилось среди 33 785 представителей профессорско-преподавательского состава 378 американских университетов и колледжей).
Результаты этого исследования весьма любопытны.
Профессоров моложе 34 лет было 8,6%, от 35 до 44 лет - 25%, 45-54 года - 34,9%, 55-64 года - 27,6%, старше 65 лет - 4,9%. То есть становятся американскими профессорами в основном после 40 лет и в 65 лет заканчивают карьеру. А у нас служат, пока ноги носят.
Надо помнить, что ученое звание профессора делится на три категории: Full Professor - аналог российского профессора, Associate Professor - аналог доцента, Assistant Professor - аналог старшего преподавателя. Кроме профессоров, в американских университетах ведут занятия инструкторы, помощники преподавателя и лекторы.
Соответственно, профессоров среди опрошенных было 33,4%, доцентов - 25,3%, старших преподавателей - 22,2%, инструкторов - 14,7%, лекторов - 2,8%, прочих - 1,6%.
В основном (61,4%) американские профессора имеют высшую в США ученую степень - доктора философии (Ph.D.). Остальные (25,2%) - степень магистра. Есть даже профессора (2,4%) со степенью бакалавра.
Интересный факт - согласно исследованию, основная забота профессоров - преподавание (90,6%), научно-исследовательская и административная работа - соответственно 5,3% и 3,1%. Научная продуктивность - в среднем 1-2 статьи в год. 56,9% профессоров не пишут книг, учебных или методических пособий, 26,9% профессоров издают 1-2 книги в год, 9,1% - 3-4 книги, 5,3% - 5-10 книг. Американские профессора предпочитают печататься в соавторстве (76%), нежели индивидуально (24%).
То есть подлинно научно-образовательными является относительно небольшое число американских университетов. Лишь 10% профессоров занимается активно научной работой. В наиболее сильных, оснащенных, известных университетах.
Средняя годовая учебная нагрузка профессора составляет около 240 часов. В среднем в неделю американский профессор проводит 9 часов аудиторных занятий (причем нагрузка одинаковая как у профессора, так и у старшего преподавателя). Подготовка к занятиям занимает 9-12 часов в неделю. Консультации - 1-4 часа в неделю. Такое же количество времени уходит на участие в заседаниях кафедр и различных комиссий. 4-5 часов в неделю американский профессор посвящает научно-исследовательской работе, в том числе написанию статей и учебных пособий.
Это абсолютно соответствует стандартной российской практике. Если, разумеется, не учитывать "собачьи бега" по платным урокам и пр. Почему-то постоянно говорят о том, что у наших профессоров 720 часов нагрузки в год. На самом деле аудиторной нагрузки - от силы 250 часов. А еще консультации, экзамены-зачеты, и пр.
Наиболее распространенная форма академических занятий в американских университетах - учебные дискуссии (67,7%). Они носят опережающий характер: на каждое очередное занятие студенты приходят, предварительно прочитав материал новой темы по учебнику и выделив для себя наиболее трудные, проблемные моменты. Задача профессора: раскрыть и объяснить именно эти проблемные моменты, а не излагать весь материал.
Это наиболее продуктивная система. У нас до сих пор лектор просто диктует текст, студент что-то там записывает, потом отбарабанивает это на экзамене (если еще и не списывает) - и все. А зачем?
Помимо учебных дискуссий, наиболее часто американские профессора применяют методы кооперативного обучения (малые группы - 35,5%), групповые и индивидуальные проекты (23,6% и 34,1% соответственно), использование новых информационных технологий (19,9%).
Эти формы еще более продуктивны. Но их у нас совсем нет.
Среди методов контроля и оценки учебных достижений студентов преобладают письменные работы (43,6%), тесты (26,6%), выступления с докладами (34,1%), устные зачеты и экзамены (35,2%), курсовые или дипломные проекты (37,4%) и т.д.
Средняя зарплата профессора - $50-60 тыс. в год, доцента - $40-50 тыс., старшего преподавателя - $30-40 тыс. Собственно, отсюда и часто упоминаемая средняя зарплата в $45 тыс. А у полного профессора очень неплохие деньги. Правда, это опять-таки в среднем. Полные профессора по медицине или юриспруденции зарабатывают в год не одну сотню тысяч.
Это означает, что американские профессора "живут не хуже других". Поскольку 20% американцев имеют доход $8 тыс. в год и ниже, и 20% - $102 тыс. в год и выше.
Чтобы наша профессура "жила не хуже других", заработок должен соответствовать среднему по стране. Вроде бы сейчас так стараются сделать. С 2006 г. Минобразования РФ собирался повысить зарплату профессорам государственных вузов до 1000 долларов. Или по новым веяниям - 26 000 рублей.
Пока еще этого не произошло. А если случится? По стране зарплата весьма неоднородна. Ведь где-то эти 26 000 рублей - богатство, а где-то и совсем не так много. И цель - привлечь молодежь - не везде будет достигнута.
Кроме основной зарплаты, каждый американский профессор имеет индивидуальные средства в бюджете кафедры на научные конференции и поездки. Университеты также покрывают основную долю медицинской страховки профессора. Пенсия среднего американского профессора - $40-50 тыс. в год. Поэтому они и не стараются работать до последнего.
Большинство профессоров довольны условиями труда, академической независимостью, компетентностью коллег. Однако половине из них кажется излишней учебная нагрузка, недостаточной зарплата. Больше половины профессоров считают недостаточной подготовку студентов.
Оказывается, и американским профессорам нравится работа, независимость. Но за работу мало платят, да и студент нынче не тот.
Американские студенты могут выбирать профессора. Как правило, один и тот же курс читает несколько профессоров одновременно, и студент может уйти в любой момент к другому профессору. Чем меньше студентов - тем, в принципе, меньше ставка профессора.
Студентов пишут отзывы о профессорах, заполняют анкеты. А профессора должны писать отзывы на студентов. Это очень правильная, очень эффективная система контроля.
В свое время у нас начинали анкетирование по вопросу качества преподавания. Но когда выяснилось, что у некоторых профессоров баллов оказалось меньше, чем у ассистентов - быстренько все свернули. И теперь прибавляют всем поровну. Увы!
Сейчас проводятся конкурсы на право пользоваться финансовой помощью из бюджета. И немалой, надо сказать. Но каковы критерии оценки победителей - известно мало. И здесь полезно вспомнить практику рейтинговых оценок. Ежегодный рейтинг бизнес-школ газеты Financial Times - это типичный американский рейтинг образовательных учреждений. В рейтинге учитывают: средний размер зарплаты выпускников, средний рост зарплаты за последние несколько лет, прогресс в карьере, уровень достижения целей, успешность при приеме на работу, количество выпускников, нашедших работу в первые три месяца после выпуска, и, наконец, рекомендации выпускников.
Первая десятка рейтинга 2005 г.:
1.Университет Пенсильвании, Wharton School (Филадельфия, США)
2.Гарвардский Университет, Harvard Business School (Кембридж, США)
3.Колумбийский Университет, Columbia Business School (Нью-Йорк, США)
4.Стэнфордский Университет, Graduate School of Business (Стэнфорд, США)
5.Чикагский Университет, Graduate School of Business (Чикаго, США)
6.Insead, (школа имеет два отделения: европейское в Фонтенбло Седе, Франция; и азиатское в Сингапуре)
7.Лондонский Университет, London Business School (Лондон, Великобритания)
8.Университет Нью-Йорка, Stern School (Нью-Йорк, США)
9.Северо-западный Университет, Kellog School (Иванстон, США)
10.Массачусетсский Технологический Институт (MIT), Sloan School (Кембридж, США)

Средний уровень зарплат выпускников бизнес-школ первой десятки - $140.000-160.000 в год . То есть люди окупают затраты на обучение достаточно быстро. В основном в рейтинге бизнес-школы из США, Великобритании, Австралии, Канады. Есть несколько школ из континентальной Европы.
Практически всегда на первых местах Гарвард, с которым по количеству известных профессоров не может сравниться ни один другой университет. Гарвард - первый появившийся в стране университет. Много лет возглавляет так называемую "Плющевую лигу" (Ivy League), в которую входят несколько наиболее старых и престижных частных университетов США, неофициально объединенных между собой. Он выделяется своей материальной базой. Годовой бюджет Гарварда - 9 млрд. Располагая такими средствами, Гарвард может позволить себе привлекать лучшую профессуру, и, в результате, иметь неограниченные материальные ресурсы средства, получаемые от различных частных или государственных фондов для реализации учебных и научно-исследовательских программ.
Количество капитала в университете - фактор решающий. Деньги идут на строительство, на привлечение профессоров; они делают университеты менее зависимыми, или даже практически совсем независимыми, от платы студентов за образование. Университет может оказывать финансовую помощь, платить стипендии, и, кроме того, экспериментировать. Вводить и осваивать новые программы, которые к узкопрофильному, специальному образованию не имеют отношения.
Процесс привлечения аспирантов все заметнее уподобляется процессу приема на работу: самые американские богатые университеты теперь вынуждены конкурировать за них.
Глава РСПП, президент Высшей школы экономики Александр Шохин, выступая на "круглом столе" "Бизнес и образование", предложил создать систему рейтингования российских вузов, в том числе по критерию заработной платы выпускников. Его оппоненты засомневались в реалистичности такого подхода - в России нет достоверных исследований доходов.
Словом, с заработками профессоров ясности пока никакой. Как и с качеством их преподавания. Государственные прибавки - это воспомоществование. И ситуация может улучшиться по мере укрепления финансовой базы ВУЗов. По мере развития их менеджмента, их маркетинга. При определенной государственной поддержке. Которая и сейчас не такая уж маленькая. А используется, как говорит Президент, недостаточно эффективно.

viperson.ru

Док. 270195
Перв. публик.: 28.12.06
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 2234

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``