В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Семенихин: Как помочь больным России Назад
Игорь Семенихин: Как помочь больным России

Онкологические больные сегодня не могут получить самые эффективные препараты из-за несовершенства законодательства.

...Даже сумасшедшие деньги не смогли спасти от хронических раковых болей и излечения битла Джорджа Харисона из великой ливерпульской четверки или короля мультфильмов Уолта Диснея. Что же тогда говорить о простых россиянах... Каждый час в России умирают 36 человек. Умирают в страшных болях и мучениях от онкологических болезней. А всего ежегодно - 320 тысяч человек. Вот такой страшный и прискорбный факт. Задумайтесь! Чем им помочь? Как бороться с этим бедствием?
Особенно остро встал этот вопрос в связи с реализацией нацпроекта "Здоровье". Выступая 20 декабря на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, первый вице-премьер Д.Медведев отметил:
- Оказание высокотехнологической медицинской помощи россиянам - важнейшая задача, связанная как со здоровьем нации, таки и демографией. В этом году произошло довольно существенное увеличение ее объемов - до 10 млрд. руб., практически половина в рамках проекта "Здоровье". Так в результате вдвое увеличилось число людей, которые такого рода медицинскую помощь, высокотехнологичеаскую помощь получили. В следующем году расходы возрастут до 17,5 млрд. руб., и планируется, что помощь будет оказана более чем 170 тыс. наших граждан. Важно, что наряду с расширением доступности проходит и работа по совершенствованию организации оказания такой помощи. Тем не менее, есть, конечно, и проблемы, которые предстоит решать безотлагательно...
Среди таких проблем есть та, что связана с оказанием помощи онкологическим больным.
- Ежедневно в мире около 4 млн. больных страдают от болей разной интенсивности: 10-15% от умеренной боли, и 30-40% - от средней, 60-80% - от сильных. В России около 600 тысяч больных с впервые установленным диагнозом рака, из них более половины ежедневно испытывают хронические боли, а это - 300 тысяч человек! - говорит доктор медицинских наук М.И. Исакова из Российского онкологического научного центра им. Н.Н.Блохина. - Боль - наиболее страшное последствие для онкологического больного, а для клиницистов - одна из самых трудных проблем диагностики и лечения.
Что ж, боль есть боль, и с нею надо бороться. Но как? Доказано, знание фармакологии анальгетиков - эффективный путь терапии раковой боли. В последнее десятилетие в мире появился целый ряд высокотехнологичных наркологических анальгетиков ретардного воздействия, то есть в отличие от морфинов они дозировано подают в кровь обезболивающее в течение 8-12-24 и т.д. часов. При этом пациент получает не "оглушающую" дозу наркотика, а дозированную в виде, например, наклеивающегося на кожу пластыря дюрогезика. Эта, как говорят врачи, неинвазивная лекарственная форма анальгетика фентатила повышает активность антиноцицептивной системы больного, увеличивает порог его болевой чувствительности. В России фентатил стал относительно недавно использоваться в качестве единственного анальгезирующего средства, предназначенного для длительной терапии хронической боли у онкологических пациентов. Пластырь дюродезик, к слову сказать, совсем не интересен наркоманам коим важен " взрывной кайф" от получения наркотика.
- Наркологическое неблагополучие в семье онкологического больного также имеет большое значение. Несмотря на то, что пациенты могут получать достаточное количество ангулированных препаратов, так или иначе ни врач, ни наркоконтроль не могут быть уверены, что препараты в достаточном количестве дошли до пациента и не будут использованы в нелегальном обороте, - заявил представитель фирмы "Янссен-Силаг".- Именно это, кстати, - наркологическое неблагополучие, привело к тому, что трансдермальная терапевтическая система фентатила дюрогезик приобрела широкое применение в Европе.
По данным ВОЗ, Россия, к сожалению, занимает абсолютно неутешительное 115-е место по сравнению с другими развитыми странами в плане оказания адекватной помощи онкологическим больным. Как рассказывает профессор Г.А. Новиков, президент общероссийского общественного движения "Медицина за качество жизни", активная позиция Минздрава "предыдущего созыва" позволила в целом ряде нормативных документов снять остроту этой проблемы. Но, увы, сегодня приходится констатировать: многие из них по мере внедрения в практическое здравоохранение нуждаются в доработке и значительном совершенствовании.
- В свое время профессоры М.Е.. Исакова, В.В. Брюзгин, Н.А.Осипова и ваш покорный слуга, - рассказывает профессор Г.А.Новиков, - выходили на трибуну и читали лекции о новых технологиях терапии боли, о которых мы знали, но не имели на руках Тогда мы призывали обращаться к новым технологиям, изучать их. Сейчас упрека тем компаниям, которые продвигают свою новейшую продукцию в России на рынке лекарственных препаратов, легальным образом зарегистрированных, претензий быть не может. У нас зарегистрированы и имеются практически все новейшие лекарственные препараты - опиоиды. То есть здесь позиции полностью закрыты. Сегодня, благодаря усилиям профессора Г.А. Новикова, в России открыты 200 региональных отделений общественного движения "Медицина за качество жизни". Но система поллиативной помощи, которая создается в России, еще не совершенна. Например, не каждое отделение в регионе имеет кабинет противоболевой терапии или хоспис поллиативной помощи. Что это значит?
- А это значит, что десятки тысяч больных в России повсеместно страдают от каждодневной, ежечасной хронической боли, - считает профессор Г.А.Новиков. - Вы ведь сами когда- либо испытывали боль - в спине, например, или зубную. Но если она вас давит, уничтожает каждый час, каждую минут. Это пытка!
К этим словам нельзя не прислушаться. 36 онкологических пациентов умирают в России каждый день. Конвейер смерти.. У кого из вас - рядом ли, по соседству, или далеко, уходили люди по трагическому бланку-вердикту - онкология. Считали? Я считал. Много. И, как в детской игре - морской бой, снаряды ложатся все ближе и ближе...
- На Западе принята и действует концепция улучшения качества жизни онкологических больных. Согласно ей, они должны прожить остаток жизни нормально, то есть по возможности без боли,- говорит профессор Г.А Новиков.
- Наше движение "Медицина за качество жизни" является главным проводником стратегии паллиативной медицины в России. Понимаете, мы пытаемся помочь больным, на которых, как говорят, все поставили крест. А они ведь люди, они - наши души! И мы должны и обязаны помогать им до последнего дыхания. Ведь, жизнь - рулетка. И бог знает, кто может вдруг могут оказаться и в этой колеснице...Благодаря нашим усилиям в Москве создан хоспис для онкологических больных. Но в регионах дело обстоит по другому.
Действительно, в регионах положение с паллиативной медициной оставляет желать лучшего. И в силу нехватки средств, и в силу административной и медицинской косности.
- Сегодня положение дел таково, - отметила в своем выступлении профессор Н.А. Осипова из Института им. Герцена. - Попав в онкологический центр, больной проходит курс лечения, ему подбирают соответствующие наркотические анальгетики. Однако многие участковые врачи, не желая брать на себя лишнюю ответственность, не прописывают сильнодействующие опиоиды, а заменяют их на препараты других групп. Результат: онкологический больной страдает от хронических болей. В развитых странах врач-онколог, имея лицензию, отвечает за все свои предписания, для него никаких других инстанций не существует. И страх перед злоупотреблением наркотическими анальгетиками не должен лишать пациентов доступа к необходимым препаратам.
По мнению врачей-онкологов, в существующий закон об охране здоровья граждан РФ необходимо внести существенные дополнения, которые бы решили проблему доступности наркотических средств обезболивания для страдающих от тяжелых хронических болей. По нынешнему закону вся онкология в России бесплатная и находится в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения. Все лекарственные препараты для онкологических больных квотируются и оплачиваются из государственного бюджета.
Но бюджетных средств как всегда не хватает. И тогда люди обращаются к черному рынку, получая там наркотические суррогаты для борьбы с хроническими болями.
- Мы хотим поставить вопрос перед Правительством РФ и Минздравом вопрос о централизованных закупках наркотических анальгетиков. Поскольку государство взяло на себя это обязательство и не разрешает покупать эти препараты за наличный расчет, тогда оно и должно нести это бремя , как это было до распада СССР, - считает профессор Г.А.Новиков.- На наш взгляд, было бы разумным обратиться в Государственную Думу РФ с соответствующими предложениями а) о выделении квот на покупку наркотических анальгетиков для социально защищенного слоя граждан нашей страны, которых оцениваются от 15 %, б) квот - с соблюдением всех юридических, правовых аспектов - на продажу наркотиков опиодов за наличный расчет в аптеках. Это позволило бы снять остроту этой проблемы, и на самом деле нормализовало бы наркоопасную ситуацию в нашей стране, поскольку вместо черного рынка люди были бы адресованы в аптеку, где они получили бы качественные и эффективные средства для терапии хронической боли. Считаю, что эти два аспекта нам нужно однозначно вынести на рассмотрение Госудумы и в Правительства РФ.
Как известно, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) призвана осуществлять контроль за легальным оборотом наркотиков, что она успешно и делает. Но даже в самой службе сегодня признают, что многие нормативные акты и приказы Министерства здравоохранения и социального устарели и требуют доработки.
- Понимаете, это прерогатива самих лечебных учреждений вносить свои предложения в нормативные акты и приказы Минздрава, которые, по их мнению, во многом устарели, - говорит А.М. Кочкарев, представитель ФСКН. - Наша служба в этот процесс вмешиваться не может. Наше дело осуществлять контроль за легальным оборотом наркотиков в рамках существующего закона. Конечно, из-за несовершенства нормативной базы, зачастую , именно мы оказываемся крайними. Врачи жалуются: мы им мешаем. Но принцип строг: соблюдать закон и не мешать лечебному процессу. Да, наркоконтроля боятся, но мы выступаем за то, чтобы в законодательных актах все было нормально налажено, тогда и нам будет работать легче. Мы даже готовы способствовать и помогать, дать свои рекомендации.

Что ж, проблема оказания помощи онкологическим большим лежит в полной плоскости национальной программы "Здравоохранение".
- Состояние здравоохранения у нас можно определить как посредственное, - признает куратор нацпроектов Д. Медведев. - Поэтому надо найти весь тот набор приоритетов, вложив деньги в которые, можно было бы за относительно короткий срок создать внятный результат...В настоящее время отечественная медицина добилась успехов в лечении злокачественных новообразований различных органов и тканей, сосудистой палотогии головного мозга и заболеваний сердца, родственной трансплантации печени. Для тиражирования высоких технологий в России в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2006-2007 гг. будут построены федеральные центры высоких медицинских технологий. К настоящему моменту принято решение о строительстве в ближайшие два года 15 центров... Но главное - это морально-этическое отношение к больным.
Думается, что в России уже пошли подвижки в системе здравоохранения. Конечно, предстоит еще много сделать. Но хочется, чтобы в этих реформах онкологические больные с их болями и страданиями получили бы должное внимание. Они так нуждаются в нашей помощи и сострадании.

27.12.2006

Док. 270052
Опублик.: 27.12.06
Число обращений: 1005

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``