В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Национальный проект АПК. Экспорт продукции, как фактор роста. Назад
Владимир Спасибо: Национальный проект АПК. Экспорт продукции, как фактор роста.
Национальный проект "Развитие АПК" как отдельную позицию не включает стимулирование экспорта продукции российского Агропрома. А между тем это весьма перспективное направление развития, способствующее включению России в международное разделение труда. Выход на мировой рынок позволит существенно поднять эффективность нашего сельского хозяйства.
Разумеется, $4 млрд. экспорта на занятых в сельском хозяйстве и пищевой промышленности России 9,7 млн. чел. (13% от общей численности занятых в экономике. В других отраслях и сферах, связанных с агропродовольственным рынком и сервисным обслуживанием, работают еще порядка 5 млн. человек) - это немного. В сравнении с $60 млрд. экспорта сельскохозяйственной продукции из США в 2006 г., $20 млрд. Бразилии, $30 млрд. Китая.
Но удельный вес отраслей, входящих в агропродовольственный сектор, в валовом внутреннем продукте России страны составляет уже около 10%. Доля продовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота превышает 46%.
Зерновой бизнес, несмотря на жесткую конкуренцию внешнего рынка, может со временем стать одним из главенствующих в экспортной политике государства. Уже сейчас страна постепенно завоевывает стратегические позиции на зерновом рынке. С июля 2005 по апрель 2006 г. Россия экспортировала 11 млн т зерна, оказавшись по этому показателю на пятом месте в мире после США (28 млн т), Канады и Австралии (по 17 млн) и Европейского союза (16 млн). Ведется речь о том, что ежегодный объем экспорта зерна можно довести до 20 млн.т за счет повышения средней урожайности хотя бы до 35 ц/га с нынешних 20 ц/га.
Зерно составило примерно половину от общего российского агроэкспорта. Доминирование одного направления - вещь достаточно распространенная. Так, в 2006г. датский экспорт сельскохозяйственной продукции составит 60,5 млрд. крон ($10 млрд.). Из них экспорт датской свинины - 28 млрд. крон (4,7 млрд.долл. США), что на 1 млрд. крон больше, чем в 2005г.
Есть ряд объективных причин, затрудняющих экспорт. Перспективными рынками сбыта могли бы стать Корея, Япония и Китай, но попасть на них зерно может только по железной дороге через Дальний Восток. Транспортировка тонны зерна к Тихому океану стоит 2 тыс. руб. (почти 2/3 себестоимости), что делает экспорт нерентабельным. Еще на 10% стоимость зерна увеличивают затраты на портовые услуги и сертификацию. Погрузка в Новороссийском порту, через который вывозится половина зерна, стоит вдвое дороже, чем в украинских портах.
Высказываются пожелания к государству помочь зерновикам с модернизацией инфраструктуры, особенно элеваторов. Есть интерес и коммерческих структур. ЕБРР решил войти в состав акционеров ООО "Русская элеваторная компания" ("РусЭлКо") - крупнейшей элеваторной сеть в нашей стране. "РусЭлко" создана в 2004 году на паритетных началах Sungrain Holding S.A, входящей в группу Louis Dreyfus, и АПК "Агрос".
Российская портовая инфраструктура, являющаяся наследником советской единой портовой системы, в настоящее время представляет группу разобщенных субъектов и не удовлетворяет современным требованиям. Ежегодные потери экспортеров от несовершенства портовой инфраструктуры, по экспертным оценкам, составляют не менее $30 млн (штрафы, недогрузы, недополученная прибыль).
Есть ряд инфраструктурных проектов, которые могли бы изменить ситуацию.
Предлагается реконструировать шлюзовое хозяйство на реке Дон, что позволит увеличить грузооборот, обеспечит конкуренцию в отношении железнодорожного транспорта, создаст возможность прямых поставок на экспорт из внутренних районов России судами река-море.
Ведется речь о строительстве глубоководного портового терминала в порту Владивосток с емкостью единовременного хранения 60-100 тыс. т. Глубоководного портового терминала на Черном море, в случае, если не удастся расширить перевалочных мощности в Новороссийске. Строительство глубоководного портового терминала в Усть-Луге.
Как обычно, основной тормоз - российская чиновничья бестолковщина. Много проблем с таможенным оформлением вывозимых товаров. Тарифная система таможенных сборов еудовлетворительна.
Одной из проблем для зернового экспорта является несоответствие российских стандартов мировым. Российские инспектирующие организации проводят исследования продукции на основании российских ГОСТов, а не на основании стандартов ISO. Действовавший ранее сертификат, выданный ГХИ, так же как и заменивший его сертификат Россельхознадзора, не признаются ни в одной стране мира и нужны лишь для формального предоставления железной дороге и в таможенные органы.
Вместе с тем сертификаты, предусмотренные экспортными контрактами, выданные международными сюрвейерами, не будут приняты ОАО "РЖД" и в таможенных органах при оформлении вывозимой продукции. Это приводит к тому, что экспортеры должны проводить дополнительные исследования вывозимых партий, что сопряжено с дополнительными временными и финансовыми затратами.
По мнению экспертов Российского зернового союза, при экспорте необходимо запрашивать только сертификат международного образца первоклассных сюрвейерских компаний, оформленный с учетом требований иностранного покупателя (если они не противоречат правилам российской сертификации и смыслу сертификатов). Такой подход не исключает наличия государственного органа сертификации зерна при поставках на экспорт, который мог бы выдавать единый сертификат международного образца, подтверждающий качество зерна, если он заменит сертификат качества ГХИ, фитосанитарный сертификат, ветеринарный сертификат, сертификат соответствия и санитарный паспорт на вагон.
Среди экспортеров зерна можно назвать компанию ОАО "Агросхлебопродукт" (в 2001 г. на средства группы Интеррос был создан холдинг "Агрос"), которую в 2006 г. купило ООО "Аграрный альянс". Этот холдинг производит в нескольких регионах зерно на общей площади 120-130 тыс. га и заинтересован в развитии данного направления.
В 2001 г. при создании у "Агроса" в Ставропольском крае был большой выбор активов: 70% хозяйств региона разорились либо находились на грани банкротства. Выбрав пять подходящих хозяйств в четырех районах края, "Агрос" договорился с владельцами паев об их аренде до 2012 г.: за каждый пай (в среднем 5-10 га) компания обещала выдавать 1200 кг зерновых в год плюс улучшать качество обработки угодий, которыми пользуется. Хозяйства с общей площадью пашни 42,5 тыс. га расположены в первой, второй и четвертой климатических зонах. Эти зоны оптимальны для выращивания качественного зерна.
Основные фонды и земля, которые получил "Агросхлебопродукт", были в крайне запущенном состоянии: сооружения полуразрушены, а урожайность пшеницы не превышала 16 ц/га. Чтобы улучшить качество земель и увеличить урожайность хотя бы до 30 ц/га, компания перешла на влагосберегающую технологию Ставропольского НИИСХ. Согласно ей пары должны занимать 50% площадей, находящихся в севообороте, благодаря чему пашня успевает накопить влагу. Сначала в "Агросхлебопродукте" так и делали. Но теперь долю паров снизили до 30%-го "технологического минимума", поскольку заинтересованы в максимальном использовании угодий.
Основные фонды "Агросхлебопродукт" приобрел по конкурсу у арбитражных управляющих и модернизировал их. Тока и залы по обработке и сушке зерна пришлось отстроить заново. А техника оказалась настолько изношенной, что пришлось заменить ее. Основой нового машинно-тракторного парка стали 70 "Донов-1500Б" и 20 тракторов "Кировец" К-744, взятых по федеральному лизингу. Остальные 250 машин -трактора МТЗ, ДТ-75, К-700, К-701, а также грузовики КамАЗ - компания купила у местных хозяйств и капитально отремонтировала. Также были приобретены разбрасыватели удобрений и сеялки Amazone, культиваторы Smaragd и плуги Lemken. В течение двух лет пришлось выравнивать и очищать поля, уничтожать сорняки, насыщать земли удобрениями. Сумму инвестирования в реконструкцию и модернизацию активов, которые велись с 2001 г., оценивают в $7 млн.
Новый владелец "Агросхлебопродукта" поставил хозяйствам 20 комбайнов Claas. Импортная техника, более мощная и многоцелевая, позволяет сэкономить от 30 до 40% энергоресурсов. Что весьма существенно.
Замена имеющейся техники на импортную позволит применять также более современные технологии обработки земли, например перейти от глубокой вспашки к дискованию. Нулевая обработка ("Агросхлебопродукт" уже пытался использовать ее и даже покупал сеялки Concord) в засушливой зоне себя не оправдала, поскольку не позволяет накапливать влагу в метановом слове почвы.
Сейчас урожайность в разных предприятиях холдинга варьируется от 40 до 53 ц/га. Пшеницу и другие культуры сеют так, чтобы можно было вести "веерную" уборку, когда урожай поочередно убирается в разных хозяйствах при помощи одной и той же техники.
Для хозяйств разработаны годовые бизнес-планы, что помогает избегать бесконтрольного расходования средств их руководителями. Глав сельхозпредприятий, входящих в "Агросхлебопродукт", стараются не менять. Не без помощи местных кадров компания смогла без крупных конфликтов провести сокращения: из 2500 человек, занятых в хозяйствах до прихода "Агросхлебопродукта", сейчас работает 1052.
С 2004 г. в компании действует бригадный подряд и предусмотрены премии за качество. В прошлом году работники получили 10 млн руб. премиальных. Администрация согласовывает с бригадами плановые показатели работы, которые зависят от урожайности, ожидаемых погодных условий, состояния полей и техники и т. д. Исходя из конкретных условий работы норма уборки может составлять от 15 до 30 га в сутки на человека. Благодаря бригадному подряду зарплаты выше, чем в других сельхозпредприятиях региона: механизаторы зарабатывают 5-7 тыс. руб., а в уборочный сезон - 12-20 тыс. руб.
Пайщикам предложили привязать арендную плату к объему зерна, который собирают с его участка. Теперь вместо плановых 1,2 тыс. кг, рассчитанных исходя из урожайности 30 ц/га, им выдают до 2 тыс. кг на пай, поскольку урожайность в хозяйствах компании выше.
Основная продукция компании - пшеница 3 класса. В прошлом году из всего урожая, составившего 110 тыс. т, на нее пришлось 60%, остальное - на пшеницу 4 класса. Собранное зерно "Агросхлебопродукт" хранит в своих крытых токах, а в сентябре и октябре вывозит его на хранение на местные элеваторы компании "РусЭлко" - Ипатовский, Благодарненский, Новопавловский и Георгиевский.
До 2006 г. компания продавала зерно крупным трейдерам Louis Dreyfus, МЗК и W. J. А в 2005 г. удалось реализовать более 30 тыс. т в ходе закупочных интервенций. Компании выгодно поставлять пшеницу в государственный фонд: например, 3 класс в 2005 г. стоил на рынке 2,6-2,7, а на интервенциях - 3-3,1 тыс. руб./т. Себестоимость пшеницы составляет 1-1,1 тыс. руб./т. Можно отметить, что рентабельность вполне приемлемая. При всем диспаритете цен, о котором так много говорится.
Решено полностью сосредоточиться на вывозе зерна, продавая его не посредникам, а напрямую. Это поможет повысить прибыль на 10%. Уже в 2006 г. "Агросхлебопродукт" планировал продать весь урожай на экспорт.
Гражданин Великобритании Ричард Уиллоус, имевший опыт работы трейдером по поставкам в Европу пшеницы и ячменя, в том числе российских, в 1995 г. вместе с коллегами, ранее работавшими в таких компаниях, как Cargil и Fosters Lager, решил открыть свою фирму и создал в Воронежской области СП. Его основной деятельностью тоже стала торговля зерном. В 1996 г. Уиллоус и его партнеры, внесшие личные средства в развитие компании, решили расширить бизнес, организовав уборочную бригаду.
Для успеха этого проекта трейдерам требовался специалист по технике и технологиям: Им стал Колин Хинчли, который занимался выращиванием зерна на личной ферме. Под его руководством бригада из восьми комбайнов Claas и Case два года подряд помогала убирать урожаи крестьянам из Белгородской, Воронежской, Ульяновской и Пензенской областей. Аграрии расплачивались частью зерна (5-8% собранного). Его англичане реализовывали на российском рынке.
Сейчас Хинчли работает исполнительным директором ООО "Хартлэнд Фармз", учрежденном в 2000 г. Идея самим выращивать пшеницу у Уиллоуса и компании родилась еще во время создания уборочной бригады. По замыслу предпринимателей это должны были быть так называемые демонстрационные хозяйства. На их угодьях Уиллоус собирался не просто производить зерно, а наглядно показывать российским крестьянам преимущества западных технологий и сельхозмашин.
Арендовав у руководителей двух пензенских СПК 4 тыс. га пахоты, британцы заинтересовали своей идеей производителей техники, семян, средств защиты и удобрений. Увидев в проекте Уиллоуса возможность выйти на российский рынок, они согласились поставлять "Хартлэнду" свою продукцию бесплатно либо на льготных условиях.
Урожайность в хозяйствах "Хартлэнда" была вдвое выше, чем в среднем по региону - 35 против 18 ц/га. Зерно продавали имеющим представительства в России транснациональным трейдерам, которые реализовывали его в Западной Европе. Однако большинство партнеров к тому времени вышли из проекта, сочтя обработку пензенских земель бесперспективной. Уиллоус и Хинчли продолжали верить в успех своего начинания и в 1999 г. приняли предложение губернатора Василия Бочкарева взять в долгосрочную аренду (на 49 лет) еще 12 тыс. га земель, причем залежных. Получить права на угодья и поставить в хозяйства первую технику удалось только в 2004 г. Наша знаменитая волокита!
Сейчас в обороте "Хартлэнд Фармз" находится 6 тыс. га, еще 2 тыс. га разрабатываются, а задействовать все 12 тыс. га в компании обещают к 2008 г.
Первыми культурами стали пивоваренный ячмень, яровая пшеница, подсолнечник, а также 20 га сои. Ее выращивают в порядке эксперимента: пытаются добиться высоких кормовых качеств, в частности высокого содержания белка. Тогда сою можно будет по выгодным ценам продавать местным животноводческим хозяйствам. Первый урожай пшеницы и ячменя составил 33,5 и 32 ц/га. С гектара подсолнечника получилось собрать 8, а сои - 6 ц/га.
Еще одним экспериментом "Хартлэнда" является сев озимой пшеницы. На 50 га испытывается 7 сортов, чтобы выявить самые перспективные для климата региона и с лучшими хлебопекарными характеристиками: все зерно планируется продавать продовольственным компаниям.
Причиной, по которой были выбраны культуры, называют минимизацию риска и создание естественного севооборота. Кроме того, набор "пшеница - ячмень - подсолнечник" - стандартный для Пензенской области.
В 2006 г. году англичане ввели в оборот еще и сахарную свеклу (1 тыс. га), собрав осенью 40 тыс. т. Выращиваются только гибридные сорта - сейчас их 11. По итогам сезонных испытаний агрономы выберут несколько сортов на следующий год.
Вложения Уиллоуса и его компаньонов в "Хартлэнд Фармз" оцениваются в $7 млн, а для освоения оставшихся земель потребуется еще не менее $4 млн. Как и предыдущие проекты, хозяйства финансируют частные учредители. В их числе британская Heartland Farms (UK) Ltd., которая входит в состав группы строительных компаний Monk Estates.
Рентабельность свеклы в компании составляет 59%, ячменя и пшеницы 4 класса - 69 и 68%.
Первые постоянные покупатели продукции компании появились в 2005 г. Контракты, где оговорены объем поставок и цены, с ними заключаются заранее - в конце зимы или начале весны. По некоторым культурам (например, для сахарной свеклы) в договорах предусмотрена предоплата, чтобы пополнить оборотные средства хозяйства на период сева и уборки. Весь пивоваренный ячмень - 3,5 тыс. т - поставляется на Саранский пивоваренный завод, входящий в Sun Interbrew. Согласно контракту семена закупаются только у Лебедянского семзавода, который выращивает продукцию, соответствующую стандартам Sun Interbrew.
В 2006 году 4 тыс. т озимой пшеницы "Хартлэнд", тоже по контракту, продал "Пензахлебпродукту" за 3-3,2 тыс. руб./т. А 4,5 тыс. т яровой пшеницы Уиллоус предполагает пустить в свободную продажу. Всего по контрактам производится более 60% продукции. Ведутся переговоры с корпорациями Bunge и Louis Dreyfus. Еще с одним транснациональным игроком, Czarnikow (производит 8 млн т сахара в год), "Хартлэнд" уже заключил пятилетний контракт на поставки сахарной свеклы по средней цене $23/т.
За счет различных культур у компании хороший баланс прибыли и убытков. Например, в 2006 г. выросли цены на пшеницу, благодаря чему удалось компенсировать потери от ячменя. А в 2005 г. на рынке был избыток пшеницы, и продажи пивоваренного ячменя помогли сохранить доходность.
Контакты с местным населением инвесторы стали налаживать в 2002 г., не дожидаясь окончания оформления документов на аренду: англичане и их сотрудники выезжали в села и приглашали крестьян на собрания, где рассказывали и о планах компании. В результате свои земли "Хартлэнду" доверили 1,5 тыс. пайщиков, с которыми рассчитываются деньгами (около 1,5 тыс. руб. за пай в год). Кроме платы за паи, "Хартлэнд" вспахивает огороды своих пайщиков и работников либо оплачивает вспашку. В компании работают 60 крестьян из окрестных деревень.
В первый год у "Хартлэнда" были проблемы с кадрами, начиная от пьянства и заканчивая невозможностью некоторых ужиться в быстро развивающемся коллективе, где принципы работы отличаются от того, к чему крестьяне привыкли в колхозах и СПК. Адаптацию многие прошли успешно, а с алкоголизмом приходится еще бороться. Меры принимаются жесткие: после первого предупреждения нетрезвого работника увольняют. Подбор новых кадров доверяют специалистам из местных: главному механику и главному агроному. В отличие от пьянства случаи воровства редки, причем воруют не сотрудники, а крестьяне из близлежащих деревень. Чтобы бороться с этим, в хозяйствах создали автоматизированные системы охраны и наняли сторожей с собаками, дежурящих круглосуточно.
Средняя зарплата в компании - 7,5 тыс. руб., причем она выдается примерно равными долями вне зависимости от сезона.
Английские фермеры, приезжающие в "Хартлэнд" по приглашению Уиллоуса, удивляются масштабам производства. Мелким и средним британским частникам приходится постоянно конкурировать с крупными агрохолдингами. Некоторые фермеры уже заинтересовались возможностью перенести сюда производство зерна. Уиллоус обещает помочь коллегам наладить отношения с местной администрацией и крестьянами.
Наращивание производства зерна одновременно может стимулировать экспорт российского мяса.
Компания "Евродон" строит самый большой в России комплекс по выращиванию индейки, в котором к 2010 году планируется получать более 200 тыс. т мяса. Она включена Минсельхозом в нацпроект по АПК. Чему, кстати, был удивлен инициатор проекта Ванеев. Поскольку в деньгах он не нуждался.
28 июля 2004 года в Октябрьском районе Ростовской области началось строительство сразу 11 объектов. После завершения строительных работ, в декабре 2005 года, из Канады доставили пробную партию яиц кросса big-6 - в качестве поставщика выбрали канадскую Cuddy Farms. Эта компания способна поставить столько яиц, сколько требуется "Евродону": она получает 50 млн яиц в год.
В 2007 году предполагается создать собственное родительское стадо. Оно не только обеспечит потребности "Евродона", но и позволит продавать инкубационные яйца. По подсчетам Ванеева, затраты на родительское стадо в 2007 г., когда компания выйдет на выпуск 100 тыс. т мяса, составят 35-40 млн евро.
В "Евродоне" запускается комбикормовый завод мощностью 20 т/ч. Также планируется строить завод по производству премиксов.
Производственные объекты, в том числе инкубатор, зоны подращивания цыплят и взрослой птицы, комбикормовый и мясоперерабатывающий заводы с очистными сооружениями, ветлаборатория и хранилище помета расположены на расстоянии 2-3,5 км друг от друга. Это сделано по соображениям ветеринарной безопасности.
В перспективе "Евродон" сможет экспортировать до 25% своей продукции. Первые поставки предполагается начать в 2010 году в страны СНГ. Поэтому птичники сразу строят по стандартам Евросоюза. Недавно компания подала заявку на сертификацию производства по HACCP и ISO.
Стратегический план развития "Евродона" рассчитан на ближайшие 12 лет. За это время Ванеев надеется выйти на производство заявленных 212 тыс. т мяса в год, построить заводы по производству сэндвич-панелей, горячей оцинковки и опилок для подстилки. Это позволит на 30% снизить стоимость возведения новых птичников.
Один из проектов, для реализации которого Ванееву нужны собственные сэндвич-панели - бройлерная птицефабрика. Он разрабатывается в течение года с помощью консультантов из Великобритании. Подобные фабрики предполагается строить по всей России.
Интенсивно развиваются вертикально-интегрированные компании по выращиванию бройлеров. Которые также могут участвовать в экспортных поставках при достижении определенного уровня эфективности.
В США уже в 1970 г. 95% мяса бройлеров и 30% яиц производили вертикально-интегрированные предприятия. Основной причиной такой структурной организации птицеводческой отрасли стало желание производителей снизить расходы, особенно на этапах выращивания и производства кормов. Сейчас таких комплексов в стране насчитывается порядка 50. В 2004 г. они произвели 20,7 млн т бройлеров. Экспортные поставки составили 10,4% общего объема производства (около 2,16 млн т).
Прямая господдержка птицеводческой отрасли в США отсутствует. Однако существуют программы, стимулирующие экспорт этого товара. К примеру, Минсельхоз США осуществляет программу гарантий экспортного кредита на срок до трех лет. Она не предусматривает продовольственной помощи и субсидий, но гарантирует платежи от иностранных банков. В рамках этой программы Товарно-кредитная корпорация Минсельхоза гарантирует размещение кредита, предоставленного финансовыми учреждениями США, в уполномоченных иностранных банках. Они выставляют безотзывные аккредитивы в долларовом исчислении в пользу американских экспортеров в качестве оплаты ввозимой из США сельскохозяйственной продукции. Аккредитивы должны быть открыты по требованию импортера.
Требования, предъявляемые Минсельхозом США (USDA) к каждой стадии процесса производства мяса домашней птицы, - одни из самых жестких в мире. В USDA работают более 7 тыс. ветеринарных инспекторов, на каждом перерабатывающем предприятии - до трех инспекторов, обеспечивающих контроль за качеством производимого продукта. Каждая птица должна проверяться минимум четыре раза: в живом виде, в процессе забоя, во время переработки и упаковки готового продукта.
С 1999 г. на всех птицеперерабатывающих предприятиях введена новая система гарантирования качества и безопасности готового продукта, которая ранее применялась при отборе продуктов питания для американских астронавтов. Все производимое в США мясо домашней птицы подлежит проверке Службой контроля качества пищевых продуктов (Food Safety Inspection Service, FSIS).
Инспекция FSIS включает несколько этапов контроля качества. Для выявления зараженного мяса проводится санитарно-технический контроль. В случае обнаружения зараженной продукции ее снимают с конвейера. Так обеспечиваются надлежащие санитарно-гигиенические условия при разделке и обработке птицы. На продукцию наносится маркировка контроля качества. Инспекторы проверяют каждую тушку на всех стадиях ее переработки, выявляют и выбраковывают некачественную продукцию, контролируют маркировку, сертификацию и нанесение штампов USDA.
Вторым этапом инспекции FSIS является контроль за процессом переработки продукции в местах наибольшей вероятности ее заражения болезнетворными бактериями (Hazard Analysis and Critical Control Points, HACCP). Системы НАССР разрабатываются с учетом специфических потребностей каждого отдельного производителя, и поэтому их составляющие могут варьироваться. Однако следующие стадии НАССР обязательны для всех:
    определение этапов производства, на которых существует вероятность заражения продуктов, и выработка мер по ее устранению;
    установление предельно допустимых норм вероятности заражения продукта для каждого этапа переработки;
    обеспечение контроля за каждым этапом;
    корректировка производственного процесса в случае отклонений от предельно допустимых норм;
    создание и регулярное обновление баз данных, обеспечивающих работу НАССР;
    проверка надежности и эффективности контрольного оборудования, задействованного в НАССР.
Биохимический контроль FSIS позволяет свести к минимуму количество патогенов (вредных бактерий) в готовой продукции. Эти меры предполагают в частности обязательные микробиологические тесты в цехах забоя для выявления микроорганизмов типа Е. coli (кишечной палочки).
Еще одно вполне перспективное экспортное направление - рапс.
Общая стоимость проектов строительства в России заводов по выпуску биотоплива из рапсового масла и содержащего целлюлозу сырья превышает 800 млн евро. Об инвестициях, помимо наших бизнесменов, заявили компании из Австрии и Германии. Им готовы помогать региональные власти, российские и западные банки. А аграрии, чтобы загрузить новые производства сырьем, к 2010 г. вырастят более 1 млн т рапса вместо нынешних 250 тыс. т. В "зеленом бензине" остро нуждается Европа: именно туда будет поставляться рапсовое масло и готовое топливо. России пока хватает нефти, к тому же акцизная политика государства делает биотопливо дороже бензина.
Строить завод планирует гендиректор липецкой агрокомпани "ЗеРос" Николай Бобин. Сначала Бобин планирует освоить производство сырья (25 ц/га). Поставлять рапс "ЗеРос" будет местному агрохолдингу "Аврора" и австрийской Neckerman. Они уже создали СП и договорились построить в области завод по переработке рапса на 300 тыс. т, который сможет производить 100 тыс. т масла в год. Рапс будет перерабатываться в том числе и на биотопливо. Покупать его станет Neckerman. Чтобы обеспечить завод сырьем, липецкие власти обещают засеять рапсом 250 тыс. га. Проект профинансируют Сбербанк и австрийский Райффайзенбанк.
Все заводы, о которых объявлено, в первую очередь ориентируются на экспорт. Европейская программа внедрения биоэтанола предусматривает, что к 2010 г. все продаваемые в ЕС бензины должны содержать 5,75% биоэтанола. Экспорт биоэтанола может принести хорошую прибыль: cредняя цена биотоплива в Европе сейчас - 620 евро за куб. м. Бразильцы поставляют биотопливо в Европу примерно по 540 евро/куб. м. А российский биоэтанол может стоить 300 евро с учетом транспортировки.
Немецкие компании Beo Obrigheim и Solido Projekt AG заявили о намерении построить в Нижегородской области завод по производству рапсового масла еще в начале 2005 г. Они подписали протокол, предполагающий создание СП в России с участием Beo и российских инвесторов. Их поиск ведет нижегородская компания "Солидо Проект НН", созданная Solido Projekt AG и российскими частными лицами в феврале 2005 г. Инвестиции в строительство завода составят 15 млн евро, объем производства - 25 тыс. т рапсового масла в год, срок окупаемости - 8-10 лет. Если СП будет создано, то до 50% стоимости проекта профинансирует ЕС, 20-25% - Beo (компания поставит маслоэкстракционный завод под ключ), остальное - российские инвесторы. Предполагается, что на первом этапе масло будет отправляться через немецких участников проекта в страны Европы для производства биотоплива, чтобы ускорить окупаемость завода.
Если проект будет удачен, мощности завода увеличатся вдвое, а затем начнется строительство еще двух заводов на юге области.. Solido ведет переговоры с другими немецкими компаниями об участии в этом проекте. Максимальный объем производства трех заводов - 150 тыс. т рапсового масла, общие инвестиции - около 90 млн евро. Для этих целей потребуется 450 тыс. т маслосемян в год, а площади посева должны составить 225 тыс. га. Кроме того, рассматривается вопрос строительства завода по производству биотоплива из рапсового шрота мощностью 25 тыс. т топлива в год. Его стоимость составит 43 млн евро, срок окупаемости - восемь лет.

Заключение
Экспорт продукции АПК может иметь очень важное значение для его развития. Здесь важную роль должно сыграть государство. В плане упрощения, дебюрократизации таможенных процедур, налоговых послаблений, других макроэкономических приемов. Очень важна инфраструктурная компонента экспорта. Здесь возможен вариант прямого государственного участия.
Вообще было бы целесообразным начать новый нацпроект под условным названием "экспорт", в рамки которого логично вписывался бы компонет АПК.

2006-12-26

viperson.ru

Док. 269976
Перв. публик.: 26.12.06
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 2027

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``