В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Александра Очирова: `Социальные аспекты демографической ситуации в России` (доклад на пленарном заседании Общественной палаты РФ 22 декабря 2006 г.) Назад
Александра Очирова: `Социальные аспекты демографической ситуации в России` (доклад на пленарном заседании Общественной палаты РФ 22 декабря 2006 г.)
В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года демографическая проблемы была охарактеризована как самая острая проблема нашей страны, а ситуация вокруг нее - критической.
Сухая статистика дает нам далеко не радостные цифры: В 2005 году в России родилось 1,5 млн. человек, умерло 2,3 млн. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 65,5 года ( при этом средняя продолжительность жизни мужчины на 13 лет меньше, чем у женщины). С 1993 года потери России составили 11 млн. человек, и ежегодно мы теряем 0,5 % населения, примерно около 700 тыс. человек, т.е. целую область или крупный город.
И несмотря на различные точки зрения среди демографов по поводу причин и поисков выхода из создавшейся ситуации, все они сходятся в одном, что ситуация стала угрожающей для национальной безопасности страны.
Сокращение населения - это вызов, на который мы должны дать "полноценный ответ" - обозначил задачу Д. А. Медведев.
До последнего времени в правительственных программах РФ демографические проблемы не связывались с экономической ситуацией и экономической политикой.
И только 2006 год - стал переменным. Проблема из обсуждаемых перешла в статус решаемых, и первым шагом стало преобразование Совета по реализации приоритетных национальных проектов в Совет по реализации национальных проектов и демографической политике.
А это означает усилие государственного контроля над исполнением задач социальной и демографической политики.
Как известно, демографическая ситуация определяется тремя показателями: рождаемость, смертность и миграция. В проведенном ВЦИОМом исследованиях, по мнению россиян, неблагоприятное демографическая ситуация в России в первую очередь связана с низким уровнем жизни, проводимой социальной политикой и изменением ценностных ориентаций молодежи.
К этому можно добавить, что сложившиеся демографическая ситуация во многом связана с недостаточным учетом демографического фактора в проводимой социальной политике, равно как и в отсутствие стратегии социального развития страны в целом.
И когда мы сегодня говорим о роли национальных проектов, оценивая их как реальность, мы должны иметь в виду, не только появившиеся материальные возможности решения самых насущных, жизненно важных проблем нашего общества, но в первую очередь впервые появившуюся стратегическую основу социального развития нашей страны, создания новых управленческих решений проблем социальной сферы. Вместе с тем, наметившиеся перемены к лучшему не снимают с повестки дня задачу формирования долгосрочной программы выхода России из демографического кризиса. С учетом того, что этот кризис носит системный характер и касается всех трех составляющих - смертности, рождаемости и миграции, то и активное политика должна формироваться по всем трем направлениям, как повышение рождаемости, снижение смертности и эффективное, тщательно просчитанная миграционная политика.
Как известно, предложенные Президентом меры, в первую очередь, связаны с повышением рождаемости и касаются увеличения ежемесячных пособий по уходу за детьми, компенсаций родителям за дошкольное воспитание, выплат компенсаций работающим женщинам, и, наконец, первый базовый материнский капитал, так широко обсуждаемый в сегодня обществе. В настоящее время в Государственной Думе проводится в российское законодательство Федеральный закон " О дополнительных мерах по поддержки семей с детьми. " Впервые Президентом выделяется для нашего времени, чтобы там ни говорили достаточно приличная сумма в 250 тыс. руб. которая может использована для решения жилищных или образовательных проблем ребенка, или в пенсионный зачёт матери. Но главное, на мой взгляд, это первый шаг, который сделан: дети - это не только забота родителей, они нужны стране. И шаг этот может стать началом для мобилизации всех иных материальных, интеллектуальных, нравственных решений этой общенациональной задачи. Что же касается самого закона, то, на мой взгляд, среди наших рекомендаций по его усовершенствованию можно выделить необходимость расширения возможностей использования материального капитала в случае необходимости дорогостоящего лечения ребенка, а также технологий выплат и контроля над этой процедурой. К примеру, - иметь возможность открытия личных счетов в Сбербанке, чтобы использовать потом накопившиеся проценты для семейных нужд.
И хотелось бы, чтобы этот материнский капитал начал выплачиваться как можно раньше, при В.В.Путине, Президенте, который обозначил эти меры и включил вопрос демографии в национальную повестку дня.
Что касается социальной политики в целом, в отношении рождаемости, то понятно, что социальные технологии решения проблем семейной политики, должны базироваться на создании эффективной системы социального сопровождения семей с детьми, увеличения количества детских садов, повышения стандартов обслуживания, обеспечения гарантий прав граждан в сфере здравоохранения и образования, решения жилищных проблем молодых семей. Стратегическим принципом здесь может стать национальная программа преодоления бедности, задача разработки которой так же поставлена В.В.Путиным в его ежегодном Послании 2003 года Федеральному Собранию Российской Федерации. К сожалению, за годы проведения неудавшихся реформ наше население по всем показателям стало более бедным. Мы живем в стране, где более 20 млн. человек живет за чертой бедности, где прописана "семейная бедность", а это бедность, которая воспроизводит бедность и создавая расслоение общества по образовательному, нравственному признаку, доводит коэффициент расслоения до уровня национальной опасности. При этом специфика российской бедности в том, что 66% - это работающие бедные, где большинство представители бюджетной сферы и лица репродуктивного возраста.
Социальные и экономические факторы являются очень серьезными причинами, ограничивающими рождаемость. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически переводит семью в число бедных; и откладывание рождения ребенка выступает как способ сохранения достойного уровня жизни. Поэтому самый серьезный технологией преодоления сложившейся ситуации будет повышение зарплат до уровня, который был бы согласован с характеристиками жизни, повышение зарплаты до величины, равной сумме прожиточного минимума одного взрослого и одного ребенка.
Понятно, что с увеличением зарплаты - возрастет и база для налогообложения, выплаты в фонд социального страхования и пенсионный, - что, в конечном счете, пойдет на доходы для семьи.
По моему мнению, только "стандарты качества жизни" могут обеспечить дальнейшее воспроизводство поколений.
Как подчеркнул В.В.Путин, выступая на Совете Безопасности по вопросам реализации задач демографической политики, демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая достигнет не только высоких социальных стандартов, но и в который люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности планировать свою жизнь. В этой связи по инициативе нашей Комиссии в палате создана рабочая группа по разработке социальных стандартов и мы считаем, что необходимо принять закон " О минимальных социальных стандартах", в котором поддержка семей с детьми будет обозначена как одно из направлений социальной ответственности государства, наряду с образованием, здравоохранением, занятостью, оплатой труда и социальным обеспечением, устанавливающий гарантированную государственную поддержку при рождении и воспитании детей. Предполагаемые меры могут быть дополнены и рассмотрены на региональном уровне политики за счет средств регионов и социально ответственного бизнеса.
Особо пронзительной темой в демографической политике является сиротство, социальное сиротство, обеспечение их законных прав и необходимости выполнения в полном объеме и под контролем общественности и государства Федерального закона " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставленных без попечения родителей". Квартира для сироты - это базовая основа начала его вступления в жизнь, и мы предлагаем выделить право на обеспечение жильем сирот в соответственном приоритетном национальном проекте и отдельной строкой в федеральном бюджете.
Что касается детей-отказников, поступающих из роддомов в больницы, то это, пожалуй, наиболее малоизвестная обществу проблема детей, живущих в стационарах больниц до трех лет, при этом бюджет не обеспечивает их развитие. При этом в больницах не предусмотрено для них ни дополнительных единиц штата, покупка одежды, игрушек, они не выходят на улицу, и многие из них попадают туда практически здоровыми, а выходят с определенным больничным синдромом. Они лишены какой-либо положительной среды для развития, опеки, любви, и ласки. Зачастую волонтеры - единственное спасение для таких детей. Росстат не располагает точной информацией об этих детях. Я их видела сама, и без слез не взглянуть.
Мы предлагаем выделить этих детей в отдельную категорию усиленного внимания общественности и государства, а правительству принять немедленные меры по цивилизованному мониторингу этой проблемы и обеспечению их отдельными и достаточными средствами федерального бюджета.
Тяжесть демографической ситуации в России не только ставит задачи долгосрочного характера, которые связаны с рождаемостью, но и требует обратить внимание на более краткосрочные технологии, связанные с решением проблем смертности.
Известно, что ситуация со смертностью, особенно трудового населения от управляемых причин, у нас очень сложная. Заметим, что показатель продолжительности жизни - это не просто демографический показатель, а важнейший социально-экономический индикатор, отражающий уровень и качество жизни населения. Поэтому для достижения краткосрочной эффективности необходимо сделать акцент на достижении снижения показателей смертности, что тем более важно, что именно этот показатель отличает нас не в лучшую сторону от других стран мира, и как раз особенно среди мужчин трудоспособного населения от, так называемых, управляемых причин. К сожалению, мы не располагаем ни анализом этой сложной темы, ни основанных на этом анализе программах снижения смертности.
Мы знаем только, что по этой категории смертности, начиная с 1990 года, мы потеряли 4 млн. человек. Очень высока смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Я думаю, что об этом позднее скажут своё слово профессионалы, но понятно, что многие аспекты этой проблемы тесно связаны с функционированием системы здравоохранения, с качеством и доступностью обслуживания.
Отмечу также, что динамика заболеваний и инвалидности населения носит отрицательный характер - как в первичных, так и в социально обусловленных заболеваниях. При этом наше нездоровое население потребляет лекарств - в 5 раз меньше, чем в США и европейских странах из-за их дороговизны. И это отдельная проблема.
Мы не можем и некоснуться и темы информационного обеспечения. Давайте вспомним, что информация - связующее звено любой системы. И главная из мер, которые должны быть приняты на этом уровне, как подчеркнул Д.А.Медведев "это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, и создания условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети.
Для разработки демографической политики необходимы подробные данные, поэтому необходимо восстановить демократическую статистику в полном объеме, необходимо повышение демографической грамотности и информированности населения, санитарного просвещения нации и пропаганды здорового образа жизни.
Важной частью демографической политики является миграция. На протяжении 90-х годов именно она скрасила естественную убыль населения. Я не буду специально останавливаться на этом вопросе, скажу только, что это направление политики в силу многих причин требует особо точного расчета и ответственности, в том числе и по вопросам внутренний миграции.
Таким образом, демографическую политику нельзя рассматривать вне контекста всей социально-экономической системы Российского общества, ибо демография существует не сама по себе, и ,относясь по своей сути, к стратегическим рискам, она должна иметь стратегию своего решения, определение перспектив сегодняшнего дня и приоритетов на перспективу. Все это должно рассматриваться в контексте тех задач, которые стоят перед государством и которые оно решает с помощью социальной политики, которая, по нашему глубокому убеждению, для каждого россиянина должна стать политикой социальной безопасности, основанной на социальных стандартах качества жизни, что сделает политику просчитанной и ответственной, а нашу жизнь обеспеченной, устойчивой и счастливой.

Александра Очирова,
Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития

viperson.ru

Док. 269947
Перв. публик.: 26.12.06
Последн. ред.: 12.01.11
Число обращений: 2786

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``