В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В КГУ будет править балл Назад
В КГУ будет править балл
Новый учебный год стал не совсем обычным для Казанского государственного университета. С 1 сентября 2006 года здесь вводится балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Связано новшество с вхождением российских вузов в Болонский процесс. Балльно-рейтинговая система - это первый шаг на пути к тому, чтобы российский диплом стал конвертируемым в Европе.

Новая система активизирует студентов, мотивирует их к самостоятельной ритмичной работе в течение всего семестра. Если раньше знания оценивались в основном во время сессии, то сейчас вводится стобалльная система оценок, и успеваемость будет рассчитываться по трем блокам: текущая работа студента в семестре, зачетно-экзаменационная сессия и социальные характеристики.

Поясним подробнее. В начале каждого семестра студентам сообщают, какое максимальное количество баллов можно получить по каждой дисциплине и каков минимальный балл, ниже которого нельзя претендовать на допуск к зачету или экзамену. В процессе учебы преподаватель периодически проводит проверку знаний путем тестов или контрольных работ. В течение семестра должно пройти не менее двух письменных контрольных проверок. И если, скажем, молодой человек в этот период примерной учебой не отличался, но получил "отлично" на экзамене, то все равно итоговый рейтинг будет невысоким. Кроме того, большое значение приобретают так называемые социальные характеристики - посещаемость, корректность общения с преподавателем, поведение на занятиях, активность в работе. За все это теперь тоже будут начисляться баллы. Максимум, на который может рассчитывать студент, - это 100 баллов или процентов. Если студент набрал в семестре 61 процент и выше, ему автоматически выставляется "зачет".

Все набранные показатели суммируются, умножаются на определенный коэффициент, и выводится итоговый рейтинг. Создаются специальные ведомости, где наряду с обычной оценкой будут проставляться и баллы. Этот рейтинг будет учитываться при рекомендациях в аспирантуру, магистратуру, при направлениях на стажировку. А со временем на него должны обратить внимание и работодатели - в Москве, например, это практикуется уже давно.

По оценке университетского руководства, нововведение несет в себе ряд преимуществ. Ведь балльно-рейтинговая система - это первый шаг к новой системе координат в оценке студенческих знаний, к той системе, которая принята в европейских вузах.

- Единые критерии оценки качества образования открывают новые возможности для студенческой мобильности, - считает начальник отдела управления качеством образования КГУ Лейла Габдрахманова. - Со временем, например, если студент выразит желание прослушать курс лекций по микробиологии в Кембридже, то у него появится такая возможность. Причем зачетные единицы и количество часов прослушанного в Европе курса зафиксируются в российском дипломе. А после окончания вуза выпускник может претендовать на трудоустройство за границей, работодатели примут наш диплом, как любой европейский.

- Мне кажется, что балльно-рейтинговая система более объективна, - говорит второкурсник физфака Марат Салахов. - Ведь бывает, что кто-то занимался весь семестр, а кто-то прогуливал занятия и на экзамене просто списал ответы. Я не считаю себя "заучкой", но мы поступили в университет в первую очередь, чтобы получать знания.

Правда, есть и другие мнения. Например, будущий психолог, студентка 4 курса Алсу Минегалиева учится и работает одновременно. И если раньше ей удавалось успешно сочетать оба этих занятия, то теперь, опасается девушка, придется выбирать между ними - ведь в Болонском процессе строго учитывается посещение занятий. Многие другие студенты тоже считают, что переход от прежних оценок к "всемогущему баллу" - это ограничение их свободы. Но, как говорят вузовские преподаватели, в современных условиях вхождение в общеевропейское образовательное пространство необходимо, самоизоляция может привести в тупик. А новая система оценок - это лишь этап на пути реформирования.

Университет делает первые шаги по не изведанному для России пути Болонского процесса. Хочется верить, что все надежды, возложенные на реформу, оправдаются.

Диляра ГАЙНУТДИНОВА
29.09.2006
http://www.rt-online.ru/numbers/education/?ID=30750

Док. 269820
Перв. публик.: 29.09.06
Последн. ред.: 25.12.06
Число обращений: 466


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``