В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учиться вредно для здоровья Назад
Учиться вредно для здоровья
Школа серьезно подрывает здоровье детей, уверен член Комиссии по науке ПАСЕ, поэтому уже в следующем году планируется коренным образом перестраивать учебно-воспитательный процесс.

Александр Щипков: 20 декабря состоялось заседание президиума Совета по национальным проектам, которое вел, как обычно, Дмитрий Медведев. Рассматривались разные проблемы, связанные с реализацией национальных проектов. Среди прочего прозвучала довольно любопытная фраза Дмитрия Медведева. Он сказал, что в 20 регионах Российской Федерации будет введен пилотный проект, где образование и здоровье будут рассматриваться в едином ключе.

И мы попробуем поговорить об образовании с точки зрения здоровья. Представляю наших гостей. Анатолий Антонович Коробейников - учитель, первый заместитель министра просвещения СССР, а ныне член Совета Федерации и член Комиссии по науке и образованию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Владимир Филиппович Базарный - врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области, доктор медицинских наук.

Попробуем поговорить об образовании, школьном, может быть, в первую очередь, с точки зрения здоровья. Начнем издалека. Анатолий Антонович, скажите, пожалуйста, почему в своей деятельности в Совете Федерации вы выбрали именно проблемы образования и защиты здоровья школьников?

Анатолий Коробейников: Вы уже сказали, что мне пришлось работать учителем, директором школы и дальше одним из руководителей Минпроса России. У меня все равно всю жизнь душа болит за школу, за наших детей. И поэтому никогда не отходил от этой темы. А сейчас и на международном уровне проблемы таковы, что здоровье и образование становятся все актуальнее, если их рассматривать порознь или, особенно, вместе. Поэтому мое внимание и к национальным проектам, мое внимание и к деятельности школы - я бываю часто в школах Москвы и регионов - не просто такое праздное внимание или какое-то хобби. Нет, болит душа. Вы знаете, в послании 2006 года Владимир Владимирович Путин сказал, что России нужна конкурентоспособная образовательная система. Да, конечно, но не ценой разрушения здоровья детей, юношей, а значит, и нации.

А. Щипков: Скажите, пожалуйста, вот эти национальные проекты, провозглашенные сегодня государством, я имею в виду в первую очередь, конечно, нацпроект "Образование", они дают возможность комплексно заняться здоровьем учащихся? В чем проблемы?

А. Коробейников: Еще царский указ существовал в 1904 году, он назывался "Каким должно быть образование, чтобы не повредить здоровью школьника". Он сегодня актуален. Конечно, не все беды приносит школа, больше та жизнь, которая за стенами школы. Но школьные факторы риска, болезни школьные дают о себе знать все больше. Им уже 200 лет, но они все еще как-то не осознаны. Ребенок и алкоголь, ребенок и табак, ребенок и наркотик - всем понятно, что это плохо. А ребенок и учебный процесс, ребенок и учитель - не верят. А впору кричать о безопасности образования. Вот поэтому взаимосвязь образования и здоровья не осознается. Системы образования и здравоохранения должны быть включены как единое целое в стратегию национальной безопасности государства.

А. Щипков: Владимир Филиппович, ваша точка зрения?

Владимир Базарный: Проблему ставим не мы. Специалисты, особенно в течение последнего полувека, кричат: школа на корню гробит здоровье. Пример. Еще в 70-е годы министр здравоохранения Чазов Евгений Иванович, он проверил эти данные. Он пришел к выводу, что за время обучения в школе в те годы - четыре, шесть, восемь хронических заболеваний, из которых, кстати, потом произрастает сверхзаболеваемость, сверхсмертность народа. Это в России. Второй пример. По данным Организации Объединенных Наций, по качеству жизни первое место заняла Норвегия.

А.Щипков: У нас все плохо, у них все хорошо?

В.Базарный: А вот я сейчас скажу. Мы говорим: болезни, экология, деньги, питание. Я приведу в пример, повторяю, одну из лучших стран по качеству жизни, на первом месте которая. Так вот, по данным Стефорда, из 222 детей, которые пошли в 1-й класс, спустя один год нормальный позвоночник, осанка остается у пяти детей. Сразу же замечу, что позвоночник - это основа энергетики всех ритмов жизни организма. Поэтому вам пример самой лучшей школы. А что же говорить у нас?


А. Коробейников: Я перебью. Одним из пунктов национального проекта по образованию является: учить детей раньше, с 5-6 лет. Благое дело, вроде подготовка к школе. Но случилось так, что недостаточный уровень развития первоклашек за последние 10 лет вырос в два раза, с 21 до 42 процентов. И вот, побывав в таком детском саду, теперь это детское дошкольное образовательное учреждение, они в первый класс уже идут 90 процентов с проблемами позвоночника и 20 процентов с психическими нарушениями.

А. Щипков: Но вообще-то существуют уроки физкультуры, с одной стороны, с другой стороны, дети носятся как сумасшедшие на переменах.

В.Базарный: Ведь речь идет о чем? Речь идет о том, что с детства укореняется некий динамический стереотип. Если в детском саду начали проводить занятия на стульчиках, то организм быстро привыкает к этим стульчикам. Пример: если руку заковать в гипс, один месяц побудет рука в недвижимости, потом надо разрабатывать не только годы, но и всю жизнь. И многие не знают, что в 90-е годы детский сад как развивающее учреждение был авторитарно, административно заменен на детское дошкольное образовательное учреждение. И туда все приемы, которые губили школу, хлынули сейчас, в эти учреждения. Опять никто ни за что не отвечает. Опять контроля, что происходит со зрением, с позвоночником, контроля этого нет.

А.Щипков: Насколько я знаю, ребятишек периодически пересаживают, раз в четверть, на ближнюю парту, на дальнюю, чтобы они слева, справа смотрели на доску.

В.Базарный: А я говорю о конечном результате. Сегодня после так называемого садика уже у 20 процентов явно подорвана психика. Более того, даже в Москве, где лучшие врачебные силы, оборудование, наука, уже доказано - после так называемого детского садика, где жизнь познают по буковкам и на стульчиках, до 100 процентов подорван позвоночник. Так я задаю вопрос: если сегодня мы вошли в режим сверхсмертности, сверхзаболеваемости, что же будет завтра с народом, подрастающим сейчас поколением, если уже до школы разрушен позвоночник?

А.Щипков: Что вы предлагаете? Вы предлагаете детей отдавать в школу не с 6 лет, а позже? В чем ваше предложение?

А. Коробейников: Не обязательно позже, но надо и в дошкольном учреждении вернуть ребенку детство. То есть готовить его в форме игры, природосообразно его возможностям, его интересам. Вот у нас трудности у ребенка возникают при переходе из начальной в среднюю школу, когда появляется много предметов, когда появляется много учителей, когда усложняются отношения между учениками. Еще один, как говорится, кризис происходит у ребенка, потому что сколько, как говорите вы, ни пересаживай с парты на парту, если учебный урок уже в школе не соответствует природе ребенка, он вне интереса, ребенок, только под силой дисциплины, то он опустошается, он не любит самую лучшую школу, он кричит "ура", когда заболела учительница. То есть нужно коренным образом перестраивать учебно-воспитательный процесс.

А. Щипков: Вот эту поправку в закон предложил Анатолий Антонович Коробейников. Как она продвигается?

А. Коробейников: Это проект закона о поправке в статью 51 закона об образовании, автором являюсь я и Сергей Михайлович Миронов. И мы предлагаем этой поправкой обязательно проводить мониторинг состояния здоровья всех учащихся страны. Где задержался? В правительстве, которое считает финансово-экономическое обоснование очень дорогим. Один раз в год 29 миллиардов рублей стоит мониторинг, и Жуков - зам. председателя правительства пишет, что это дорого, на что я и в разговоре сказал: ну, он любит футбол и сам играет в футбол, что, все наши ребята разного цвета кожи в футбольных командах России стоят дороже этого мониторинга? Но это же здоровье всей нации, поэтому придется обществу заплатить любую цену, если оно хочет верить, что будет будущее.

А. Щипков: Смысл закона в чем? В том, что я отдаю ребенка в школу и я должен получить его здоровым обратно из школы?

А. Коробейников: В лучших школах страны это уже так. Здоровье не только не ухудшается, но улучшается здоровье к окончанию школы. Это реальный опыт. Мы говорим, что плохо в стране со здоровьем, но статистики нет, сведенных материалов нет, и этот мониторинг специальный как раз показал бы нам, куда мы движемся, что надо делать и как срочно.


25.12.2006
http://www.upmonitor.ru/editorial/interview/1166986810/1090/print/

Док. 269798
Опублик.: 25.12.06
Число обращений: 1441

  • Коробейников Анатолий Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``