В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Самочувствие детей -категория педагогическая` - заметила одна из докладчиц секции `Образование`, и большая часть коллег согласились с нею Назад
`Самочувствие детей -категория педагогическая` - заметила одна из докладчиц секции `Образование`, и большая часть коллег согласились с нею
Ольга Иванова: Как и все остальные участники форума, секция "Образование" была призвана рассмотреть вопросы образования в контексте народосбережения. Первые выступающие строго придерживались заданной темы, но уже к середине заседания разговор вышел за рамки одной проблемы. Педагоги посчитали, что вопросы материальной базы школ и заработной платы учителей имеют прямое отношение к обсуждаемому вопросу. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.

Медики бьют тревогу. В последние годы заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами, совершенно здоровыми можно признать не более 15 процентов нынешних школьников. Число детей с хроническими заболеваниями увеличилось с 40 до 75 процентов. Самые высокие темпы роста обеспечивают болезни костно-мышечной системы (в 2,6 раза), кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой системы. Одна из самых распространенных патологий -нарушение остроты зрения. Что же портит здоровье учащихся?

-Мы считаем, что факторами прямо и косвенно, влияющими на здоровье детей, являются: ухудшение экологической обстановки, нехватка денег на развитие образования и здравоохранения, увеличение учебной нагрузки, -заявила Ольга Узкова, директор лицея Нижнего Тагила, выступавшая с докладом "Основные подходы к сохранению и укреплению здоровья учащихся в школах города". - Кроме этого, в образовательный процесс все активнее внедряется компьютер, который представляет (при злоупотреблении) серьезную угрозу для психического и физического состояния ребенка.

Как выяснилось, уральские педагоги внимательно следят за исследованиями ученых, занимающихся изучением проблемы. В доказательство этого Ольга Узкова привела некоторые данные, полученные лабораторией под руководством Владимира Базарного. По мнению профессора, главный виновник плохого здоровья детей - школа, так как именно там здоровье ребенка либо формируется и укрепляется, либо расстраивается и утрачивается. Как считает московский ученый, современных школьников напрягают бесконечные смены программ и учебных планов, а также учительские эксперименты, проходящие без участия медиков.

-Осознавая все это, мы пытаемся внедрять в наших образовательных учреждениях здоровьесберегающие технологии, - делилась опытом Ольга Михайловна.

- Прежде всего, проводим работу с учителями. Каждый из них так или иначе проявляет заботу о здоровье своих учеников во время занятий, развивает у них потребность в здоровом образе жизни. Затем к делу подключаются школьные психологи. Они снижают влияние таких дезадаптирующих факторов, как большие учебные нагрузки, проблемы неуспеваемости, нарушение межличностных отношений. Специалисты развивают у детей навыки эффективного общения, регуляции поведения, профилактики стресса.

По словам директора лицея, здоровьесберегающие технологии практикуются во многих школах Нижнего Тагила. Так, в некоторых из них открыты оздоровительные центры, фитобары, центры ароматерапии, кабинеты психологической разгрузки. Совершенствуется система питания, выстраиваются индивидуальные образовательные траектории учащихся.

-Сегодня образовательные учреждения города обеспечивают определенный уровень безопасности жизнедеятельности школьников. Но для того, чтобы этот процесс шел более эффективно, нам необходимо четыре условия: повышение квалификации педработников в области здравоохранения, методическое обеспечение здоровьесберегающих технологий, включение в штат учреждения ежедневно работающих врача и медсестру, развитие спортивно-оздоровительной базы школ, - подытожила Ольга Узкова.

В чем-то похожее мнение высказала и другая докладчица - учитель русского языка и литературы нижнетагильской школы No50, доцент кафедры педагогики НТФ Института развития регионального образования Лариса Булыгина. С ее точки зрения, школы станут безопасными, если в них будет создана комфортная психологическая атмосфера.

-Показателем опасности для человека является возникающее у него чувство страха, - сообщила она. - У современных школьников бывают страхи трех типов. Первый - боязнь за собственную жизнь и здоровье. Каждый сентябрь мы начинаем с инструктажа по технике безопасности. Мы маркируем нерегулируемые парты и вымеряем расстояние до доски. Моем плафоны и закрываем розетки. Но проблема сохранения здоровья детей этим не решается. Корень зла спрятан глубже. Под кого сегодня строится расписание? Под учителя! Что делает учитель, вернувшись с больничного? Проводит проверочную работу, к которой, по его глубокому убеждению, дети должны были подготовиться в его отсутствие. Добавим к этому плохое питание, режим полного рабочего дня с учетом занятости ребенка в школах искусств и спортивных секциях, где существует свой объем домашних заданий и стремление к наивысшим достижениям, и результат - больные выпускники - готов.

Второй "школьный" страх - социальный. "Потеря лица" - вот что пугает наших детей. Для учителя все учащиеся равноценны и ко всем он относится одинаково. Для ученика-подростка такая ситуация невыносима. Страх потерять приобретенное лицо, пусть даже оно вредное, пакостное, драчливое, ведет ребенка к совершению поступков, которые он сам потом вряд ли может объяснить.

Сексуальный страх - еще один монстр современного юношества. Нас так долго учили тому, что в Советском Союзе секса нет, что мы с радостью верим этому, живя в новом веке и в новой стране. И зарываем голову в песок, наивно полагая, что проблема нас не касается, что все решится само собой. Не решится! Нужно помогать подросткам найти себя в этом мире.

К сожалению, констатировала Лариса Булыгина, нынешние классные руководители выполняют лишь контролирующую и развлекательную функцию. А жаль, ведь именно этот педагог мог бы стать организатором такой образовательной среды, которая была бы максимально безопасной и полезной для развития личности ребенка.

С доводами тагильчан согласились все присутствующие. Действительно, немалая доля ответственности за состояние здоровья школьников. Однако, как справедливо заметили участники дискуссии, данная проблема имеет множество аспектов. Один из наиболее существенных - материальный.

-Не так давно медики выпустили новые санитарно-гигиенические требования к школам. Нормативы правильные, но очень жесткие. Соответствовать им могут лишь здания-новостройки. Что делать всем остальным? - задавался вопросом Геннадий Коряков, заместитель главы Нижнего Тагила по вопросам образования и защиты прав ребенка.

Или еще. Сегодня в штате образовательных учреждений есть ставка медработника. Но желающих работать за три тысячи рублей практически не найти.

-Ситуация могла бы улучшиться, если бы статус и зарплата этого сотрудника были подняты до статуса и зарплаты участкового врача, - считает Татьяна Козина, начальник управления образованием Верхней Пышмы.

Представители профсоюза работников образования выступили с критикой в адрес федеральных властей. Почему - спрашивали они - в приоритетный проект не включены педагоги дошкольных учреждений? И почему никто не проявляет озабоченности по поводу состояния здоровья самих учителей? Ведь национальный проект только тогда будет действительно прорывом, когда каждый из участников образовательного процесса станет приоритетным для государства. Без комплексного развития ребенка, предоставления ему широких возможностей для получения образования нет смысла проектировать его достижения, его будущую профессиональную карьеру -подчеркивали выступавшие.

Свои мысли по поводу обсуждаемого вопроса педагоги оформили в виде рекомендаций. В этом документе они обратились к правительству Российской Федерации ("обозначить в качестве приоритета дошкольное и дополнительное образование"), к Законодательному Собранию Свердловской области ("закрепить законодательно областную модель оплаты труда педагогов"), к областному правительству ("обозначить приоритеты, механизмы и средства для развития кадровой составляющей инновационного развития образования") и главам муниципальных образований ("обеспечить в полном объеме реализацию мероприятий нацпроекта "Образование"). Одобряя в целом цели, задачи и ход реализации приоритетного проекта, уральские учителя попросили обратить внимание на вышеуказанные пробелы. Будет ли услышана наша педагогическая общественность, покажет время.


Иванова О.
23.12.2006
http://www.upmonitor.ru/monitoring/publication/2006-12-22/103205/183986/

Док. 269627
Перв. публик.: 22.12.06
Последн. ред.: 23.12.06
Число обращений: 372


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``