В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ян Габинский: `Вся политика государства должна быть нацелена на здоровье человека` Назад
Ян Габинский: `Вся политика государства должна быть нацелена на здоровье человека`
В декабре принято подводить итоги уходящего года. Наш собеседник - главный кардиолог УрФО, директор Екатеринбургского кардиоцентра Ян Габинский. Вместе с ним мы пробуем подвести итоги кардиологического года.


- В рамках национального проекта "Здоровье" увеличили зарплату терапевтам. Ощутили ли специалисты, в частности кардиоцентра, перемены от этих нововведений? Ведь ни для кого давно уже не секрет, что одна из наших главных бед - позднее выявление всех заболеваний. Произошли ли какие-то сдвиги?

- Я могу сказать точно, что заболеваемость увеличилась. Если мы посмотрим цифры обратившихся к кардиологам больных, то поразимся. Но это, как ни странно звучит, в данном случае - хорошо, так как говорит о большей выявляемости больных с сердечными проблемами. Процесс естественный для первого этапа. Сколько он продлится, сказать пока трудно. Есть отдача не только от более качественного приема участковых терапевтов, но и от диспансерного осмотра, проведенного в бюджетной сфере. В последние годы доступность этой помощи была небольшой, люди, особенно работающие, практически не обращались к врачам. И мы имели дело с ослабленными пациентами и запущенными случаями.

Сейчас, благодаря кадровой политике, увеличилось количество участковых терапевтов, к ним стали чаще обращаться и, естественно, выявляемость будет расти. Этому также способствует поставляемое в рамках нацпроекта оборудование, серьезно улучшается материальная база флюорографической службы, лабораторий, рентген-кабинетов, появились современные электрокардиографы практически во всех поликлиниках города и области. Поэтому в любом медицинском учреждении можно теперь сделать качественные анализы, быстро и правильно, получая точную картину состояния здоровья.

- В резолюциях Первого съезда кардиологов Урала было отмечено, что стране катастрофически не хватает кардиологов поликлинического звена...

- Наверное, для страны это правильно, что поддержку здравоохранения начали с участковых терапевтов. Не совсем верно, на мой взгляд, когда врач, дежуривший ночь в реанимации, получает меньше врача общей практики. Но масштабы помощи государства позволяют нам надеяться, что наступит время и узких специалистов.

- Раз самая большая смертность в стране от сердечно-сосудистых заболеваний, то, логично предположить, что обращаемость к кардиологам самая высокая, а их не хватает?

- Да, их не хватает. Но сегодня ставка делается на терапевта, который должен очень хорошо разбираться, в том числе, и в кардиологических вопросах. Пора переходить на более высокий уровень оказания первичной помощи. Но лично мое мнение, что все это до какого-то предела. Нужны узкие специалисты. Если человек знает, что у него больное сердце, он мечтает попасть именно к кардиологу. А когда его гоняют по разным врачам, а он все не попадает на нужного специалиста - проходит время. А время для пациента - самое драгоценное и главное.

- Недавно в Москве проходил медицинский симпозиум, на котором его участники с горечью констатировали, что в России более трети диагнозов ставится неправильно. Как бы вы этот факт прокомментировали?

- Доля истины в этом есть. Не могу точно сказать в цифрах, но проблема существует. Причины этого лежат и в качестве медицинского образования, и в организационных моментах, и в зарплате. Мы хотим все делать постепенно. Сначала увеличим зарплату, потом закупим оборудование, потом возьмемся за качество лечения, за узких специалистов. В России так не получается, у нас надо все сразу. Без кренов. Если не было специалистов начального звена, так откуда их сразу возьмется много, тем более высококвалифицированных? Проблема есть, но надеюсь, она со временем разрешится.

- До глобальных реформ СССР, а потом и Россия, заметно отставали от Европы по уровню заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями. Бесконечные экономические и политические переустройства вывели нас вперед по этому печальному показателю. Это лишний раз подтверждает, что экономика страны напрямую связана с сердцем каждого ее жителя...

- Конечно. Когда открывались первые инфарктные отделения в 1964 году, их главными пациентами были водители автотранспорта. Они все время были в состоянии стресса и потому чаще других оказывались в предынфарктном состоянии. То же самое повлекли за собой и реформы, особенно их последствия. Огромная часть населения страны оказалась в стрессе, причем в хроническом: люди теряли работу, мужчины не могли обеспечить семью, зарплаты крохотные, и приходилось крутиться на трех-четырех работах. Чтобы держаться в таком ритме, люди много пили крепкого чая, кофе... Бюджетники не получали своевременно зарплату. При этом постоянно шло нагнетание истерии в виде отрицательной информации. И это дало огромный всплеск инфарктов, резкое увеличение смертей молодых мужчин в трудоспособном возрасте.

Сейчас мы ожидаем в стране повышение рождаемости. Почему? Потому что наряду с реформами в родовой возраст вступило поколение, которое появилось на свет в антиалкогольный период, то есть в более благоприятный. И можно надеяться на качественное потомство. Это я все к тому, как накладывается общая, в том числе и экономическая, ситуация в стране на наше с вами здоровье.

- Если верить исследованиям, то у европейцев на первом месте здоровье, потом карьера, потом все остальное. У нас же, как правило, на первом - деньги. Здоровье на пятом-седьмом. Как сломать менталитет русского человека и заставить заботиться о себе? Ведь даже на диспансеризацию загоняли...

- Россия, она ведь как "Титаник". Сразу не развернуться. Нужно время. Все прекрасно знают, насколько вредно курение. Бросив сигареты, человек на тридцать процентов сокращает риски различных заболеваний, в том числе и сердечных. Но пока в обществе не сформирован здоровый климат: мы родились в стране, где не принято вести здоровый образ жизни, так жили наши родители, так ведут себя на улице, это пропагандируют по телевизору. Так и складывается менталитет. Соответствующее развитие экономики должно привести к тем правилам и нормам жизни, в которых здоровье будет стоять на первом месте. Весь строй нашей жизни, вся государственная политика должны быть настроены на то, что вкладывать надо в здоровье, ибо оно самое главное, что есть у человека. Чем не национальная идея?! Не сначала в экономику, а потом во все остальное, когда все умрут и обессилят. А наравне с экономической сферой делать вклады и в социальное благополучие человека, в жилье, в культуру, в состояние его души. И если этого не будет, тогда снова возникнет дисбаланс.

- В феврале будущего года в Екатеринбурге пройдет Второй съезд кардиологов УрФО. Какие задачи и цели он перед собой ставит?

- Впервые мы собрались в Челябинске, а второй съезд решили приурочить к тридцатилетнему юбилею нашего кардиоцентра. Повестка двух дней работы обширна: от фундаментальных исследований до их практического применения. Будем говорить о новых исследованиях, о том, в каком направлении идет научное развитие тех или иных отраслей кардиологии, о лекарствах и технологиях.

В Екатеринбурге до приезда скорой помощи умирает от 10 до 30 человек в неделю. Остро стоит вопрос, как врачам доехать быстро до больного, если кругом пробки, и не выделена полоса для специальных машин. Я когда-то предлагал это на заседании городской Думы. Мне возразили: менталитет наш таков, что все равно все будут ездить по таким полосам. Это тоже к вопросу о приоритете здоровья. Во многих странах такая полоса - неприкосновенная. Став на нее, вы преградили путь жизни человеку. И мы об этом будем говорить.

Не обойдем вниманием проблемы инвазивной кардиологии. Ангиопластика, стенты, шунтирование - эти операции, с одной стороны, предупреждают инфаркт, с другой, у перенесших его людей ограничивают площадь поражения. Беспрецедентная "находка" для спасения больного и снятия угрозы для его жизни. Мы в этом году в кардиоцентре поставили около 500 стентов. Сколько жизней спасено! В России делаются более 10 000 подобных операций ежегодно. Потребность - 300 000. В Америке, для сравнения, делают ежегодно 600 000. На такие операции, на жизнесберегающие технологии и надо делать акцент, не исключая при этом профилактику. Демографическую проблему надо решать не только за счет рождаемости, но и за счет уменьшения смертности.

В списках дополнительного лекарственного обеспечения был препарат плавикс, который необходимо принимать, чтобы стенты обратно не затромбировались. Принимать практически пожизненно. Курс лечения на месяц стоит 2000 рублей. Пожилым людям, естественно, не под силу. Благодаря губернаторской программе, мы делаем операции, коронароангиографическое исследование бесплатно. Нигде в стране такого нет! Сейчас препарат убрали из списка. Значит, наша работа - бесполезна, а жизнь больного оказывается под смертельным ударом. Катастрофа. Кто должен об этом говорить? Мы.

Равно как и о социальной незащищенности врачей, которые оплачивают свое лечение. Это не совсем допустимо в наших условиях. Железнодорожники же имеют право на бесплатный проезд. Почему бы и врачам не иметь "цеховые" льготы и скидки? Проблема и местного, и государственного уровня. Это поднимет и престиж профессии, и люди не будут уходить из нее.

Мы ждем на съезд более полутора тысяч гостей - ведущих кардиологов Урала и всей страны. Нам есть что обсудить.



Наталья ПОДКОРЫТОВА
20 декабря 2006 г
http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=6.sat&dt=21.12.2006

Док. 269188
Опублик.: 20.12.06
Число обращений: 1109


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``