В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин Нацпроекты: за здравие или упокой? Назад
Игорь Семенихин Нацпроекты: за здравие или упокой?
Тема приоритетных национальных проектов (ПНП) стала политическим хитом нынешнего года. О появлении в России новой национальной идеи не говорил и не кричал лишь глухонемой. Причем, надо отдать должное: критиков было больше, чем тех, кто "за". Как с политического правого, так и левого флангов. Да, впрочем, уж чего-чего, а критиковать у нас любят, едак из-за угла, вдогонку что-ли, а чуть взглянешь на этого брюзгу - он глаза в пол: "А че, я ничего! Я тут просто пописать остановился"...
За примерами подобной критики из правых и левых углов ходить далеко не надо...
Приведу несколько...
А) "Россиянам подсовывают государственную пустышку", - заявил в интервью электронному изданию "Утро" известный политик С.Ю.Глазьев по поводу нацпроектов.
По его мнению, истиной причиной появления приоритетных национальных проектов является стремление власти сформировать мнение о том, что она занимается чем-то полезным и важным для общества. В последние два-три года нарастает совершенно справедливая критика нынешней власти в том, что она ничем созидательным и конструктивным не занимается. У людей начало возникать ощущение топтания на месте, и совершенно справедлива критика тех, кто говорит, что власть не использует уникальные возможности, предоставленные ей благоприятной конъюнктурой.
- Поэтому были придуманы - именно придуманы - национальные проекты, о которых, заметим, много лет говорили представители оппозиционных структур. К сожалению, эти проекты являются, по сути, имитацией, потому как на деле представляют из себя группировку вполне рутинных бюджетных мер, - считает С.Ю.Глазьев. - По логике, сначала необходимо было определить конкретные цели и задачи, после чего разработать под них программу и сверстать бюджет. На практике все произошло наоборот. Что же получилось? По сути, это вырванные из бюджетной процедуры отдельные мероприятия, которые сгруппированы по определенным признакам: здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье. Просто появилось несколько "пиаровских" вводных, именно "пиаровских", потому как эти идеи носят настолько ограниченный характер и являются настолько несерьезными и поверхностными, что говорить о том, что они способны решить какую-то серьезную проблему, не приходится.
.
Б) "Здравоохранение", "Доступное жилье", "Современное образование" и "Сельское хозяйство" - основные составляющие достойной жизни нашей страны. Процесс реализации приоритетных национальных проектов длится уже более года, что дает повод подвести промежуточные итоги. Пока национальные проекты, призванные улучшить жизнь населения, себя оправдывают не в полной мере, что, безусловно, идет в минус преемнику - Д. Медведеву.
Главная задача проекта в целом - убедить население страны в том, что государство о нем помнит и заботится, а развитие социальной сферы является приоритетным направлением внутренней политики президента и правительства. Вместо этого в массовом сознании складывается впечатление, что государство в очередной раз "обманывает народ", а деньги, выделяемые на благие цели, оседают в карманах чиновников разных уровней.
Уделяя большое внимание информационному обеспечению самих проектов, организаторы не позаботились о рекламе тех результатов, которые пусть еще не в глобальном масштабе, но все же были достигнуты, например, в сфере здравоохранения и образования. Недостаточно внимания было уделено разъяснению того факта, что проекты долгосрочные, особенно "Сельское хозяйство", и ждать от них быстрого эффекта не стоит. Самым проблемным является проект "Доступное жилье", поскольку жилищный вопрос является актуальным практически для всей страны, особенно на фоне оголтелых темпов роста цен на недвижимость в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Несмотря на то, что сейчас активно декларируется усиления контроля над реализацией проектов на местах, эффекта от такой деятельности мало".
Газета "Коммерсант" и еженедельный обзор "О некоторых элементах развития обстановки".

В) "По всем показателям срываются все Национальные проекты. Дмитрий Медведев, экскурсируя по стране, ищет виноватых в срыве нацпроектов. Генпрокуратура выявила факты нецелевого использования средств Стабфонда, направленных на реализацию нацпроектов по развитию образования и здравоохранения в Тульской, Рязанской, Тамбовской областях, а также хищение средств в ряде регионов по программе "Доступное жилье". Еще более симптоматичной стала новость с рынка недвижимости: даже панельные дома на вторичном рынке жилья выросли в цене до 3950 долл. за кв. метр, а по другим категориям жилья - более 4177. В этих условиях о "доступном жилье" можно забыть.
Страна неумолимо движется к энергетическому кризису, оборотной стороной которого может стать срыв ряда международных договоренностей по экспорту российских энергоносителей".
Центр НАМАКОН и новостное агентство "Стрингер"

Г) Правящей в России команде нечего предложить стране кроме распада, воровства, всеобщего разложения и сочащейся со всех телеэкранов жириновщины. Только одно сравнение. Утро в Китае начинается с телевизионных передач, которые придают людям ясное, радостное хорошее настроение перед трудовым днем. Ничего общего с тем бесконечным смакованием катастроф, убийств, ужасов и аналогичных им событий, которые с утра и до глубокой ночи изливаются на головы граждан российским телевещанием. Или еще... Сегодня только в одном Шанхае ежегодно вводится в строй до 30 млн. кв. м жилья. В то время как в Москве не более 5 млн. Куда ни посмотри в китайских городах - всюду стройки, которые ведутся в три смены.
Я пошутил, может быть жестко, но надо все наше правительство привести в зону "Пудун", оставить без машин, чтобы они все там пешком обходили, осмотрели. И если потом за два месяца они не сделают программу промышленного развития для нашей страны, то их надо в полном составе отправить в Магадан и заставить добывать золото для Родины".
Геннадий Зюганов,
Председатель ЦК КПРФ

Д) С этой точки зрения реформ сегодня в России нет. Власть, которая говорит о реформах - есть. Перемены в обществе - есть. А реформ - нет. Потому что никакой сознательной деятельности по модернизации российского общества и государства нынешняя власть не ведет. Те меры, которые она называет реформами (военная, административная, судебная, налоговая, социальная, ЖКХ и т.д.) не могут принципиально изменить ситуацию в соответствующих сферах с точки зрения их модернизации, то есть в плане эффективности, соответствия общественным задачам или идеалам и т.д. Те же изменения в позитивном русле, которые все-таки имеют место, происходят в лучшем случае при пассивном принятии их властью, а в ряде случаев - вопреки логике ее сознательной деятельности и даже при ее фактическом сопротивлении этим переменам.
... Первым шагом на пути реальной модернизации и эффективных реформ как ее инструмента, должно быть принятие в качестве базовых ценностей - человека и гражданина, и его свобод; его права на собственность и, одновременно, на социальную справедливость; приоритета института права по отношению к соображениям политической целесообразности и субъективными представлениями о ней конкретных лиц, наделенных властью и собственностью. Естественно, речь идет не о слепом следовании этим принципам во всех возможных ситуациях, но о принятии их в качестве главных, базовых ориентиров. Другими словами, понятия правового государства, гражданских прав и свобод, социальной справедливости должны стать своего рода компасом "дорожной карты" российских реформ.
Григорий Явлинский,
Председатель Российской объединенной демократической партии "ЯБЛОКО"


Как видно, критики хватает. Но давайте попробуем разложить ее по полочкам, по векторам что ли...
1.    Нацпроекты "придуманы" как PR-акция.
Что ж, даже если это так - придумка, надо отметить, добрая. Ведь, как отмечают сами критики, Здравоохранение", "Доступное жилье", "Современное образование" и "Сельское хозяйство" - основные составляющие достойной жизни нашей страны. Добавим пятый элемент приоритетных национальных проектов - "Газификация регионов", и выстраивается вполне логичная социально-экономическая стратегия развития страны. И слава богу, что ее "придумали".
2.    "Власть, которая говорит о реформах - есть. Перемены в обществе - есть. А реформ - нет".
Тезис весьма спорный, если учесть, что на реализацию ПНП только в 2007 году из федерального бюджета выделяется почти 230 миллиардов рублей, а с учетом государственных небюджетных фондов - 250 миллиардов рублей. Одновременно будут представлены государственные гарантии на общую сумму более 33 миллиардов рублей. Практически средства увеличиваются на треть по сравнению с текущим годом. На проект "Образование" будет направлено порядка 48 миллиардов рублей, в ближайшие два года все школы страны получат доступ в интернет за счет федеральных средства. На пилотные проекты "Здравоохранение" в будущем году будет направлено более 130 миллиардов рублей, они пойдут на модернизацию материально-технической базы лечебных учреждений, внедрение новых технологий, повышение профессиональных знаний врачей.По проекту "Доступное жилье" за первые восемь месяцев этого года введено более 20 миллионов кв. метров жилья, задача поставлено - до 2010 года увеличить вврл жилья до 80 млн. кв. метров ежегодно, что должно снять остроту жилищной проблемы. 23 миллиарда рублей федеральным бюджетом предусмотрено на реализацию ПНП в области агро-промышленного комплекса. Сельхозпроизводители получат субсидии по инвестиционным пятилетним кредитам, на которые они смогут приобрести племенных животных, технику и оборудование.
3. "Нацпроекты не решают всех социально-экономических проблем"...
Заметим, что методологической основой всех без исключения ПНП стала идея выделения "точек роста" в соответствующих секторах народного хозяйства и их избирательная поддержка. Они как зажигают "маяки" для стратегических приоритетов развития. Проект "Образование", например, вовсе не предполагает раздачи направо и налево бюджетных денег всем образовательным учреждениям без разбора. Такая практика была бы расточительна и контрпродуктивна. В рамках ПНП "Образование" выделяются несколько ключевых направлений в развитии отечественного образования. Например, по программе "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования" предполагается оказать господдержку лишь 30 вузам (на сумму 20 миллиардов рублей) и 6 тысячам школ (на сумму 6ь миллиардов рублей), активно внедряющим инновационные образовательные программы.
Приоритетный национальный проект "Здоровье" включает в себя лишь два направления: "Развитие первичной медико-санитарной помощи" и "Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью", но за этими направлениями тянется вся система здравоохранения: профилактическая медицина, оснащение медицинских учреждений новейшим оборудованием, повышение квалификации врачей и другие мероприятия, повышающие уровень российского здравоохранения в целом.
То же самое можно сказать и о других ПНП: их следует рассматривать, как пилотные модели, на которых государство отрабатывает практические механизмы реализации новой социально-экономической стратегии.
4. "Нацпроекты буксуют"...
А никто не обещал, что будет легко... Сдвинуть Россию с места после 15 лет разброда, анархии и паразитизма, ой, как нелегко... При том, что в стране социальный пессимизм превышает всякие нормы...Не зря куратор нацпроектов Д.Медведев признал: "национальные проекты - это не только материальное измерение, но и изменение в сознании людей".
Выступая недавно на всероссийском совещании экспертов "Приоритетные национальные проекты - 2007 ", подготовленном Русским институтом при участии Общественной палаты РФ, Д.Медведев прямо заявил: важнейшая задача - чтобы "сигнал из Москвы дошел до любого уголка страны в том виде, в котором он был сформулирован". При этом он особо отметил: "Очевидно, что любые реформы, которые проводятся, в любой стране, тем более в такой огромной стране, как Россия, всегда штука мало популярная, всегда находит огромное количество скептиков, недоброжелателей, и так было в начале XX столетия - просто откровенных врагов".
Создание новой экономики без нового общества невозможно. Есть основания полагать, что, развивая идею ПНП, имелось в виду и апробировать новые отношения и механизмы в отношениях властей и общества: объективные и субъективные проблемы, возникающие в связи с реализацией нацпроектов, - прекрасный повод внести коррективы как в механизмы самой власти, так и в отношения между властью и обществом.
Не зря Д.Медведев неоднократно в последние годы обращался к этой теме, говоря о "растревоженном бюрократическом улье"...
Конечно, не секрет, что чиновничий бюрократический аппарат во многих регионах, привыкший, как тот гоголевский Городничий, жить "по-старинке", воруя и мздоимствуя, во многом тормозит ход реализации ПНП. Об этом хорошо знают в Кремле. Вот почему главный упор команда Д.Медведева делает на ежедневном мониторинге и контроле над мероприятиями в рамках нацпроектов.
Вот, например выдержки из видеоселекторного совещания, которые регулряно проводит куратор ПНП.
Нацпроекты - это "прежде всего ответственность, которую люди готовы взять на себя". С таким призывом Д. Медведев обратился к собранным нанедавнее видеоселекторное совещание региональным начальникам. Большой критики в их адрес не прозвучало, однако, судя по тону Медведева, оргвыводы все же последуют.
"Ценность таких совещаний в том, что они короткие, можно не вдаваться в подробные рассуждения о том, как нам обустроить Россию", - заявил, глядя в огромный телеэкран, Медведев. По другую сторону экрана собрали региональных начальников Юга России - они должны были отчитаться, что сделали в рамках аграрного нацпроекта. Те в ответ старались, как могли. "План по жилью для сельских молодых семей перевыполнен в два раза! Вместо 4 тысяч квадратных метров построили больше 7 тысяч!" - рапортовал заместитель главы администрации Краснодарского края Николай Дьяченко. "Мы считаем, что для того, чтобы продать, надо сначала произвести", - солидно объяснял свой подход к животноводству зампред правительства Ставропольского края Владимир Гаркуша. В конце совещания первый вице-премьер с нажимом подчеркнул: нацпроекты - это не прибавка к зарплате, это "проекты инициативных людей". А в целом, он полагает, итог первого года работы таков: "действительно, нет достижений, но есть позитивные сдвиги".
Налицо прагматизм и четкое видение нынешней ситуации. И все позитивные сдвиги есть, и не видеть их могут лишь, кто явно закрывает на них глаза и пытается спекулировать в погоне за политическими дивидендами.




5. "Общественность удалена от участия в нацпроектах"...
- То, чем мы занимаемся, - полезно, - отметил на недавнем совещании со СМИ Дмитрий Медведев. - Люди, несмотря на скепсис, тем не менее, в нацпроекты верят, и хотя результаты их пока скромные, национальные проекты заняли свое место в общественном сознании. Наша страна построена по сигнальному принципу, и без государственного ориентира никакие процессы идти не могут, но надо, чтобы был сформирован обратный сигнал общества. В дискуссию с Дмитрием Медведевым на тему общественных сигналов вступил член Общественной палаты РФ Алексей Чадаев: "Как правило, шестеренки госмашины трудно включаются в новые задачи. Государство не умеет тратить деньги, а стандартные механизмы плохо переключаются на проектный режим. В этой связи, скорее всего, стоило бы сформировать пул общественных комиссаров - экспертов, отвечающих за контент нацпроектов, которые могли бы ездить по стране, участвовать в совещаниях, то есть были бы силовым гражданским мобилизационным инструментом".
Безусловно, нацпроекты остро нуждаются в грамотных "коммуникаторах", способных довести их глубинный смысл до граждан. Следует также признать тот факт, что в настоящее время нацпроекты покоятся на государственной воле, то есть, насаждаются сверху. Впрочем, ничего плохого в этом Д. Медведев не видит, поскольку "без государственного ориентира никакие процессы идти не могут".
Другой вопрос- совместный поиск наиболее выгодных и полезных для российского общества путей реализации нацпроектов... Вот тут- то бы и пригодилась не огульная, как мы видим, а конструктивная критика и предложения от КПРФ, и "Яблока" и прочих политических сил, которые ныне, к большому сожалению, заняты огульным политиканством, стремясь перещеголять друг друга в пошлости типа "всех в Магадан и заставить добывать золото для Родины" или "у людей начало возникать ощущение топтания на месте"...
Думается, если уж кто топчется на месте, так это приведенные выше критики. Жаль, что многие умные головы у нас забиты политическим дерьмом. Но они забывают древнюю китайскую пословицу: страна - тарелка, народ - блюдо, власть - ложка. В одной тарелке место только для одного блюда и одной ложки...

P.S. А кстати о народе...
" Россию охватила массовая эйфория. Все больше граждан, бедных и богатых, верит, что их благосостояние будет непрерывно расти, как и экономика страны. Чрезмерный оптимизм опасен, предупреждают экономисты. Он надувает пузыри на рынке недвижимости и фондовом рынке и может привести к банковскому кризису,- пишут в этой связи в Инитернете.
Центр стратегических исследований "Росгосстраха" второй год подряд проводит исследование потребительских настроений россиян. В этом году опрос проводился в 11 городах-миллионниках, 23 средних (от 500 000 до 1 млн жителей) и 10 малых городах (от 100 000 до 500 000 жителей). На вопросы ответили 9165 человек.
Выборка была случайна и не имеет отношения к клиентской базе "Росгосстраха", уверяет директор центра Алексей Зубец.
Судя по результатам исследования, россияне полны оптимизма. Подавляющее большинство опрошенных уверены, что жизнь будет только улучшаться: люди ждут как увеличения собственных доходов, так и укрепления экономики. Индекс потребительских настроений, который рассчитывается исходя из оценки гражданами перспектив роста экономики и личных доходов, резко вырос даже по сравнению с прошлым годом (121,4% против 115%, где 21,4% - разница между положительными и отрицательными ответами).
Россияне рассчитывают на повышение доходов в среднем на 36% в перспективе 5-7 лет. "Люди все больше ориентируются на западные стандарты жизни и повышают экономическую активность в надежде обеспечить их себе", - полагает Зубец.
Уровень оптимизма растет во всех слоях населения, в том числе среди самых депрессивных групп, несмотря на то, что возможности для быстрого повышения качества жизни есть только у незначительной группы, состоящей из молодежи и людей среднего возраста с высоким уровнем образования, проживающих в крупных и средних городах.
Оптимизм российских потребителей объясним: они опираются на положительный опыт последних лет, рассуждает главный экономист "Ренессанс Капитала" Владимир Пантюшин. Экономика уверенно растет восьмой год подряд, располагаемые доходы населения ежегодно увеличиваются более чем на 20%, средняя зарплата в стране достигла 10 000 руб.
Бизнесу остро не хватает кадров: даже те, кто просто может стоять у станка, не впадая в запои, способны прилично зарабатывать, говорит директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов.
- В этом году рост благосостояния наконец затронул самый массовый слой населения, отмечает директор Института социальной политики Татьяна Малева.- До сих пор доходы быстро росли только у среднего класса и у самых бедных - за счет помощи государства, объясняет она. Но люди, которые находятся между этими двумя группами (а они составляют 70% населения), практически ничего не получили от роста нефтяных цен. В 2006 г. благодаря изменению социальной политики правительства и реализации национальных проектов эти люди тоже смогли почувствовать улучшение своего положения. Этим и объясняется массовый оптимизм, заключает Малева.
Чересчур оптимистическими результаты исследования, по всей видимости, оказались из-за того, что большинство опрошенных - жители больших городов с хорошим материальным положением. Да и угроза банковского кризиса из-за невозврата кредитов надуманная, уверен Пантюшин. По его подсчетам, размер кредита в среднем не превышает $350 на одного заемщика, а это примерно соответствует размеру среднемесячной зарплаты россиянина.
Всемирный банк прогнозирует, что российская экономика будет расти в следующем году на 6,5%, а в 2008 г. - не менее чем на 5,5%. А инвестбанк Goldman Sachs предрекает ускоренный рост BRIC - Бразилии, России, Индии и Китая. В 2035 г. они обгонят шестерку самых развитых стран мира, полагает Goldman Sachs.




Док. 269153
Опублик.: 20.12.06
Число обращений: 1249

  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``