В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аркадий Белявский - Югра: в авангарде нацпроекта `Здоровье` Назад
Аркадий Белявский - Югра: в авангарде нацпроекта `Здоровье`
Приоритетные национальные проекты - форма государственных "инвестиций в человека, а значит - в будущее России". Эти слова президента Путина прозвучали в сентябре 2005 года. Сегодня в самых разных уголках страны видны ощутимые результаты. Один из ярких эпизодов хода реализации нацпроекта "Здоровье" - открытие высокотехнологичного лечебного центра в Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра).

Чудеса хай-тека

В Окружной клинической больнице (ОКБ) Ханты-Мансийска открылся Центр антицитокиновой терапии. Теперь здешние специалисты смогут на системной основе лечить людей, страдающих ревматическими заболеваниями. Непрофессионалу сложные медицинские термины мало что говорят, однако стоит прислушаться к специалистам, чтобы понять значимость события.

- К ревматическим относятся более 100 заболеваний, - говорит Ирина Патрикеева, руководитель нового центра Окружной клинической больницы ХМАО-Югры. - Болят суставы, внутренние органы. Человек постоянно испытывает боль, не может просто нормально жить, не говоря уже о том, чтобы работать.

Ревматизмом страдает очень много людей, и что самое страшное - это в основном молодое население трудоспособного возраста. Причины многих ревматологических заболеваний до сих пор неизвестны науке. В целом к ним относят не вполне здоровый образ жизни, стрессы, плохую экологию, снижение иммунитета. Словом - все что угодно. Патрикеева приводит неумолимую статистику. В течение 20 лет после начала заболеваний люди становятся инвалидами. И эти цифры относятся не только к нашей переживающей непростые времена стране. Так во всем мире. Чем-то напоминает страшную лотерею, в которой участвуют все без исключения. "Выигрыш" для заболевшего звучит почти как приговор, его будущее - инвалидность, социальная изоляция, недееспособность.

Врач объясняет:

- Вы ведь знаете, что такое зубная боль? Представьте, что такая же боль у вас по всему телу - в суставах, которых в организме более ста. И от этой боли никуда не убежать. Раньше ее просто смягчали обезболивающими средствами, потом начали кое-как пытаться лечить. Сегодня, в XXI веке, появились высокотехнологичные препараты. Они дорого стоят, для их использования нужны высококвалифицированные специалисты и определенное оборудование. Национальный проект "Здоровье" дал нам соответствующие возможности.

Вот живой пример использования нового высокотехнологичного препарата. Евгений, мужчина 1960 г.р. Ревматизм - невыносимая боль в суставах, позвоночнике.

- Он прошел у нас несколько курсов интенсивного лечения обычными препаратами, - говорит врач. (А ее коллеги хором поясняют: обычными - значит устаревшими, неактуальными.) - Не помогало, оказалось, что большинство лекарств в данном случае низкоэффективны...

Ханты-Мансийский Центр антицитоксиновой терапии оборудован самой современной техникойМужчина находился в тяжелом состоянии, с трудом мог дойти даже до туалета у себя в квартире. Применили новый препарат. Эффект потрясающий. И вот чем завершилось лечение. Пациент почему-то не приехал на очередной прием (раз в два месяца нужно лечь на часок-другой под капельницу). Врачи позвонили ему домой и узнали от родственников больного, что дядя Женя, видите ли, уехал на стройку. Он дачу строит, таскает кирпичи и доски, ему теперь не до капельниц - сел за руль и укатил на дачу. И это человек, которому врачебная комиссия присвоила инвалидность первой группы!

Это и есть хай-тек в медицине - одно из ключевых направлений нацпроекта "Здоровье". В Ханты-Мансийске он стал реальностью.

Главная тема

Считается, что Югра - один из передовых регионов нацпроекта "Здоровье". Здесь самые очевидные и яркие успехи. И это не случайно. Александр Филипенко, губернатор ХМАО и лидер местной "Единой России", не жалеет областной казны на социальные программы и особенно на здравоохранение. При общении с врачами Ханты-Мансийской ОКБ не раз приходилось слышать имя губернатора. Эффективное взаимодействие ханты-мансийских медиков с властью строилось давно.

Здесь врачи активно интересуются передовыми технологиями. Одно из главных впечатлений от общения со специалистами ОКБ ХМАО-Югры - мобильность их мышления, готовность к новому, к экспериментам и удивительная способность предугадывать главное.

Заместитель главного врача Вадим Гильванов начал писать диссертацию в 2003 году. Тема посвящена врачам общей практики. Почему?

- Это правильное направление развития медицины, оптимальный путь, которого в общем-то не избежать, - говорит Гильванов. - И к тому же это интересная тема.

Государство тоже посчитало эту тему интересной: на свет появился приоритетный национальный проект "Здоровье", одним из ключевых направлений которого стало развитие института врачей общей практики.

А вообще в Окружной больнице Ханты-Мансийска обсуждали передовые идеи и по возможности воплощали их в жизнь задолго до появления нацпроекта "Здоровье". Говорили с руководством здешнего департамента здравоохранения, которое доводило самые перспективные идеи до губернатора. Ну а Филипенко говорил: если это нужно - давайте сделаем. Поэтому, когда стартовал нацпроект "Здоровье", в этом субъекте федерации для него оказалась очень плодородная почва.

Международный инцидент

Один из мифов о российском здравоохранении - якобы медицинский хай-тек присутствует только в закрытых ведомственных медучреждениях, куда доступ простым гражданам закрыт. Другой миф - о том, что современные высокотехнологичные медучреждения есть только в городах-миллионниках. И самый вредный миф - о том, что российская медицина отсталая, заброшенная, без шансов на будущее. В ХМАО развеивают все эти мифы.

Здесь вспоминают, как с качеством работы местных медиков волей случая ознакомился один американский чиновник от спорта. Дело было так. Заокеанский гость очень рассчитывал, но не смог получить важный для его карьеры пост на чемпионате мира по биатлону, финал которого здесь пройдет в скором будущем. (К слову, окружные власти и спорт всячески поддерживают - это ведь тоже социалка, не говоря уже о престиже региона.) Американец воспринял проигрыш слишком эмоционально, результат - тяжелейший стресс, стремительно переросший в инсульт. Помощники, тоже американцы, в шоке: они были совершенно уверены, что в небольшом северном городке их босса лечить нечем, негде и некому. Думали, что так и умрет здесь, в Сибири.

Наконец 49-летнего мужчину привезли в ОКБ. Людмила Анищенко, заведующая неврологическим отделением ОКБ, вкратце рассказала нам дальнейший ход истории. После осмотра врачи решили сделать пациенту инъекцию тромболизиса. (Американцы сразу оживились, услышав это слово, - в США этот препарат считается образцом медицинского хай-тека.) Еще через двадцать минут симптомы инсульта исчезли полностью. Еще через некоторое время высокопоставленный пациент энергично ругал подчиненных по поводу рубашки и галстука (не тот фасон ему принесли, кажется) - с таким видом, как будто и не было никакого инсульта. Как ни в чем не бывало. А ведь мог уехать домой с полностью парализованной правой стороной тела. Вот вам и Сибирь.

Искушение профилактикой

...На торжественном открытии Центра антицитокиновой терапии главврач больницы Аркадий Белявский говорил, что уходящий 2006 год выдался очень непростым, напряженным. Специалистам ОКБ ХМАО пришлось много потрудиться, чтобы здесь, в Ханты-Мансийском округе, положения национального проекта "Здоровье" были реализованы. Судя по итогам, удалось.

- Мы и раньше говорили о том, что настало время высокотехнологичных препаратов и методик, сами давно пришли к этому выводу, но кое-чего не хватало. Во-первых, конечно, средств. Во-вторых, принципиального решения на высоком уровне. Теперь, после запуска национального проекта, есть и средства, и поддержка сверху...

Белявский - авторитетный руководитель и врач, эффективный администратор. А еще у него очень позитивная аура и слегка смеющиеся глаза. Позже он расскажет о факторах успеха этой больницы, но кое-что важное он сказал прямо здесь, на торжественном открытии.

- К сожалению, у нас много пациентов. К счастью, у нас отличные доктора...

Конечно, все начинания требуют финансовых затрат. Есть деньги - есть возможности. Но ведь не деньги работают, а люди - вполне конкретные сотрудники. Белявский говорил о том, как здесь появился Центр антицитокиновой терапии.

- Наши ревматологи загорелись этой идеей. Благодаря им центр появился. Им спасибо, если бы не они, ничего бы и не было, - говорит он. - Финансы, конечно, - важная составляющая в нашей работе. Но только профессионалы, любящие свое дело, отдающие себя ему полностью, только такие люди могут привести в движение серьезные начинания, такие как нацпроект "Здоровье".

...Главврач вместе с руководителем нового центра и представителем департамента здравоохранения ХМАО-Югры разрезают красную ленточку перед входом в центр и приглашают врачей и журналистов зайти внутрь. Оказывается, Центр антицитокиновой терапии представляет собой два кабинета в здании ОКБ. В одном два специальных кресла и оборудование для процедур. Здесь пациентам будут делать необходимые процедуры продолжительностью два-три часа, затем еще час отдыха под наблюдением врачей и - до следующей встречи. Второй кабинет - обычный врачебный, для приема больных.

Врачи с горящими глазами объясняют, как важна работа этого центра. Его польза, эффективность - огромны. Говорят о том, какое влияние он окажет на здоровье пациентов и, кстати, на статистику по вылеченным.

Хотя рабочий день уже закончился, шампанское наливается чисто символически, чуть-чуть на дно бокала. Коллеги в белых халатах собрались, чтобы отметить открытие этого центра. Главврач снова говорит о людях. Пытается сказать о каждом, кто приблизил этот день. А потом:

- Видимо, мне просто придется перечислить всех вас, чтобы отметить заслуги и выразить благодарность.

Дамы в белых халатах смеются. Постепенно разговор переходит к будничным для них темам. И, как это бывает, когда вместе собираются специалисты одной отрасли, речь (наполненная специфическими терминами и оборотами) идет о забавных случаях. Ирина Патрикеева, руководитель нового центра рассказывает, как на днях к ней на прием пришла женщина средних лет.

- Она говорит, что у нее нет жалоб, но она слышала про нацпроект - что-то там о профилактических осмотрах. И хотя у нее ничего не болит, ей хочется все-таки пройти обследование - на всякий случай.

В кабинете веселое оживление. Врачи наперебой говорят, что нечто подобное в последнее время происходит довольно часто.

- Вот! Вот, значит, все делается правильно! - резюмирует главврач. - И когда люди начнут воспринимать профилактику как обычное дело, тогда нацпроект "Здоровье" можно будет считать успешно реализованным...

Нам просто повезло с губернатором

Огромный рабочий стол Аркадия Белявского покрыт какими-то бумагами -документами, отчетами и т.п. Беседовать с главврачом легко и приятно: говорит неспешно, с удовольствием, как бы предугадывая вопросы корреспондента.

По словам Белявского, здесь поставили цель - сделать так, чтобы местные жители решали все свои проблемы со здоровьем, не выезжая за пределы округа. Национальный проект "Здоровье" при всей его важности здесь, конечно, не стал волшебным средством от всех трудностей. По сути нацпроект выступил мощным катализатором многих процессов, начатых здесь давно. Результатом все довольны, перемены налицо.

- Раньше люди ехали в Москву или Санкт-Петербург, чтобы пройти многие из ранее недоступных здесь курсов лечения, - рассказывает главврач. - Теперь мы можем возвращать их к привычной жизни - полноценной, здоровой, качественной - здесь, дома.

И снова разговор заходит о деньгах:

- По правде сказать, в других регионах далеко не у всех есть такие возможности, как у нас. Имея такое финансирование, мы стараемся использовать их в максимальной мере, вот и все.

Югра - нефтяной регион. Сам собой напрашивается вывод, что все дело в деньгах, которые здесь водятся. Но ведь в России немало регионов с богатыми бюджетами, однако, к сожалению, успехи их медиков далеко не всегда сравнимы с успехом ханты-мансийских коллег.

- Я считаю, что нам просто повезло с губернатором, - говорит Белявский. - На развитие здравоохранения расходуется 16% окружного бюджета! Мы постоянно покупаем новое оборудование. Я позволяю своим врачам выбирать оборудование, они объясняют, почему мы должны купить то или иное, а потом они не могут не работать на нем очень хорошо. И знаете, что получается, когда у людей современное оборудование, хорошие условия работы, хорошая зарплата? У них проявляется любовь к работе, азарт, стремление к новациям.

Средняя зарплата врачей в ОКБ составляет около 32 тысяч рублей. У медсестер в среднем 22 тысячи, у санитарок около 12 тысяч. Это с учетом северных коэффициентов и надбавок, поступивших в рамках нацпроекта "Здоровье".

Битва за трудоспособность

С точки зрения бюджетных расходов зарплата медперсонала, оборудование, новые помещения, медикаменты и прочее - все это обыкновенные безвозвратные затраты. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, которому президент Путин поручил курировать нацпроекты, не раз сравнивал расходы на медицину с инвестициями. В Ханты-Мансийской ОКБ говорят то же самое. Конечно, в первую очередь врачи говорят о моральной стороне вопроса: речь идет не просто об улучшении состояния больных - с новыми возможностями они могут возвращать людей к качественной жизни. Чтобы нормально жили, работали, создавали семьи, дарили окружающим радость общения. Разве такое оценишь в рублях? Между тем вопрос имеет не только моральную, но и материальную сторону.

Ревматические заболевания выбивают "из строя" огромное количество молодых людей. Типовой случай: заболевает взрослый мужчина. Он не может работать и кормить свою семью. Он сам нуждается в уходе. Дополнительная нагрузка ложится на его близких - материальная, моральная, физическая. Соответствующая отрасль теряет квалифицированного работника - значит, общественные затраты на формирование этого специалиста никогда не вернутся в виде его труда. Став инвалидом, человек обременяет социальную сферу: система здравоохранения расходует деньги на лекарства, медобслуживание. А ведь не секрет, что во многих больницах просто не хватает койко-мест для всех больных. На этот счет не существует специальной статистики, но эксперты говорят в один голос: из-за неэффективной медицины экономика терпит колоссальный ущерб - миллиарды долларов ежегодно. Теряется тот самый человеческий капитал, о сохранении которого так много говорится в последнее время.

Новые высокотехнологичные препараты позволяют изменить ситуацию. Вот еще один пример, рассказанный мне врачами ОКБ ХМАО. Восемнадцатилетний парень из далекого поселка заболел болезнью Бехтерева. Это страшно - когда позвоночник день за днем буквально превращается в согнутую бамбуковую палку. Его лечили почти год - ничто не помогало. Все шло к инвалидности. Врачи ОКБ обратились в региональный департамент здравоохранения - власти дали добро, то есть финансирование из своего бюджета под этот случай. Парня снова привезли, провели курс лечения новым препаратом. Сейчас он живет как все, лишь время от времени прилетает на попутном вертолете, чтобы лечь на часок под капельницу.

- Мы не хотим, чтобы этот мальчик стал инвалидом, - говорит Елена Земерова, ревматолог, главный невролог Ханты-Мансийска. - Хотим, чтобы он учился, работал, женился, был как все. И молодой здоровый работник в поселке будет - очень хорошо.

По ее словам, из каждой тысячи населения каждый год 113 человек заболевают ревматическими болезнями. Можно представить масштаб бедствия - и экономического урона. А также эффект от качественного лечения.

Локомотив нацпроекта

Чтобы понять сущность такого явления, как приоритетный национальный проект, можно представить его как отдельный федеральный закон, включающий предписания, разъяснения и финансовое обеспечение. В каждом регионе власти создают нечто вроде подзаконного акта к нему. То есть определяют, как именно, в каком порядке выполнять решение сверху. Естественно, нацпроект реализуют, опираясь на федеральную поддержку и собственные возможности. Ведь федеральная инициатива, в данном случае приоритетный нацпроект "Здоровье", - мощный инструмент, но отнюдь не волшебное средство, решающее проблемы в мгновение ока. Опора нацпроекта - работа на местах.

В регионе говорят что в части реализации нацпроекта "Здоровье" в ХМАО-Югре все получилось так успешно благодаря политической воле губернатора и энергии самих медиков. Здесь не ждали указаний сверху, работали и по сути создали своего рода задел на будущее. Кое-что построено. Кое-что закуплено. Поэтому, когда федеральные указания были озвучены, здесь все было готово, чтобы принять их к исполнению. Не случайно многие называют ХМАО-Югру "локомотивом нацпроекта "Здоровье".

Все закономерно. Какие люди, такие и проекты.


13.12.06
Игорь Андреев
http://www.izvestia.ru/nazproekt/article3099334/index.html
Аркадий Белявский главврач Окружной клинической больницы Ханты-Мансийска

Док. 269119
Перв. публик.: 13.12.06
Последн. ред.: 20.12.06
Число обращений: 923


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``