В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Борисов: Предприниматели должны быть соисполнителями национальных проектов, а не сторонними наблюдателями Назад
Сергей Борисов: Предприниматели должны быть соисполнителями национальных проектов, а не сторонними наблюдателями
- Сергей Ренатович, планируют ли предприниматели малого и среднего звена планируют участвовать в реализации национальных проектов?



- Конечно, мы в нашей организации обсуждали тему приоритетных для страны проектов. В ближайшее время мы планируем провести Съезде некоммерческого партнерства "ОПОРА", посвященный этой теме. Поясню для тех, кто не знает: ОПОРА России - это общероссийская общественная организация, которая строится по вертикали с представительством в регионах, а некоммерческое партнерство, объединение предпринимательских организаций России "ОПОРА" - это организация строится по горизонтали с представительством разных отраслевых союзов, ассоциаций, гильдий. Это две структуры, объединенные под единым брэндом. Я являюсь руководителем обеих организаций. И мы конкретные меры по национальным проектам разрабатываем по обеим линиям. Недавно собирался президиум некоммерческого партнерства, и в повестке дня был вопрос о том, что мы должны оказать содействие нашим коллегам, занимающимся бизнесом, который близок к теме национальных проектов. С их помощью мы надеемся выработать наше видение по этой теме. Мы договорились о том, что сначала мы сформулируем общие подходы организации по всем четырем направлениям, а затем детально, в течение года на специальных выездных конференциях в регионах России будем прорабатывать все вопросы, связанные с образованием, здравоохранением, доступным жильем, и агропромышленным комплексом.



- Мы действительно нуждаемся в развитии этих сфер, но как правильно потратить выделяемые средства? Вы лично принимаете участие в разработке концепции национальных проектов?



- Я включен Указом президента в межведомственную рабочую группу по национальному проекту "Доступное жилье". Уже состоялось первое заседание под руководством Владимира Анатольевича Яковлева. Комиссия ОПОРЫ РОССИИ по строительству и девелопменту уже начала прорабатывать соответствующие документы и формировать наши предложения.



- В чем суть этих документов?



- Если уж мы начинаем с доступного жилья. Наш общий подход такой: мы ни в коем случае не претендуем на какие-то кусочки "пирога" от национальных проектов. Мы хотим, чтобы к малому предпринимательству было привлечено внимание, как к участнику этого направления деятельности, чтобы он был использован, чтобы был раскрыт потенциал малого бизнеса. Мы, конечно, ратуем за то, чтобы различные малые и средние предприниматели принимали активное участие и в строительстве, и совершенствовании системы ЖКХ. Чтобы были востребованы смежники, разрабатывающие экономические установки или какие-то конструкции, внедряющие их в жизнь, изобретающие отопительные системы, работающие в других направлениях, коих великое множество.

Но мы считаем, что в при реализации проекта "Доступном жилье" начинать надо с законодательства. На сегодняшний день Градостроительный кодекс работает, я бы сказал, условно, поскольку нет нормативных актов в его развитие. Он, фактически использует старую нормативную базу, не соответствующую реалиям и запросам сегодняшнего дня. Очень много шума наделал 214-й Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов". Он, по мнению наших специалистов и практиков, реальных предпринимателей, во многом приостановил развитие этого вида бизнеса, потому что капканы, которые расставлены для предпринимателей, не дают нам работать. При любом раскладе спрашивают с предпринимателя, но ни в коем случае не устанавливают правила игры для чиновников. Нет никакой степени ответственности у чиновников за неисполнение их обязанностей, из-за того, что они пересматривают правила игры "на марше", из-за того, что они затягивают согласование. 300 подписей, 300 разрешений в ходе согласования - это безумие, так никто и никогда в жизни ничего не построит. Но даже после того, как дом готов, правила игры могут снова измениться. Предпринимателю могут сказать, а вот теперь заплатите столько-то за присоединение или за что-то еще. Дополнительные поборы, конечно же, бьют по предпринимателю. Должен сказать, что далеко не во всех случаях виновником конфликтов с пайщиками является только предприниматель. Надо спрашивать с местных разрешительных систем, с чиновников, которые, к сожалению, никакой ответственности не несут.

Нам непонятна ситуация с банковским кредитованием. Банки должны солидарно отвечать за всю систему реализации этого национального проекта. А они сейчас просто шарахаются от предпринимателей. Все это приводит к удорожанию ресурсов, и, соответственно, стоимости жилья. Все это - только зарисовки, фрагменты, которые мы планируем выносить на заседание этой межведомственной рабочей группы к Яковлеву, мы уже отправили наши предложения в Минэкономразвитие и в правительство, где уже дано поручение по изучению этих предложений. Будем идти на переговорный процесс, будем отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим мы будем продвигать идею очень интересной организации, которая является членом ОПОРЫ - гильдия народных кооперативов "Строим вместе". Это, я бы сказал, альтернативный путь той самой ипотеке, тому самому ресурсу, которого не хватает в строительстве жилья. И мы хотим этот опыт, который наши ребята накопили в большом количестве регионов России, - а это очень положительный опыт, абсолютно иная философия, которую мы вспомнили со времен начала кооперативного движения, - внедрить в жизнь. Информация к размышлению. Организациями, которые входят в состав упомянутой гильдии, приобретено и построено жилья на сумму, превысившую 7 млрд. рублей. Это неплохой результат, и, наверное, этот опыт имеет право на жизнь. Да и сам проект, который не имел отрицательных отзывов и проколов, имеет право быть распространенным.



- Какова ситуация с сельским хозяйством?



- Что касается агропромышленного комплекса, то в состав НП "ОПОРА" входит достаточно успешный и сильный Союз крестьянских хозяйств и фермеров. Сейчас мы с ними моделируем алгоритм нашего участия в реализции национального проекта по сельскому хозяйству. Думаю, что главное направление - это господдержка и обеспечение субъектов малого агробизнеса кредитными ресурсами. Плюс, конечно же, формирование инфраструктуры, в том числе и кооперативного типа. Над этим наши эксперты сейчас и работают, а ОПОРА, как своего рода ракетоноситель, будет выводить конкретные предложения и интересные идеи на разные орбиты, помогая их продвигать. Было бы правильно наладить банковскую систему так, чтобы она была ориентирована на помощь малому и среднему бизнесу на селе. Может быть, в каких-то случаях нужно кредитовать под будущий урожай. Может быть, не нужно жалеть денег для обучения фермеров прогрессивным методам ведения агробизнеса, в том числе и за рубежом. Очень важно давать фермерам субсидии для оформления земельных паев и земельных участков. Это зарисовки, которые, я думаю, тоже войдут в нашу единую программу действий по этому направлению, и мы тоже постараемся о ней заявить.

Здравоохранение. К сожалению, мы пока не можем похвастать большим количеством предприятий сферы здравоохранения в составе ОПОРЫ, но они есть, и они очень яркие, самобытные. Их опыт имеет право на существование и распространение. Думаю, что сегодня необходимо не просто увеличивать зарплату медперсоналу, хотя это правильно. Нужно максимально изучать опыт хороших частных клиник, которые эффективны, успешны. У нас сейчас, наверное, только доли процента малых предпринимателей России, которые задействованы в сфере здравоохранения и социальных услуг. Их можно пересчитать буквально по пальцам. Приведу пример США, где всего где-то 22-23 млн. субъектов малого предпринимательства, и из них 10%, около 2,5 млн., работают в сфере здравоохранения и социальных услуг. Там рынок коммерческих услуг работает по совершенно четким правилам, стандартам, с определенной квалификацией, с определенными требованиями по санитарии и прочим моментам. Все понимают, что эти правила необходимы, но они не довлеют, они дают дорогу тем предприятиям, которые могут и хотят работать. К сожалению, сегодня нет специальной программы Министерства здравоохранения по поддержке малых предприятий и развития такой формы бизнеса. Мы об этом будем говорить в ближайшее время с руководством министерства. Еще одно направление, по которому мы будем работать, - это диагностика и предупреждение заболеваний. Здесь есть видение у наших коллег, специалистов, по диагностике в стоматологии. Есть очень и очень интересные предложения у таких интересных малых предприятий, которые работают в сфере борьбы с распространением наркотиков. Я говорю о тестировании, профилактических разъяснительных мероприятиях в семьях, в школах, на предприятиях. Создана целая система профилактики, и мы будем ее пропагандировать и распространять. Она кажется нам интересной. И, конечно, крайне важно укрепление материально-технической базы этих малых предприятий, которые не относятся к форме государственной собственности. Сегодня они как бедные родственники. ОПОРА участвовала в защите нескольких предприятий, которые просто хотели выкинуть из муниципальных площадей. Слава богу, нам удалось их защитить, но это проблема, к сожалению, очень распространенная. И здесь мы будем говорить с разными представителями ведомств, занимающимися вопросами имущества, земли и недвижимости, и будем вносить соответствующие предложения. Я надеюсь, что в ближайшее время мы выслушаем наших коллег из регионов - ведь у них тоже есть серьезный опыт - мы обобщим эту практику, и это тоже войдет в единую программу "Приоритетные проекты". Для нас это не просто проекты, а приоритетные направления деятельности.



- Какие предполагаются действия в области образования?



- В прошлом году мы впервые провели день предпринимателя в российской школе. Мы сознательно пошли в школу, потому что понимаем, что нужно молодежи нужно разъяснять, кто такой предприниматель, какова его миссия в жизни, что такое малый бизнес. Мы считаем необходимым помочь тем ребятам, которые думают о своем Деле. Теперь мы хотим этот опыт обобщить и сделать его массовым явлением, традиционным. Мы готовы проводить мастер-классы в школах, разработать специальный курс молодого предпринимателя. Надеюсь, что нас в этом деле поддержат. Что касается других направлений в проекте "Образование", то мы вместе с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым, в рамках и рабочей группы по административной реформе, которую он возглавляет, и соответствующей комиссии в Общественной палате, - она там называется "Комиссия по развитию интеллектуального потенциала нации", - договорились о взаимодействии. Буквально пару дней назад мы провели первые консультации. Мы обсудили, во-первых, важнейшую для нас тему административных регламентов во всех сферах государственных услуг. И, конечно же, мы будем формулировать нашу позицию в разделе "Стандарты и регламенты образовательных услуг". Здесь, я думаю, тоже очень интересная будет работа, и мы здесь будем достаточно активны.

Еще одним важным направлением в образовании мы считаем поддержку предпринимателей, занятых в этой сфере, а таких, к счастью, немало. Это узкий сегмент, но у нас он представлен достаточно хорошо - это малые предприятия-производители учебной техники. Очень интересное направление. Не сверхприбыльное, но значимое. Наши коллеги делают интересные приборы, создают учебные программы пособия, экспонаты, и даже целые классы химии, физики. Мы хотим их всячески поддержать, чтобы в рамках реализации национального проекта от них не отвернулись и их потенциал использовали. Можно, конечно, оптом что-то закупить в Китае, можно еще что-то придумать, но скажу для примера, как говорят специалисты, китайский реостат - это разовый реостат. Лучше нам иметь, может быть, более дорогую продукцию, но сделанную в России. Конечно, придется "покопаться" в вопросах ценовой политики, и в плане организации государственного заказа. Но оно того стоит.

И еще. Наша позиция, позиция специалистов, предпринимателей, выглядит так: не нужно просто раздавать деньги школам. Может быть, есть смысл вложить эти деньги в техническое оснащение? Если школа получит миллион рублей, он может пойти на зарплату, или еще на что-то. Но если школы получат эти дотации, в том числе, и для организации учебного класса, то это повлечет модернизацию школ и повышение уровня подготовки школьников. В некоторых случаях это будет не менее весомо, нежели просто раздача денег.

Все это пока только первые наброски, первые подходы к тому, чем мы будем заниматься, но то, что будем стараться участвовать в реализации этих предложений, этих идей, это однозначно.



- Как вы думаете, с какими трудностями столкнутся регионы при реализации национальных проектов? И какова должна быть система контроля?



- Один из самых лучших экспертов на взяткоемкость любого процесса - предприниматель, он очень хорошо чувствует ситуацию. Поэтому мнение предпринимателей должно учитываться. Но это должны быть не просто бизнесмены, а представители делового сообщества с мандатом от бизнес-объединений как институтов гражданского общества. Такой представитель будет выражать не узкопрофильные интересы, он будет выполнять наказ от огромной группы предпринимателей. Я бы очень хотел, чтобы потенциал организованного бизнеса, малых и средних предприятий, представителей ассоциаций, гильдий или союзов был использован. Думаю, мы смогли бы систематизировать эту работу. Наши коллеги будут небесполезны не только в вопросах защиты от коррупции, но и вообще в моделировании этого процесса. Ведь самое главное - не просто распределить деньги, а дать толчок к будущему развитию, чтобы эта искорка зажигания в двигателе внутреннего сгорания привела в движение эти механизмы и они сами начали бы работать. Нам нужно создать систему, которая приведет в движение приоритетные направления на долгие годы вперед.



- Есть ли регионы, где вы особенно плотно взаимодействуете с банками? Как они предполагают свое участие в софинансировании каких-то проектов?



- Скажу откровенно, пока у нас нет ясной видимости. Я знаю, что банки тоже изучают эту тему, например, Ассоциация региональных банков. В ближайшее время, когда у нас будут конкретные разработанные меры участия в том или ином направлении, конечно, без финансовой поддержки будет сложно. А значит, мы будем к банкам обращаться за помощью.



- Как вы считаете, как должно осуществляться софинансирование национальных проектов Центром и регионами? Вы видите какую-то схему распределения денег в регионы России?



- Я бы постарался в ходе реализации этих проектов сделать так, чтобы степень иждивенчества дотируемых регионов уменьшилась, чтобы попытаться в ходе широкомасштабного финансирования дать шанс бедным, дотационным регионам встать на ноги и развить собственные направления деятельности в указанных областях. Не просто дать им деньги, а помочь запустить необходимые механизмы. Например, создать агропромышленный комплекс за счет реальной поддержки фермеров, которые были просто в загоне долгие годы. И если будет такая поддержка оказана, если эти фермеры твердо встанут на ноги, чтобы потом работать самостоятельно. Если еще подключатся банки с солидарным финансированием, то этому процессу может быть придано дополнительное ускорение, но уже с коммерческой составляющей. Если мы найдем разумное сочетание участия государства в финансирования этих проектов с подкреплением коммерческих структур, если заработает в каких-то отдельных направлениях частно-государственное партнерство, тогда эффект будет синергическим, а значит, значительно более сильным.



- А что говорят бизнесмены из Сибири, Дальнего Востока? Сейчас очень большой акцент делается на эти регионы.



- Говорят то же самое, что и предприниматели в других регионах. Они очень хотели бы, чтобы все это не вылилось в банальную дележку бюджета. Они хотели бы, чтобы предприниматели были причастны к национальным проектам, как соисполнители этих проектов, а не сторонние наблюдатели. В этом вопросе, на мой взгляд, нужно объединять усилия и делать единый проект, единый алгоритм действий. Тогда, я думаю, на финише этого процесса мы будем иметь хороший результат.


Сергей Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", президент Российского топливного союза, член Общественной палаты

Беседовала София Пригара


7 февраля 2006

"Кремль.ORG".

Док. 269039
Перв. публик.: 07.02.06
Последн. ред.: 19.12.06
Число обращений: 999

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``