В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Педагоги Чувашии обсуждают перспективы нацпроекта `Образование` Назад
Педагоги Чувашии обсуждают перспективы нацпроекта `Образование`
Традиционная августовская конференция педагогических работников стартовала в Чувашии 24 августа. Почти неделю руководители образования и учителя будут говорить о задачах, которые предстоит решить в новом учебном году. Как передает корреспондент ИА REGNUM, конференция началась с пленарного заседания, в котором приняли участие около тысячи педагогов из всех городов и районов республики, а также главы муниципалитетов и руководители органов управления образованием. В этом году темой педагогического форума стал приоритетный национальный проект в сфере образования как средство повышения качества образования и конкурентоспособности Чувашии. О том, что уже сделано в области модернизации и образования, и о том, что еще предстоит сделать, говорили президент республики Николай Федоров, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Ольга Волжина, министр образования и молодежной политики Чувашии Галина Чернова, главы районов, директора и учителя школ. Одним из главных событий форума стало вручение дипломов победителям конкурса инновационных школ. Напомним, 33 школы Чувашии выиграли гранты президента России в размере 1 млн. рублей. Еще 20 школ республики получат гранты президента Чувашии по 200 тысяч рублей. Параллельно на форуме работала выставка, на которой школы-победители представили свои достижения.

В течение недели педагогические работники будут анализировать первые итоги нацпроекта "Образование". Им предстоит обсудить, какое нужно образование, как сделать его еще более качественным, как усилить влияние общественных организаций, родителей и работодателей на образовательный процесс и многие другие вопросы. Запланировано проведение круглых столов, мастер-классов, творческих лабораторий, проектных семинаров. Всего будут работать 15 секций. Республиканский педагогический форум завершит итоговая интернет-конференция с участием министра образования и молодежной политики Чувашии Галины Черновой и руководителей органов образования.

"В последние годы в обществе заметно усилилось внимание и требовательность к образованию. Это обусловлено возрастающими запросами родителей, учащихся, студентов - к получению доступных качественных образовательных услуг, а государства - к развитию человеческого потенциала", - отметила в своем докладе глава Минобразования Чувашии Галина Чернова. Министр констатировала, что в образовании Чувашии за последние годы сделано, действительно, немало. Однако по традиции она сосредоточила внимание не на успехах, а на имеющихся проблемах и путях их решения. Галина Чернова много говорила об экономике образования. Сегодня система образования в Чувашии стала не просто потребителем выделяемых бюджетных средств, но и научилась находить внутренние резервы и привлекать частные и корпоративные инвестиции, отметила она. В 2006 году бюджет образования (кроме среднего и высшего профессионального) увеличился в 4,4 раза по сравнению с 2001 годом, доля расходов на образование в консолидированном бюджете достигла 29,4%. При этом значительно увеличились капитальные расходы. Практически завершается вывод школ из аварийных и ветхих зданий, газификация школ, хорошими темпами обновляется оборудование. Министр обратила внимание на то, что увеличивается и объем внебюджетных средств. Сегодня он составляет 16,5% в общем бюджете образования.

Немало экономических резервов есть и внутри системы образования. Например, за счет увеличения до нормативных показателей наполняемости учреждений, классов, количества учащихся в расчете на одного учителя, эффективного использования теплоэнергоресурсов. "С учетом внедрения бюджетирования по результатам, как одного из основных механизмов новых экономических отношений, нам необходимо научиться устанавливать взаимосвязь между расходами и результатами, повысить контроль за расходованием бюджетных средств в учреждениях всех уровней", - сказала Галина Чернова.

Немало говорилось и о кадровых проблемах образования. В частности, о возрасте педагогов, уровне их образования, в первую очередь, использования информационными технологиями. Министр говорила о проблемах дошкольного образования и качестве предшкольной подготовки детей, различных аспектах организации профильного обучения, создании адекватной системы мониторинга процесса образования. Одной из ключевых тем стало привлечение общества к управлению системой образования. Реальным результатом участия общественности стало проведение представителями общественных организаций конкурсного отбора инновационных школ и учителей. Однако в целом, несмотря на активную работу в этом направлении, ее явно недостаточно. "Возможно, руководители образовательных учреждений не хотят делиться своими полномочиями с представителями общественности, а в ряде случаев не активна сама общественность", - сделала вывод министр. Значительную часть своего выступления Галина Чернова посвятила проблемам воспитания детей и молодежи, а также модернизации системы профессионального образования.

Различные аспекты модернизации системы образования нашли отражение и в выступлении заместителя руководителя Федерального агентства по образованию Ольги Волжиной. Она не стала зачитывать подготовленный заранее доклад, посвятив свое выступление стратегическим задачам приоритетного национального проекта в сфере образования. Волжина подчеркнула, что национальный проект позволил выйти на комплексное понимание современных проблем образования. "Сегодня национальный проект - это не самоцель набора модных политических мероприятий. Это не передача определенной суммы финансовых средств из бюджета федерации в бюджеты субъектов. Это живой механизм, который родился на опыте таких развивающихся систем образования, которая есть в Чувашии. И он создает реально работающую среду для подготовки специалистов", - сказала Волжина. Она передала благодарность руководителя Федерального агентства по образованию Григория Балыкина президенту Чувашии Николаю Федорову за то внимание, которое уделяется в регионе развитию системы образования. Волжина отметила, что для решения проблем образования республика давно использует проектный подход. "Ростки много из того, что сегодня называется программно-целевым планированием для решения конкретных проблем образования, находятся в Чувашии. Именно здесь появилась первая программа, сделавшая акцент на новой школе, здесь же появилась и программа воспитания. Это те программы, которые позволяют сохранить национальные устои, культуру, традиции, то, что делает сегодня сильным народ и позволяет развиваться", - сказала она. Ольга Волжина отметила самодостаточность образования Чувашии - проводимых мероприятий и вкладываемых усилий, умение использовать опыт других и вкладывать свой опыт в очень противоречивые федеральные рамки.

Форум педагогов, по словам глава Чувашии Николая Федорова, стал своеобразным рубежом в многолетней деятельности по превращению образования в фактор динамичного экономического и социального развития республики. Сделав ставку на образование, регион вложил в эту сферу немалые инвестиции. Как отметил Николай Федоров, пусть к качественному изменению ситуации в целом только один - решать образовательные задачи комплексно, в совокупности с иными социально-экономическими проблемами, как это было, например, с реструктуризацией сети школ.

Большая часть выступления главы Чувашии была посвящена перспективным направлениям развития образования. Одним из ключевых аспектов должно стать превращение опыта лидеров образования - школ и учителей - в массовую практику. "Это здорово, что в системе образования есть флагманы, "звёздочки", они делают главное - мотивируют учителей и учеников к творчеству, прокладывают путь к новым вершинам. Несомненно, что таких школ у нас значительно больше, чем сегодняшних победителей. Более того, хочется думать, что уже создана "критическая масса" инновационных школ и творческих учителей, - сказал Федоров. - Хороших школ действительно уже немало и общество вправе ожидать, что их опыт обеспечит "прорывное инновационное" развитие Чувашии. И в этой логике 53 школы-грантополучатели - не просто победители, а носители определённой миссии, которая одновременно и почётна, и сложна, и ответственна. Но главное - не получение денег. Школа-победительница может и должна стать современным образовательным методическим центром, транслятором передовых технологий". Следующим этапом должно стать объединение школ-победителей и учителей-победителей в общественные формирования, способные вести конструктивный и продуктивный диалог с обществом, властью, бизнесом, подчеркнул глава Чувашии.

Федоров сделал акцент на том, что для движения вперёд необходимы дальнейшие изменения в управлении, содержании образования и новая система оплаты труда. Причем она должна находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности труда. В оценке качества работы педагогов ключевую роль должны играть общественные организации, что соответствует принципам нацпроекта. "Сегодня профессиональные сообщества, родители, лидеры бизнеса, государство объединяются вокруг образовательных целей. Участие в конкурсном отборе Республиканского союза попечителей образования и ещё семи республиканских организаций показало, что они разделяют ответственность за использование государственных средств и, следовательно, за результативность проекта. Времена, когда образование само оценивало свою деятельность, уходят в прошлое", - отметил глава Чувашии.

Николай Федоров озвучил и стратегические направления работы по дальнейшему внедрению информационных технологий в образовании. "Теперь нужно переходить на другой уровень. Эффективным решением мы видим внедрение мультисервисной информационно-образовательной среды, основными компонентами которой станут беспроводные компьютерные классы, интерактивные доски и другое специализированное суперсовременное оборудование. Это дорогостоящий, амбициозный проект, который требует объединения финансовых потоков всех уровней и высочайшей ответственности органов местного самоуправления, коренного изменения службы методического сопровождения педагогической деятельности", - сказал он.

www.regnum.ru/news/694211.html


Док. 268965
Перв. публик.: 25.08.06
Последн. ред.: 19.12.06
Число обращений: 839

  • Федоров Николай Васильевич
  • Волжина Ольга Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``