В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Спасибо: Подготовка профессионалов. Назад
Владимир Спасибо: Подготовка профессионалов.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" Д.Медведев обозначил особое вни-мание развитию системы начального и среднего профессионального образования.
И не случайно. В России обозначилась проблема кадрового дефицита. Причем практически во всех отраслях экономики, государственной службы, социальной сферы.
Прежняя система государственного планирования объемов и качества профессиональной подготов-ки кадров для народного хозяйства по отраслевому принципу приказала долго жить. Современная модель с ориентацией системы подготовки кадров на платежеспособный спрос населения и бюджетным обеспечени-ем подготовки по госзаказу фактически не работает.
Возникла необходимость построения новой системы профессиональной подготовки. Но какой?
Специалисты приводят в качестве примера для подражания ряд национальных программ.
Шведскую модель организации взаимодействия рынков профессионального образования и труда отличает высокий уровень государственного регулирования:
    поощрение мелкого и семейного предпринимательства государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцем лишь на 10% (до 70% - госу-дарственными субсидиями и на 20% - кредитами), а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 го-да освобождается от налога;
    обеспечение географической мобильности населения и рабочей силы путем предоставления субсидий и кредитов на переезд с семьей из районов с избытком рабочей силы на территории, где есть вакантные места, с гарантией улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
    предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, от-раслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; опла-та всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
    организация общественных работ (в основном для молодежи) на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50-100% средней зарпла-ты по данной профессии;
    финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода вла-дельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места;
    специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и вы-плата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
    стимулирование расширения предпринимательской деятельности и сверхурочных работ, а тем самым и более полной занятости путем снижения налогообложения с прибыли и личных доходов.
В данном случае для нас чрезвычайно важным аспектом данной системы является внимание к са-мым уязвимым слоям населения, создание возможностей людям укрепиться в жизни, почувствовать уверен-ность в себе, свою нужность. Нынешние призывы развивать малый и средний бизнес без создания подобной системы попросту бессмысленны. Если не выражаться грубее.
Прежний опыт значительной части населения относится к труду в больших коллективах, при доста-точно высокой дифференциации профессий. Сейчас он востребован в значительно меньших объемах, просто в силу новой технологической революции.
Занятость на российском рынке труда с 1999г. выросла на 5 млн человек и в 2006 г. достигла 68 млн человек. При этом на фоне экономического роста в России занятость в крупных и средних компаниях сокра-тилась с 42 млн человек в 1999г. до 30 млн человек в 2006г. А общая занятость на неформальном и полу-формальном рынке труда, напротив, выросла. В настоящее время в так называемой "серой зоне" работают до 30 млн человек.
Поэтому проблема увеличения занятости в малом и среднем бизнесе - главная с точки зрения на-чальной профессиональной подготовки, прежде всего для сферы услуг.
И здесь вполне уместна система курсов, годичных училищ. Либо система наставничества с соответ-ствующей компенсацией из фондов занятости.
Система наставничества восходит к исторической традиции, когда для проникновения в цеховую корпорацию претендент обязан был длительное время выполнять функции помощника мастера. За этот пе-риод он овладевал секретами профессионального мастерства, т. е. проходил своеобразный курс практиче-ского обучения.
В ФРГ многие молодые люди начинают производственную деятельность в качестве подмастерьев в различных малых предприятиях, общее число которых в ФРГ достигает более миллиона. Преимущество такой схемы для государства состоит в минимизации уровня расходов на производственное обучение. Кро-ме того, воспроизводство трудовых ресурсов носит естественный характер, позволяет обеспечить относи-тельно равномерное распределение рабочих рук в стране. Создаются условия для развития небольших насе-ленных пунктов и провинций, уменьшается миграция трудоспособной молодежи в мегаполисы.
Вместе с тем система обучения подмастерьев имеет некоторые недостатки. К ним можно отнести узкую специализацию, что создает препятствия для профессиональной и территориальной мобильности ра-бочей силы. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры руководители малых предприятий не расположены к найму неквалифицированной молодежи.
Еще одним вариантом первичной профессионализации молодых людей в ФРГ является модель "трудового года". После получения общего среднего образования выпускник может подать заявку в земель-ные органы социального обеспечения или благотворительные организации (чаще всего существующие при церкви, но с государственным финансовым участием) о своем желании отработать один год в рамках соци-альных проектов. Как правило, речь идет об экологических, образовательных, культурных мероприятиях. Молодые люди, прошедшие конкурсный отбор, в течение года выполняют соответствующую деятельность за чисто символическую плату. Государство или церковные фонды компенсируют расходы на наем жилья, питание и предоставляют незначительную сумму наличными. Предполагается, что в ходе "трудового года" человек получает возможность уточнить свои дальнейшие планы. При этом он приобретает навыки трудо-вой деятельности и ключевые (общие для любой профессии) профессиональные компетенции.
У нас о подобной практике заговорили в ходе дискуссии по альтернативной службе. Как заговори-ли, так и замолчали. Закон есть, альтернативной службы нет. Можно, кстати, отметить, что при нынешнем соотношении проходящих службу и избегающих ее альтернативная служба на приемлемых условиях (до года, с определенной оплатой) в форме различных общественных работ вполне актуальна.
Что касается профессий с повышенными требованиями к работнику, то возможен вариант традици-онного профессионально-технического училища, но действующего на базе современного предприятия. Либо нескольких предприятий.
Например, в Красноярском крае Боготольское профессиональное училище N 7 готовит специали-стов для работы на современных пассажирских электропоездах, благодаря сотрудничеству с Боготольским локомотивным депо: училище заключило договоры с предприятием на каждую учебную группу, на каждого ученика. Каждый ученик закреплен за конкретной рабочей бригадой, рабочие - наставники молодежи.
Красноярский профессиональный лицей N 52 после некоторого перерыва восстановил сотрудниче-ство с АО "КрАЗ". Предприятие провело реконструкцию кабинетов электротехнических, станочно-слесарных, электрогазосварочных дисциплин, учебного комплекса автодела, кабинета литературы. Завод помогает в оплате труда мастеров, дает возможность проходить практику ребятам на сложном современном оборудовании. В результате лицей стал готовить кадры, на которые возник спрос у других предприятий: "Красмашзавода", "Гортеплоэнерго", "Водоканала".
ПУ-14 Лесосибирска наладило партнерство с 40 предприятиями и организациями. Более половины выпускников приступают к работе, уже имея высокий разряд. Благодаря сотрудничеству с работодателями, в училище прекрасная спортивная база.
Только заинтересованный работодатель должен определять, чему и как учить будущие кадры. По такой формуле построена система профессионального образования в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Франции и других развитых странах.
Центры профессионального образования, аналогичные российским профессиональным училищам, существуют в ФРГ. На них возложена миссия подготовки квалифицированных кадров для предприятий ин-дустрии, сервиса и аграрного сектора. Процесс обучения занимает три года. При этом в течение первого го-да учащийся знакомится с теми профессиями, по которым осуществляется подготовка в данном образова-тельном центре. Учащийся может попробовать свои силы в разных секторах. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре.
Такая схема "приближения" образования к запросам рынка труда должна уменьшить число ошибок при выборе профессий, когда люди принимают решения на основе стереотипов или неполной информации, а после более близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем первоначальном профессиональном выборе. Кроме того, возможность познакомиться с азами профессиональной деятельно-сти по максимально широкому спектру профессий и специальностей создает более благоприятные возмож-ности для последующего переобучения.
Для концернов многих развитых стран характерна организация специальных центров, ведущих про-фильную подготовку кадров. В частности, во Франции существуют отраслевые, а в ФРГ - межзаводские центры, которые обычно являются мощными подразделениями корпорации. Программы обучения строятся, исходя из запросов предприятий и связаны с процессом структурной перестройки и технического перевоо-ружения производства.
Во многих странах существует система заказов на специалистов со стороны определенных цеховых объединений и крупных компаний. Существуют и цеховые, профессиональные организации, занимающиеся трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования.
Многие крупные компании готовят работников сами. К примеру, автомобильная корпорация "Форд", французская "Рено" и итальянская "Оливетти" фактически своими силами полностью обеспечива-ют себя квалифицированными кадрами. Что касается содержания обучения, то обычно выбираются наибо-лее приоритетные направления. Так, на "Сименс" подготовка ведется по 50 дефицитным профессиям, у концерна "Крупп" персонал проходит 4 ступени в зависимости от квалификационной и базовой профессио-нально-образовательной подготовки, а на "Дженерал-Электрик" образовательная сеть включает свыше 1000 курсов, индивидуализированных под разные категории работников.
Сейчас много разговоров идет о депопуляции России и необходимости использовать миграционные процессы для насыщения рынка труда работниками из других стран.
Можно напомнить, что особенностью германского рынка труда является высокий уровень трудовой миграции. В свое время в эпоху "западногерманского экономического чуда" наиболее низкооплачиваемые и малоквалифицированные рабочие места занимали выходцы из Италии. Затем им на смену пришли турки и югославы. Сейчас достаточно много поляков, россиян, украинцев.
Поощрение трудовой миграции стало среднесрочным решением проблемы кадрового дефицита. В долгосрочной перспективе данная модель создала не только политические, но и ряд сложностей социально-экономического характера. Только первое поколение иностранных рабочих может рассматриваться как ис-точник дешевых трудовых ресурсов. Их дети стремятся получить образование и уйти из этого сегмента рынка, где преобладает спрос на неквалифицированную рабочую силу. Возникает потребность в новых гастарбайтерах.
Кроме того, большое количество иностранной рабочей силы увеличивает конкуренцию на рынке труда. В последнее десятилетие в ФРГ сохраняется довольно высокий уровень безработицы, уровень кото-рой, по официальным данным, превышает сегодня 10%, и она все чаще принимает застойный характер. По-иск работы стал длительным состоянием для большого числа молодых людей.
Важно учитывать то, что система начального профессионального образования решает не только экономическую, но и важную социальную задачу. Если оставить за бортом профессионального обучения 15-17-летних подростков, то неминуемо следует криминализация и дестабилизация в обществе.
В основном учащиеся системы НПО - это дети из неблагополучных или малообеспеченных семей.

Заключение
Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в части системы начальной про-фессиональной подготовки требует создания государственно-частного партнерства. Причем важно учесть необходимость введения ранней профориентации на уровне школ, дифференциации системы школьной под-готовки.
Данное партнерство предполагает со стороны государства законодательное и финансовое обеспече-ние вакансий рабочих мест для выпускников системы начального профессионального образования, либо оплату наставничества.
Для крупных и средних предприятий должны предусматриваться налоговые льготы в части матери-ального перевооружения профтехучилищ.
Со стороны предпринимателей должны инициироваться изменения программ подготовки, участие специалистов в учебном процессе.
Оплачиваться учеба лучших выпускников в высших учебных заведениях с последующим их трудо-устройством (естественно, с определенной отработкой).
Одним словом, эта важная государственная и социальная проблема должна решаться всем миром.

Национальный проект "Образование".

Спасибо В.
18.12.2006

viperson.ru

Док. 268797
Перв. публик.: 18.12.06
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 2231

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``