В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Богомолов: `Пора зарабатывать, созидая` Назад
Олег Богомолов: `Пора зарабатывать, созидая`

Олег Богомолов: `Пора зарабатывать, созидая`Олег Богомолов руководит Курганской областью уже 10 лет. В последний раз он был избран губернатором в декабре 2004 года и на данный момент является единственным региональным лидером в Уральском федеральном округе, избранным на свой пост всенародным голосованием, а не наделенным полномочиями по представлению президента в соответствии с новым законодательством. О том, как в области реализуют национальные проекты, решают проблему суррогатного алкоголя, о возможности назначать мэров региональных столиц, перспективах объединения регионов в УрФО и многом другом Олег Богомолов рассказал, отвечая на вопросы, заданные ему в ходе Интернет-конференции, проведенной Страной.Ru.

- Олег Алексеевич, хотелось бы узнать, как у вас в области будут реализовывать четыре нацпроекта. Достаточно ли средств в областном бюджете? Или вы собираетесь также привлекать средства инвесторов, в частности для проекта "Доступное жилье"?

- Конечно, когда речь идет о деньгах, то их всегда не хватает. Два национальных проекта "Образование" и "Здоровье" за 10 месяцев 2006 года были профинансированы почти на 80% от запланированного. В общероссийском масштабе эти проекты так же лидируют. Ситуация с сельским хозяйством и жильем оставляет желать лучшего, но эта проблема стоит не только перед зауральцами, но и почти перед всеми остальными жителями России.

Если говорить о нацпроекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", то на него уже потрачено 17,5 млн. руб. из федерального бюджета и 135,5 млн. руб. из областного бюджета. Те темпы ввода жилья в эксплуатацию, которые сейчас существуют, позволяют надеяться на то, что мы выйдем в 2010 году на запланированную цифру - строительство 500 тыс. м. кв. в год.

Что касается инвестиций, то мы только рады дополнительным финансовым вливаниям. Правительство области готово рассмотреть все предложения. Я много говорю о том, что пора бизнесу строить жилье, ведь раньше каждое предприятие возводило дома, а сейчас это делают только предприятия железной дороги и ОАО "ШААЗ". Нужно возродить социальную ответственность бизнеса. Он окреп и вполне может взять на себя такие обязательства.

- Как вы относитесь к идее учредить еще один нацпроект - "Дорожный"?

- Это была бы хорошая идея. Более того, на Совете при полномочном представителе Президента в УрФО, с участием министра финансов Алексея Кудрина я фактически это и предложил. Ведь дороги - это визитная карточка регионов. В нашей области постоянно идет строительство и ремонт дорог. Географически Курганская области расположена так, что по ее территории проходят трассы государственного значения. Поэтому за счет средств областного бюджета мы вынуждены приводить в порядок не только "свои" магистрали, но и федеральные трассы. Хотя, конечно, центр выделяет нам деньги на эти цели, но этих средств не достаточно.

Я предлагаю уже сейчас подумать о строительстве современной автомобильной трассы от Москвы до Владивостока. Это "тянет" на глобальный проект, который сродни строительству Транссиба в конце 19 - начале 20 века. Уже тогда стало ясно, что создание коммуникаций дают резкий толчок к экономическому развитию территорий, обустраивается инфраструктура, привлекаются немалые средства частных лиц. Да и строительство "супер-трассы" поднимет ряд отраслей экономики. Не надо забывать и об "американском" опыте 30-х годов, когда строительство современных дорог помогло преодолеть "Великую депрессию".

- Уважаемый Олег Алексеевич! В последнее время активно обсуждалась тема отмены выборов мэров региональных центров. "Единая Россия" в итоге решила повременить с обсуждением этого закона. Каково ваше мнение, мэров крупных городов надо выбирать или назначать? И сколько у них должно быть полномочий?

- На мой взгляд, процесс должен иметь свою логику и завершенность. Поэтому, если говорить об укреплении власти, ее вертикали, всерьез, то переход на иную систему выборов глав областных центров, аналогичную той, что введена по отношению к руководителям субъектов РФ, представляется целесообразной, закономерной и необходимой.

Областные центры - это ведь не только административная единица, это, чаще всего, крупнейшие экономические центры региона. И если возникает непонимание, разногласия между руководством субъекта России и руководством региональной столицы - это негативно влияет на положение дел в субъекте РФ в целом. Переход на новую систему выборов глав столичных городов позитивно повлиял бы на ситуацию в стране. Улучшилась бы согласованность действий властей всех уровней. В конце концов, последние 10 лет показали, что практически во всех территориях существует конфликт между губернатором и мэром. Там, где намечалось взаимодействие, можно было говорить скорее не о единстве целей и задач, а о том, что губернатор провел "своего" кандидата в градоначальники. Тем более важно, что, предъявляя серьезные требования губернаторам, федеральный центр не "спрашивает" с мэров, а в большинстве регионов производственный и финансовый потенциал сосредоточен именно в городах-столицах. Получается, мэр предоставлен сам себе, а за социально-экономическую ситуацию в регионе спрашивают с губернатора. Есть и конкретные примеры, когда главы городов фактически игнорируют проведение единой государственной политики, как в экономической, так и в социальной сфере.



Понимаю, что данный шаг сопряжен с определенными сложностями правового, конституционного порядка. В частности то, что руководители городов, в том числе и областных, относятся к системе местного самоуправления, а не к государственной власти. И все же, полагаю, что любые, в том числе правовые препятствия вполне могут быть преодолены правовыми и конституционными поправками. Главное должен быть избран цивилизованный, правовой путь.

- Олег Алексеевич, на ваш взгляд, какие меры должны приниматься на местах (в регионах) для предотвращения коррупции в органах власти, милиции и правоохранительных органах?

В послании президента Российской Федерации 2006 года в части, касающейся коррупции, четко говорится о том, что предупреждение и противодействие коррупции являются национальным приоритетом и стратегической задачей государства и общества. Она подрывает веру граждан в справедливость и способность государства защитить права и обеспечить законные интересы широких слоев населения. Кроме того, коррупция представляет реальную угрозу успешному осуществлению национальных проектов.

Для эффективной борьбы с коррупцией правительство области разрабатывает программу, в которой изначально будет заложено решение таких задач, как внедрение дополнительных механизмов, ограничивающих возможность коррупции в исполнительных органах государственной власти Курганской области, проведение экспертизы на коррупционность нормативно-правовых актов и договоров, заключаемых от имени Курганской области. В частности, от имени областного правительства. Кроме того, мы видим острую необходимость создания кадастра некредитоспособных и финансово несостоятельных предприятий, а также банка данных о субъектах предпринимательской деятельности, участвующих в реализации социальных программ на территории области.

Считаю необходимым создать антикоррупционный совет при губернаторе Курганской области, как совещательный орган для рассмотрения вопросов по разработке антикоррупционной политики. С другой стороны, важно оказывать поддержку правоохранительным органам в их материально-финансовом обеспечении. В конце 90-х, областной бюджет имел огромные долги перед УВД области по финансированию "местной" милиции. Человек в погонах не получающий жалование месяцами - это привлекательный объект для коррупционных сил. Сейчас мы этого категорически не допускаем. Более того, занимаемся поддержкой сил правопорядка - приобретаем технику, обмундирование, оказываем иную помощь.

- Уважаемый Губернатор! Как вы относитесь к идее, пока звучащей на уровне слухов, присоединить Курганскую область к другому, экономически более сильному региону, или "распилить" между соседями? Станут ли курганцы от этого жить лучше?

- Идея не нова, и данный вопрос задают мне уже не менее шести лет. Почему его усердно муссируют мне не понятно. Ведь мы никогда не обсуждали его с Президентом России Владимиром Путиным. И никто в Правительстве РФ на это мне даже никогда не намекал. Однако, кому-то интересно пощекотать нервы населению области глобальными переменами.

И тогда, и сейчас отношусь к этой идее однозначно отрицательно. Курганская область - равноправный субъект Российской Федерации, имеет обширную территорию и интересную историю на протяжении почти 63 лет, население - 1 млн. человек. Сегодня область поступательно развивается, приняты программы и планы социально-экономического развития на ближайшие пять и десять лет, на долгосрочную перспективу. Деятельность региона получила одобрение Президента России во время его визита в октябре 2006 года в Курган, где состоялось заседание Президиума Госсовета РФ.

Станут ли курганцы жить лучше, если пойти по пути объединения областей? Убежден, что - нет. У нас есть опыт внутри региона по укрупнению районов. И в 60-е годы, да и перед перестройкой, в области соединили территории нескольких районов, уменьшив количество районных центров. При этом сэкономили на аппарате управления и ликвидации части структур. Но затем увидели, что бывшие райцентры замедлили развитие, стала угасать их инфраструктура, народ потянулся все-таки к более развитым территориям.

Кстати, в 70-х, 80-х годах часть головных учреждений, и, прежде всего, энергетики и строительства находились за пределами области. Поэтому программы, особенно по капитальному строительству, финансировали в области по "остаточному принципу". Именно этой порочной системе мы обязаны отставанию в развитии на данном этапе. Необходимости повторять очевидные ошибки, естественно, нет.

Мы не хотим такой участи ни для областного центра, ни для всего Зауралья. Кроме того, всякая перекройка границ скажется не лучшим образом на динамике экономики, пока не устоится новое, не будут отработаны механизмы государственного управления в социальной сфере и так далее. Сегодня рынок диктует: богато живут не на подачки, не на социальные пособия, а когда зарабатывают средства путем созидания. Правительство Курганской области стремится, чтобы наш регион развивался самостоятельным субъектом России. И, насколько мне известно, сегодня планов по разделу области ни у кого нет.

- Уважаемый губернатор! На днях опять прошло сообщение о задержании партии бутылок водки, которую пытались завезти из Казахстана по реке Тобол. Хотя всем понятно, что "питейная зараза" не из-за кордона к нам завезена. Как вы думаете, перестанут ли, наконец, в России пить горькую?

- Я считаю, что одними ограничительными, запретительными и репрессивными мерами данную проблему не решить. Мы ежегодно изымаем из оборота тысячи литров суррогатов, контрабандного алкоголя и пойла домашней выработки. Правоохранительными органами возбуждаются сотни уголовных дел. Результатом нашей деятельности явилось снижение на 12% в текущем году количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

Мы будем продолжать работать по пресечению спаивания населения. Принят указ об изъятии из розничной продажи товаров бытовой химии, содержащих непищевой спирт. На заседаниях Правительства области постоянно обсуждается проблема распития спиртных напитков в общественных местах, принимаются конкретные меры. Хотя и в этой работе нельзя рассчитывать на быстрый результат. Нужен комплекс мер - экономических, организационных, законодательных, культурных, социальных. И немаловажная деталь - поддержка мер Правительства населением. Пока многие живут по принципу: "моя хата с краю - ничего не знаю".

14.12.06.

Николай Белкин


Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.

Док. 268794
Опублик.: 18.12.06
Число обращений: 1365

  • Богомолов Олег Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``