В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Андрианов: `Современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ` Назад
Владимир Андрианов: `Современные проблемы и перспективы формирования Единого экономического пространства стран СНГ`
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве

Советский Союз, задолго до создания Европейского союза (ЕС), отвечал всем критериям современного регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали:
    зона свободной торговли;
    таможенный союз;
    единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы).
Кроме того, был единый рынок, наднациональные органы управления, единая макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, единая валюта.
Но волею судеб распад Советского Союза, дезинтеграция Республик, входивших в его состав, совпал по времени с завершающим этапом европейской интеграции - заключением валютного союза.
Подписание Маастрихских соглашений об условиях конвергенции в Европейском Союзе и подписание Беловежских соглашений о создании СНГ, что привело к юридической ликвидации Советского Союза, произошло практически в одно и тоже время - в декабре 1991 г.
Сразу после распада СССР и создания СНГ, в течение 1992-93 годов все 12 стран подписали между собой двусторонние соглашения о свободной торговле, которые провозгласили де-юро на всем пространстве СНГ зону свободной торговли с минимальными изъятиями.
В 1993-94 годах были подписаны многосторонние соглашения, которые в случае выполнения намеченных в них мер могли привести к созданию на территории всех стран членов СНГ Таможенного союза.
Экономическое сотрудничество с входящими в Содружество странами развивалось весьма неоднозначно. На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 годах) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.
В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья.
В результате суммарный ВВП стран Содружества в этот период уменьшился почти в два раза. Товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 году (по данным ГТК России) 24,4 млрд. долларов.
Предпринятые в рамках СНГ в 1995-1997 годах меры по активизации интеграционных процессов, связанные с началом формирования более свободных режимов торговли стран СНГ, создание Союзного государства и Таможенного союза, а также восстановлением и развитием отдельных производственно-технологических связей, позволили обеспечить некоторую стабилизацию в экономических отношениях со странами СНГ.
Товарооборот России с этими государствами в 1997 году составил 30,9 млрд. долларов или вырос по сравнению с 1994 годом на 26,6 процентов.
Однако, финансовый кризис в России в 1998 г. сказался и на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля с которыми сократилась в 1999 году до 19 млрд. долларов или на 38% к уровню 1997 года.
    На развитии сотрудничества России со странами СНГ в период 2000-2002 годов положительное влияние оказала стабилизация экономической ситуации в странах СНГ и благоприятная конъюнктура мирового рынка, на энергоносители.
Последовавший в 2000 году значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долларов (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне.
Товарооборот России со странами СНГ в 2004 году составил 46,1 млрд. долларов, в том числе экспорт из России 29,4 млрд. долларов и импорт в Россию 17,7 млрд. долларов. Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достигло 11,6 млрд. долларов или выросло по сравнению с 2001 годом в 1,6 раза.
Однако, заполнив образовавшийся вакуум на постсоветском пространстве и достаточно успешно решив задачу "цивилизованного развода" бывших советских Республик, СНГ так и не смогло стать эффективно действующим региональным интеграционным объединением. В экономической сфере дальше режима свободной торговли с изъятиями и ограничениями продвинуться не удалось.
В настоящее время СНГ, несмотря на ряд попыток его кардинального реформирования, по прежнему представляет собой виртуальное интеграционное объединение со сложной плохо управляемой бюрократической структурой.




Таможенный союз - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

В середине 90-х годов прошлого столетия была предпринята попытка придать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Данное интеграционное объединение просуществовало не очень долго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В настоящее время в ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Статус наблюдателя получили Армения, Молдавия и Украина.
При подготовке пакета документов о создании ЕврАзЭС, были обозначены этапы и конечная цель - соответственно Таможенный союз и Единое экономическое пространство.
Предусматривалась возможность принятия принципиальных решений разновесным голосованием, где каждая страна, в зависимости от экономического потенциала имела определенный процент голосов. Однако, не были зафиксированы и четко прописаны возможности создания соответствующих институциональных органов международной организации.
В результате, если еще на первоначальном этапе работы над созданием Таможенного союза - к концу 1995 года, были унифицированы ставки таможенного тарифа практически на 100%, то последние годы уровень унификации снизился примерно до 56-60%.
Главная причина снижения уровня унификации в том, что все решения по изменению ставок таможенного тарифа принимаются национальными органами стран-участниц, а не единым наднациональным органом.
Тем не менее, в лице ЕврАзЭС мы имеем перспективную региональную организацию, построенную с учетом основных принципов Евросюза, которая имеет четкие экономические цели и действенную институциональную структуру. Именно в ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений.
Товарооборот России со странами ЕврАзЭС составил в 2004 г. 26,5 млрд.долл., увеличившись за пять лет более, чем в 2,5 раза.
Уже сегодня Евразийское экономическое сообщество наполняется реальным экономическим содержанием. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.
В сентябре 2005 г. в столице Таджикистана г. Душанбе было подписано соглашение о базовом перечне единого таможенного тарифа. Главы правительств пяти стран образовали Совет по финансово-экономической политики ЕврАзЭС на уровне министров экономики и финансов стран-членов.
В октябре 2005 г. было принято решение о слиянии организации Центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС), в которую входили Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан с ЕврАзЭС.
Из стран ОЦАС членом ЕврАзЭС не являлся только Узбекистан, который в достаточно короткие сроки пройдя необходимые внутригосударственные процедуры в 2006 г. стал полноправным членом этой организации.
В соответствии с документом "Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003 - 2006 и последующие годы" предстоит завершить до конца 2006 г. подготовку к формированию таможенного союза. В долгосрочной перспективе возможно образование и валютного союза.

Предпосылки создания Единого экономического пространства
(ЕЭП) как организации региональной интеграции

Цели создания ЕЭП во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС, круг основных участников тоже во многом совпадает. Почему объединить экономики решили именно Россия, Украина. Казахстан и Белоруссия?
Ответ очевиден. На долю четверки приходится около 95% от общего экономического потенциала стран СНГ. При этом доля России составляет сегодня 82% совокупного ВВП "четверки", 78% промышленной продукции, 79% инвестиций в основной капитал.
Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более емкого и широкого рынка.
Рынок четверки - это 215 миллионов человек плюс огромные природные ресурсы, практически полностью обеспечивающие основные потребности экономики стран-участниц.
Не маловажным фактором является наличие значительной части русскоязычного населения и пока еще сохраняющиеся кооперационные связи между предприятиями, входивших ранее в единый экономический комплекс Советского союза.
Одним из мотивов создания ЕЭП была попытка привлечь к более динамичным процессам интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.

Основные этапы формирования ЕЭП

Началом работы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) стало Заявление Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины от 23 февраля 2003 г.
В этом Заявление была выражена готовность Сторон начать переговоры по мерам необходимым для формирования Единого экономического пространства.
Конечной целью работы было провозглашено создание Организации региональной интеграции. Для реализации договоренностей Стороны учредили Группу высокого уровня и утвердили ее мандат.
Группу высокого уровня возглавили представители правительств государств на уровне Вице-премьеров.
В своей деятельности ГВУ опирается на семь рабочих групп, которые были созданы из представителей органов государственного управления государств-участников для подготовки проектов международных договоров и иных документов ЕЭП и для проведения переговоров.
В целях технического обеспечения разработки проектов документов была образована экспертно-организационная группа ЕЭП (Орггруппа ЕЭП) при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
В достаточно короткие сроки Сторонам удалось подготовить многостороннее Соглашение о формировании Единого экономического пространства, Концепцию формирования Единого экономического пространства, которые были подписаны главами государств 19 сентября 2003 г. в городе Ялте.
К Соглашению о формировании Единого экономического пространства была сделана оговорка Украиной, согласно которой она будет принимать участие в функционировании Единого экономического пространства в пределах, соответствующих Конституции Украины.
В апреле - мае 2004 г. указанные документы почти синхронно были ратифицированы парламентами стран - участниц ЕЭП.
Соглашение и Концепция, которая является его неотъемлемой частью - теоретически и практически выверенная модель интеграции.
В принятом соглашении, в частности дается определение Единому экономическому пространству. "Под Единым экономическим пространством стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая, и согласованная, в мере и том объеме в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика".
Данное определение достаточно сложное, поскольку является результатом компромисса в позициях сторон, но в целом отражает смысл и цель объединения.
В процессе формирования ЕЭП заложен принцип разноуровневой, разноскоростной интеграции. В итоге государства - члены ЕЭП вправе самостоятельно определять глубину и скорость своего интеграционного движения, но не могут блокировать продвижение других партнеров.
В соглашении зафиксировано, что формирование ЕЭП требует создания координирующих, то есть над национальных органов, которые будут организовываться по мере появления необходимости в их учреждении.
Принципиальные решения в этих органах будут приниматься с учетом экономического веса государств.
В мае 2004 г. главы государств ЕЭП подписали документ под названием Комплекс мер по формированию ЕЭП, который состоит из 22 разделов и охватывает в общей сложности 116 различных мероприятий по унификации законодательных актов. Данный документ определяет какие шаги и в какой последовательности нужно принимать для формирования единого экономического пространства.
На базе комплекса мер был разработан перечень из 85 основных международно-правовых документов по формированию ЕЭП и определены исполнители научно-исследовательских работ по подготовке указанных документов.
В настоящее время Перечень содержит 93 наименование проектов международно-правовых и иных документов.
На саммите в Астане 15 сентября 2004 г. руководители государств-участников Соглашения утвердили перечень из 29 международно-правовых и иных документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке - (до 1 июля 2005 г.)
Работа исполнителей-разработчиков Сторон по подготовке 88 из 91 международно-правовых документов, в том числе по 29 первоочередным, была завершена к апрелю 2005 г. Представленные документы соответствуют требованиям, определенным техническими заданиями, и рекомендованы для обсуждения сторонами.
На саммите в Казани 27 августа 2005 г. было принято заявление глав государств, участвующих в формировании ЕЭП, в котором были утверждены 15 соглашений, направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.
Подписание указанных 15 соглашений в совокупности с пакетом из 29 документов, утвержденным 15 сентября 2004 г., обеспечит, с учетом норм и правил ВТО, формирование общего таможенного тарифа, определение единых правил конкурентной политики и субсидирования, унификацию мер нетарифного регулирования и торговых режимов по отношению к третьим странам, упрощение порядка таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних таможенных границах с последующей их отменой.

П Е Р Е Ч Е Н Ь

международно-правовых документов,
направленных на дальнейшее углубление интеграционных процессов

No    No
позиций сводного перечня    Наименование документов
1    4    Соглашение об унификации торговых режимов государств-участников ЕЭП в отношении третьих стран
2    7    Соглашение о едином порядке применения экспортных, импортных и тарифных квот и безусловных запретов (эмбарго) в торговле с третьими странами
3    9    Соглашение о применении специальных защитных, антидемпин#172;говых и компенсационных мер по отношению к третьим странами
4    12    Основы таможенного законодательства государств-участников ЕЭП
5    18    Общий таможенный тариф
6    19    Соглашение о единой таможенно-тарифной политике и едином перечне товаров и стран, в отношении которых государства-участников ЕЭП предоставляют преференции
7    20    Соглашение о едином порядке экспортного контроля государств-участников ЕЭП
8    22    Соглашение об организации обмена информацией о перемещении товаров и транспортных средств между таможенными органами государств-участников ЕЭП
9    23    Соглашение об отмене специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле
10    31    Соглашение о единых правилах в области конкуренции
11    33    Соглашение, закрепляющее единые правила регулирования деятельности естественных монополий, включающих вопросы тарифной политики
12    40    Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий
13    52    Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных (в том числе ветеринарных) и фитосанитарных мер
14    64    Соглашение о порядке администрирования косвенных налогов в случае отмены таможенного оформления товаров
15    94    Соглашение о создании Органа по разрешению споров в рамках ЕЭП


Главы государств поручили членам Группы высокого уровня до 1 декабря 2005 г. и до 1 марта 2006 г. доложить о готовности к подписанию второго пакета из 15 документов.
С таким алгоритмом работы согласились главы государств Республики Беларусь, Казахстана и России. Украинская сторона заявила, что она определит этапность своего участия исходя из принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции с учетом норм и правил ВТО. По всей видимости, указанные документы будут подписаны в трехстороннем формате, без участия Украины.
Кроме того, группе высокого уровня было поручено подготовить проект единого кодифицированного международно-правового документа по формированию ЕЭП.
Стороны завершают подготовку 29 документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочередном порядке, и после этого планируют приступить к выполнению внутригосударственных процедур, необходимых для принятия решения об их подписании.

Основные принципы и преимущества создания ЕЭП

К основополагающим принципам подписанного Соглашения о формировании ЕЭП можно отнести следующие:
    правовая база на основе норм и правил ВТО;
    использование интеграционного опыта Европейского союза;
    поэтапная интеграция ;
    разноскоростной и разноуровневой подход;
    возможность присоединения к Соглашению для других стран.
    политический союз не предусматривается.
Соглашение предполагает гармонизацию макроэкономической политики в валютно-финансовой сфере (уровень инфляции, обменные курсы, процентные ставки, и др.) в сфере налогообложения (фискальная политика, бюджетный дефицит) и др.
Создание единого рынка предполагает полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг, которое обеспечивается за счет:
    создание благоприятных равных условий для инвестиций;
    проведение единой конкурентной политики;
    общие правила в области регулирования деятельности естественных монополий;
    унификация практики предоставления субсидий;
    отказ от антидемпинговых и иных защитных мер;
    гармонизация технических и регулирующих стандартов и регламентов и иных нетарифных барьеров
    упрощение трудовой миграции;
В Соглашении зафиксировано, очень важное положение, касающееся создания координирующих, то есть наднациональных органов, которые будут организовываться по мере появления необходимости в их учреждении.
В частности, планируется создать Секретариат глав Государств, где предусматривается принятие решений на основе консенсуса. Наднациональным органом должна стать единая регулирующая межгосударственная независимая Комиссия по торговле и тарифам, где решения будут приниматься с учетом экономического веса государств.
Вместе взятые указанные особенности формирования ЕЭП предполагают уровень экономической и торговой интеграции, более высокий, чем в других сравнительно успешных региональных торговых объединениях таких например как НАФТА.
Очевидны и выигрыши от формирования единого экономического пространства для бизнес сообщества. Прежде всего, это улучшение условий работы на рынках стран-участниц. Снижаются риски ведения бизнеса в силу появления международных правовых гарантий. Создаются правовые условия для процессов укрупнения деловых структур в ходе слияний и поглощений.
Важно еще раз подчеркнуть, что разработка правовой базы ЕЭП осуществляется на основе норм и правил ВТО и опыта интеграции Европейского союза, что в перспективе делает совместимым Единое экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Общим европейским экономическим пространством (ОЕЭП).

Основные проблемы формирования ЕЭП

Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором страны".
Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Взятый новой украинской элитой курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректированы в ближайшие годы.
Украина уже сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ. Украина также более активно развивает торгово-экономические связи с Европейским союзом, чем со странами постсоветского пространства.
Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд сильных субъективных факторов, эпнопсихологического характера.
При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала за создание только зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, наивно полагая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе во внешнеэкономической сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидировании, защите интеллектуальной собственности и др.
Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании Единого экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утвержденных Президентами стран участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.
Серьезной проблемой остается координация позиций стран ЕЭП по условиям вступления в ВТО. Переговоры о вступлении в ВТО являются приоритетными для всех стран участниц проекта. Эти страны испытывают давление в вопросе расширенного доступа к рынкам, прежде всего рынку энергоресурсов, услуг, банковской сфере, сельскохозяйственной и промышленной продукции, как условия одобрения вступления в организацию со стороны других членов.
Самостоятельное вступление одного из государств ЕЭП будет означать закрепление (связывание) режима внешней торговли. Другие государства останутся свободными от данных обязательств.
Наибольшую озабоченность так же вызывает позиция Украины, которая форсирует вступление в ВТО, за счет уступок, которые могут иметь непредсказуемые последствия. Правительство Украины планирует до конца текущего года стать членом ВТО. Украину активно поддерживают США, ЕС и другие страны.
На текущий момент условия присоединения Украины к ВТО значительно либеральнее российских. Украина готова зафиксировать импортные пошлины на уровне существенно ниже, чем планирует это сделать Россия.
В условиях режима свободной российско-украинской торговли такие различия могут иметь серьезные негативные экономические последствия не только для самой Украины, но и для России.
В случае гармонизации тарифа на основе украинских обязательств бюджетные потери для России за счет снижения таможенных платежей оцениваются в сотни миллионов долл.США ежегодно.
Кроме того велика вероятность рост импорта товаров из третьих стран при сокращении российского производства. Потери российских производителей в топливной, легкой, пищевой, химической, лесобумажной промышленности, машиностроении, металлургии, сельском хозяйстве оцениваются специалистами в миллиарды долл. США.
Чтобы не допустить дестабилизации чувствительных сегментов российского рынка из-за слишком открытого украинского рынка, Россия вынуждена будет идти на ограничение доступа отдельных товаров на свой рынок, что делает проблематичной полную отмену мер селективной защиты рынков.
Из-за значительных различий в уровне защиты рынков услуг России и Украины проблемы либерализации торговли услугами носят еще более чуствительный характер. В связи с обязательствами Украины в энергетическом секторе услуг, к примеру, могут возникнуть проблемы в части исполнения обязательств по транзиту российской нефти и газа.
Условия, на которых Украина может стать членом ВТО вынудит Россию, а возможно и других участников ЕЭП, прежде всего Белоруссию, защищать свои рынки путем введения таможенных ограничений, что соответственно ставит под вопрос идею-фикс Украины о создании в рамках ЕЭП зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.
Примерно такая же проблема возникает в связи с присоединением России к Киотскому протоколу, который вступил в силу в феврале 2005 г.
Киотский протокол означает принятие Россией серьезных обязательств в вопросах согласования сокращения выбросов углекислого газа с целью приведения их к уровню, который должен быть ниже, зафиксированного в 1990 г. Обязательства России должны быть увязаны с аналогичными обязательствами других стран участников ЕЭП.
Таким образом, международные аспекты формирования ЕЭП могут оказать заметное влияние на ход всего переговорного процесса.

* * *

Современные тенденции в интеграционных процессах на постсоветском пространстве позволяют сделать ряд выводов.
Тесная экономическая интеграция со странами СНГ, по прежнему, отвечает стратегическим интересам России. Однако она должна носить более активный, и прагматичный характер.
При реорганизации СНГ целесообразно сохранить ее как "политическую площадку", для обсуждения вопросов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проблем безопасности, взаимодействие правоохранительных органов, гуманитарного и культурного сотрудничества.
В этой связи, радикальная экономическая реформа СНГ, по нашему мнению, не целесообразна поскольку за последние годы были созданы новые интеграционные объединения, которые в отличие от Содружества имеют четкие цели, задачи и механизмы их реализации. Речь идет о ЕврАзЭС , ЕЭП и ОДКБ.
Целесообразно сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС. Именно в ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте. До конца 2006 г. предстоит завершить подготовку к формированию таможенного союза.
Создан региональный банк развития, который будет способствовать реализации крупных совместных проектов.
Как представляется страны ЕврАзЭС должны сегодня вплотную перейти к тесной координации действий в сфере валютной политики и существенно расширить долю национальных валют во взаимных расчетах, создавая возможно преференциальный режим для тех участников внешнеторговой деятельности, которые проводят расчеты, например, в рублях, а не в долларах или евро.
В этих целях необходимы соглашения о стабилизации обменных курсов национальных валют с определением пределов их допустимых колебаний. Задача согласования пределов взаимных колебаний валютных курсов тем более безотлагательна, что не решив ее мы не сможем добиться исключения из наших взаимоотношений практики применения специальных защитных мер. В долгосрочной перспективе возможно образование и валютного союза.
Вопросы военно-политического характера полностью закрывает Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая в последние годы значительно активизировала свою работу.
Значительный импульс интеграционным процессам в странах СНГ и активизации торгово-экономического сотрудничества может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Чтобы создать такое пространство, необходимо существенно сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регулирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества.
Наконец, важно иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита госбюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику.
Если мы в рамках формирования ЕЭП приступим к реализации механизмов, обеспечивающих свободу передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то это, несомненно, позволит многократно увеличить объем наших торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц
Следует подчеркнуть, что создание ЕЭП не противоречит, а наоборот наполняет реальным содержанием политику России по отношению к Европейскому союзу.
Россия четко обозначила европейский вектор своей политики в направлении формирования с Европейским союзом "четырех общих пространств", в том числе и экономического.
В соответствии с концепцией, одобренной на римском саммите России - ЕС в 2003 г. Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) России и Евросоюза призвано содействовать:
    сближению правовых и экономических систем;
    углублению инвестиционного взаимодействия;
    дальнейшему продвижению энергодиалога;
    решению вопросов сопряженности транспортных сетей;
    реализацию крупных проектов, имеющих общеевропейское значение;
    развитию сотрудничества в инновационной и научно-технических областях.
В таком же формате могла б двигаться в Евросоюз и Украина. При этом Украина может извлекать из членства в ЕЭП двойную выгоду. Пользоваться доступом к рынках партнеров по ЕЭП и одновременно готовить экономику и институциональную базу для будущего вхождения в Евросоюз.
К сожалению, проект ЕЭП оказался для Украины чрезмерно политизированным. Однако шансы на принятие прагматичного решения в пользу участия страны в ЕЭП остаются.
Вероятен и другой сценарий. Украина отказывается продолжить работу по формированию Единого экономического пространства или не соглашается идти в рамках ЕЭП дальше зоны свободной торговли и начинает процесс ускоренной подготовки к вступлению в Евросоюз.
В этом случае вступает в силу сценарий разноскоростной интеграции. ЕЭП может реализовываться в формате трех стран с последующим возможным соединением с ЕврАзЭС на правой базе ЕЭП.
Осуществление проекта ЕЭП потребует большого объема работы по решению правовых, институциональных, технических организационных и процедурных вопросов в целом ряде взаимосвязанных отраслей. В этом плане ключевое значение имеет правильная последовательность шагов, особенно с учетом предлагаемых сжатых временных рамок.
Очевидно, что в обеспечении прочности и устойчивости создаваемой интеграционной конструкции на Россию ложится не только значительная доля ответственности, но и неизбежные, особенно на первом этапе, дополнительные расходы.
При этом следует иметь ввиду, что интеграция - это прежде всего процесс оптимизации существующей экономической инфраструктуры объединяющихся государств, увеличение совокупного их экономического ресурса, значительное расширение емкости общего рынка товаров и услуг.
По законам системного анализа увеличение общего ресурса системы значительно повышает ее устойчивость к внешнему воздействию и динамизм социально-экономического развития.

Андрианов В.Д.

viperson.ru

Док. 268506
Перв. публик.: 15.12.06
Последн. ред.: 03.11.10
Число обращений: 3261

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``