Пушков объяснил опасения из-за восстановления России в ПАСЕ
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Владимир Андрианов: Функциональные экономические системы (Новая теория устойчивого развития ) Назад
Владимир Андрианов: Функциональные экономические системы (Новая теория устойчивого развития )
Проблемы, связанные с местом, ролью, функциями государства в экономики занимали умы ученых с самого возникновения экономической науки.
В мировой экономической литературе прошлого столетия представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему.
При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства - был ли это период мира или войны, бурного экономического роста или затяжного циклического кризиса, галопирующей инфляции или дефляции и др.
Объективные процессы, эволюции мирового хозяйства, способствовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития экономики и разработке научно обоснованной экономической политики государства.
В западной макроэкономической теории в прошлом столетии сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования, получившие название кейнсианство и монетаризм.
Кейнсиансты исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому поощряется активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики.
В основе концепции монетаризма, лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия.
В данной статье автор предлагает собственную, теорию регулирования рыночного хозяйства, теорию функциональных экономических систем, которая представляют собой своеобразный симбиоз из воззрений многих выдающихся ученых, в той или иной мере относящих себя к последователям концепций кейнсианства и монетаризма.
Теория функциональных экономических систем фактически может поставить точку в извечном противоборстве между кейнсианством и монетаризмом.
Кроме того, поскольку ФЭС возникают в процессе эволюции институтов, данная теория вносит определенный вклад в развитие институциональной теории.
Теорию функциональных экономических систем автор предлагает рассматривать, как новую исследовательскую системную парадигму, поскольку она не может быть сведена к частной дисциплине, а изучает взаимодействие различных сфер общества - экономики, политики, социологии, культуры, идеологии и др.

1. Определение функциональных экономических систем
Основными условиями успешного функционирования рыночной экономики является устойчивость и динамизм.
В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния в экономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.
Впервые концепцию общего экономического равновесия как универсальное средство анализа экономической системы предложил швейцарский экономист Л. Вальрас.

Справочно: Вальрас Мари Эспри Леон (1834 - 1910 гг.) швейцарский экономист основатель и крупнейший представитель математической школы в политической экономии. В основном своем произведении - "Элементы чистой политической экономии" (1874 -1877 гг.) была сделана попытка построения обобщенной математической модели (системы уравнений) капиталистической экономики.
Модель включала производство, обмен, образование капитала и денежное обращение. Система Вальраса оказала значительное влияние на использование математических методов применительно к экономическому анализу.
Работы Вальраса послужили базой для развития балансовых методов экономического анализа и планирования, основанных на построении и решении систем линейных уравнений, связывающих равновесные параметры. На этих принципах построена экономико-математическая модель "затраты-выпуск" лауреата Нобелевской премии по экономике В. Леонтьева.
Дальнейшее развитие концепции экономического равновесия происходило на основе изучения количественных закономерностей и взаимосвязи хозяйственных явлений и процессов с использованием математического и статистического описания организации разнородных экономических систем.

Согласно концепции общего экономического равновесия экономические субъекты стремятся перевести экономическую систему в оптимальное состоя#172;ние, рассматривая его как равновесие, которое в данном контексте ассоциируется с устойчивостью.
Таким образом, устойчивость можно определить, как способность системы сохранить свое качество в условиях изменяющейся среды, и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных).
Устойчивость системы зависит от большой группы факторов. Потеря устойчивости может произойти вследствие следующих обстоятельств:
    изменения параметров системы (бифуркации),
    из-за наличия внешних воздействий (в частности, слишком значительных или качественно несовместимых с системой),
    нарушении связей в системе, когда меняется ее структура (структурная неустойчивость).

По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В экономических системах такими механизмами, по нашему мнению, призваны стать функциональные экономические системы (ФЭС).
Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
Функциональные экономические системы отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, системы страхования, и др.) прежде всего тем, что представляют собой саморегулирующиеся структуры, в которых всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
Известный американский экономист Питер Дракер, которого называют отцом основателем современной теории менеджмента еще в 1954 г. писал: "Целевые показатели в ключевых областях бизнеса являются приборной панелью, необходимой для пилота делового предприятия".

Справочно: Питер Ф. Дракер (1909 - 2005 гг.) американский экономист, социолог. Специалист в области проблем управления. Один из теоретиков эмпирической школы и индустриальной социологии, которая основывалась на синтезе классической школы управления и "теории человеческих отношений". Основные работы: "Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы", "Новые реальности в правительстве и политике. Экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении"

Совершенно очевидно, что успешного проведения экономической политики также необходима "приборная панель", которая бы давала правильные ориентиры экономическому курсу.
К основным макроэкономическим показателям устойчивости (равновесия), которые необходимо поддерживать на определенных заданных уровнях и из которых можно сформировать так называемую "приборную панель" устойчивого и сбалансированного экономического роста можно отнести следующие:
    темпы прироста ВВП;
    годовой уровень инфляции;
    темпы роста денежной массы;
     размер дефицита государственного бюджета;
    объем государственного долга;
    пределы колебания курса национальной валюты;
    объём золотовалютных резервов;
    размер платежей по обслуживанию внешнего долга;
    уровень накоплений в ВВП;
    доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка;
    уровень безработицы;
индекс Джини (степень неравенства в распределении денежных доходах различных слоев населения);
    индекс уровня бедности;
    индекс экологической устойчивости и др.

Значение самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры можно разделить на три категории:
    оптимальное;
    пороговое;
    критическое.
В частности, относительно высокие темпы роста экономики можно достичь лишь при годовом уровне инфляции не превышающего 5% - это оптимальное значение показателя.
При годовом уровне инфляции в 40% экономический рост прекращается - пороговое значение показателя.
При годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП - критическое значение показателя.
Статистический показатель, позволяющий количественно оценить степень неравенства в распределении дохода индекс Джини - коэффициент концентрации доходов.
В случае его равномерного распределения каждая группа получает доход пропорционально своей численности и в таком случае коэффициент Джини равняется нулю. При абсолютном неравенстве данный показатель равняется единице.
По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,410 - 0, 420 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем будет - 0,350 - 0,370, а .наиболее оптимальным - 0,250 - 0, 260.
Индекс Джини может быть также использован для определения степени неравномерности распределения заработной платы различных групп работников по характеру занятости, по половому признаку и др.
Некоторые из указанных выше социально-экономических параметров впервые формально были зафиксированы в "Пакте о стабильности евро", так называемых Маастрихских договоренностях, которые лежат в основе экономического и валютного Европейского союза и являются основными критериями конвергенции.
В частности обязательными условиями вхождения стран в Европейский союз являются следующие значения макроэкономических показателей:
    темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5 процентных пункта аналогичный показатель в трех странах с наименьшим ростом цен;
    процентные ставки по долгосрочным кредитам - не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
    дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
    государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
    обменный курс национальной валюты в течение двух лет не должен выходить за пределы колебаний, установленных в Европейском валютном союзе. #61482;
Эти же условия распространяются на новые страны - члены ЕС, которые должны будут ввести на своей территории единую европейскую валюту.
При формировании базовых документов по созданию ЕЭП, в том числе в Соглашение о перечне основных макроэкономических показателей заложены такие же принципы и близкие к ним уровни макроэкономических показателей.
На наш взгляд, одной из причин первой неудачной попытки введения единой валюты в Европе в 1970 году было отсутствие функциональных экономических систем, которые к тому времени еще не сформировались и, соответственно, не смогли обеспечить поддержание равновесия вокруг заданных параметров конвергенции.
Сравнительный анализ экономического развития большинства промышленно развитых и новых индустриальных стран в послевоенный период позволяет определить наиболее оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов, в частности:
    годовое увеличение индекса цен не должно превышать 3-5%;
    темпы роста денежной массы должны соответствовать темпам роста производства (но не более 3-5% в год);
    уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 3-5% от ВВП;
    государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
    колебание курса национальной валюты не должно превышать 1-2 % в месяц..
    объём золотовалютных резервов должен быть не менее 8% от ВВП и достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трёх месяцев;
    отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга - не должно превышать 20% от годовых доходов от экспорта;
    для обеспечения расширенного воспроизводства уровень накоплений в ВВП должен быть не меньше 10%;
    доля иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка - не должна превышать 30-40%;
    удельный вес крупнейшего национального банка на определенном сегменте финансового рынка не должен быть больше 35%;
    уровень безработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособного населения;
    разрыв в денежных доходах 20% самых богатых и 20% самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз.
    индекс бедности не должен превышать 30-40% от всего населения страны.
Таким образом, на основании указанных показателей автор выделяет следующие основные функциональные экономические системы:
    система, регулирующая уровень инфляции;
    система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;
    система, обеспечивающая поддержание устойчивости национальной валюты;
    система, обеспечивающая формирование и поддержание конкурентной среды;
    система защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;
    система, стимулирующая экономическое рост и приоритеты экономического развития;
    система, обеспечивающая приток и движение капитала;
    система социальной защиты населения;
    система защиты окружающей cреды;

ФЭС в современных экономических системах должны занимать промежуточное положение между государством и рынком, обеспечивая гармоничное единство хозяйственного механизма и равновесие на макроэкономическом уровне.

    
Рис. 1. Положение функциональных экономических систем (ФЭС) в современном рыночном хозяйстве.

На микроэкономическом уровне равновесие достигается за счет саморегулирующих организаций бизнеса, которые находятся в определенных связях с функциональными экономическими системами.
По такому же принципу могут создаваться и функционировать международные экономические организации, которые действуют на региональном и глобальном уровне.
В современном рыночном хозяйстве именно государство превращается фактически в мозговой центр, который путем создания ФЭС на различных уровнях, регулирует формирование рыночной среды и обеспечивает динамизм и устойчивость экономического развития

2. История возникновения и эволюция функциональных экономических систем

На наш взгляд функциональные системы стали появляться в рыночной экономике не в процессе целенаправленной деятельности людей, а возникают в процессе эволюции институтов.
ФЭС сформировались под влиянием так называемых "спонтанных порядков", понятие, которое является ядром социальной философии австрийского по происхождению ученого Фридриха фон Хайека.

Справочно: Фридрих фон Хайек австрийский экономист (1899 - 1992 гг.), лауреат Нобелевской премии (1974 г.). Основные работы - "Монетарная теория и торговый цикл" (1929 г.), "Монетарный национализм и международная стабильность" (1933 г.), "Чистая теория капитала" (1941 г), "Индивидуализм и экономические законы" (1943 г.), "Дорога к рабству" (1944 г.), "Конституция свободы" (1960 г.), "Философские труды: политика и экономика" (1967 г.), "Правила и законы" (1973 г.).    

Сущность "спонтанных порядков" состоит в том, что они не являются чьим-то изобретением, воплощением чьего-то замысла. Они образуются эволюционным путем как непреднамеренный, бессознательный результат сознательных действий множества людей, преследующих свои частные цели.
Такие социальные институты занимают, как бы промежуточное положение между миром природных объектов, существующих независимо от человека, и миром искусственных объектов, рожденных его волей и интеллектом.
В этом смысле "спонтанный порядок" можно назвать продуктом человеческой деятельности, но не продуктом человеческого разума.
Хотя формализация ФЭС не была продуктом человеческого разума, но вся история развития человеческого разума в области экономической науки явилась основной предпосылкой их зарождения и вызревания в живой ткани рыночной экономики.
Гениально предвидели возможность появления механизмов саморегуляции на макроэкономическом уровне известный американский экономист Пол Самуэльсон и выдающийся российский экономист Н.Д. Кондратьев.

Справочно: Пол Антони Сэмуэлсон (Самуэльсон) американский экономист, родился в15 мая в 1915 г., лауреат Нобелевской премии (1970 г.). Основные работы: "Экономикс: введение в анализ" (1948 г.) - ставшая самым распространенным в мире учебником по экономической теории, "Линейное програмирование и экономический анализ" (1958 г. в соавторстве с Р. Дорфманом и Р. Солоу), "Точная модель потребительского кредита с использованием или без использования социальных ассигнований" (1962 г.).

В основе экономических воззрений П. Самуэльсона лежало определение условий экономического равновесия, которое "означало такое устойчивое состояние экономики, при котором имеет место тенденция к саморегуляции всех отклонений".

Справочно: Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 - 1938 гг.) выдающийся русский экономист и социолог, автор, получившую всемирную известность теории длинных волн в экономической динамике (больших циклов конъюнктуры - "Кондратьевские циклы"). Основные работы: "Проблемы экономической динамики" (переиздана в 1989 г.), "Основные проблемы экономической статики и динамики" ( переизданы в 1991 г.)

Н.Д.Кондратьев, полагал, что внутренние законы развития рынка познаваемы, и механизм саморегулирования, заложенный в рыночных отношениях, можно и нужно использовать и в механизме государственного управления народным хозяйством.
Поэтому уникальность теории функциональных экономических систем состоит в том, что практически нет ни одной экономической теории, причем даже самых противоборствующих друг с другом, которые в той или иной мере не были бы использованы и формализованы в процессе эволюционного формирования ФЭС.
Среди наиболее известных теорий можно выделить кейнсианство, монетаризм, институциональную теорию, эволюционную теорию, теорию общего равновесия, теорию экономического роста и многие другие.
Поскольку появление функциональных экономических систем связано с развитием и эволюцией институтов, то для более ясного представления о механизме их появления и формирования необходимо обратиться к основным положениям институциональной экономической теории.
Институцианализм (от латинского institutum - установление, устройство, учреждение).
Концепция институцианализма как одного из направлений экономической теории, возникла в начале ХХ века. Основоположником современной институционально-эволюционной теории был американский экономист Томас Веблен.

Справочно: Томас Веблен американский экономист (1857-1929 гг.). Основные работы: "Почему экономика не эволюционная наука" (1898 г.), "Теория праздного класса: экономическое исследование об институтах" (1899), "Место науки в современной цивилизации" (1919 г.).
Значительный вклад в развитие институционализма внесли американские экономисты Джон Коммонс (1862 -1945 гг.), Уэсли Митчел, (1874-1948 гг.), Джон Бейтс Кларк (1847 -1938 гг.), Джон Гелбрейт, Р. Тони, Дуглас Сесил Норт и др.

Основным положением институциональной экономики является признание решающего влияния формальных (законов) и неформальных (обычаев) институтов на развитие экономической системы.
Томас Веблен. под "институтами понимал - привычки и стереотипы мышления, разделяемые большинством членов общества".
Первоначально институты возникают на базе человеческих инстинктов и простейших потребностей.
В процессе удовлетворения этих потребностей, возникают определенные модели поведения, которые приобретают самоподдерживающий характер и по принципу обратной связи формируют стереотипы мышления.
Историческая справка: Теоретические основы экономики как науки были заложены в трудах великого мыслителя античного мира Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Для своего времени Аристотель дал глубокий анализ основных экономических категорий. Он впервые указал на две основы товарных отношений - труд и потребности. Тем самым на многие столетия вперед определил направление дискуссий относительно их природы.

В известной теории активизации мотивации американского экономиста А. Маслоу иерархия потребностей человека представлена в виде пяти уровней, каждый из которых становится главным, ведущим лишь после удовлетворения предыдущего.
На наш взгляд, повседневная жизнь любого человека представляет собой непрерывный процесс удовлетворения разнообразных потребностей. Все потребности человека в самом общем виде можно разделить на несколько категорий:
Прежде всего - это основные физиологические потребности (пища, выделения, гигиена, сон, половые потребности, физическая безопасность, жилище, одежда, и др.).
Далее - это потребности социальные (образование, работа, семья, общение и др.)
    И наконец, наиболее высокий уровень потребностей человека связан с его самореализацией как личности (карьера, положение в обществе, творчество, созидание, благотворительность и др.).
Все потребности человека взаимосвязаны и находятся в иерархической зависимости. Не удовлетворив первичные потребности сложно реализовывать потребности более высокого порядка.

Мы от животных отличаемся умом,
Но вот инстинкты в нас порой сильнее
И коль собаки ты последней голоднее,
Иль женщину давно уж не имеешь
То вряд ли сможешь думать о другом,
О более возвышенном, святом

Стремление к удовлетворению различных категорий своих потребностей - основной мотив поведения человека, движитель развития мировой цивилизации. Других мотивов в поведении человека не было и нет.
История человечества и прогресс мировой цивилизации отражает стремление человека создать наиболее благоприятные условия для удовлетворения всех категорий потребностей. Именно на этой основе возникла и стала динамично развиваться рыночная экономика.
В свою очередь развитие рыночной экономики на определенном этапе привело к тому, что сам рынок стал формировать новые разновидности потребностей.
Исходя из приведенных выше рассуждений, можно дать определение экономики - как целенаправленной и спонтанной деятельности людей по созданию наиболее благоприятных условий для удовлетворения своих потребностей.
В свою очередь благоприятные условия подразумевают не только комфортный быт и материальные блага, но и создание соответствующих институциональных основ общества, т.е. ту социокультурную ткань, в которой указанные потребности можно удовлетворять.
Социально-психологические исследования показывают, что человек осмысливает свои потребности через способ их удовлетворения за счет формирования мотивационно-смысловых комплексов.
Управление формированием мотивационно-смысловыми комплексами позволяет человеку или социальной группе людей сравнительно безболезненно адаптироваться к изменениям в том или ином социуме.
Потребности человека можно рассматривать как источник энергии социума, а способ удовлетворения потребностей как энергетические стоки. Когда источники и стоки находятся в равновесии, социум динамически стабилен. Рассогласование источников и стоков приводит к дестабилизации.
Наиболее прочные и социально целесообразные институты фиксируются в традициях, неформальных нормах поведения, а затем и в "писанном" праве. На этой основе, в свою очередь возникают социальные и общественные организации.
Римское право возникло из обычаев Древнего мира и уже в наше время преобразовалось в континентальное право. Общее право постоянно питается обычаями. Законы продолжают рождаться из обычаев делового оборота, которые сами изменяются с развитием общества и рынка.
Имеет место и обратный процесс. Законы активно влияют на обычаи, особенно в экономической сфере. Однако такое влияние новых законов требует либо уже назревшей в обществе потребности в них, либо целенаправленной идеологической работы по их внедрению в общественное сознание.

Историческая справка. В ранних пьесах (60-е годы XIX века) великого российского драматурга Н.А. Островского - "Свои люди, сочтемся", "Бедность не порок", купцы нещадно обманывали друг друга, абсолютно не стесняясь своего поведения.
Однако всего через двадцать лет нравы радикально изменились. В частности, в пьесах "Бешенные деньги" и "Бесприданница" показано, что купеческое сословие крепче кандалов вяжет "честное слово купеческое". Правила рынка уже незыблемы и свято соблюдаемы.
Одна из причин столь радикального изменения менталитета и деловой этики видится в принятом после 60-х годов XIX века "Свода гражданских законов Российской империи", определявших основные правила функционирования нарождавшейся рыночной экономики. Эти законы были приняты русскими деловыми людьми. На базе этих законов начала быстро развивалась новая деловая этика.

Институты не столько ограничивают, сколько направляют, облегчают и поощряют человеческую деятельность. Хотя институты могут устареть, приобретая "архаичный" и "церемониальный" характер, но в целом они создают ту социокультурную ткань, без которой деятельность человека и функционирование общества невозможны.
Институты формируют связи между людьми, стирают различия в индивидуальном поведении и, что самое главное, делают поведение индивида понятным и предсказуемым для других.
В настоящее время одним из ведущих специалистов в области институциональной экономики является американский ученый, профессор Вашингтонского университета Дуглас Норт.

Справочно: Дуглас Сесил Норт американский экономист, родился в 1920 г. Лауреат Нобелевской премии (1993 г.) за работы в области новой экономической истории.
Основные научные труды - "Институциональные изменения и рост американской экономики" (1971 г.), "Структура и изменения в экономической истории" (1981 г.), "Институты, институциональные изменения и экономические явления" (1990 г.).

Дуглас Норт полагал, что "институты представляют собой структуры, которые люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом стимулы и ограничения, очерчивающие границы выбора, а они в свою очередь, задают рамки функционирования экономики и общества в течение того или иного периода времени".
Институты невозможно увидеть, почувствовать, пощупать или измерить. Они задают структуру побудительных мотивов стимулов человеческого взаимодействия.
Институты включают в себя как формальные правила, так и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные правила принуждения к выполнению тех и других.
Принуждение осуществляется:
    через внутренние ограничение деятельности;
    через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм;
     через общественные санкции или государственное насилие.
Таким образом, институты характеризуются следующим набором основных параметров:
    целью существования;
    областью приложения;
    функциональным наполнением;
    периодом времени до изменения;
    степенью отторжения или принятия вводимой нормы;
устойчивостью к мутации (мера устойчивости института к его преобразованию в какую- либо другую форму).
Изменение одного из данных параметров функционирующего института применительно к экономической системе в целом может повлечь за собой серьезные макроэкономические последствия.
Таким образом наличие институтов является важнейшим фактором функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе, решая проблемы кооперации между людьми, уменьшая неопределенность путем установления устойчивой структуры взаимодействия между ними.
В своих работах Д.Норт проводил существенные различия между институтами и организациями. В понятие организация входят органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства и др.), экономические субъекты и структуры (фирмы, компании, ассоциации товаропроизводителей и др.), общественные организации (политические партии, профсоюзы, неправительственные организации и др.) образовательные учреждения (университеты, институты, колледжи и др.)
Организации создаются для достижения определенных целей. В процессе движения к цели организации выступают главными агентами институциональных изменений. Организации также структурируют взаимоотношения между людьми
Если институты - правила игры, то человек и организации или структуры, которые он создает - являются игроками. Они представляют собой группы индивидуумов, вовлеченных в целевую деятельность.
Ограничения, накладываемые институциональной структурой (вместе с другими ограничениями), определяют круг возможностей и соответственно типы организаций, которые могут быть созданы на их основе.
Совокупность правил поведения в обществе можно назвать "институциональной оболочкой" общества, которая определяет пути и результаты его развития
По мере развития мировой цивилизации экономика эволюционизирует. Эволюционизируют и институты. Анализ этой эволюции позволяет более точно определить закономерности и перспективы развития экономических систем.
Поэтому целесообразно более подробно сказать об эволюции институтов. Здесь мы прибегнем к аналогии между биологическими организмами, живой природой и хозяйственной сферой.
По нашему мнению, такие аналогии вполне оправданы, поскольку общество и экономику создают люди, которые во внешней среде сознательно и подсознательно проектируют и создают объекты, технологии и структуры подобные своей собственной внутренней организации.

Историческая справка: Следует подчеркнуть, что идея упорядочения экономических процессов биологическими возникла давно. Аналогии между хозяйственной сферой и живой природой проводили еще в ХVIII веке известные экономисты Томас Мальтус (1766-1834 гг.), Б. Мандвиль, Д. Юм и другие мыслители.
В прошлом веке так называемая "биологическая метафора" в экономической теории наиболее последовательно прослеживается в работах Т. Веблена, Й. Шумпетера, Ф. Хайека, а также у представителей эволюционной теории и второй волны "старого институцианализма".

Первые шаги в этом направлении сделаны в рамках теории так называемой эволюционной экономики, формирующей новую парадигму в экономической науке.
После создания эволюционной теории Ч. Дарвиным английский философ Г. Спенсер на основе его идей всеобщего развития и селекции разработал универсальную философскую систему, описывающую движение природной и социальной жизни на принципах эволюции.
Попытки перенести эволюционные идеи на экономическую почву были неплодотворны до тех пор, пока не была выделена "единица селекции" - то есть, та субстанция, которая обладает устойчивостью во времени, передается от одних экономических субъектов другим и вместе с тем способна к изменению.
Неслучайно, что именно с возникновением институционализма связано и рождение эволюционной теории, причем основоположнику институционализма, Т. Веблену, принадлежит и сама идея о том, что институты могут быть уподоблены генам. Очевидно, что эволюция в хозяйственной системе и в живой природе протекает если не по общим, то по близким законам.
Это положение следует отнести к "биологической метафоре", суть которой - в приложении принципов естественного отбора и других механизмов, регулирующих поведение живых существ, к деятельности экономических субъектов.
Как известно, дарвиновская теория опирается на три основных принципа:
    наследственность;
    изменчивость;
     и естественный отбор.

Любая наука, в том числе и экономическая, воспринимающая эти принципы должна ответить на вопросы: каковы механизмы и критерии отбора.
Согласно Т. Веблену, институт по своей природе обладает свойствами "непрерывности", то есть наследственности, поскольку представляет собой самоподдерживающий, самовоспроизводящийся социальный феномен.
Биологический ген, как известно, является структурой передающий наследственную информацию. Передача информации посредством институтов во времени и в экономической среде осуществляется путем имитации и обучения, понимаемого в широком смысле не только как образование, но и как социализация индивида. С этим и связано то огромное значение, которое все институционалисты придают социокультурной среде.
На микроуровне, в рамках компаний, фирм и других организационных структур носителем информации выступают применяемые технологии и принципы организации производства и управления.
Как их природные аналоги, институты также обладают изменчивостью, причем они менее устойчивы, чем биологические гены. Если биологические гены практически не поддаются внешнему воздействию (за исключением очень сильных неприродных факторов, например радиации и др.) и мутируют в результате случайных изменений внутренней структуры (случайные комбинации родительских признаков), то стабильность институтов не так высока.
Они могут реагировать на изменения социальной, культурной, политической и природной среды. Институты могут мутировать и случайно под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, включая целенаправленное действие индивидов. В отличие от биологических генов институты сохраняют и передают "благоприобретенные" признаки.
Что касается естественного отбора, то в процессе эволюции институтов постепенно оставались наиболее жизнеспособные, регулирующие экономические процессы институты, которые, в конечном счете, и привели к формированию и развитию механизмов саморегуляции в форме функциональных экономических систем.
Однако "естественный отбор" не всегда может обеспечить сохранение эффективных институтов. Известно, что неэффективная норма может закрепиться надолго. Примерами может служить наличие в мире таких стран как Северная Корея, Куба и других государств с тоталитарными режимами и неэффективными экономическими системами.
Современная биологическая теория естественного отбора явилась важным гносеологическим источником эволюционной экономики наиболее яркими представителями которой были Р.Р. Нельсон и С.Г. Винтер.
В настоящее время одним из направлений эволюционной экономической теории становится "эколюция" - экология и эволюция, которая объединила в себе как идеи эволюционного принципа развития экономики, так и идеи устойчивого развития.
Кроме того, говоря о процессах саморегуляции, следует отметить, что наиболее совершенные такого типа механизмы были созданы природой в биологических организмах.
В частности, об этом подробно писал выдающийся советский физиолог, академик Анохин П.К. - автор теории функциональных систем человеческого организма.
Справочно: Основные положения теории функциональных систем организма были сформулированы академиком Анохиным П.К. еще в 1932 г. и обеспечили России приоритет в области физиологической кибернетики.
В понятие функциональной системы был заложен принцип регулирования по конечному эффекту - кибернетический принцип обратной связи. Это было сделано за 15 лет до появления работ Н. Винера - родоначальника кибернетики.
Под функциональными системами организма Анохин П.К. понимал - динамические, саморегулирующиеся организации, деятельность всех составных элементов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов. Функциональные системы являются аппаратами саморегуляции и гомеостаза.
К основным функциональным системам академик Анохин П.К относил следующие:
функциональная система, поддерживающая объем массы крови в организме;
функциональная система, поддерживающая количество форменных элементов в крови;
функциональная система, поддерживающая реакцию (рН) крови;
функциональная система, поддерживающая уровень осмотического давления в организме;
функциональная система, поддерживающая уровень артериального давления;
функциональная система, поддерживающая газовый состав организма;
функциональная система, поддерживающая температуру крови;
функциональная система, поддерживающая уровень сахара в крови;
функциональная система, поддерживающая уровень питательных веществ в организме;
функциональная система, обеспечивающая выделение каловых масс из организма;
функциональная система, обеспечивающая выделение мочи из организма;
функциональная система, определяющая половые функции организма;
функциональная система целенаправленного поведения.
К наиболее значимым работам Анохина П.К. можно отнести следующие: "От Декарта до Павлова", М., Медгиз, 1945 г., "Философские аспекты теории функциональных систем", М., Наука, 1970 г., "Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем", М., Наука, 1971 г., "Очерки по физиологии функциональных систем", М., Медицина, 1975 г.

В свое время Д. Кейнс писал об экономике, что предмет этот легок, но малочисленны, кто добивается в нем успеха. Парадокс заключается в том, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом.
На наш взгляд, к перечисленным областям знаний необходимо добавить еще и физиологию. Поэтому автор, заимствуя из физиологии понятие обмена веществ (метаболизм), вводит в научный оборот термин "экономический метаболизм".
Термином "экономический метаболизм", по аналогии с метаболизмом живых организмов, автор обозначает обмен веществом, энергией и информацией.
В экономических системах их аналогами являются товары, услуги, техника, технологии, научные разработки, "ноу-хау", различные формы движения капитала, рабочая сила, то есть практически все то, что составляет основные элементы современного рыночного хозяйства.
Однако в отличие от биологических организмов, где основные параметры нормального функционирования организма устанавливаются генетически, в экономике параметры равновесия, динамизма и устойчивости системы возникают и корректируются в процессе развития и эволюции рыночной экономики и ее институтов.
В биологических системах эти параметры практически не меняются на протяжении всей жизни организма. В экономических системах они могут периодически пересматриваться и корректироваться по мере развития производительных сил, производственных отношений, научно-технической революции, а также изменений в конъюнктуре мирового хозяйства и отдельных его сегментов.
Познание экономической реальности предполагает ее моделирование в виде адекватной абстрактной схемы. Порой сложно найти пути разумного осмысления действительности, если не представить ее в виде соответствующей логической структуры, базирующейся на существующих экономических понятиях, знаниях и теориях.
В этой связи, условно процесс экономического метаболизма, который обеспечивают ФЭС можно изобразить в виде следующей абстрактной схемы.    

Рис. 2. Абстрактная схема процесса "экономического метаболизма", который обеспечивают функциональные экономические системы.

1.    система, стимулирующая экономический рост;
2.    система, регулирующая уровень инфляции;
3.    система формирования конкурентной среды и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
4.    система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;
5.    система, формирование и использования золото-валютных резервов;
6.    система, обеспечивающая приток и движение капитала;
7.    система социальной защиты населения;
8.    система защиты окружающей cреды;
9.    Прочие системы
    система, регулирующая уровень инфляции;
    система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета;
    система, обеспечивающая поддержание устойчивости национальной валюты;
система, обеспечивающая формирование конкурентной среды и защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
    система, обеспечивающая динамику экономического развития;
    система, обеспечивающая приток и движение капитала;
    система социальной защиты населения;
    система защиты окружающей cреды;

Если в человеческом организме нормальный метаболизм поддерживают функциональные системы организма, то в экономических системах устойчивый обмен веществом, энергией и информацией призваны обеспечивать функциональные экономические системы.

3. Организационные принципы построения функциональных экономических систем
Функциональные экономические системы представляют собой циклические, открытые саморегулирующиеся структуры, которые избирательно объединяют различные институты, институциональные элементы и организации для результативной деятельности всего экономического организма.
Упорядоченность в таких системах достигается не только управлением из центра, но и регулярностью во взаимоотношениях между составными элементами структуры, т.е. используется как иерархический так и сетевой принцип управления.

Справочно: Одним из авторов теории сетевого управления является японский экономист Кэньити Имаи, в своей работе "Концепция сетевой структуры" он отмечал: - "при сетевом типе организации зависимость и соподчиненность функциональны, т.е. во многом предопределены факторами совместной деятельности. В условиях сетевого взаимодействия границы между структурными подразделениями не являются столь жесткими. Тем самым в рамках сетевой структуры достигается стыковка противоположных принципов - конкуренции и кооперации, противоборства и сотрудничества".

Иерархический принцип основан в основном на принуждении, которое осуществляется через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм, через общественные санкции или государственное насилие.
Сетевой принцип управления опирается на формальные правила, так и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности).
В функциональных экономических системах всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, призванных обеспечить восстановление утраченного равновесия.
Восстановление заданных параметров осуществляется либо добровольно за счет общепризнанные нормы поведения, достигнутых соглашений, либо путем принуждения, в том числе через внутренние ограничение деятельности, через страх перед наказанием за нарушение соответствующих норм, через общественные санкции или государственное насилие.
Поэтому в состав ФЭС систем входят институциональные организации, включая органы законодательной и исполнительной власти, государственные организации, ассоциации товаропроизводителей, аналитические и информационные центры, негосударственные общественные организации, частные коммерческие структуры и др.
Так, например, основным элементом функциональной системы по регулированию уровня инфляции в США является Федеральная резервная система, в которой государственные и частнокапиталистические элементы сформировали достаточно эффективный механизм саморегуляции.

Справочно: Федеральная резервная система США имеет статус независимого государственного агентства и включает в себя 12 федеральных резервных банков и около 6 тысяч коммерческих банков-членов, на долю которых приходится свыше 75% общего объема банковских депозитов в стране.

Такую же функцию в Европейском сообществе играет Европейский центральный банк (ЕЦБ), главная цель которого состоит в поддержании стабильности цен.
Основными структурообразующими элементами функциональной системы по формированию конкурентной среды являются антимонопольные комитеты, которые тесно взаимодействуют с ассоциациями товаропроизводителей и исследовательскими организациями, изучающими ситуацию на товарных рынках, конъюнктуру и фирменную структуру национальных и мировых рынков.
Организация функциональных экономических систем имеет сложную архитектонику, объединяющую различные компоненты, такие как:
    афферентный синтез;
    принятие решения;
    предвидение конечного результата (акцептор результата действия);
    многокомпонентное действие.
Важной характерной особенностью ФЭС является постоянная оценка текущих параметров системы, с помощью обратной связи (афферентации), путем сравнения с заранее заданными величинами.
Для реализации этой задачи необходимо создание системы экспертного наблюдения, которая предполагает:
организацию мониторинга контролируемых параметров в режиме реального времени;
    представление данных мониторинга, фиксирующих степень отклонения реальных показателей от заданных параметров;
    создание базы данных контролируемых параметров.
В качестве внешнего наблюдателя может выступать прикладной эксперт специалист или программа наблюдения, частично или полностью имитирующая его деятельность. Соответственно используется интерактивный и автоматический контур экспертного наблюдения. Возможно их совместное использование.
На основании данных экспертных систем включаются механизмы саморегуляции
Многие ФЭС находятся в иерархическом взаимодействии, то есть составные элементы одной функциональной системы входит в качестве компонента в структуру деятельности другой системы.
Например, функциональная система, регулирующая уровень инфляции, находится в иерархическом взаимодействии с системой, обеспечивающей стабильность национальной валюты. Функциональная система, обеспечивающая сбалансированность государственного бюджета находится в иерархическом взаимодействии с ФЭС регулирующей параметры внутреннего и внешнего долга.
Один из корифеев системного анализа Л. Берталанфи отмечал, что для функциональных систем характерно явление "сходимости" к определенному оптимуму, что обусловлено наличием цели, стремлением к устойчивости, к которой система стремится, адаптируясь и совершенствуя свою структуру по мере накопления информации. Это положение действует и в функциональных экономических системах.
Появление ФЭС стало возможным в связи с бурным развитием средств связи и телекоммуникаций, электронно-вычислительной техники, системы интернет, глобальных информационных систем и др.
Качественные изменения в глобальном информационном пространстве позволили оперативно получать информацию об изменении макроэкономических показателей отдельных стран и мировой экономики в целом, положении на мировом и внутреннем рынке отдельных товаров, о движении капитала, положении на мировых финансовых и товарных рынках и тд.
Деятельность различных ФЭС, как правило, базируется на собственных локальных базах данных, объединенных в единую информационную сеть.
В свое время Дж. М. Кейнс был абсолютно прав, когда утверждал, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.
Однако в настоящее время с появлением и развитием сети функциональных экономических систем современное рыночное хозяйство превращается в открытую саморазвивающуюся систему, приобретающую способность к саморегуляции. Наличие ФЭС обеспечивает устойчивость и динамизм экономического развития.
Здесь необходимо подчеркнуть различие между ростом и развитием. Когда что-либо "растет", оно становится больше количественно, когда что-то "развивается", оно становится качественно иным. Количественный рост и качественные изменения подчиняются различным законам. Появление ФЭС это качественное изменение в системе регулирования экономических процессов.

* * *

Функциональные системы стали появляться в рыночной экономике не в процессе целенаправленной деятельности людей, а возникают в процессе эволюции институтов.
Регулирование экономических процессов выходит на принципиально иной уровень, что свидетельствует о качественном изменении институтов.
Появляется возможность выстроить достаточно стройную гармоничную систему, когда на макроэкономическом уровне равновесие будут обеспечивать функциональные экономические системы, а на микроэкономическом уровне - саморегулирующиеся организации бизнеса. Такая конфигурация саморегулирования значительно повышает устойчивость рыночной экономики.
Превосходство саморегулирующейся модели экономического развития заключается в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию ФЭС, на постоянной основе осуществляются процессы приспособления и корректировки заданных социально-экономических параметров, которые приводят к правильному соотношению спроса и предложения, уровня инфляции и темпов экономического роста, сбережений и инвестиций, расходов и доходов государственного бюджета, уровня безработицы и социальной защиты населения, обеспечивают защиту окружающей среды.
Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости и макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции не осуществимы.
Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка, и соответственно, динамизм и устойчивость всей экономической системы.
В современной экономической теории и практике на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.
В этой связи, именно функциональные экономические системы повышают адаптивную эффективность экономики, ее способность к обучению, поощрению инноваций, противодействию рискам и возможность переносить различные эксперименты, в частности реструктуризацию и модернизацию.
В саморегулирующейся экономической системе должны измениться принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления.
Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции ведет к оптимизации как всей экономической системы, так и ее институциональной и организационной структуры.
О чем наглядно свидетельствует создание Европейского союза. В частности, было сформировано единое экономическое пространство, унифицированы законодательства стран, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В единую систему были объединены таможенные службы, была введена единая европейская валюта и др.
В настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, а об ее экономике, как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу.
Достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике.
Непродуманные экономические реформы в начале 90-х годов в России привели к макроэкономической дисфункции - это такое неравновесное состояние, при котором неэффективны все основные институциональные элементы данной экономической системы, а новые еще не созданы.
В последующем в ходе реальных экономических преобразований в России стали зарождаться новые институты, появляться новые организации начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем. Был создан ряд саморегулирующихся организаций бизнеса.
Среди важных составных элементов будущих функциональных экономических систем следует отметить образование в России следующих организаций и организационных структур:
    Центральный Банк Российской Федерации;
    Федеральная антимонопольная служба (ранее Государственный комитет по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства);
    Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг);
    Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле, и таможенно-тарифной политике;
    Общество защиты прав потребителей;
    Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ);
    Российская торговая система (РТС);
    Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР);
    Различные ассоциации товаропроизводителей и др.
Однако до создания рыночной, саморегулирующейся экономики с развитой сетью ФЭС и саморегулирующимися организациями бизнеса России придется пройти очень долгий путь создания и развития институциональных основ, эволюции институтов и изменения самой социокультурной среды общества.
Особо следует сказать о социокультурной среде общества - это также своеобразный институт, который подразумевает создание правового государства и соответствующее отношение к законам в обществе, что является существенным условием появления и развития сети функциональных экономических систем.
Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования является экономическая политика государства.
Совершенно очевидно, что проведения экономической политики также необходима "приборная панель", которая бы давала правильные ориентиры экономическому курсу.
Основные макроэкономические показатели, которые призваны поддерживать ФЭС могли бы сформировать "приборную панель" устойчивого и сбалансированного экономического роста.
Таким образом, в условиях возрастания роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики, теория функциональных экономических систем может оказать содействие в разработке долгосрочной, научно обоснованной экономической политики российского государства.
Среди важнейших направлений экономической политики, которые требуют проработки и реализации на базе новой исследовательской парадигмы - теории функциональных экономических систем, следует выделить:
    структурную политику;
    бюджетно-налоговую политику;
    денежно-кредитную политику;
    внешнеэкономическую политику;
    социальную политику;
    экологическую политику и др;
Разработка официальной экономической политики государства с конкретными макроэкономическими показателями и механизмами их реализации и регулирования потребует ее формализации и законодательного оформления.

Андрианов В.Д.
Помощник Первого заместителя Председателя Правительства РФ, д.э.н., профессор
viperson.ru

Док. 268505
Перв. публик.: 15.12.06
Последн. ред.: 11.01.13
Число обращений: 3912

  • Андрианов Владимир Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``