В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Салагаев: Коррупционные барьеры реализации национальных проектов в республике Татарстан Назад
Александр Салагаев: Коррупционные барьеры реализации национальных проектов в республике Татарстан
В настоящий момент первоочередные задачи обеспечения устойчивого развития социальной сферы в Республике Татарстан в основном определены. В 2006 году произошло значительное увеличение расходов республиканского бюджета на развитие социально-культурной сферы (на 118%). Наибольший рост расходов наблюдался в сфере образования - на 123% и в сфере культуры и искусства - на 120%.

Благодаря развитию социальной инфраструктуры, строительству жилья, благоустройству населенных пунктов, легализации трудовых отношений на "сером" рынке труда, реализации мероприятий в области улучшения условий и охраны труда, повышению эффективности социальной поддержки населения и ряда других мер удалось успешно выполнить прогнозные показатели социально-экономического развития.

Вместе с тем, основным фактором дестабилизации ситуации в республике продолжает оставаться коррупция. Для решения этой проблемы в Татарстане впервые в Российской Федерации была разработана стратегия антикоррупционной политики. В 2005 году правоохранительные органы республики выявили в 1,5 раза больше преступлений коррупционной направленности, что явилось следствием эффективного взаимодействия Антикоррупционного отдела при Совете Безопасности РТ , Счетной палаты РТ и других органов государственного финансового контроля в Республике Татарстан, в результате которого был создан межведомственный координационный совет. По материалам проверок Счетной палаты правоохранительными органами приняты меры к возмещению материального ущерба, нанесенного неправомерными действиями республиканских и местных чиновников. Вместе с тем, существенных изменений в части привлечения к ответственности за злоупотребления чиновников более высокого ранга не произошло. На наш взгляд, правоохранительным органам необходимо продолжить контроль над ходом земельной и сельскохозяйственной реформ, рынком недвижимости, регистрацией прав собственности.

Ключевой задачей начиная с текущего года становится консолидация усилий для реализации национальных проектов федерального и республиканского значения для реформирования отраслей здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, жилищного строительства и стройиндустрии, жилищно-коммунального хозяйства, развития социальной и инженерной инфраструктуры. Здесь необходимы серьезные изменения в подходах к государственному управлению: в первую очередь, это модернизация материально-технической базы, форм и методов работы с гражданами, приближение к передовым европейским стандартам обслуживания населения. Перспективным вариантом является внедрение проектного управления, позволяющего концентрировать ресурсы по приоритетным направлениям.

Условием реализации национальных проектов в Республике Татарстан является ликвидация коррупционных барьеров. В настоящий момент именно они являются основным препятствием внедрения инноваций в любой из сфер общественной жизни: медицине, образовании, жилищном строительстве.

Нас сегодняшний день та система здравоохранения, которая существует в Республике Татарстан, не может быть названа эффективной. Слабость системы первичной медицинской помощи (недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием) приводит к увеличению хронических заболеваний и не позволяет оказать позитивное влияние на показатели инвалидности и смертности. Высокоспециализированная медицинская помощь доступна малому числу татарстанцев из-за ограниченности ее бюджетного финансирования.

Высокий уровень коррупции наблюдается в сфере образования. Коммерциализация учебных заведений привела к тому, что наметился крен в образовании в пользу "денег" и в ущерб "знаниям". Несомненно, должны быть созданы механизмы, которые позволили бы одаренным, высокомотивированным учащимся поступать в высшие учебные заведения по менее формальной процедуре. Основными способами поступления в вуз должны стать победы в признанных конкурсах и высокие баллы по единому государственному экзамену. Также острейшей проблемой является все более широкое распространение практики покупки-продажи в вузах и ссузах научных и учебных квалификационных работ.

В направлении жилищного строительства основной задачей на сегодняшний день является контроль ценообразования, а также повышение доступности жилья для самых широких слоев населения. Широко разрекламированная в республике Программа обеспечения жильем молодых семей эффективна лишь отчасти, поскольку на практике "публичность" и "конкурсность" механизма приобретения жилья гражданами застревает в бюрократическом болоте, в результате чего разные субъекты обладают разными уровнями доступа на рынок земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой.

Улучшению ситуации могла бы способствовать разработка четких правил землепользования и застройки, а также упрощение процедуры получения разрешений и согласований на строительство. Как метко выразился Президент Республики М.Ш. Шаймиев, "Регистрационной палате пора перестать быть центром недовольства граждан".

Тем не менее, борьба с бюрократическими и коррупционными препятствиями не может вестись только карательными мерами. Необходимо устранение самих причин, порождающих коррупцию - экономических, социальных, административных, в частности насущной необходимостью является предварительная экспертиза законов на предмет их коррупциогенности. Сейчас, когда созданы предпосылки для серьезной и масштабной борьбы с коррупцией, необходимо активнее привлекать к этой работе институты гражданского общества, в том числе и Общественную палату

Александр Салагаев, Директор Центра аналитических исследований и разработок, профессор кафедры государственного управления и социологии Казанского государственного технологического университета, председатель Ассоциации региональных социологических центров "Группа 7-89"

Республики Татарстан.
11 декабря 2006

"Кремль.ORG". Политическая экспертная сеть.
на www.kreml.org

Док. 268452
Опублик.: 14.12.06
Число обращений: 840


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``