В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
15 лет каждый сам за себя Назад
15 лет каждый сам за себя
Сегодня в мире вспоминают, возможно, о самом важном событии в новейшей политической истории. Ровно 15 лет назад все телеканалы обошли кадры из Беловежской пущи. 8 декабря 1991 года президент России Ельцин, украинский президент Кравчук и председатель Верховного совета Белоруссии Шушкевич подписывают соглашение об упразднении СССР как субъекта международного права и создании Содружества независимых государств. Пятнадцать лет - незначительный срок в масштабах истории. С такого расстояния еще не разглядеть, что произошло в Беловежской пуще - большое благо, или большое зло. Впрочем, едва ли на это событие когда-либо будет единая точка зрения.

Это было морозное утро 91-го. 7-е декабря. Аэропорт Минска. Кравчук прилетел первым - вроде бы просто поохотиться в Беловежской пуще. Глава Белоруссии его не встречал - готовился к переговорам с лидером тогда еще союзной России. Ельцин прилетел часом позже. Встреча втроем назначена на 18 часов, за ужином в Вискулях. Туда Ельцин с Шушкевичем едут, по сути, с одной целью - попытаться убедить Кравчука все-таки подписать союзный договор, и таким образом сохранить СССР.

Желание поговорить без Горбачева в Вискулях у Ельцина, Шушкевича и Кравчука возникло еще в Ново-Огареве, где шли дискуссии о будущем Союза. Но Москва для этих целей не подходила - после августовского путча Кравчук в столицу ездить отказывался. В Киев - не хотел Ельцин. После трехчасовых переговоров делегации должны были разъехаться.

Большинство членов делегаций разместили в гостинице - по три-четыре человека в номере. Ельцина и Кравчука - в так называемом охотничьем домике, в соседних комнатах. Но большую часть ночи никто не спал. Сквозь приоткрытые двери доносились голоса разговаривающих. Кравчук участвовать в союзном договоре наотрез отказывался - апеллировал к только что прошедшему на Украине референдуму о независимости.

Его уговаривали: в стране и так уже в магазинах - пустые полки, большинство продуктов - по талонам, острая нехватка зерна, и Нагорный Карабах, Приднестровье, Чечено-Ингушетия. Нефть - восемь долларов за баррель. Казалось, тупик. И когда белорусский премьер Кебич по секрету, полушепотом, вдруг сообщил о принятом решении, он, кажется, сам не верил в то, что говорил.

"Первую статью мы написали сами, это точно. Прямо там, на чистом листе. Потому что от нее все зависело, - вспоминает Леонид Кравчук. ? Там, я по памяти скажу, смысл был, что Советский Союз как субъект международного права, как геополитическая система перестает существовать".

Переговоры перенесли на утро восьмого. Охрану усилили - в оцепление поставили даже егерей. Все телефонные звонки запретили. В белорусской и украинской делегации не скрывали, что боятся спецназа от Горбачева.

"На самом деле, таких физических опасений не было, потому что, и это самое печальное, Михаил Сергеевич Горбачев 8 декабря 1991 года лучше всех нас представлял, что Советского Союза, президентом которого он является, де-факто уже нет, - говорит Геннадий Бурбулис, в 1991 году - государственный секретарь РСФСР. - И никаких реальных сил властных и тем более никаких возможностей свою власть реализовать у него уже к тому моменту просто не было".

Томительное ожидание кульминации достигло примерно в час дня, когда в комнату к главам государств срочно позвали премьеров, потом спросили: а есть ли пресса? Журналистов было всего пятеро. В холл начали заносить столы. Найти скатерть поручили премьеру Белоруссии - сотрудников протокола с собой в Вискули не брали.

"Столов как таковых нормальных не было, - вспоминает бывший белорусский премьер Вячеслав Кебич. - Это еще раз говорит о том, что это все происходило спонтанно. Скатерть, которой накрыли стол, нашли где-то в столовой, и стулья стянули с верхних этажей, из спальных комнат".

Но прежде чем оглашать документ, его надо было все же напечатать. 8 декабря было воскресеньем, и секретаря в резиденции не было. Пришлось посылать машину в соседние Каменюки за Евгенией Патейчук, которая на электрической "Оптиме" должна была отпечатать новую страницу истории. Узнав о содержании, машинистка от волнения сделала ошибку в первом же слове.

Ельцин, Шушкевич и Кравчук пошли звонить Назарбаеву, чтобы тот присоединился - запасной вариант соглашения подготовили. Но президент Казахстана срочно лететь в Вискули отказался - не то обиделся, что поздно позвали, не то еще верил в Союз, где ему, вроде бы, предлагали должность премьера. В комнате переговоров на столе остались лежать очки Шушкевича, рядом - листки с неразборчивыми цифрами и вполне понятной фразой: "Государства - члены Содружества - будут сотрудничать..." На слове "Содружество" настоял все тот же Кравчук, хотя сначала новое образование хотели назвать Союзом независимых государств.

"Содружество открыто для присоединения других государств", - поясняет семантический нюанс Станислав Шушкевич.

Соглашение подписано 8 декабря в 14 часов 17 минут. После этого телефоны снова включили: о решениях надо было сообщить Горбачеву, с ним разговаривали Шушкевич и Ельцин, и Бушу - ему звонил Козырев. Вспоминая о настроениях в российской делегации, Бурбулис утверждает, что это точно не были победные реляции.

"Это можно было почувствовать как оптимистическую трагедию", - уточняет Геннадий Бурбулис.

Через две недели соглашения подписали лидеры еще восьми бывших союзных республик, в 93-м к СНГ присоединилась Грузия. Теперь Содружество - общепризнанная международная организация. Но дискуссии о тех событиях продолжаются.

"Это было преступление, нарушение элементарных норм, никому счастья это не принесло, - считает коммунист Геннадий Зюганов. - Что касается СНГ, любая попытка объединения полезна и продуктивна".

"Все это позволило избежать югославского сценария, - говорит Владимир Рушайло, исполнительный секретарь Совета содружества независимых государств. - Можно по-разному относиться к тем событиям - ностальгия, но ситуация тогда была очень сложной".

Сами Вискули сейчас немного изменились. В холле, где было подписано то соглашение, - теперь символика СНГ и гербы бывших союзных республик. А совсем рядом от исторического охотничьего домика белорусские власти посчитали необходимым устроить еще одну резиденцию - белорусского Деда Мороза.


Игорь Кожевин

Вести.Ru http://www.rtr-vesti.ru
08.12.2006 20:20

© Государственный интернет-канал "Россия"


Док. 267886
Перв. публик.: 10.12.06
Последн. ред.: 11.12.06
Число обращений: 627


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``