В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Госдуме обсудили совершенствование законодательства об опеке и попечительстве Назад
В Госдуме обсудили совершенствование законодательства об опеке и попечительстве
4 апреля в Государственной Думе ФС РФ Комитет по делам женщин, семьи и детей и Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству провели парламентские слушания на тему: "О совершенствовании законодательства об опеке и попечительстве". Открывая слушания, глава комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова отметила, что действующее законодательство не позволяет решить целый ряд актуальных проблем в сфере опеки и попечительства. Это касается назначения опекунов, осуществления опеки, управления имуществом подопечных, ответственности опекунов за причиненный подопечному вред. "Количество граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве, - констатировала Е.Лахова, - не только не сокращается, но имеет устойчивую тенденцию к росту. Назрела общая необходимость в самостоятельном федеральном законе об опеке и попечительстве, который собрал бы воедино положения об опеке и попечительстве и четко установил права, обязанности и ответственность соответствующих органов, а также опекунов и попечителей по отношению к детям, больным и старикам".

Среди нуждающихся в опеке дети, по словам Е.Лаховой, являются самой многочисленной категорией, поэтому в отношении их правовые механизмы "должны работать так, чтобы как можно меньше детей попадали в дома ребенка, детские дома, а свою семью дети находили бы в России". В российских детских учреждениях находится 280 тысяч детей-сирот. "Если не принять мер, их будет значительно больше", - подчеркнула председатель Комитета. В качестве таких мер Комитет предлагает ввести договорную (за плату) опеку. Это позволит "привлечь к воспитанию детей-сирот в семье значительное число людей, которые имеют желание, но не имеют достаточных средств". Следует также предусмотреть в законодательстве возможность назначать временного опекуна, установление опеки на определенный срок, назначение ребенку опекуна по просьбе самих родителей в случаях, когда они в силу тяжелых жизненных ситуаций не могут сами воспитывать ребенка. Кроме того, по словам Е.Лаховой, на законодательном уровне необходимо урегулировать все вопросы охраны и управления имуществом подопечного. В случае злоупотребления своими правами опекун должен нести ответственность за причиненный вред личности ребенка и его имуществу. Следует также установить ответственность органов опеки и попечительства за вред, причиненный вследствие несвоевременно установленной опеки.

Одновременно с реформой законодательства необходима реформа органов опеки и попечительства, у которых, по словам Е.Лаховой, много функций, но мало сотрудников, "инициативы нет, взаимодействие с социальными работниками, медиками, милицией, детскими учреждениями слабое". Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников поддержал идею разработки отдельного базового закона в области опеки и попечительства и высказался за принятие такого законопроекта в первом чтении уже в текущую сессию.

Заместитель генерального прокурора Сергей Фридинский сообщил о массовых нарушениях законодательства в области опеки и попечительства. За последний год их количество возросло в два раза: с 5,5 тысяч в 2003 году до 10 тысяч в 2004-ом. В ходе выявления фактов нарушения закона прокуратуре приходится сталкиваться с несовершенством действующих правовых норм. В частности, по словам С.Фридинского, необходимо четче регламентировать порядок изучения личности назначаемых опекунов. В законе, считает он, должны быть закреплены общие принципы осуществления опеки и попечительства, регламентированы вопросы разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также те положения, которые будут одинаковы для всей страны. При разработке закона, отметил заместитель Генпрокурора, следует учитывать, что с принятием 122-го закона значительное количество функций и практически большая часть расходов на опеку и попечительство переданы в ведение субъектов Федерации. С.Фридинский усомнился в целесообразности введения института срочной и предварительной опеки. По его словам, действующим законодательством не предусмотрено установление сроков опеки. Он не согласился и с введением опеки по договору в отношении детей, так как это входит в противоречие с Гражданским и Семейным кодексом, в соответствии с которыми, обязанности по опеке в отношении детей осуществляются безвозмездно. Заместитель генпрокурора высказался за создание единого органа (службы) по работе с несовершеннолетними, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

www.regnum.ru/news/432717.html

Док. 267705
Перв. публик.: 05.04.05
Последн. ред.: 08.12.06
Число обращений: 479

  • Крашенинников Павел Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``