В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Качество образования определяет качество жизни. Статья Анатолия Квашнина для журнала `Экономика и образование сегодня` Назад
Качество образования определяет качество жизни. Статья Анатолия Квашнина для журнала `Экономика и образование сегодня`
Статья полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина для журнала "Экономика и образование сегодня"



Уровень жизни народа определяют многие составляющие - комфортное жилье, хорошее медицинское обслуживание, интересная и стабильная работа. Но доступное, современное образование - один из основополагающих факторов, который определяет качество жизни на перспективу.

Повышение качества жизни гражданина России - стратегическая задача государства, для решения которой сегодня сконцентрированы бюджетные и административные ресурсы страны, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Приоритетный национальный проект "Качественное образование", наряду с другими национальными проектами, имеет колоссальное значение для Сибирского федерального округа. В Сибири сегодня развита система образования - от дошкольных учреждений до высших учебных заведений. В округе действует более 10 тысяч общеобразовательных учреждений, более 200 вузов. Количество обучающихся в различных типах учебных заведений округа, включая школьников, составляет почти 4,5 млн. человек - около 50 % экономически активного населения СФО.

Сибирь - отдаленный регион - около трех тысяч километров отделяют его от Москвы. Сибирский федеральный округ по территории составляет почти 30% территории России и расположен в центре страны. Для Сибири характерна низкая плотность населения, в округе много удаленных от городов малых населенных пунктов. В таких поселках школа - это основа их жизни и развития. Не будет в селе школы, не будет и самого села.

Убежден, что важнейшая задача в рамках приоритетного национального проекта "Качественное образование" - добиться единого стандарта образовательных услуг на всей территории России. Житель любого города, любой деревни, каждый гражданин Российской Федерации, где бы он ни находился, должен быть уверен, что получит достойное образование в любом регионе.

Значительная роль в модернизации образовательного процесса уделяется информатизации. Оснащение каждой школы компьютером, доступ в Интернет - это способ доставки самых современных образовательных методик до любой школы любого самого маленького поселка. Это одно из методических средств, позволяющих обеспечить в любой точке России и особенно Сибири высокое качество образования.

Не менее важен и еще один приоритет в рамках проекта "Образование" - транспортное обеспечение школ в рамках подпрограммы "Школьный автобус". Для нашего округа, с его просторами и большим количеством малых населенных пунктов, эта подпрограмма - ни много, ни мало средство поддержки села. Но и здесь надо учитывать пространственно-географические и климатические особенности Сибири. Техника должна выдерживать суровые сибирские зимы. Еще один важный момент - ребенок не должен проводить в дороге суммарно более двух часов - в школу и обратно. Иначе у него не останется времени на уроки, и что не менее важно - на полноценный отдых.

Можно сказать, что в целом в рамках национального проекта в сфере образования четко сформулированы основные приоритеты и субъекты, на которых будет адресно сосредоточена государственная поддержка. Это талантливая учащаяся молодежь, педагоги, которые творчески подходят к своей работе, передовые образовательные учреждения, которые внедряют инновации в процесс обучения и воспитания. Эти три субъекта - обучающийся, педагог, образовательное учреждение - в своей деятельности формируют качество так называемого "человеческого капитала" и, в конечном итоге, оказывают влияние на развитие экономики и социальной сферы.

В Сибирском федеральном округе сегодня продолжается работа по реализации приоритетных национальных проектов. На уровне округа сформирован Оперативный штаб, а также рабочие группы по каждому проекту. Координационные советы (штабы) созданы в регионах Сибири.

Первый этап выполнения национального проекта "Образование" предусматривает организацию дополнительных выплат определенным категориям педагогических работников. Для обеспечения этих выплат всеми субъектами Федерации округа заключены соответствующие соглашения с Федеральным агентством по образованию. В регионах завершено принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих оплату вознаграждения за классное руководство.

Все это позволило своевременно производить выплату вознаграждения за классное руководство на местах. Отмечу, что эти доплаты производятся с учетом районного коэффициента.

В то же время выполнение на практике первого этапа приоритетного национального проекта выявило ряд недоработок. Так, постановлением Правительства Российской Федерации, принятым во исполнение национального проекта "Образование", не предусмотрены выплаты вознаграждений за классное руководство в отдельных образовательных учреждениях. Речь идет об образовательных школах-интернатах, вечерних школах, учреждениях, совмещающих функции детского сада и начальной школы.

Кроме того, в ряде регионов недостаточно тех субсидий, которые из расчета на полгода были перечислены на выплату вознаграждений за классное руководство. Причина в том, что изначально в расчетах не был учтен районный коэффициент и выплаты по единому социальному налогу. Чтобы получить необходимые средства органам исполнительной власти регионов необходимо оперативно и четко составить соответствующую заявку в федеральные органы власти.

Последующие этапы реализации приоритетного национального проекта "Образование" более масштабные - это мероприятия по материально-техническому оснащению школ, внедрение единых образовательных информационных программ, создание системы грантов для талантливой учащейся молодежи. Наконец, это создание Национального университета.

Эти задачи к тому же предстоит выполнить в очень сжатые сроки - за два года. А чтобы это сделать, во-первых, необходимо организовать четкое взаимодействие всех исполнителей - от министра до директора школы. Важно, чтобы каждый на своем уровне понимал, что он должен делать. Второе - необходимо до каждого гражданина донести информацию о приоритетных национальных проектах. Третье - обеспечить надлежащий контроль исполнения на всех уровнях власти, в том числе с помощью общественности.

В целом уверен, при надлежащей организации работы и первый, и последующие этапы приоритетного национального проекта "Образование" в Сибирском федеральном округе будут выполнены.




"Экономика и образование сегодня", No3, 2006 г.
12.07.2006
http://www.sibfo.ru/publications/?action=art&nart=2792

Док. 267704
Перв. публик.: 12.07.06
Последн. ред.: 08.12.06
Число обращений: 1075

  • Квашнин Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``