В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интернет-пресс-конференция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина Назад
Интернет-пресс-конференция полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина
5 сентября 2006 года исполняется год инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина по реализации приоритетных национальных проектов. Масштабные реформы в здравоохранении, образовании, строительстве жилья и агропромышленном комплексе рассчитаны на несколько лет. Как первый год национальных проектов прошел в Сибирском федеральном округе? Можно ли говорить о каких-то результатах? Каковы сложности при выполнении проектов? На эти и другие вопросы сибирских журналистов полномочный представитель Президента РФ в СФО Анатолий Квашнин дал ответы в ходе Интернет-пресс-конференции.


- Анатолий Васильевич, как в целом вы оцениваете ситуацию с выполнением национальных проектов в Сибирском федеральном округе? Можно ли говорить о том, что проекты уже дают какой-либо эффект?

Столяров Михаил, "Континент Сибирь", Новосибирск

- В Сибирском федеральном округе работа ведется по всем направлениям приоритетных национальных проектов, выявляются проблемы, "узкие" места, мы оперативно взаимодействуем как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов РФ округа.

Необходимо выделить две составляющие оценки результативности проектов. Первая - ход выполнения самих мероприятий. Вторая составляющая - это достижение конечной цели. Об этом пока рано говорить, но некоторые результаты мы уже видим. В частности, в одной из проблемных отраслей - агропромышленном комплексе. Как экономическая сфера деятельности, сельское хозяйство быстрее реагирует на новации. В итоге по округу наблюдается рост деловой активности в АПК, увеличивается поголовье в животноводстве, активизировались инвестиции в сельхозпроизводство, инфраструктуру на селе.

Цель национальных проектов - улучшение качества жизни людей во всех сферах. Лучше жить, учить, лечить, кормить - вот цель. И конечно оценки в этой связи еще предстоит сделать. Ведь дополнительные выплаты врачам, медсестрам, вознаграждение за классное руководство, финансирование лучших школ, кредитование АПК - это лишь инструменты.

Тем не менее, некоторые результаты уже есть по каждому национальному проекту.

"Здравоохранение" - в 2-3 раза возросла зарплата врачей и медсестер первичного звена. Это значительно повысило престиж профессии, растет укомплектованность кадрами, снижается коэффициент совместительства. В регионы округа начаты поставки современного диагностического оборудования, обновляется парк санитарных машин. Проводится массовая иммунизация, начат процесс диспансеризации работающего населения.

По проекту "Образование" - на 18% возрос средний заработок классных руководителей. Это более 125 тысяч преподавателей городских и сельских школ. Проведен конкурс среди сибирских школ, по итогам которого 473 средних учебных заведения получат по 1 миллиону рублей. В конкурсе на поощрение лучших учителей приняли участие 1,5 тысячи педагогов, завершается прием заявок на конкурс по направлению "Поддержка талантливой молодежи". Проведен конкурс по отбору инновационных вузов. Победителями стали два томских учебных заведения.

По проекту "Развитие АПК" - в Сибирском федеральном округе только в первом полугодии создано 230 сельских потребительских кооперативов. В рамках проекта сельхозпроизводителям выдано кредитов на сумму более 2,8 миллиарда рублей. Впервые за последние годы активно кредитуются личные подсобные хозяйства - на конец августа выдано более 10,5 тысяч льготных кредитов на сумму более 1,5 миллиарда рублей. Свыше 500 льготных кредитов получено крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на сумму 1 миллиард рублей.

По проекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - регионы округа взяли обязательства в 2006 году ввести жилья общей площадью 5,3 миллиона квадратных метров, что примерно на треть больше, чем в прошлом году. По итогам первого полугодия эти планы в основном успешно реализуются. Запланировано улучшить жилищные условия 63,2 тысячи семей. В Росстрой для включения в направление нацпроекта по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой передано 55 проектов площадок под строительство 12,1 миллиона квадратных метров жилья.


- Вы много ездите по регионам Сибири. Какой из сибирских регионов вы бы отметили в качестве эталона, образца, где реализация всех 4 национальных проектов идет наиболее результативно? В чем вы видите причину этого? И, в продолжение вопроса - где ситуация вызывает наибольшее беспокойство? Какие регионы отстают и почему?

Бугаев Максим, "Аргументы и факты - Сибирь", Новосибирск;
"Независимое информационное агентство - Красноярск"

- Нельзя выявить абсолютного лидера, как, впрочем, и аутсайдера. Слишком разные стартовые возможности у регионов, слишком разная социально-экономическая ситуация. Допустим один регион, в силу достаточных финансовых ресурсов, в силу дальновидности руководителя имеет достаточные наработки по сферам, которые затрагивают национальные проекты. В нем разрабатывались региональные программы, привлекались внебюджетные средства, в развитии социальной сферы активно участвовал бизнес. В таком регионе национальные проекты быстрее дают результат - ростки попали на хорошую почву.

Возьмем другой регион - руководитель и рад бы, да дотационный бюджет не дает никаких возможностей. Поэтому расставлять оценки не хотелось бы.

И главное - это не количество затраченных средств, а их конкретное влияние на улучшение жизни и самочувствия людей. Именно по таким критериям будет оцениваться работа всех уровней власти. А национальные проекты только еще разворачиваются, и должен пройти определенный период времени, после которого мы полностью почувствуем их отдачу.


- Реализация приоритетных национальных проектов на территории Сибирского федерального округа имеет, разумеется, свои отличия и особенности от других регионов России. Если рассматривать в целом, то в чем, на ваш взгляд, главные, основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются сибирские регионы при реализации этих проектов? И что здесь зависит от Москвы, а что вполне по силам решить на местах?

Викторов Евгений, ИТАР-ТАСС, Москва

- Сибирь - огромная территория, населенные пункты удалены друг от друга порой на сотни километров. В некоторые поселки практически невозможно добраться обычным транспортом. В Сибири более дорогая жизнь, поэтому в заработной плате применяется районный коэффициент, а в некоторых территориях существуют северные надбавки. Надо сказать, что в последнее время они перестали выполнять стимулирующую роль и доходы сибиряков сейчас ниже, чем в центральных районах России. Отчасти поэтому идет отток населения из Сибири, растет естественная убыль.

Это и есть те особенности, которые должны накладывать отпечаток на национальные проекты в Сибирском федеральном округе. К сожалению, они не всегда учитываются при подготовке нормативных документов по реализации проектов. Сравните - единый норматив по осмотру населения действует и для территорий Центральной России, и для сибирской глубинки. Но в европейской части страны 1700 человек, закрепленных за участковым врачом, могут жить в одном селе. А в Сибири это может быть несколько поселков, разбросанных друг от друга на десятки, а то и сотни километров. Другой пример - поставки автомобилей скорой медицинской помощи. В горных районах лучше применять более надежные, проходимые и более дешевые УАЗы, чем ГАЗели. А в некоторых труднодоступных территориях и вовсе требуется не автомобиль, а санитарная авиация.

Подобные проблемы возникают и в ходе реализации других национальных проектов. Направление "Сельский школьный автобус" предусматривает софинансирование - не менее 40% средств должен вложить регион. Дотационному региону очень тяжело найти такие деньги.

Проект "Развитие АПК" - во многих регионах Сибири традиционное животноводство это разведение овец, коней, маралов. Эти направления не были изначально предусмотрены в национальном проекте. В Сибири также недостаточно филиалов "Россельхозбанка", являющегося основным и более выгодным кредитором АПК, где можно получить кредит. А в 5 регионах их вообще нет.

Перечисление можно продолжить. Вывод - мероприятия по направлениям приоритетных национальных проектов, в особенности "Здравоохранение", "Образование" и "Развитие АПК", не в полной мере отвечают задачам, которые стоят перед сибиряками. Об этом я проинформировал Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на встрече 14 августа.

Мы будем добиваться, чтобы к нашему мнению прислушивались в министерствах, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов. Наша задача - обосновать, доказать, что сибирские территории требуют учета своих особенностей, требуют особого подхода при выполнении приоритетных проектов.

Понятно, что региональные и местные органы власти и сами не должны сидеть сложа руки, пытаться самостоятельно разрешать возникающие проблемы. Но нельзя забывать о том, что это общенациональные проекты.


- Какова мера участия сибирских регионов в приоритетных национальных проектах? Можно ли достичь целей, поставленных в рамках проектов, учитывая, что регионы неоднородны по своим финансовым возможностям?

Рябинская Яна, РИА "Новости" - Сибирь, Новосибирск

- При одинаковом подходе, когда каждый регион, как говорится, "под одну гребенку", результат будет очевиден. Образно выражаясь, там, где было хорошо, станет еще лучше. Там, где было плохо, ситуация чуть-чуть улучшится, но хорошо от этого не станет. Это касается и образования, и здравоохранения, сельского хозяйства и строительства жилья. Мы не добьемся одинаково качественного уровня образовательных услуг, медицинской помощи, если не будем учитывать как географическую специфику, так и финансовые особенности регионов.

В Сибирском федеральном округе большинство субъектов Федерации предусмотрели средства для софинансирования национальных проектов. В Сибири сохранены действовавшие ранее надбавки для работников образования и здравоохранения из региональных и муниципальных бюджетов. В начале 2006 года, когда из федерального бюджета еще не поступили средства для дополнительных выплат врачам и учителям, многие регионы из собственных ресурсов начали осуществлять эти выплаты.

Кроме того, в национальных проектах пока не учтены отдельные категории учителей (например, педагоги системы начального и среднего профессионального образования), врачей (работающих в учреждениях федерального подчинения, школах, детских садах). Некоторые регионы самостоятельно, из собственных средств ввели соответствующие доплаты этим категориям.

В целом, объемы софинансирования из региональных бюджетов и федерального центра сопоставимы. Так, по проекту "Образование" из региональных бюджетов на 2006 год запланировано выделить более 1,9 миллиарда рублей. Федеральное финансирование составит более 2,3 миллиарда рублей. По проекту "Здоровье" финансирование из федерального бюджета составит 3,9 миллиарда рублей, бюджеты субъектов РФ - более 1,3 миллиарда рублей. А национальный проект "Доступное и комфортное жилье" предполагает даже большие вложения из средств регионов (4 миллиарда рублей), чем из федерального центра (3 миллиарда рублей).

Конечно, большая часть региональных средств - это доля территорий, которые экономически более развиты. А ведь 15 субъектов РФ округа дотационные, из них 7 - высокодотационные. Закладывая одинаковые нормативы для софинансирования, мы ставим в неравное положение население дотационных и успешных регионов. На наш взгляд, это неправильно. Не должны страдать, например, дети из сельских поселений, если они проживают в дотационных регионах.

Так, учреждения образования Читинской области нуждаются в этом году в 96 школьных автобусах. Но смогут получить лишь 28. Большего этот высокодотационный регион себе позволить не может из-за заложенного в национальном проекте принципа софинансирования, равного для всех регионов страны.

Впрочем, участие самого региона в национальных проектах - это не только выделение средств. Прежде всего - это активная позиция в федеральных органах исполнительной власти. Нужно, чтобы мероприятия в рамках приоритетных национальных проектов отвечали реальным потребностям регионов. А эти потребности, еще раз повторю, нужно упорно обосновывать и доказывать. К сожалению, это не всегда происходит на практике. Сейчас, когда идет рассмотрение федерального бюджета на 2007 год, важно не упустить этот процесс.

Но и помимо активной работы с федеральным центром роль региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления очень значительна. Прежде всего, это информирование населения о том, какие возможности предоставлены в рамках национальных проектов.

К примеру, кредитование сельхозпроизводителей сегодня наталкивается на такие трудности - нет квалифицированных специалистов, у крестьян недостаточно залоговой базы. Нет полной информации о возможностях создания кооперативов, кредитования для личных подсобных хозяйств, развития сельскохозяйственных кооперативов.

В этой связи мы коллективно приняли решение разработать региональные и муниципальные программы развития на селе кредитных и потребительских кооперативов. Также на уровне регионов разрабатываются мероприятия по предоставлению гарантий сельхозтоваропроизводителям для привлечения кредитов. По нашему предложению в местной администрации каждого сельского поселения будет выделен и обучен специалист для информирования населения о правилах и условиях кредитования в рамках национальных проектов.


- Вы отметили, что национальные проекты должны учитывать особенности Сибири. Чего удалось добиться в связи с этим в 2006 году? Какие изменения нас ждут в 2007 году?

Дугаржапов Тимур, "КоммерсантЪ - Восточная Сибирь", Иркутск;
Фролов Андрей, "Континент Сибирь", Новосибирск;
Дыбицкий Александр, Бийск

- Речь нужно вести не только об особенностях Сибири, но в целом о настройке механизма приоритетных проектов, внесении в них необходимых поправок, дополнений. Ведь не все можно учесть сразу.

Решен вопрос с начислением районного коэффициента на полагающиеся в рамках национальных проектов дополнительные выплаты. Также решена проблема с единым социальным налогом - первоначально в регионы были направлены средства, которые не включали расходы на выплату соцналога. При нашем активном участии подготовлены и приняты дополнения в национальный проект "Образование". Как результат - решен вопрос выплаты вознаграждения 8,3 тысяч классных руководителей специальных коррекционных общеобразовательных школ, интернатов, вечерних школ. Ранее эти категории не вошли в число педагогических работников, имеющих право на федеральную надбавку.

Практически удалось добиться включения в национальный проект "Развитие АПК" мероприятий по поддержке традиционных видов животноводства. Был расширен перечень сельхозтехники, которую может приобрести крестьянин на полученные льготные кредиты. К кредитованию агропромышленного комплекса подключился Сбербанк, развитая филиальная сеть которого сделает национальный проект более доступным.

Во взаимодействии с Правительством, министерствами нам еще многое предстоит сделать, чтобы привести национальные проекты в соответствие с реальными возможностями и потребностями регионов. Это вопрос о включении в национальные проекты дополнительных категорий работников медицины и образования. Это решение проблемы с учетом в дополнительных выплатах надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера. Будем также продолжать настаивать на изменении нормативов, установленных для работников первичного медицинского звена с тем, чтобы действительно врач дошел до каждого гражданина, а не ждал, когда его привезут на скорой помощи к больному. Лучше профилактировать и предупреждать болезнь.


- Выделение немалых средств из федерального центра в регионы в рамках национальных проектов, видимо, наталкивается на серьезную проблему - коррумпированность чиновников на местах. Часто звучит информация о возбуждении уголовных дел в отношении руководителей регионов различных рангов за нецелевое использование средств, за откровенное воровство. Каковы гарантии того, что средства все же дойдут до конечных получателей? В чем вам видится залог успеха национальных проектов в "борьбе" с извечным российским злом?

Широков Александр, "Эксперт-Сибирь", Новосибирск

- На сегодня в Сибирском федеральном округе не отмечено ни одного случая возбуждения уголовного дела в связи с использованием средств, выделенных в рамках национальных проектов, не по назначению или нецелевым образом.

Конечно, нельзя сказать, что нарушений нет вовсе. Но те, которые выявлены, это скорее недоработки, результат не злого умысла, а недобросовестного исполнения. Есть случаи привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, вынесения предостережений. Речь идет например о несвоевременной выплате денежных средств в рамках национальных проектов, ошибках при расчете начислений, составлении регистра лиц, имеющих право на доплаты.

Выявление этих нарушений - результат постоянного надзора и контроля за исполнением национальных проектов. В этой работе со стороны власти задействованы Контрольное управление Президента РФ и аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, Счетная палата РФ, Росфиннадзор и другие структуры по своим направлениям, отраслевые министерства, органы прокуратуры, внутренних дел, общественные организации.

Конечно, у жесткого контроля есть и обратная сторона. Так, например, в настоящее время участковый врач вынужден тратить массу времени на заполнение многочисленных отчетных форм. Только по национальному проекту "Здоровье" заполняется 18 форм, не считая многочисленных статистических. Но эту проблему нужно решать не отменой отчетов и уменьшением контроля, а оборудовать рабочие места врачей компьютером с соответствующим программным обеспечением. Чтобы была база данных прикрепленных граждан с возможностью формирования отчетов, самоконтроля врача за своей работой, за пациентами, за ходом диспансеризации и т.п.

Еще подчеркну, что залог успеха национальных проектов - контроль не только со стороны власти, а сознательный общественный контроль, пристальное внимание средств массовой информации. Собственно, это гарантия не только того, что средства дойдут до тех, кому они предназначены. Это гарантия достижения конечной цели национальных проектов - улучшение жизни людей.


- Создается впечатление, что все национальные проекты реализуются только для "гражданского" населения России. А те, кто носит погоны, что-то получат от нацпроектов? В Сибирском военном округе, в Сибирском округе Внутренних войск МВД РФ, в региональном управлении федеральной погранслужбы ФСБ РФ, МВД, других "силовых" структурах какие то улучшения предусмотрены в рамках реализации нацпроектов? Если да, то что конкретно уже сделано? Что планируется сделать?

Соловьев Владимир, Новосибирск

- Национальные проекты - это не раздача денег врачам, учителям, фермерам, это стартовое начало масштабных преобразований, предпосылки для качественного рывка в экономике и социальной сфере.

Приоритетные проекты потому и носят название национальных, что эффект от их реализации должны почувствовать все. Кто-то напрямую, а кто-то косвенно.

Дети "людей в погонах" тоже пойдут в школы, укомплектованные по проекту "Образование". Все, и военные в том числе, могут воспользоваться новым рентгеновским аппаратом, установкой ультразвукового исследования, которые по проекту "Здоровье" появились в муниципальных больницах.

Есть и конкретные мероприятия в рамках национальных проектов, предназначенные военнослужащим. Проект "Образование" предусматривает организацию системы начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Теперь солдат будет приходить домой не только с военной специальностью, но и с гражданской, если, конечно, захочет. Для этого будут открыты специальные учебные центры.

В рамках проекта "Доступное жилье" государство взяло на себя обязательства за счёт федерального бюджета обеспечить жильём две наименее защищённые категории граждан - ветеранов и инвалидов. Это позволит органам местного самоуправления ускорить обеспечение жильем других "льготных" категорий граждан за счет своих средств. В частности, это военнослужащие, увольняемые и уволенные с военной службы.

Помимо национальных проектов, государство осуществляет другие формы поддержки военнослужащих. Прежде всего, это помощь в обеспечении жильем. С 1998 года выполняется программа "Государственные жилищные сертификаты". Программа показала свою жизнеспособность, и ее действие продлено до 2010 года. Хотя есть немало проблем.

С 2005 года появились новые направления по решению жилищной проблемы военнослужащих. Прежде всего, это формирование накопительно-ипотечной системы, которая позволит получить жилье в собственность при определенном сроке службы.


- Как преодолеть годами сложившееся недоверие людей к любым действиям власти, в том числе - и национальным проектам?

Решетникова Наталья, ИТАР-ТАСС, Новосибирск

- Только делами. Убеждать в эффективности можно только конкретным результатом. Фермер получит реальные деньги на сельхозтехнику - вот для него аргумент. Больной получит лечение в центре высокотехнологичной медицинской помощи - вот для него аргумент. Нельзя сформировать доверие, рекламируя несуществующие результаты.


- По данным опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ среди учителей и врачей, по отношению к национальным проектам "Образование" и "Здравоохранение" профессиональное сообщество почти поровну разделилось. На скептиков и оптимистов, причем и те, и другие считают, что основная идея нацпроектов должна заключаться лишь в увеличении заработной платы всем категориям преподавательского состава и медицинских работников. В чем, на Ваш взгляд, причина этого заблуждения? Может быть, недостаточно эффективно ведется разъяснительная работа?

Маненков Вадим, ИТАР-ТАСС, Новосибирск

- Действительно, меры в области образования и здравоохранения поначалу были восприняты в профессиональном сообществе несколько настороженно, иногда скептически. Особенно теми, кто за дополнительными выплатами учителям, врачам не увидел общего системного подхода к повышению уровня жизни всего населения, который заложен в нацпроектах.

Стратегия национальных проектов строится от конечной цели и задач, которые необходимо решить для ее достижения. Например, приоритетный проект "Здравоохранение" имеет четкую цель - улучшить медицинское обслуживание населения. В рамках проекта поставлена задача - участковый врач должен дойти до каждого своего подопечного гражданина, а не больного. Уже под эту задачу готовятся условия: материальное стимулирование, техническое, транспортное обеспечение и так далее.

Такая же ситуация в образовании. Классному руководителю добавили зарплату для того, чтобы он решал задачи по воспитанию школьников, а не только механически закладывал знания. Большие средства на подключение всех школ к Интернету за 2006-2007 годы должны в какой-то мере ликвидировать существующий в настоящее время неравный доступ к качественному образованию школ, отдаленных от центров.

Этот подход отличается от практиковавшегося ранее - просто повысить зарплату. От врачей и учителей ждут результата. И не власть, а люди, в первую очередь. Пока не все это понимают и мыслят инерционно. С этой точки зрения разъяснительная работа должна быть более активной и эффективной. В том числе и через средства массовой информации.


- Почему национальный университет решено разместить в Красноярске? Ведь в Сибири есть и другие достойные города - Томск, Новосибирск. Будет ли национальный университет иметь филиалы в этих городах?

Фролов Андрей, "Континент Сибирь", Новосибирск

- Сибирский федеральный округ для создания национального университета выбран не случайно. Всего в России будет открыто два таких учебных заведения, один в Сибири, один в Южном федеральном округе. Выбор Красноярска в качестве площадки университета укладывается в рамки стратегии развития восточных территорий страны. Создание Сибирского национального университета связано, прежде всего, с необходимостью сформировать на востоке страны современный центр для подготовки кадров, который отвечал бы нуждам экономики, потребностям работодателей.

Сейчас начата реализация масштабных инвестиционных проектов в Красноярском крае - это строительство Богучанской ГЭС, освоение Ванкорского месторождения нефти. В Иркутской области ведется прокладка нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Дальний Восток также намерен активизировать реализацию инвестиционных проектов. Необходимы высококвалифицированные кадры.

Красноярский край с 2005 года ведет подготовительную работу по созданию университета. По проекту в нем будет обучаться 30-40 тысяч студентов из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.


- Какими темпами и насколько успешно в регионах Сибири осуществляется реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье"? Достаточны ли эти темпы для того, чтобы в ближайшие несколько лет сделать жилье действительно доступным для большинства населения?

Рябинская Яна, РИА "Новости" - Сибирь, Новосибирск

- Темпы строительства и ввода в строй нового жилья явно недостаточны. Но сначала хотел бы сказать о другом. Не надо приравнивать национальный проект "Доступное жилье" к постановке задачи, подобной той, которая звучала 20 лет назад - каждой семье квартиру к 2000 году. Да, наша цель в итоге - это нормальные жилищные условия для всех граждан России. Но государство не в состоянии немедленно раздать каждому средства для этого. Поэтому национальный проект включает определенные направления. Цели одних направлений - адресно решать "квартирный вопрос". Цели других - создать основу для общей доступности жилья.

Адресная поддержка будет оказана молодым семьям, молодым специалистам на селе, а также тем категориям граждан, перед которыми государство уже имеет обязательства по улучшению жилищных условий - это ветераны и инвалиды. За счет этого высвобождаются средства на уровне регионов и муниципалитетов для поддержки других категорий нуждающихся.

В Сибирском федеральном округе более 28 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. В 2006 году запланировано решить жилищный вопрос для 4,4 тысячи семей.

Основу же для доступности жилья должны создать другие направления национального проекта - государственная поддержка системы ипотечного кредитования, а также гарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.

В 2006 году по плану, утвержденному губернаторами сибирских регионов, будет введено в строй 5,3 миллиона квадратных метров жилья. Это на 29,5% больше, чем в 2005 году. В субъектах Федерации округа запланированные темпы роста различаются. Во-первых, неравномерны финансовые возможности регионов. Во вторых, разные стартовые условия. Где-то национальный проект "Доступное жилье" приходит на подготовленную почву - есть принятый пакет документов, наработки по реализации жилищных программ, опыт развития домостроения. К таким регионам можно отнести Кемеровскую и Омскую области. В других регионах все только начинается.

Тем не менее, по результатам первого полугодия намеченные планы реализуются в большинстве субъектов Федерации округа. Так, в Кемеровской области объем введенного жилья превысил показатель за аналогичное полугодие прошлого года в 2,8 раза, в Новосибирской - рост составил 186,1%, в Омской - 132%, в Иркутской - 122,8%.

Но безусловно эти темпы недостаточны. В целом по округу, как и в среднем по России, в улучшении условий проживания нуждаются более 60% граждан.


- Существуют противоречия в реализации национальных проектов, в частности, "Комфортное и доступное жилье гражданам России". Федеральный центр готов выделять средства на жилищное строительство в регионах. Строительные компании не могут справиться с теми планами, которые строит федеральный центр. Причин тому много: нехватка строительных материалов, проблемы с выделением участков под застройку и т.д. В чем вы видите выход из создавшейся ситуации?

Воронцов Вадим, "Эксперт-Сибирь", Новосибирск

- Планы по строительству жилья - это в первую очередь дело регионов, и даже скорее местной власти, а не федерального центра. Из федерального бюджета выделяются средства на государственные гарантии и субсидирование процентной ставки, чтобы удешевить кредиты для оборудования земельных участков инфраструктурой. Но выделение этих участков - дело муниципалитета. Разрешение на строительство - дело муниципалитета и территориальных структур федеральных органов власти. Градостроительная документация - дело муниципалитета. Кстати, наличие генерального плана - одно из условий получения государственных гарантий.

Вопрос увеличения объемов жилищного строительства комплексный, и решать его нужно в комплексе. Проблемы развития строительной индустрии и перспективы решения жилищного вопроса, как в рамках национального проекта, так и вне его, обсуждались в мае этого года в Омске на первом съезде строителей Сибири. Коллегиально мы определили основные направления нашей работы.

В первую очередь, необходимо установить четкие правила игры на строительном рынке. Речь идет о формировании пакета документов, который позволит осуществлять государственную политику в области жилищного строительства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Ни в одном субъекте Федерации округа нет утвержденной схемы территориального планирования, соответствующей требованиям кодекса. Генеральный план города разработан только в Красноярске. Единицы муниципальных образований округа имеют утвержденные "Правила землепользования и застройки". Необходимо форсировать разработку этих документов, предусмотреть соответствующие средства в бюджетах регионов. Нет нужды никого убеждать в том, что установленные правила игры позволят навести порядок в строительной отрасли, сделать ее более прозрачной и тем самым удешевить стоимость строительства.

Одна из основных проблем, особенно в крупных городах - недостаток земельных участков, оборудованных коммунальной и транспортной инфраструктурой. Национальный проект, как я уже говорил, предлагает поддержку в решении этого вопроса путем предоставления государственных гарантий и субсидирования процентной ставки. Но помимо этого в округе, где половину жилого фонда составляют панельные дома первых массовых серий, необходимо обновлять жилье за счет реконструкции. Положительный опыт в этом имеет Омская область. Реконструкция - это увеличение этажности здания с одновременным его ремонтом, утеплением. При отсутствии затрат на выделение земельного участка, оборудование его инфраструктурой получаем квадратные метры стоимостью в 1,5 раза дешевле чем новое строительство.

Необходимо развитие индивидуального строительства вокруг городов, в том числе с использованием земель сельхозназначения. Индивидуальная застройка вообще нуждается в активной поддержке со стороны власти. В особенности на селе и в малых городах. Должны быть выработаны схемы, по которым селяне могли бы за строительство дома рассчитываться поставкой продукции с личного подворья.

Считаю, что нужно решить вопрос о выделении будущему хозяину для строительства дома леса на корню бесплатно. Деревянное домостроение надо развивать более активно.

Власть на местах обязана предоставить индивидуальному застройщику широкий выбор проектов жилых домов, материалов для строительства, новых, современных технологий домостроения и т.д.

Нехватка строительных материалов в округе - еще один фактор, который приводит к удорожанию строительства. Выход - развитие местных производств, тем более для этого есть природные ресурсы, оптимизация транспортных издержек. Мы уже приступили к анализу и подготовке комплексного плана развития промышленности стройматериалов в округе.

В ответе я очень крупно обозначил основные направления наших действий по решению проблем развития жилищного строительства. Разумеется, за каждой из общих проблем кроется еще масса частных. Решить все их в совокупности за один-два года невозможно. Мы ставим перед собой реальные сроки. И главное, работу ведем совместно: власть федеральная, региональная, власть на местах и строительный бизнес. Пока высокий спрос на жилье, высокие цены. Решать это надо развитием стройиндустрии, особенно масштабно развивать строительство индивидуального жилья.


- Проект "Доступное жилье" предполагает решение "квартирного вопроса", который уже набил оскомину. Но чтобы взять ипотеку, нужно иметь первоначальный взнос, какой-то залог. Те, кто живет в общежитиях такой возможности не имеют, тем более в Новосибирске. Когда на территории округа будет проводиться приватизация жилья в общежитиях? В Кемерово она проводится, в Хабаровске и Перми суды вынесли решения в пользу жильцов, а в Новосибирске Городецкий с Болтенко уперлись и не дают возможность приватизировать комнаты в общежитиях.

Трофимов Павел, Новосибирск

- Этот вопрос действительно актуальный. После дополнительного изучения ситуации буду готов дать ответ на него.


- Почему в национальном проекте по развитию сельского хозяйства не предусмотрено бюджетное финансирование АПК? Деньги предоставляются только на возвратной основе, а ведь сельское хозяйство - рискованная сфера деятельности, где возможности коммерческого успеха очень ограничены. В то же время именно от агропромышленного комплекса зависит продовольственная безопасность страны.

"Губернские ведомости", Новокузнецк;
"БайкалМедиаКонсалтинг", Улан-Удэ

- Согласен с вами в том, что отечественное сельхозпроизводство - действительно опора для безопасности страны. Когда страна более чем наполовину закупает продукты за рубежом, ее уже нельзя назвать независимой державой.

А не согласен в том, что агропромышленный комплекс представлен в некоей роли "обиженной" отрасли. Судите сами. В рамках национального проекта предусмотрено субсидирование процентной ставки кредита в размере 95% за счет средств федерального бюджета, а 5% за счет средств бюджета субъекта Федерации. То есть фактически сельскохозяйственный товаропроизводитель сможет получить в банке льготный кредит по 2-3% годовых. В каком банке вы сможете получить такие условия?

Есть и целиком безвозмездные меры поддержки АПК. На федеральном уровне это целевые программы, такие, например, как "Социальное развитие села до 2010 года", "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы". Эти программы предусматривают компенсации части затрат на приобретение ГСМ, дотации на приобретение минеральных удобрений и т.д.

Поддержка федерального центра подразумевается на условиях софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Многие регионы, особенно те, у которых достаточно средств, вводят дополнительные меры государственной поддержки сельского хозяйства. Среди таких мер - приобретение части сельхозтехники, закуп продукции по фиксированным ценам для региональных и муниципальных нужд с последующим расчетом по окончании сезона уборки урожая. Яркий пример - Кемеровская и Омская области.

А что касается возможностей коммерческого успеха в сельском хозяйстве, также не соглашусь. Сельское хозяйство - не средство для освоения дотаций, а бизнес. Если грамотно планировать, определять оптимальный вид деятельности, тщательно, в кооперации с другими сельхозпроизводителями выстраивать сбытовую политику, по-хозяйски подходить к вопросам собственности, то будет и коммерческий успех.


- Анатолий Васильевич, население Сибири уменьшается с каждым годом и составляет уже меньше 20 миллионов человек. Между тем на гораздо меньшей по площади территории нашего соседа - Китая - проживает около 1,3 миллиарда человек. Понятно, что продвижение на север станет для них спасением. Как вы вообще относитесь к "китайской угрозе" для Сибири? И существует ли такая угроза в принципе?

Попов Александр, журнал "Эксперт", Москва

- Действительно, в Сибирском федеральном округе сохраняется устойчивая тенденция сокращения численности населения. Пути решения этой проблемы я вижу в комплексном подходе к развитию Сибири, сочетающем в себе освоение территории, построение инфраструктуры, развитие человеческого капитала.

Прежде всего, необходимо остановить отток из Сибири квалифицированных кадров, сократить естественную убыль населения. А сделать это можно только за счет повышения качества жизни: создания новых рабочих мест, комфортных условий для проживания и экономической деятельности, строительства доступного жилья.

Что же касается "продвижения на север" китайцев, то вероятность этого процесса нельзя недооценивать, но и переоценивать не стоит. В самом Китае еще достаточно неосвоенных и незаселенных территорий.

Нам нужно грамотно выстраивать государственную миграционную политику, и не только в отношении южного соседа. Неконтролируемая, незаконная миграция чревата серьезными негативными последствиями. Это криминализация рынка труда, рост напряженности в обществе, теневые финансовые потоки. С такими угрозами надо жестко бороться и надо их заранее предупреждать. Нужно усилить ответственность работодателей за нарушение порядка использования иностранной рабочей силы.

Но главное - миграционная политика должна отвечать интересам России. Привлекать рабочую силу из-за рубежа следует только в том случае, если это нужно для конкретного работодателя и невозможно обеспечить его потребности за счет внутреннего рынка труда.

Возвращаясь к "угрозам", подчеркну - важно не само по себе количество людей, проживающих в Сибири. Важно, чтобы все территории нашей страны были экономически сильными, опорой России. Сильные территории - сильная держава.


- Известно, что ежегодно в России умирает больше людей, чем рождается. В последнее время руководство нашей страны, в том числе Президент, через приоритетные национальные проекты стараются исправить данную ситуацию. Но мы считаем, что на этом направлении не будет больших позитивных изменений, если на государственном уровне не будет объявлен запрет на распространение и продажу некачественной спиртосодержащей продукции таких как: "Трояр", "Антилед" и т.д. В ближайшее время будет ли что-то меняться в этом направлении? Когда заработает в полной мере "ЕГАИС"?

Пресс-служба Государственного Собрания Республики Алтай, Горно-Алтайск

- В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил основным приоритетом, самой острой проблемой современной России решение демографических вопросов: снижение смертности, построение эффективной миграционной политики, и третье - повышение рождаемости.

Только запретом на продажу некачественной спиртосодержащей продукции эти задачи не решишь. Но вопрос, действительно, серьезный. По данным статистики за 2005 год, в Сибирском федеральном округе смертность от случайных отравлений алкоголем в 1,6 раза превысила среднероссийский показатель.

Государство предпринимает меры по пресечению ввоза и производства внутри страны суррогатной алкогольной продукции. Но перечисленные вами средства - "Трояр" и "Антилед", не относятся к категории пищевых продуктов, и запрещать их не имеет смысла. Они должны выпускаться и использоваться по прямому назначению. Как вы знаете, "Трояр" - это парфюмерно-косметическое средство, а "Антилед" - жидкость, предотвращающая образование льда в замках и на автомобильных стеклах.

Вопрос, на мой взгляд, в другом. Ни запрет на алкогольную продукцию, ни выстраивание миграционной политики не решит демографических проблем, если не создать условий и стимула для рождаемости. А это целый комплекс мер государственной финансовой и социальной поддержки, обеспечение молодых семей жильем, создание рабочих мест и условий для всестороннего развития личности.

Идея создания Единой государственной автоматизированной системы информационной системы (ЕГАИС), именно в том варианте как задумывалась, правильная. Проблема в том, что ЕГАИС не заработала в полную силу. На сегодняшний день эту систему сложно назвать единой, так как она не является полностью автоматизированной. Фиксация сведений об обороте многими операторами рынка осуществляется в "ручном" режиме, и поэтому ЕГАИС не отражает всей ситуации по отрасли. Но при всем этом, замечу, что работа данной системы крайне необходима.


- Уважаемый Анатолий Васильевич, в конце марта этого года в Иркутске на совместном заседании советов СФО, МАСС и законодателей округа вы заявили о том, что регионы Сибирского федерального округа в мае - июне должны завершить разработку пилотных комплексных проектов социально-экономического развития муниципалитетов разных уровней. Скажите, пожалуйста, проведена ли такая работа и каковы ее результаты? Когда будут подготовлены единые проекты развития муниципалитететов разных уровней, которые планировалось сформировать на основе предложений регионов?

Дугина Ирина, РИА "Сибирские новости", Иркутск

- На совместном заседании трех советов мы приняли основные подходы к комплексному территориальному планированию, определили типы, сроки действия, формы утверждения и согласования плановых (программных) и прогнозных документов муниципальных образований Сибирского федерального округа.

После этого была разработана и доведена до всех органов власти - от сельского поселения до субъекта РФ - методика формирования комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, методика расчета финансовых балансов, более 55 модельных правовых актов, обеспечивающих функционирование местного самоуправления в новых условиях.

И уже к 1 июля 2006 года в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе были представлены плановые документы 19 "пилотных" муниципальных районов округа, в состав которых входит 23 городских и 210 сельских поселений.

До конца 2007 года планируется провести работу по формированию, согласованию и утверждению региональных и муниципальных комплексных программ социально - экономического развития на период с 2008 по 2020 годы.

А для обобщения и распространения соответствующего опыта идет работа над созданием методических рекомендаций "Формирование комплексных программ социально-экономического развития в вопросах и ответах (на опыте работы "пилотных" муниципальных образований Сибирского федерального округа)". Помимо анализа комплексных программ социально-экономического развития, разработанных в "пилотных" муниципальных образованиях округа, будут проанализированы основные проблемы, возникшие в ходе разработки этих документов. Выпуск книги планируется осуществить к концу декабря этого года.


- Получит ли обещанную вами прилюдно медаль "За заслуги перед Отечеством" глава Оронгойского поселения Республики Бурятия Жамсо Цыренжапов? Насколько нам известно, свой план развития поселения он вам уже отправил.

Анжилова Дара, "АиФ в Бурятии", Улан-Удэ

- Медаль главе Оронгойского поселения была "прилюдно" обещана в том случае, если он в течение двух недель представит в аппарат полпреда не план развития поселения, а методику разработки структуры, содержания, оценки и исполнения комплексной программы социально-экономического развития поселения.

Глава поселения совместно с Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия подготовил и направил в наш адрес Типовую методику по разработке программ социально-экономического развития сельских (городских) поселений Республики Бурятия на долгосрочный период (10 лет) "Хорошо работать там, где хорошо жить".

Получили мы этот документ 28 августа - прошло полтора месяца. Делайте выводы.


- Не кажется вам, что Бурятия еще не "проснулась"? У нас самая дорогая электроэнергия, особые экономические туристко-рекреационные зоны так и не созданы, еще сильна безработица, зашкаливает криминогенная обстановка, о полномасштабной реализации нацпроекта "Доступное жилье" Бурятии не приходится мечтать из-за отсутствия средств, в деревнях как продавали суррогатный алкоголь, так и продают, сельчане не надеются на кредиты по нацпроекту, поскольку требуемого банком залога у них нет и в помине. Что вы на это скажете?

Анжилова Дара, "АиФ в Бурятии", Улан-Удэ

- В Сибирском федеральном округе из 16 регионов 15 дотационных, и только один регион-донор - Красноярский край. Так что можно сказать, что мы все только "просыпаемся". Перечисленные вами проблемы есть и в других субъектах. Решить их мы сможем, только создавая эффективную экономику Сибири на основе долгосрочной стратегии, которая включает в себя программы социально-экономического развития городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, субъектов Федерации.

В отношении кредитов в рамках национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" отмечу следующее.

Действительно, одной из проблем реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" является отсутствие у заемщиков достаточной залоговой базы, оформленных документов на земельные участки и объекты недвижимости.

Однако есть кредиты, которые предоставляются Россельхозбанком без всякого залога. Например, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, выдаются кредиты до 30 тысяч рублей, а кредиты до 300 тысяч рублей - под обычное поручительство соседей.

Одной из мер, упрощающих процедуру кредитования, является предоставление банком кредита под залог приобретаемого племенного скота, новой сельскохозяйственной техники и навесного, прицепного оборудования к ней. Есть и другие возможности, например, гарантии бюджета субъекта Российской Федерации. Возможности получения кредитов на порядок больше там, где их возврат хотя бы частично гарантируется органами исполнительной власти.

Не могу согласиться с тем, что получить кредит селянину невозможно. Например, в Республике Бурятия с начала текущего года и по 21 августа только через региональный филиал Россельхозбанка гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, уже получено 911 кредитов на сумму 195 миллионов рублей. Крестьянские (фермерские) хозяйства взяли 10 кредитов на сумму 13 миллионов рублей. Бурятия достаточно энергично осваивает кредитные ресурсы. Однако и такие темпы нас не могут устраивать.

В Республике Бурятия практически в каждой администрации муниципального района назначен ответственный за работу по привлечению кредитов, завершается работа по назначению таких ответственных в каждом сельском поселении.


- Уважаемый Анатолий Васильевич, в конце марта этого года в Иркутске на совместном заседании Советов СФО и МАСС была представлена концепция программы социально-экономического развития Сибири на 2008-2020 годы. Было заявлено, что ее планируется разработать в течение 2006-2007 годов. Скажите, пожалуйста, как идет подготовка программы? Когда будет готов ее первый вариант? Кто участвует в разработке?

Дугина Ирина, РИА "Сибирские новости", Иркутск

- Итоги обсуждения концепции программы развития Сибири на период до 2020 года мной были доведены во время очередной встречи до сведения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Наша позиция нашла понимание и поддержку главы государства. Президент согласился, что участие государства в социально-экономическом развитии Сибири должно быть более значительным и предметным. Оно должно учитывать территориальные особенности месторасположения сибирских регионов, исторические, национальные и климатические особенности быта сибиряков.

Вопросы развития регионов Сибири обсуждались на совещании, проведенном Президентом России в Томске 26 апреля этого года. Этому же было посвящено заседание межведомственной комиссии Совета безопасности РФ 25 июля 2006 года.

Концепция программы социально-экономического развития Сибири была одобрена в июне 2006 г. на межведомственной комиссии Министерства регионального развития Российской Федерации.

Сейчас мы проводим организационную работу. Формируется план мероприятий по разработке программы. Формулируются конкретные задачи к каждому из разделов программы. Проводим переговоры с учеными и научными коллективами, которые возьмут на себя обязательства по разработке отдельных разделов и выполнению поставленных задач.

Срок окончания разработки программы социально-экономического развития Сибири - конец 2007 года. Для разработки масштабного документа это весьма жесткие временные рамки.

К работе над программой социально-экономического развития Сибири уже привлечены ученые Сибирского отделения Российской Академии наук, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Высшей школы экономики, Института народно-хозяйственного прогнозирования, Центра стратегических разработок. По мере необходимости будут привлекаться и другие экспертные, исследовательские и аналитические структуры, специалисты ведущих министерств и ведомств, региональные специалисты.


- Будет ли рассматриваться стратегическая программа развития Сибири в связке с реализацией национальных проектов на территории Сибири? Либо эта программа станет очередным "мертвым документом"?

Широков Александр, "Эксперт-Сибирь", Новосибирск

- Комплексная программа социально-экономического развития направлена на решение стратегических задач: формирование устойчивых предпосылок для перевода экономики Сибири на инновационный путь развития и создание условий для комфортного проживания и экономической деятельности.

Средства же, поступающие в регионы на реализацию приоритетных национальных проектов, должны учитываться при текущем и краткосрочном планировании.

А станет ли программа очередным "мертвым документом"? Осуществление любого масштабного и долгосрочного проекта зависит от множества факторов. Могу сказать, что со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы этого не случилось.


- В последнее время обсуждается несколько проектов по сдаче в аренду Китаю российских ресурсов. В частности, речь идет о возможности для Китая разрабатывать на территории Сибири лесные ресурсы, а на Урале - взять в аренду сельскохозяйственные угодья. Что вы думаете о таких проектах? Согласны ли вы с теми, кто видит в них угрозу утраты Россией контроля над своими сибирскими территориями?

Думлер Андрей, "БайкалМедиаКонсалтинг", Улан-Удэ;
Виноградов Дмитрий, "Газета.ру", Москва

- Китай действительно изъявил желание взять в Сибири в аренду 1 миллион гектаров леса в рамках "пилотного" проекта по совместному освоению лесных ресурсов. Проект предусматривает организацию предприятия с участием китайского капитала с соблюдением всех норм лесного законодательства Российской Федерации. Предприятие будет осуществлять на территории лесного фонда ведение хозяйства, заготовку леса и переработку, включая целлюлозное производство.

Переговоры о таком сотрудничестве ведутся. Но речь не идет об освоении китайцами круглого леса и его экспорте в Китай. Соглашения будут заключаться только в том случае, если лес будет перерабатываться в России, в том числе, и низкокачественная древесина, которая сегодня не используется.

Компания, согласно лесному законодательству, должна будет зарегистрироваться в России, а это новые рабочие места для россиян. И налоги от ее деятельности останутся в стране.

А что касается угрозы утраты контроля над сибирскими территориями, то я уже ответил на этот вопрос. Мы должны сами по-хозяйски распоряжаться своими богатствами, интенсивно развивать экономику, быть впереди в экономике и социальной сфере. В этом случае Россия будет занимать достойное место на мировой арене и не бояться никаких угроз.


- Во время мартовского визита в Пекин Президент РФ В.В. Путин впервые сказал о строительстве газопроводной системы под условным названием "Алтай" через западный участок российско-китайской границы, который находится на территории Республики Алтай. А это означает - через плоскогорье Укок, объект ЮНЕСКО. Плато уникально, природа очень уязвимая и хрупкая, кроме того, это место для жителей Алтая - священное. В конце июня вы сами посещали этот объект, хорошо знаете данную ситуацию. Можете ли вы повлиять на то, чтобы на высоком уровне рассмотрели альтернативную трассу через Ташанту и Монголию в Китай?

Пресс-служба Государственного Собрания Республики Алтай, Горно-Алтайск

- Анатолий Васильевич, этим летом вы побывали на плоскогорье Укок в Республике Алтай. Известно, что существуют планы строительства газопровода в Китай по этой территории. Скажите, как вы оцениваете возможный экологический и даже сакральный ущерб для этого места? Как человек военный не видите ли вы угроз со стороны Китая в случае освоения плоскогорья, строительства там технической дороги? Иными словами, может ли Укок стать плацдармом для возможной военной агрессии? Сможет ли наличие самого западного в России участка российско-китайской границы стать для Республики Алтай тем ресурсом, который позволит региону занять достойные позиции?

Кобзев Дмитрий, "Новости Горного Алтая", Горно-Алтайск

- Эта тема затрагивает многие аспекты жизни нашей страны: политические, экономические, экологические, религиозные, этические. Правда, обсуждать эти аспекты пока преждевременно. На сегодня есть только политическое решение, диктуемое жизненной необходимостью для страны - диверсифицировать экспорт газа. В настоящее время на межправительственном уровне идут российско-китайские консультации по данной проблеме. Знаю по опыту заключения других межправительственных соглашений, что процесс этот трудный и долгий.

Прежде чем начать технико-экономическое и иное сравнение вариантов маршрута газопроводной системы через Монголию, Казахстан, Республику Алтай или Иркутскую область нужно, как минимум, первое - получить согласие на прием газа Китаем в той или иной географической точке, и второе - решить проблему цены и объемов поставляемого газа. Без этого любые разговоры на экономические, экологические и религиозные темы преждевременны и бессмысленны. Пока у нас нет исходных данных, определяющих целесообразность строительства газопровода в том или ином направлении и в сторону Китая вообще.

Однако об этике поговорить можно. Почему я так ставлю вопрос? За последние месяцы в средствах массовой информации появилось достаточно большое количество публикаций различных "специалистов", "защитников экологии и святынь" и местечковых политиков, нашедших информационный повод для саморекламы "защищая" плато Укок. Большинство из них никогда там не были. Не видели и не знают, как живет и на что живет местное население. Есть ли оно там вообще. С точки зрения

Когда говорят, что при прокладке трассы через Укок можно будет забыть об инвестициях в туризм - наиболее привлекательную на данный момент сферу алтайского бизнеса, это вызывает недоумение.

Любой житель Алтая знает, что от плато Укок до зон традиционного туристического бизнеса два горных перевала и около пятисот километров горной дроги. Плато Укок никогда не являлось объектом туристического бизнеса и, надеюсь, не будет.

Как, надеюсь, не будет и объектом бездумной хозяйственной деятельности. По крайней мере, я, когда в этом будет объективная необходимость, сделаю все, что от меня зависит как от должностного лица, так и от гражданина своей страны.

Эксплуатировать же эту тему сейчас, с целью нажить дутый авторитет, считаю не этичным и призываю авторов и средства массовой информации в дальнейшем руководствоваться этими же принципами.


- Каковы, на ваш взгляд, перспективы превращения Томска в город-миллионник, и будет ли иметь реальную экономико-политическую отдачу подобная идея?

Чернова Елена, "Томский Обзор", Томск

- Получение статуса города-миллионника не решает всех существующих проблем. Если говорить конкретно про Томск, то у этого города неплохие перспективы развития. Но все-таки резко увеличить численность населения города практически в два раза можно только за счет присоединения территории, а не за счет экономического роста.

Должен заметить, что в Сибирском федеральном округе есть и другие города, выступающие с идей создания города-миллионника, например, Иркутск. Обсуждение этой идеи запланировано на слушаниях в рамках Байкальского экономического форума.

На мой взгляд, в первую очередь необходимо делать упор на развитие экономики региона и конкретного города - промышленного производства, сельского хозяйства, на улучшение качества жизни людей, а не стремиться любыми силами создать город-миллионник.


4 сентября 2006г.
http://www.sfo.nsk.su/publications/?action=art&nart=2876

Док. 267700
Перв. публик.: 04.09.06
Последн. ред.: 08.12.06
Число обращений: 1566

  • Квашнин Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``