В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Спасибо: Приоритетный национальный проект `Образование`. Каковы приоритеты? Назад
Владимир Спасибо: Приоритетный национальный проект `Образование`. Каковы приоритеты?
Согласно заявленному, приоритетный национальный проект "Образование" включает "поддержку и развитие лучших образцов отечественного образования", "внедрение современных образовательных технологий", "создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "повышение уровня воспитательной работы в школах" и "развитие системы профессиональной подготовки в армии".
Можно спорить о терминологии. Скажем, что такое "лучший образец", с чем сравнивать? Что означает поддержка и развитие лучшего образца?
Что такое "национальный университет", как его надо создавать, и надо ли?
Известный скепсис может вызвать концепция создания бизнес-школ мирового уровня, поскольку в бизнес-школе должны изучать закономерности функционирования конкурентоспособных высокотехнологичных компаний, инновационные технологии - а с этим у нас большие проблемы.
Ну и т.д.
Оставим терминологию, попробуем разобраться в сути проблемы.
Зачем нужно образование?
Прежде всего затем, чтобы использовать наилучшим образом важнейший экономический фактор - труд.
И здесь возникают дилеммы: Стандарт или индивидуальность? Частное или государственное? Общее или узкоспециальное?

Состояние дел
Можно утверждать, что проблема профессионального образования в существующих ВУЗах решена не может быть. Схоластика, обилие совершенно ненужных курсов, предписываемых т.н. стандартными программами - приводят к тому, что молодые люди не заинтересованы в качественном учебном процессе. Людей не приучают мыслить самостоятельно, оригинально.
К тому же процветает коррупция при поступлении, при сдаче экзаменов и зачетов.
Из 1100 российских ВУЗов 610 - государственные. Частные вузы все платные. Но и в государственных 90% родителей абитуриентов платят за репетиторство, за подготовительные курсы, дают взятки. Цена поступления , по оценкам экспертов, примерно равна стоимости двух лет обучения.
Высказываются предложения закрыть платные, как их называют, "псевдовузы".
Строго говоря, качество образования может оценить только заказчик - компания, контора, больница. И в рыночной экономике профессиональный стандарт устанавливает профессиональное объединение. Если угодно, "цех". При чем здесь государство? Разве что в отношении госслужбы.
Конкуренция образовательных услуг - точно такая же, как и любых других услуг. Между прочим, взяточничество распространено именно в государственных ВУЗах. Но никто не призывает их за это закрывать.
Согласно исследованиям специалистов ГУ-ВШЭ, совокупные затраты на образование из всех источников составили в 2004 г. 928 млрд.руб. (5,5% ВВП), в том числе расходы бюджетов всех уровней 593,2 млрд.руб, расходы населения - 326 млрд.руб., прямые расходы предприятий - 16 млрд.руб. Альтернативные расходы предприятий на фактическое обучение на рабочем месте с выплатой заработной платы составили дополнительно еще около 400 млрд. руб. То есть предприятиям приходится компенсировать некачественную работу ВУЗов.
Средние бюджетные расходы на 1 человека в дошкольной системе, школах составляют около 20 тыс.руб. В ВУЗах - 25 тыс.руб.
Следует заметить, что высшее образование в государственных ВУЗах бесплатно во многих европейских странах (Финляндии, Бельгии, Швеции, Германии, Франции, Ирландии). Во Франции многим студентам, обучающимся в высших коммерческих и инженерных школах, государство покрывает до трети цены образования.
Система выдачи грантов местным студентам наиболее развита в Швеции, Нидерландах (100%), Финляндии (80%) и США. (для представителей бедных семей).
При этом общепризнанным эталоном высшего образования признается высшая школа США. В основном частная. США - единственная страна в мире, где создана такая форма организации науки, в которой органически сочетаются процесс обучения и высокое качество научных исследований.
Доступность фундаментальной теоретической подготовки для очень широкого круга студентов, приобретаемый ими опыт лабораторных занятий благотворно сказываются на качестве подготовки, на их творческой инициативе, независимости и гибкости.
Высокий потенциал высшей школы США в какой-то степени привел к снижению уровня школьной подготовки. Поэтому в США планируется начать коренную перестройку системы начальной и средней школы. С упором на математику, естественные науки, иностранные языки. А также занятия музыкой, живописью, литературой. Именно это способствует развитию абстрактного мышления, критического подхода к имеющимся данным, построению гипотез. Речь идет о формировании трудовых кадров, готовых образовываться всю жизнь, творчески мыслить, позитивно общаться.
Должно происходить естественное сближение университетской и академической науки, взаимопоглощение, с развитием системы самоуправления новой научной формации, в наибольшей степени учитывающей всю специфику исторического развития нашей науки.
Модель полноценного университета, обладающего развитой исследовательской базой может быть реализована на базе т.н. "наукоградов".
Пущинский госуниверситет организован в 1992 г. на базе Пущинского научного центра РАН. Занимается подготовкой магистров и аспирантов. Обучение двухгодичное, на базе неполного (4 курса) или полного высшего образования. Обучение бесплатное. Работа преподавателей - фактически также бесплатная. Смысл состоит в том, чтобы привлечь молодежь к перспективной научной тематике. Подготовка идет по 10 программам в рамках 4 естественно-научных направлений - биология, почвоведение, экология и природопользование, прикладная математика и информатика.
Международный университет природы, общества и человека "Дубна" создан в 1994 г. на базе ОИЯИ (фундаментальная наука) и ВНИИ Геосистем (прикладная наука). Стал основным центром образования в городе. Установлены контакты со всеми городскими школами, училищами, лицеями. На территории университета работает лицей для одаренных детей с участием профессоров университета.
С ним ассоциирован учебно-научный центр Объединенного института ядерных исследований на базе кафедр МГУ, МФТИ, МИФИ, где учатся старшекурсники этих ВУЗов. Открыта аспирантура в области экономики, экологии, системного анализа и управления. Создаются филиалы в Протвино, Дзержинском.
Преподаватели приезжают из Москвы, из других городов и даже стран.
Студенты имеют неограниченный доступ к компьютерным сетям и базам данных РАН. Имеется прекрасно оборудованные физические, эколого-аналитические, биологические и химические лаборатории.
В самом городе Дубна научно-технической деятельностью занята половина трудоспособного населения.
Другой вариант - существующие университеты с традициями, школами, брендом.
В Санкт-Петербургском Госуниверситете создан физический учебный центр, управляемый единым ученым советом. Его возглавляет декан физического факультета. В Центр входят физический факультет, НИИ физики, Институт радиофизики. Все руководители кафедр физического факультета являются руководителями отделов в Институте физики. Это позволяет единым образом формировать программу подготовки специалистов в области теоретической физики.
В Санкт-Петербургском государственном горном институте формируется внебюджетный фонд финансирования за счет внедрения научного продукта в производство. Ежегодно продается до 10 разработок. Причем для клиентов устанавливаются весьма выгодные условия внедрения - расплата только по результатам внедрения и из прибавочного продукта (в частности, по нефтедобыче). С институтом сотрудничают "Газпром", "Сургутнефтегаз", угледобывающие компании.
Очень большое внимание институт уделяет компьютерной подготовке и иностранным языкам. Это позволяет выпускать специалистов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность и востребуемых экспортноориентированными компаниями.
Развитие на базе университетов помогает преодолению географической недоразвитости российской науки. Достаточно сказать, что 60-70% заявок на поддержку научных проектов Российским гуманитарным научным фондом и Российским фондом фундаментальных исследований приходились в 2000 г. на Московский регион. Для сравнения - даже на Санкт-Петербург не более 15%.
Через 6 лет география участников конкурса на получение господдержки в рамках приоритетного национального проекта изменилась мало. 86 заявок подали технические и технологические вузы, 59 - университеты, по 12 - экономические и сельскохозяйственные вузы. Больше всего получено заявок от учебных заведений, расположенных в Центральном федеральном округе - 78, в Приволжском - 32, в Северо-Западном - 25 заявок. 53 вуза Москвы и 18 вузов из Санкт-Петербурга претендуют на поддержку своих инновационных проектов.
Все-таки процессы создания научных центров имеют свою логику. Где-то традиционно сильна медицина, где-то строительный комплекс, где-то продвинулись в сельскохозяйственном производстве. Должна быть региональная специализация, чтобы не создавать центр новейших медицинских технологий в месте, где отсутствуют квалифицированные медицинские кадры, система их подготовки, научные школы.
Скажем, первым высшим учебным заведением за Уралом, начавшим выпускать врачей, был Томский императорский университет, основанный в 1878 году. Сейчас Сибирский государственный медицинский университет считается одним из лучших медицинских вузов страны, в его составе 8 факультетов, в том числе факультеты менеджеров здравоохранения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, высшего медсестринского образования. При этом в Томске 6 академических НИИ медицинского профиля, Кардиоцентр и Онкоцентр. Реализуется проект создания в Томске Федерального центра ядерной медицины, для оказания лечебно-диагностической помощи пациентам с сердечно-сосудистыми и опухолевыми заболеваниями. Этому способствует то, что в Томске находится единственный за Уралом исследовательский ядерный реактор Томского политехнического университета.
Ситуация в российской высшей школе может измениться по мере обозначения интереса деловых кругов к квалифицированным кадрам. И российский бизнес начинает осознавать важность инвестиций в образование. В апреле 2003 г. Фонд содействия отечественной науки, учрежденный Р.Абрамовичем, О.Дерипаской, А.Мамутом, вручил гранты представителям научной интеллигенции. 95 человек получили от 100 до 300 тыс.руб.
Благотворительный фонд Владимира Потанина ведет три стипендиальные программы - "северную", "федеральную" и "школьную".
"Северная" охватывает 600 человек из Норильска, с Таймыра и Кольского полуострова, обучающихся далеко от дома и получающих по 1200 руб. в месяц.
По "федеральной" отлично обучающиеся студенты всех российских государственных (непонятно ограничение только государственными - В.С.?) ВУЗов, активно занимающиеся общественной деятельностью и прошедшие тестирование в деловой игре, получают по 1500 руб. в месяц (в 2002 г. - 1260 чел). Могут получать гранты (35 тыс.руб. единовременно) аспиранты и молодые преподаватели по предоставлениям Ученых советов ВУЗов.
"Школьная программа" охватывает победителей международных олимпиад. Они получают ежемесячно по 2000 руб. учась в школе, а затем и в ВУЗе.
Студенты, получающие образование в теоретической физике, получают именные стипендии (100 человек по 2000 руб. ежемесячно) от компании "Вымпелком". Отбор кандидатов проводит ученый совет при Международном центре фундаментальной физике в Москве. Учитывается успеваемость, глубина научных работ, план задуманных курсовых. Молодые ученые могут получать гранты на один год по 15 тыс. руб. ежемесячно.
При этом Министерство образования выплачивало ежегодно 1200 студентам правительственные именные стипендии по 600 руб., 300 аспирантам - по 1500 руб. Президентские стипендии размером 800 руб. получали 700 студентов.
В рамках национального проекта "Образование" 2500 победителей олимпиад и конкурсов получат именные гранты по 60 тысяч рублей.
Хотя российские масштабы финансовой поддержки студентов пока еще мизерны.
Еще один важнейший аспект - состояние школьного образования.
Российский педагог получил по наследству от советского авторитаризм.
Учитель сегодня - мало уважаемая, мало оплачиваемая профессия. В педагогические вузы часто поступают те, кому не повезло в более престижных учебных заведениях. Очень мало мужчин. Общий педагогический уровень учителей, их психологическая, философская подготовка не отвечают современным требованиям.
Учителя в основной массе - люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодых мало. И грантами лучшим учителям (одна премия - на три школы) положение не исправишь.
Более того, размер премий (100 тыс. руб) неизбежно вызовет напряжение в педагогических коллективах. А хуже того - станет очередным поводом к коррупции.
Видимо, просто нужно реально увеличить среднюю зарплату педагогов, сделав ее более дифференцированной, с учетом квалификации, отношения к детям, влиянию на последующую карьеру молодежи.
Между тем среди российских граждан есть немало тех, кто согласен оплачивать часть средств на обучение детей в школах. Согласно данным специального социологического исследования (опрошено более 1500 респондентов), две трети россиян согласны платить за обучение своих детей. Более того, неофициальные поборы на оплату дополнительных образовательных услуг существуют практически во всех школах.
Наблюдается увлечение технической стороной дела. Реализуется федеральная программа по созданию единой образовательной информационной среды. Существует около 70 региональных проектов компьютеризации школ. По национальному проекту подключаются 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащаются ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами.
Разрабатываются и размещаются в открытом доступе в сети Интернет информационные образовательные ресурсы.
В школьном образовании чувствуется отсутствие системного подхода. Не реализуются принципы дифференциации обучения (гуманитарное и естественно-научное, теоретическое и прикладное). А ведь во многих странах подобная дифференциация была и осталась - по склонностям (и отчасти - по способностям).
Например, в Великобритании в государственных начальных школах учатся с 5 до 11 лет. Здесь ученики получают одинаковую сумму знаний.
А затем переходят в среднюю и заканчивают ее в 16 лет с "Общим свидетельстве о среднем образовании" (теоретический курс) либо с "Общим свидетельством о профессиональной квалификации", соответствии с возникшим у них интересом к той или иной сфере человеческой деятельности.
В частные школы дети из прикрепленных детских садов приходят в 7 лет, переходят в среднюю в 13 лет и в 16 лет заканчивают ее.
Имеются специальные школы для одаренных детей (частные и государственные), существует сеть школ для инвалидов.
Затем либо человек поступает в колледж для старшеклассников, в 18 лет сдает экзамен продвинутого уровня и поступает в университет.
Либо поступает в профессиональное училище и закончив его, сдает экзамены на профессиональную квалификацию второго уровня.
В Японии все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности японского общества. Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию.
Наиважнейшей, объективной основой образования в начальной и средней школах является обогащение детей гуманистическими началами - симпатия и великодушие к другим людям, поиск истины, способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества - и в меньшей степени знаниями и умениями.
Следующая ступень - старшие средние школы. По профилю обучения выделяют общие, академические, технические, естественно-научные, коммерческие, искусств и пр.
Прием в старшие средние школы осуществляется на основе документа об окончании младшей средней школы и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей средней школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины по выбору, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.
Японские выпускники средних школ знают математику не хуже выпускников американских колледжей.
При наличии системы пожизненной занятости и акцента на старшинство при продвижении по службе и оплате труда большинство служащих, как ожидается, будут работать в одной и той же компании до выхода на пенсию. Поэтому бизнес вкладывает значительные средства в свои собственные программы обучения по месту работы. С этой точки зрения для многих крупных фирм прием на работу означает начало карьеры, а не временную работу. Основным критерием при приеме на работу выступает продемонстрированная способность учиться, а не компетенция.
Поэтому система высшего образования в Японии не отличается высоким качеством. И три четверти японских ученых и инженеров едут учиться в США или страны Западной Европы.
Особый интерес представляет германская государственная образовательная система, которая отличается строгостью и высоким качеством. За ней следует развернутая система университетов и высших профессиональных технических учебных заведений.
Германию отличает то, что все заведения системы образования одинаково отвечают высоким требованиям, предъявленным к ним. Университеты и колледжи находятся в ведении правительств земель. Они близки к потребностям отраслей местной промышленности, в отличие от более централизованных систем. В Германии отдельные университеты и колледжи обнаруживают тенденцию к специализации в областях, соответствующих потребностям местных отраслей промышленности.
Германские университеты выпускают большое количество докторов в научной и технической областях. Количество докторских степеней, присваиваемых на душу населения, намного больше аналогичного показателя в США и продолжает увеличиваться, а в США постепенно уменьшается. Академическая карьера в Германии является более престижной, чем в США или Великобритании, особенно в науке и технике.
Университеты получают поддержку, как от правительств земель, так и от федерального правительства, и существует обязательство поддерживать университетские научные исследования. Компании также поддерживают прочные контакты с университетами. Университеты специализируются в областях, которые тесно связаны с потребностями местных отраслей промышленности. Германские компании сами занимаются активными научными исследованиями, отражающими их техническую ориентацию.
Высшие профессиональные технические учебные заведения представляют собой технические колледжи с более практической ориентацией, чем университеты, и предполагают более краткие сроки обучения. Такие технические колледжи пользуются уважением и организовываются на более высоком уровне качества, чем в США или Великобритании. Зачастую они более престижны, чем университеты.
В Германии хорошо развитая система профессионального среднего обучения. Спонсорами среднего профессионального обучения являются компании и правительства земель. Оно охватывает миллионы учащихся во всех существующих отраслях германской промышленности. Выпускник средней школы преступает к обучению по программе в 16 лет и обучается 3-4 года. Половину недели обучающиеся проводят на предприятии за практическими занятиями, а половину - в профессиональной школе, получая теоретические знания. В результате германские рабочие имеют лучшую профессиональную и теоретическую подготовку, чем в других странах.
Важным компонентом по образованию человеческого фактора в Германии является традиция семейных династий, стремящихся к работе в той же самой отрасли.

Заключение
Развитие системы школьного и высшего образования требует значительных усилий и немалых затрат. Как выясняется, сейчас на образование тратятся немалые деньги. С малым эффектом.
Причина в том, что отсутствует главное звено системы - заказчик квалифицированного специалиста.
Промышленность, инфраструктура, сфера услуг, госслужба должны сформулировать свой заказ, найти или создать заново организации, способные подготовить молодого специалиста. И затем систематически повышать уровень его квалификации.
В этом случае и школа будет вынуждена быстро перестроится под общественный запрос.
Приоритетный национальный проект "Образование" имеет безусловно важное значение с позиции обозначения болевых точек системы образования.



Спасибо В.

viperson.ru

Док. 267221
Перв. публик.: 05.12.06
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 2415

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``