В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Капустняк: Волгоградская область занимает сегодня лидирующие позиции в сфере образования в ЮФО. Назад
Александр Капустняк: Волгоградская область занимает сегодня лидирующие позиции в сфере образования в ЮФО.
"Российская газета", No251, 9 ноября 2006 г.
"Научить учиться"

Как заявил заместитель начальника управления государственного надзора по соблюдению законодательства РФ в сфере образования Рособрнадзора Александр Капустняк, Волгоградская область занимает сегодня лидирующие позиции в сфере образования в ЮФО. Муниципальная система обучения также включена в реализацию национального проекта "Образование" по нескольким направлениям. Об этом мы беседуем с председателем городского профильного комитета Марией Симоновой.

- Мария Александровна, насколько я знаю, мэрия подключилась к нацпроекту по части выплат денежного вознаграждения классным руководителям?

- Чтобы сделать более популярной воспитательную роль в образовании и поднять престиж классного руководителя, с 1 января 2006 года производятся денежные выплаты 3564 классным руководителям. Объем выплат на 1 октября составил почти 35 миллионов рублей. Каждый классный руководитель получает в месяц до одной тысячи рублей в зависимости от класс-комплекта. С 1 сентября 2006 года в перечень муниципальных образовательных учреждений, классные руководители которых получают вознаграждение, вошли школы-интернаты, вечерние школы и начальные школы - детские сады. Первоначально Федерация их в перечень не включила. Их педагоги получают компенсации с января 2006 года. Кроме того, на уровне муниципалитета сохранены доплаты за классное руководство из надтарифного фонда образовательных учреждений. С повышением денежного вознаграждения увеличивается и ответственность педагогов, ведь в их обязанности входят и досуговая деятельность, и воспитание детей, поэтому для определения функциональных обязанностей педагогов, получающих вознаграждение, разработано Положение о классном руководителе. Для поднятия престижа классного руководства в нашем городе проводятся конкурсы "Самый классный классный", "Сердце отдаю детям", "Учитель года". Три победителя этих конкурсов в этом году были награждены путевками в Дагомыс от администрации Волгограда.

- Как реализовывался проект по части конкурса на соискание премии президента среди общеобразовательных учреждений?

- Был создан муниципальный совет, рабочая группа при комитете по образованию администрации Волгограда, определены координаторы в районных отделах управления образования, которые обеспечивали техническое, информационное сопровождение мониторинга реализации проекта в Волгограде, проводили экспертизу представленных соискателями премии документов и материалов на предмет их достоверности и соответствия критериям участия. В конкурсном отборе на соискание премии президента в размере 1 миллион рублей приняли участие 24 муниципальных образовательных учреждения из всех районов города, квота по области составляла 51 учреждение. 22 общеобразовательных учреждения Волгограда получили премию президента. Ее получили восемь гимназий, семь лицеев, семь общеобразовательных учреждений. Средства будут потрачены на улучшение материально-технической базы для осуществления инновационных образовательных программ. Их также можно будет потратить на повышение квалификации педагогов. В рамках реализации федеральной программы по обеспечению образовательных учреждений учебными кабинетами из городского бюджета на условиях софинансирования выделено 25 миллионов рублей на приобретение 110 профильных учебных классов. Это позволит большему количеству муниципальных образовательных учреждений принимать участие в конкурсном отборе на получение грантов в рамках реализации национального проекта "Образование", так как одним из критериев является материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

- А как проходил конкурс на соискание премии президента среди педагогов?

- На соискание этой премии в размере 100 тысяч рублей подали документы 148 учителей из всех районов города. В октябре премию получили 96 педагогов из 170, выиграв конкурс на уровне региона. Больше всего из них учителей истории, русского языка, математики, биологии. Уверена, что достойных учителей гораздо больше, но если говорить о проблемах, то не все учителя и школы оказались готовы к конкурсу. Некоторые не были готовы психологически: мало участвовать в олимпиадах и курсах повышения квалификации, надо собирать доказательства, что ты лучший, а это очень серьезная работа. К тому же нужно пользоваться авторитетом, ведь на получение звания лучшего педагога выдвигает весь коллектив. А если говорить о школе, это должна быть работа всего коллектива. Но те школы, которые принимали участие в получении различных грантов - международных, городские и других - были мобилизованы лучше всех. Поэтому участие в проектной деятельности - это то новое, что нужно использовать уже сегодня.

- Как обстоят дела с информатизацией учебных заведений Волгограда?

- В 2006- 2007 учебном году 134 школы Волгограда будут подключены к сети Интернет на условиях софинансирования: муниципалитет обеспечивает их автоматизированными рабочими местами, а федеральный центр осуществляет бесплатное подключение и оплату графика в течение двух лет. Школы определены специалистами Россвязьнадзора на основании технических возможностей к подключению. В рамках реализации муниципальной программы "Новый город" на привлеченные администрацией Волгограда средства - это почти 5 миллионов рублей - к 25 октября 2006 года установлено 121 автоматизированное рабочее место из 134 запланированных. Оставшиеся 13 автоматизированных рабочих мест будут установлены до конца ноября 2006 года. А подключение этих школ к сети Интернет планируется завершить в декабре 2006 года. Я думаю, система образования Волгограда попала в число лучших в ЮФО еще и по таким показателям: в целом по России один компьютер приходится на 33 ребенка, в Волгоградской области - на 21, а в Волгограде - на 7 детей.

Еще на уровне города принята программа по компьютеризации образовательных учреждений на 2006-2008 годы. Она предусматривает создание локальной сети в школах и обеспечение компьютерами учреждений дополнительного образования - они не вошли в национальный проект. Приходится обучать педагогов общаться с компьютерами, ведь сегодня многие дети знают их лучше, чем учителя. Наша задача - научить ученика учиться, он должен уметь получать новую информацию.

- В последнее время муниципалитет стал активно поддерживать талантливую молодежь...

- Талантливой молодежи очень много, одаренными мы считаем всех, но есть более усердные из них - они не ленятся реализовать свой талант во многих направлениях. В федеральный банк данных талантливой молодежи России в рамках национального проекта "Образование" занесены имена 17 волгоградских школьников, каждый из которых получил президентский грант в размере 30 тысяч рублей. Это лауреаты всероссийских предметных олимпиад, творческих конкурсов, активно проявившие себя в общественно-полезной и социальной работе.

На уровне региона было принято решение о выделении 25,5 миллиона рублей на присуждение 51 субсидии образовательным учреждениям. В их конкурсном отборе на соискании субсидии в размере 500 тысяч рублей приняли участие 26 школ из всех районов города. В итоге 14 из них вошли в список соискателей субсидий.

386 талантливых ребят в этом году имели возможность отдохнуть на Черном море и в горах Северного Кавказа.

- А на какую поддержку могут рассчитывать не вошедшие в нацпроект детские сады?

- В национальный проект не вошли такие типы образовательных учреждений, как дошкольные учреждения и учреждения дополнительного образования. С 1 сентября 2006 года увеличен надтарифный фонд работников дошкольных учреждений с 16 до 25 процентов. На эти цели выделено более 13 миллионов рублей из городского бюджета. С этого же времени на 25 процентов повышена заработная плата медицинских работников детских садов. Из бюджета Волгограда более чем на 450 ставок медицинских работников выделено более двух миллионов рублей. Кроме того, в проект бюджета Волгограда 2007 года планируется включить средства на повышение надтарифного фонда до 25 процентов учреждениям дополнительного образования и обеспечение их компьютерными классами для организации досуга детей и подростков. В этом году мы проведем конкурс на поставку мебели для дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательных школ города на сумму более 50 миллионов рублей, которые будут выделены из городского бюджета. Поставку ее проведем в этом учебном году.

- Мария Александровна, в Волгограде сегодня остро стоит проблема нехватки детских садов. Каким образом планируете ее решать?

- На 1 октября актуальная очередь составляет 1472 человека - это дети, которым детский сад необходим уже сегодня. Общая очередь - более четырех тысяч человек. Это большая проблема для нас. Многие заводы и предприятия отказались от ранее существовавших ведомственных детских садов, был еще и демографический спад. Чтобы сохранить здания, часть из них были переданы в аренду. В основном негосударственным образовательным учреждениям, где воспитывают порядка 30 процентов детей с проблемами в развитии. Мне кажется, расторгать с ними договоры аренды сегодня неразумно. Часть садов переданы в аренду другим социальным ведомствам: "Скорой помощи", приютам, Пенсионному фонду. Кроме того, надо восстанавливать детские сады, которые длительное время находились на капремонте. Проблема заключается еще и в том, что застройщикам сегодня не выгодно строить детские сады рядом с возводимыми ими домами. Нехватка детских садов - это глобальная межведомственная проблема. И ее нужно решать совместными усилиями.

9 ноября 2006 года. четверг
http://www.volganet.ru

Док. 267039
Опублик.: 02.12.06
Число обращений: 1021


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``