В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александра Очирова: Атака на бедность Назад
Александра Очирова: Атака на бедность
25 апреля в Академии труда и социальных отношений прошли Общероссийские общественные слушания, инициированные Комиссией Общественной палаты по вопросам социального развития и посвященные стратегии преодоления бедности.

Из доклада председателя комиссии по вопросам социального развития Александры Очировой следует, что сегодня в России от 15% до 40% россиян живет за чертой бедности. Согласно исследованиям Всемирного банка, около 50% населения мира считается бедным - это те, кто живет на $2 в день. В России принятая планка несколько выше: бедными считают людей, обеспеченных менее прожиточного минимума в 2500 руб. в месяц. Однако ситуация с бедностью у нас, по словам Александры Очировой, "имеет свои особенности". Прежде всего это так называемые новые бедные - люди, не затронутые безработицей, но получающие низкую заработную плату. По словам госпожи Очировой, среди работающих "новых бедных" "много работников образования, здравоохранения и других отраслей бюджетной сферы". Они получают зарплату из расчета минимальной, которая установлена на уровне ниже прожиточного минимума, поэтому в России сложилась парадоксальная ситуация, когда наличие оплачиваемой работы не является гарантией от бедности.

Главный путь, по которому должна пойти страна в преодолении бедности,- это, по мнению большинства участников слушаний, увеличение размера зарплаты бюджетников. Именно эта мера должна решить проблему бедности среди работающих. Их количество, по прогнозам члена ОП председателя Федерации независимых профсоюзов Михаила Шмакова, в этом случае сократится на 70%.

Еще одним способом решения проблемы участники слушаний назвали установление социальных стандартов, которые, в отличие от пресловутого прожиточного минимума, будут формироваться на уровне муниципальных властей снизу, а не назначаться сверху. Такие стандарты предлагается ввести, в частности, в сферах здравоохранения, образования и жилья.

Также был заслушан доклад депутата Мосгордумы Татьяна Портновой - о столичном опыте борьбы с бедностью. По ее словам, в Москве реализуется довольно обширная программа помощи наименее обеспеченным москвичам.

"Второй год подряд всем московским пенсионерам гарантированы доплаты до прожиточного уровня, - пояснила столичный метод борьбы с нищетой Портнова, - с этого года в столице действует закон, устанавливающий дополнительные социальные пособия по поддержке нуждающихся семей с детьми. Кроме того, планка максимальных расходов семьи на оплату жилья и услуг ЖКХ в Москве вдвое меньше, чем установлено на федеральном уровне всего 10 процентов, а не 22".

На бедность Москва с каждым годом тратит все больше: сегодня почти половину городского бюджета.

По итогам слушаний участниками были приняты Рекомендации для органов власти всех уровней по стратегии преодоления бедности в России.

Рекомендации Общероссийских общественных слушаний "О стратегии преодоления бедности в России"
Общественная палата Российской Федерации по инициативе Комиссии по вопросам социального развития провела Общероссийские общественные слушания на тему: "О стратегии преодоления бедности в России".
ООН в "Декларации тысячелетия" определила первоочередной целью развития для мирового сообщества ликвидацию крайней нищеты и голода среди жителей планеты. Таким образом, признается, что проблема преодоления бедности имеет международный характер.
Важность задачи преодоления бедности и повышения благосостояния граждан России выделена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в качестве одной из первоочередных общенациональных задач.
В общественных слушаниях приняли участие члены Общественной палаты Российской Федерации, представители региональных общественных палат субъектов, исполнительных и законодательных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, профессиональных объединений, союзов предпринимателей и работодателей, а также ведущие специалисты научного и экспертного сообществ России, журналисты и обозреватели СМИ.
На Слушаниях рассмотрены вопросы взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с общественными организациями в выработке совместной стратегии преодоления бедности, нищеты и отчуждения.
В процессе обсуждения участники слушаний выработали следующие рекомендации:
1. Считать преодоление бедности одной из первоочередных задач социально-экономического развития страны и основным показателем эффективности социальной политики российского государства.
2. Признать необходимым разработку и принятие Стратегии социального развития и Концепции социальной политики Российской Федерации, включающей в себя формирование стратегии преодоления бедности в Российской Федерации.
3. Принять предложение о проведении ежегодных Общероссийских общественных слушаний по теме: "О стратегии преодоления бедности в России", которые должны явиться отражением общественного мнения и общественной оценкой эффективности реализации национальных программ, направленных на повышение жизненного уровня граждан, реализации принципов социальной справедливости.
4. Признать одной из основных причин резкого расслоения общества высокую степень коррупции на всех уровнях власти.
5. Указать на необходимость разработки комплексной системы социальных стандартов в соответствии с международными принципами и подходами с целью обеспечения гарантий доступа населения к социальным услугам, создания условий для развития человеческого потенциала и для прекращения процесса воспроизводства бедности.
6. Указать на необходимость разработки системы мер по преодолению бедности трудоспособного населения, прежде всего путем повышения заработной платы и создания условий для развития предпринимательской и гражданской инициативы, в том числе:
- определить и законодательно закрепить "распределение" социальной ответственности между государством, бизнесом и человеком за предельно допустимый уровень жизни через систему государственных социальных минимальных стандартов. Основополагающим в системе социальных стандартов признать стандарт минимальной оплаты труда не ниже величины законодательно установленного прожиточного минимума трудоспособного человека и установить его законодательно с января 2007 года с последующим (в соответствии с установленной программой) переходом на уровни минимальной оплаты труда, обеспечивающей воспроизводство рабочей силы;
- восстановить систему страхования рисков утраты заработной платы в соответствии с положениями Международной организации труда.
7. Просить Правительство Российской Федерации:
- рассмотреть возможность создания восстановления Министерства труда, ориентированного на решение проблем развития российского рынка труда, эффективного с точки зрения работников, экономики и государства, рациональное использование трудовых ресурсов, приумножение человеческого и социального капитала;
- обеспечить контрольную функцию по исполнению трудового и социального законодательства по тем нормам, неисполнение которых прямо влияет на масштабы и глубину бедности в стране (Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи");
- признать значимость и нормативно закрепить государственную поддержку развития социального партнерства в сфере трудовых отношений как необходимого способа искоренения бедности работающих, а также как показателя зрелости и действенности гражданских институтов;
- провести расширенное заседание Правительства Российской Федерации, посвященное вопросам формирования стратегии преодоления бедности в Российской Федерации;
- разработать национальную программу по преодолению бедности среди социально уязвимых слоев населения, как приоритетный проект, основанный на взаимодействии государственной власти, бизнеса и общественного сектора;
- разработать государственную концепцию справедливого пенсионного обеспечения, предусматривающую совершенствование пенсионной системы с учетом трудового вклада граждан и заинтересованной заботы работодателей об обеспечении достойной жизни пенсионеров России;
- признать необходимость привлечения негосударственных организаций для разработки и реализации программ сокращения бедности на условиях государственного социального заказа, социальных грантов и в иных формах;
- поддержать систему мер по развитию (правовой, экономической, образовательной, инфраструктурной) деятельности предприятий малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, ремесел, надомного труда, в том числе для безработных, семей с детьми, пенсионеров и инвалидов;
- обратить внимание на необходимость всесторонней поддержки отечественных благотворителей и благотворительности в целом, как эффективного инструмента гражданского общества по реализации социальной политики в отношении социально уязвимых категорий граждан;
- разработать совместно с субъектами Российской Федерации комплекс мер, направленных на повышение уровня жизни граждан, проживающих в сельской местности, с учетом особенностей каждого региона;
- рассмотреть возможность создания федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входила бы работа по решению проблем детей и молодежи, в том числе совершенствование законодательства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, создание системы патронажных семей, семейных детских домов;
- проработать различные варианты материальной поддержки малообеспеченных и неполных семей.
Общественной палате Российской Федерации:
- сформировать рабочую группу по развитию прогрессивных финансовых механизмов преодоления бедности с включением в ее состав представителей кредитных, страховых, неправительственных организаций и объединений бизнеса;
- образовать межкомиссионную рабочую группу для подготовки первоочередных предложений по совершенствованию законодательства в отношении инвалидов, имеющих целью обеспечение полного и свободного доступа инвалидов к образованию и обеспечение реальной трудовой занятости инвалидов;
- поддержать разработку и создание механизмов общественного общероссийского контроля в решении проблемы бедности с участием институтов гражданского общества.

Одобрены Советом Общественной палаты Российской Федерации
12 мая 2006 года

26/04/2006

Итоговые материалы работы комиссии Очировой


viperson.ru

Док. 266983
Перв. публик.: 26.04.06
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 1633

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``