В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рекомендации `О первоочередных мерах по реализации приоритетов Ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в сфере семьи, детства, демографии` Назад
Рекомендации `О первоочередных мерах по реализации приоритетов Ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в сфере семьи, детства, демографии`
Преамбула
Уделив в своем Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году серьезное внимание вопросам демографии, семьи и детства, Президент Российской Федерации указал, что сложилась неприемлемая ситуация. Он фактически поставил задачу "изменения отношения всего общества к семье и ее ценностям", что одновременно означает изменение государственной системы защиты детства и семьи в Российской Федерации. Таким образом, Послание Президента - это исторический вызов для общества и государства. Если они сумеют создать благоприятные условия для семей с детьми, включая возможность обеспечить семье себе достойный доход и эффективную систему защиты прав детей, систему оказания социальных услуг детям и семьям с детьми, то в судьбе страны действительно наступит резкий поворот к лучшему.
Меры материального стимулирования рождаемости, названные Президентом, очень важны, но сами по себе вряд ли решат демографическую проблему России. Существенное повышений размеров пособий на ребенка, предложенное Президентом, должно сопровождаться созданием системы эффективного социального сопровождения семей с детьми, в противном случае раздача немалых денег может породить новую волну сиротства, отказов от детей, достигших возраста окончания получения пособия - полутора лет. Не секрет, что для организации социального сопровождения семей с детьми, оказания им необходимых социальных услуг, равно как для выполнения поручения Президента "сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях", сегодня отсутствуют нормативные, организационные и кадровые предпосылки. На исправление этих системных недостатков направлен первый блок предлагаемых ниже первоочередных мер.
Второй блок - меры, направленные на правовое и материальное укрепление института семьи, стимулирование рождаемости и преодоление бедности семей с детьми. Необходимо создать условия для самовыживания семей с детьми, самостоятельного получения дохода. Мировой опыт доказывает, что такая самодостаточная семья гораздо легче принимает решение о рождении очередного ребенка, чем семья, живущая на государственные пособия. Кроме того, предлагаемые меры, способствующие повышению трудовых доходов семьи - кардинальное повышение МРОТ, особый льготный режим и поддержка малого семейного предпринимательства, могут стать лучшим способом снижения неприемлемо высокой смертности мужчин, "лекарством" от алкоголизма, самоубийств и "утраты смыслов жизни", тогда как мужчина, не способный прокормить семью, живущую на государственные пособия, обречен на деградацию.
Третий блок - система мер по решению особо острых проблем в сфере предоставления необходимых детям и семье образовательных, медицинских, информационных и иных услуг, а также по решению тяжелейших жилищных проблем. Неприемлемая ситуация в этих сферах не может не влиять негативно на рождаемость.
I. Меры государственного строительства по созданию нормативной и организационной базы, необходимой для реализации приоритетов в сфере семьи, детства, демографии
В первую очередь необходимо создать организационные и нормативно-правовые условия, которые создадут эффективно работающую систему профилактики семейного и детского неблагополучия и обеспечат семейное воспитание детям, оставшимся без попечения родителей. Указанные ниже меры направлены на создание на федеральном, региональном и местном уровнях структур, способных на практике реализовать задачи, поставленные в Послании Президента.
1.1. Принять "Национальную программу демографического развития России", разработанную с учетом предложений, содержащихся в Президентском Послании 2006 года.
1.2. Создать в структуре Правительства Российской Федерации федеральный орган (министерство, комитет) по демографической политике, делам семьи и детства с соответствующими структурами в субъектах Российской Федерации. Задачи данного органа: определение государственной политики и обеспечение межведомственной координации, контроля и надзора за реализацией государственной политики в указанных сферах.
1.3. Разработать на федеральном и региональном уровнях стратегию преодоления бедности.
1.4. Принять федеральный закон (соответствующие законы субъектов Российской Федерации) "О минимальных социальных стандартах", содержащий, в том числе, правовое регулирование минимальных социальных стандартов социального обслуживания семьи и детей. Внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы No 184-ФЗ (в редакции No 95-ФЗ от 04.07.2003 г.), No 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и No 122-ФЗ от 22.08.2004 г., восстанавливающие единое правовое и социальное пространство Российской Федерации в сфере защиты семьи и детства (см. Приложение No1).
1.5. Принять "системообразующие" федеральные акты, регламентирующие деятельность по опеке и попечительству над несовершеннолетними, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также учреждающие специализированное правосудие для несовершеннолетних:
- принять федеральный закон "Об опеке и попечительстве" (либо в целях оперативности принять изменения и дополнения в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, разработанные экспертами Министерства образования и науки Российской Федерации). Главные цели этих законодательных инициатив: см. Приложение No2;
- принять федеральный закон (либо дополнения в Федеральный закон от 24.06.1999 г. No 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), регламентирующий функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- принять пакет законов, учреждающих в Российской Федерации ювенальную юстицию: ФКЗ "О внесении дополнений в судебную систему Российской Федерации".
1.6. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации "Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях...". С этой целью инициировать разработку и принятие федеральной целевой программы перепрофилирования части детских интернатных учреждений Российской Федерации в Центры профилактики сиротства и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
II. Меры, направленные на правовое и материальное укрепление института семьи, стимулирование рождаемости и преодоление бедности семей с детьми
2.1. Разработать и принять федеральный закон "О государственных гарантиях поддержки семей с детьми", устанавливающий понятную, доступную и реально обеспеченную систему федеральных гарантий государственной поддержки при рождении и воспитании детей.
2.2. Восстановить демографическую статистику в объеме, существовавшем до 1998 г., для чего внести необходимые изменения в Закон "Об актах гражданского состояния". (Принятый в 1997 г. Закон "Об актах гражданского состояния" существенно сократил объем собираемых ЗАГСами сведений при регистрации рождений и браков). Кроме того, необходима квалифицированная демографическая экспертиза всех решений, законов, программ, прямо или косвенно влияющих на воспроизводство населения, на положение семей с детьми. Для этого необходимо разработать и принять "Положение о демографической экспертизе", а также реализовать программы подготовки и переподготовки кадров в области демографической и семейной политики.
2.3. Расширить возраст предоставления пособий по уходу за ребенком с полутора до трех лет (возраст поступления ребенка в детский сад), а также распространить принцип предоставления с января 2007 года предложенных Президентом повышенных пособий на семьи, в которых уже есть дети.
2.4. С целью повышения возможности самообеспечения семей с детьми:
а) Провести кардинальную реформу системы заработной платы, с тем, чтобы она обеспечивала достойное существование человека и его семьи. Важнейшей мерой по решению демографической проблемы может стать увеличение МРОТ до величины равной прожиточному минимуму 1 взрослого и 1 одного ребенка, т.е. от 1,1 тыс. рублей сегодня до, примерно, 6 тыс. рублей (В начале 80-х годов, когда вводился комплекс мер по усилению государственной поддержки семьям с детьми, минимальная зарплата составляла 70 рублей, что примерно равнялась двум прожиточным минимумам). Данная мера не приведет к значительному увеличению получаемой населением денежной массы и всплеску инфляции, но будет способствовать выводу "из тени" реально получаемых зарплат. Вырастут минимальная зарплата и средняя зарплата (прежде всего у бюджетников, а также в тех негосударственных организациях, где оплата труда идет по минимуму, а основной доход - в конверте, минуя налоги). Вырастут зарплаты - вырастет и база налогообложения, выплаты в фонды социального страхования и пенсионный. Деньги от налогов и увеличенных страховых взносов пойдут на пособия, которые должны дополнять доход семьи, а не являться его основным источником.
б) Установить систему налоговых вычетов на детей - стандартных (уменьшение налога увеличит семейные ресурсы) и социальных (на образование и лечение). Также принять стратегическое политическое решение о создании особого льготного режима для семейного малого и микро-предпринимательства и реализации комплекса мер поддержки семейного предпринимательства.

III. Меры по решению особо острых проблем в сфере детства и семьи (образование, здравоохранение, право на жилище, дети-инвалиды)
3.1. Меры по модернизации системы образования, реализации всеобуча, развитию интегрированного образования, демократизации и социализации системы школьного обучения и воспитания, обеспечению права на образование детей с особыми потребностями в области образования, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (См. Приложение No 3).
3.2. Охрана здоровья, в том числе - репродуктивного:
- обеспечить оказание медицинских услуг любому ребенку, независимо от дохода его родителей и региона проживания, для чего обеспечить постоянный надзор за исполнением органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных нормативов оказания медицинских услуг, установленных законодательством Российской Федерации (включая нормы кадрового обеспечения и финансирования), стандартов в организации первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, родовспоможения и ранней коррекционной помощи;
- разработать и реализовать Государственную программу качественного перевооружения педиатрической службы страны, восстановления ее кадрового потенциала, включающую также развитие сети интегрированных стационарных лечебно-профилактических и поликлинических лечебных учреждений. Перейти от сметного финансирования лечебных учреждений к финансированию за объем и качество выполненной работы, за пролеченных пациентов;
- разработать и реализовать Государственную программу репродуктивного здоровья, профилактики абортов, распространения ВИЧ/СПИД и ЗППП. Программа должна включать повсеместную организацию соответствующих бесплатных анонимных консультационных пунктов, регулярное проведение лекций специалистов в образовательных учреждениях и т.п.
3.3 Право ребенка на жилище:
- внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации следующие изменения: "Отчуждение жилого помещения, в котором проживают дети собственника данного помещения, допускается только по решению суда" (пункт 4 статьи 292);
- предусмотреть предоставление жилых помещений для сирот из средств субъектов Российской Федерации при поддержке федерального бюджета (до 30-40%);
- обеспечить поддержку программ строительства социального жилья субвенциями из федерального бюджета.
Одобрены Советом Общественной палаты Российской Федерации 30 июня 2006 года

ПРИЛОЖЕНИЕ No 1
1.4. Принять федеральный закон (соответствующие законы субъектов Российской Федерации) "О минимальных социальных стандартах социального обслуживания", содержащий, в том числе правовое регулирование минимальных социальных стандартов социального обслуживания семьи и детей. Внести соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы No 184-ФЗ (в редакции No 95-ФЗ от 04.07.2003 г.), No 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и No 122-ФЗ от 22.08.2004 г., восстанавливающие единое правовое и социальное пространство Российской Федерации в сфере защиты семьи и детства, в том числе:
- в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения" Федерального закона No 184-ФЗ (в редакции No 95-ФЗ от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внести изменения и дополнения, устанавливающие, что обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования (включая дошкольное образование), на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальную поддержку и социальное обслуживание, на оказание услуг по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со стандартами и нормативами, установленными законами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации;
- в статьи 14, 15, 16 Федерального закона No 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащие перечни вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа, внести дополнения, устанавливающие обязательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации за финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над несовершеннолетними, организации первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, организации образовательного процесса (включая дошкольное и дополнительное образование) в соответствии со стандартами и нормативами, установленными законодательством Российской Федерации;
- внести в Федеральный закон от 22 августа 2005 года No 122-ФЗ дополнительную статью 157, устанавливающую, что исполнение согласно статьям 16, 53, 65, 68, 81, 105, 125 Федерального закона No 122-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления конституционных государственных обязательств по предоставлению образовательных, медицинских, социальных услуг, обязательств по защите семьи, материнства и детства должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными Правительством Российской Федерации:
нормативами социальной поддержки, социального обслуживания и социального сопровождения ("пробации"), услуг по опеке и попечительству, стандартами и нормативами организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, в том числе количественными нормативами специалистов уполномоченных служб органов опеки и попечительства;
нормативами оказания образовательных услуг (включая дошкольное и дополнительное образование, организацию отдыха детей во время каникул, организацию досуга детей и подростков, федеральные минимальные (обязательные) нормативы затрат на образование ребенка на соответствующем этапе образования, минимальный (обязательный) стандарт образовательных услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду бесплатно, размеры соответствующих компенсаций);
нормативами оказания медицинских услуг (включая нормы кадрового обеспечения и финансирования педиатрии и родовспоможения);
нормативами оказания реабилитационных услуг (включая социальную и психолого-педагогическую реабилитацию ребенка-инвалида, государственные стандарты для различных видов реабилитации);
минимальными федеральными государственными стандартами выплат государственных пенсий и пособий малоимущим семьям, гражданам, имеющим детей, детям-сиротам, обеспечения содержания детей в опекунских, приёмных семьях и в учреждениях, дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, компенсаций затрат на образование детей-инвалидов, минимальными государственными стандартами обеспечения жильем детей-сирот;
государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей;
- для оказания помощи ребёнку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, и его семье необходима разработка рекомендуемых регионам типовых управленческих документов по:
стандартизации соответствующего перечня социальных услуг;
разработке минимальных региональных социальных стандартов;
разработке "Порядка проведения обследования ребенка и его семьи для признания его находящимся в трудной жизненной ситуации, которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи".

ПРИЛОЖЕНИЕ No 2
1.5. Совершенствование деятельности по опеке и попечительству

1. Внести в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Семейный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения:
- устанавливающие, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые вправе на основе уставов муниципальных образований и законов субъектов Российской Федерации возлагать исполнение той или иной работы по опеке и попечительству на уполномоченные ими организации (образовательные учреждения, воспитательные учреждения, в том числе учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения, специальные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иные организации независимо от их формы собственности) с согласия учредителей этих учреждений и при наличии лицензии на данные виды деятельности;
- устанавливающие возможность наличия как единственного законного представителя интересов ребенка, так и разграничения прав и обязанностей по законному представительству интересов ребенка между родителями, органами опеки и попечительства, фактическими воспитателями ребенка.
2. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения:
- определяющие единую категорию детей, защиту прав которых осуществляет орган опеки и попечительства - "дети, нуждающиеся в защите" - это дети, оказавшиеся в социально опасном положении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи или ближайшего окружения;
- устанавливающие норму "планирование попечения над ребенком" в качестве основной обязанности органа опеки и попечительства (принятие и пересмотр плана по защите прав ребенка);
- устанавливающие формы профилактической работы органа опеки и попечительства с ребенком, проживающим в кровной семье и нуждающимся в защите, с целью сохранения ребенка в кровной семье, в том числе формы индивидуальной социально-реабилитационной работы с ребенком и его родителями, осуществляемой органом опеки и попечительства на основании договора с родителями, предусматривающего разграничение законного представительства интересов ребенка между родителями и органом опеки и попечительства;
- устанавливающие возможность устройства ребенка в семью социального работника - профессионального воспитателя в условиях социального сопровождения специалистами уполномоченной службы органа опеки и попечительства, на основании акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается разграничение законного представительства интересов такого ребенка между органом опеки и попечительства, родителями ребенка (если они не утратили родительских прав) и фактическим воспитателем ребенка;
- устанавливающие, что стандарты и нормативы организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних определяются Правительством Российской Федерации.
3. Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации:
- дополнения в Гл. 49 об особенностях регулирования надомного труда по воспитанию детей, нуждающихся в защите.
4. Необходимо разработать и принять Федеральную программу реформирования работы по опеке и попечительству, направленную на поэтапное перепрофилирование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в уполномоченные организации органов опеки и попечительства, включающую подпрограмму подготовки и переподготовки специалистов органов опеки и попечительства и уполномоченных организаций. Определить стратегию реализации Программы, процедуры организации конкурсов социальных проектов с участием общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, установив сроки исполнения ее этапов и ответственность должностных лиц за исполнение мероприятий Программы.
5. Необходимо обеспечить издание и широкое распространение разработанных и апробированных программ, методик и технологий работы по социально-восстановительной работе с неблагополучными семьями с детьми и по семейному устройству и социальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Установить перечень мероприятий (с привлечением СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью и оказание добровольной помощи детям и семьям с детьми находящимся в кризисной ситуации.

ПРИЛОЖЕНИЕ No 3
3.1. Модернизация системы образования: развитие интегрированного образования, демократизация и социализация системы школьного обучения и воспитания
1. Необходимо доработать и принять поправки в федеральные законы "Об образовании" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части регламентации вопросов воспитания и обучения лиц с особыми потребностями в области образования в системе общего и специального образования, с учетом предложений, вносимых представителями общественных организаций. В частности:
а) внести в Федеральный закон "Об образовании" изменения и дополнения:
- обеспечивающие получение школьного образования всеми без исключения детьми;
- предусматривающие оказание коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии раннего детского возраста, включая консультирование их семей, услуги, предоставляемой образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и дошкольными образовательными учреждениями (ст.5, 18);
- предусматривающие создание условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных, общеобразовательных учреждениях (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (ст.50);
- регламентирующие обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях по индивидуальным учебным программам и индивидуальным учебным планам (ст.15, 17, 50);
- предусматривающие аттестацию обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями, обучающихся по индивидуальным образовательным программам с предоставлением им в установленном порядке свидетельства государственного образца об окончании общеобразовательного учреждения по индивидуальной образовательной программе и усвоении программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования в целом или по отдельным предметам и (или) классам обучения (ст.27).
б) внести в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменения и дополнения:
- предусматривающие, что реабилитационные мероприятия, технические средства и услуги по направлению на реабилитацию детей-инвалидов, воспитание и обучение (образование), включенные в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые детям-инвалидам в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации инвалидов, являются расходными обязательствами федерального бюджета, при этом иные расходы по воспитанию и обучению (образованию) детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации (ст. 18, 19).
2. В целях модернизации системы образования, включающей развитие интегрированного образования, т.е. обеспечения возможности обучения по месту жительства всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных и других особенностей, включая создание благоприятной среды в школе, принять меры по совершенствованию законодательной, нормативной, правовой и организационно-методической базы образования в том числе, внести соответствующие изменения и дополнения в утвержденные Правительством Российской Федерации Типовые положения о дошкольном, общеобразовательном, специальном (коррекционном) образовательных учреждениях, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и проводить на постоянной основе повышение квалификации работников системы образования в области интегрированного образования.
3. Необходимо реализовать программы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Соответствующие федеральные обязательные нормативы должны быть установлены Правительством Российской Федерации.
4. Для обеспечения процессов демократизации и социализации системы школьного обучения и воспитания необходимо разработать и внедрить в практику образовательной деятельности современные модели, направленные на формирование общественно-ориентированного образовательного пространства, в том числе апробированные организационные модели "школьных служб примирения", "школьных правозащитных комиссий", "школьных уполномоченных по правам ребенка".

Итоговые материалы работы комиссии Очировой

viperson.ru

Док. 266982
Перв. публик.: 04.03.06
Последн. ред.: 24.12.10
Число обращений: 1772

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``