В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Ректора СГА М.П. Карпенко на общем собрании РАЕН: Научный вклад РАЕН в реализацию приоритетного национального проекта `Образование` Назад
Выступление Ректора СГА М.П. Карпенко на общем собрании РАЕН: Научный вклад РАЕН в реализацию приоритетного национального проекта `Образование`
Второй год наша страна с большим вниманием следит за подготовкой и реализацией приоритетного национального проекта "Образование", затрагивающего крупнейшую социальную систему страны, с которой связаны более 53% ее населения, если считать всех работающих в сфере образования, учащихся и их родителей. То есть можно смело сказать, что проект "Образование" затрагивает интересы большинства населения России.
Приоритетный национальный проект "Образование" тем более важен, что он ориентирован на решение стратегических задач страны. Совсем недавно Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию (октябрь 2006 г., г. Зеленоград), говорил о важности интеграции возможностей образования, науки и бизнеса для обеспечения технологического перевооружения национальной экономики. Без этого невозможно решение задач ни экономического, ни социального развития, ни обеспечение национальной безопасности. Причем, Президент подчеркнул, что качество и содержание образования сегодня "должны в полной мере соответствовать требованиям инновационной экономики и перспективам ее развития".
Следует заметить, что эта задача стоит не только перед Россией, но и перед всем мировым сообществом, вошедшим в "эпоху экономики знаний". Лидеры "Большой восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге в июле нынешнего года для совершенствования инновационного общества выступили с настоятельными предложениями поощрять:
- политику и инвестиции в сфере образования, обеспечивающие
высококачественное обучение в высших учебных заведениях;
- непрерывное обучение на основе принципов Хартии Кельнского
саммита "Группы восьми" "Цели и задачи обучения в течение всей жизни";
- усилия по разработке добровольных принципов для обеспечения
качества в трансграничном высшем образовании;
более эффективное использование    информационно-
коммуникационных технологий в образовании в соответствии с Окинавской
хартией глобального информационного общества и Заявлением об
информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе.
Решение всех этих задач невозможно без серьезного научного и научно-технического обеспечения и предполагает привлечение значительных научных сил. Поэтому оно и является научным обеспечением приоритетного национального проекта "Образование".
Разумеется, нацпроект не ограничивается наукоемкими задачами. Более того, пока он главным образом сосредоточен на таких формах сугубо практической поддержки образования как премии учителям, гранты школам,
1
выделение школьных автобусов и т. п. Безусловно, все это вещи нужные и важные. Очень хорошо, что у нашего государства, наконец, нашлись средства на решение этих неотложных проблем. Но анализ и, тем более, организация решения этих задач относятся в основном к компетенции органов управления образованием.
Однако при всем том, что львиная доля средств нацпроекта тратится на неотложные нужды, было бы неправильно сводить роль нацпроекта к латанию многочисленных дыр в системе образования. Тем более что средства, заложенные для этого в нацпроекте, просто недостаточны. Так, хотя на весь ПНП "Образование" в 2006-2007 гг. выделяется очень крупная сумма - около 56 млрд. руб., но она составит всего 5-6% от общего консолидированного бюджета образования.
Главное все-таки в другом. По верному замечанию министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, национальный проект обеспечил "достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании", и сам нацпроект следует рассматривать как "очень мощный инструмент изменения". В этом и состоит его главная функция. От себя добавим, что это мощный инструмент изменения не только в образовательной, но, видимо, и в политической жизни общества.
Рассматривая проект "Образование" в таком аспекте - как инструмент будущих изменений - следует особо подчеркнуть, что нашей системе высшего образования нужна уже не просто "модернизация", но ее коренное реформирование. Масштаб этого реформирования должен быть сопоставим с масштабами преобразований, проведенных в начале 90-х годов. Тогда был введен в действие новый Закон об образовании и произошел качественный и количественный рывок. Так, только число студентов вузов выросло с трех до семи с половиной миллионов человек, в два с половиной раза! Доля лиц с высшим образованием достигла в России 22%, и теперь наша страна только в полтора раза отстает от США, где этот показатель превышает 30%. Для перехода к инновационной экономике необходимо, чтобы распространенность высшего образования была, по крайней мере, не ниже, чем в США.
Важно понимать, что речь идет не просто о количественном росте. Для требуемого расширения доступности высшего образования необходима уже качественно иная система образования, способная надежно готовить специалистов не только из отобранных по конкурсу одаренных и наиболее способных, которых всего-то 5-6% в общей массе населения, и обучать которых в силу их талантов можно и без совершенной и изощренной образовательной среды.
В XXI веке нам нужна система, гарантирующая качественное высшее образование большинству людей с обычными средними способностями. Эта система должна гарантировать качественное образование не только тем, кто живет в крупнейших городах, но и по всей стране, в любой ее точке. Не только учащейся молодежи, но и тем, кто напряженно работает и растит детей. Нужна система, обеспечивающая высочайшую производительность
педагогического труда и позволяющая по максимуму использовать потенциал преподавателей высшей квалификации.
В настоящее время информатизация образования в рамках национального проекта ограничена в основном оснащением общеобразовательных школ компьютерной и телекоммуникационной аппаратурой. Большое внимание уделяется широкополосному подключению к Интернет. Предполагается, что за три года поддержка будет оказана примерно 40 субъектам РФ. Эти регионы первый вице-премьер Правительства Российской Федерации и куратор приоритетных национальных проектов Дмитрий Анатольевич Медведев назвал "пилотными". По его словам, в отличие от первых шагов нацпроекта в дальнейшем будет большее внимание уделяться "комплексности модернизации".
Вовсе не случайно в национальном проекте "Образование" особый акцент сделан на "точках роста" нового качества. Качество образования определяется, прежде всего, его содержанием, которое должно отражать новейшие достижения науки и наиболее существенные изменения в практике, тенденции становления и развития общества знаний, где образование призвано стать гарантом устойчивого экономического развития. Более того, "совершенствование механизмов оценки качества высшего образования должно стать ключевой составляющей национальной образовательной политики".
"Развитие глобального инновационного общества зависит от мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах. По мере глобализации науки, техники и экономики международное сотрудничество в подготовке высококвалифицированных кадров и накоплении знаний становится необходимым для ответа на глобальные вызовы", - указывается в итоговом документе встречи на высшем уровне в Санкт-Петербурге "Образование для инновационных обществ в XXI веке". Приоритетный национальный проект "Образование" непосредственно такую цель не ставит, но создает предпосылки для ее реализации.
Главная задача заключается сегодня в том, как наилучшим образом использовать возможности трансграничного образования. Неслучайно Президент России В. В. Путин поручил в апреле Министерству образования и науки РФ совместно с МИДом России представить предложения по увеличению объема образовательных услуг и технологий, предоставляемых государствам - участникам Содружества Независимых Государств, в том числе по увеличению количества мест в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, финансируемых за счет средств федерального бюджета, для обучения студентов из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также по развитию сети филиалов указанных образовательных учреждений в этих государствах.
Система образования в инновационном обществе призвана готовить граждан к тому, чтобы они могли адаптироваться к переменам посредством
обучения, в том числе за счет дистанционного обучения и трансфаничных образовательных услуг. Не случайно, на саммите в Санкт-Петербурге была вновь подтверждена важность Кельнской хартии "Группы восьми" 1999 года "Цели и задачи обучения в течение всей жизни" и содержащегося в ней призыва к созданию для всех людей возможностей и стимулов продолжать обучение на протяжении всей своей жизни.
Задачи научного обеспечения приоритетного национального проекта "Образование" восприняты членами и научными коллективами РАЕН с большим энтузиазмом. Научные исследования и их практическая реализация ведутся широким фронтом. В связи с этим считаем, что необходимо создать постоянно действующий семинар РАЕН - Научное обеспечение целей приоритетного национального проекта "Образование".

29.11.2006 г.
М. П. Карпенко


Док. 266971
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 02.03.07
Число обращений: 1751

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``