В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор БЕСПАЛОВ: программу компьютеризации школ мы стали реализовывать первыми в стране Назад
Виктор БЕСПАЛОВ: программу компьютеризации школ мы стали реализовывать первыми в стране
Заместитель главы администрации области-председатель Комитета по народному образованию рассказывает о приоритетах областной администрации в сфере образования.

- Виктор Николаевич, насколько мы знаем, реализация национального проекта в сфере образования в Волгоградской области началась де-факто задолго до того, как проект стартовал в общефедеральном масштабе.

- Да, еще в 1999 году мы задумались о том, как поддержать школу. Я и губернатор Николай Кириллович Максюта много советовались по этому вопросу с тогдашним министром образования РФ Владимиром Михайловичем Филипповым, уроженцем Волгоградской области, думали, как вычленить главное звено в поддержке школы.

Существует огромное множество текущих проблем: где-то течет крыша, где-то нужно сделать ремонт. Если заниматься только этим, можно погрязнуть в текучке и отстать в развитии.

Мы избрали в качестве главного направления компьютеризацию школ - разработали программу компьютеризации одними из первых в стране. На базе волгоградских предприятий наладили производство компьютерных классов. Выпущены десятки таких классов. Причем они предусматривают использование для доступа в Интернет спутниковой связи, что особенно актуально для удаленных хуторов. Сегодня у нас в области один компьютер приходится на 21 ученика. Это один из самых высоких в стране показателей - гораздо выше, чем в Москве. Вот данные Россвязьнадзора: оснащено средствами информатизации 96,3% общеобразовательных учреждений, из них городских 96,8%, сельских 96,4%. Доступ в Интернет имеет 22,4% общеобразовательных учреждений.

Другое направление, на котором мы сосредоточили свое внимание - поддержка сельских школ. Они оказались в трудном положении - колхозы и совхозы распались, социальной сферой заниматься стало некому. Сельские поселения и районы только сейчас оказались более или менее готовы за нее отвечать, да и то далеко не все. Главная проблема, которая возникла - доставка учеников к месту обучения. Для ее решения была разработана программа "Сельский автобус", которая реализуется уже несколько лет.

- Плюс, насколько мы знаем, в сельских школах активно занимаются профессиональным обучением - им выделено по нескольку гектаров земли.

- Да, подавляющее большинство сельских школ наделены земельными участками в качестве подсобных хозяйств и для профессионального обучения по сельскохозяйственным специальностям. Мы не ставим перед школами цель заработать денег, но нередко школьные производственные комплексы - животноводческие, плодоовощные и другие становятся хорошим подспорьем для финансирования образовательного учреждения. УПК, впрочем, развиваются не только в сельских, но и в городских школах - мы стремимся, чтобы они активнее взаимодействовали с заводами, занимались на их базе профессиональным обучением. А уж в ПТУ - сельских и городских производственная деятельность является абсолютно необходимой.

Приоритетный национальный проект "Образование" вобрал в себя многие идеи, которые реализовывались нами и другими регионами, не по команде сверху занявшимися проблемами развития образования. И на недавнем совещании в Минобрнауки мы с коллегами из этих регионов сетовали: то, что мы долгие годы делали за свой счет, отстающие регионы сегодня имеют возможность делать за счет федерального бюджета.

Мне кажется, нужно не размазывать федеральные средства тонким слоем по всем регионам, а дать значительную часть ресурсов субъектам Федерации, которые сами активно развивали образовательную сферу, достигли успехов в этом направлении, чтобы они сумели создать очаги передового опыта. Система равномерного распределения средств лишает регионы стимула развиваться самим.

При реализации национального проекта "Образование" мы творчески подошли ко многим его программам. Так, помимо установленной в рамках ПНП "Образование" доплаты за одно классное руководство, мы ввели доплату за второе классное руководство - "двойное" классное руководство довольно часто встречается в сменных и малокомплектных школах.

В национальном проекте забыты многие типы и виды школ - коррекционные, школы-сады и другие, и соответственно, на них не распространяются многие доплаты, введенные при реализации национального проекта. Этот недостаток мы исправили за счет средств областного бюджета.

Сегодня в Волгоградской области права на финансирование по президентскому гранту для инновационных школ добилась 51 школа - они получили по миллиону рублей. Областной бюджет выделил дополнительно 25,5 млн руб. на поддержку не только школ, но всех видов учреждений образования, в том числе детских садов, ПТУ, техникумов...

Отбор учреждений производится по 32 критериям. Это способствовало наведению порядка в финансировании учреждений образования. Если у того или иного учреждения не было расчетного, лицевого счета, то он появился. Школы и другие учреждения становятся юридическими лицами - иначе они не получат лицензию на образовательную деятельность.

Они стали разбираться с источниками и порядком финансирования. Раньше надтарифные фонды, которые выделялись для поддержки школ, часто оставались в местных администрациях и администрации как свою великую заслугу преподносили выделение этих средств, которые и так полагались школам. Причем выделялось в среднем всего 5-7%. Теперь же школы все больше и больше контролируют свои финансы. И учатся управлять ими, причем весьма успешно. Анализировать свой баланс, определять источники направления средств - на закупку техники, обновление кабинетов, дополнительные выплаты педагогам и т.д.

Очень активно мы занимаемся сферой дошкольного воспитания - потому что дети приходят в школу часто неподготовленные: плохо читают, у них плохо развита речь. Отсюда проблемы в обучении и психологические проблемы у самих учащихся. В большинстве районов области построены стадионы - прежде всего для занятий спортом детей. В год в области строится по два стадиона.

Важное направление реализации национального проекта - поощрение лучших учителей школ, ПТУ, техникумов, школ-интернатов. В отборе педагогов для поощрения участвует общественность, используются средства массовой информации. Размер поощрительных сумм колеблется от 100 до 700 тыс. руб. на педагога.

Плюс к этому в Волгоградской области существует система поощрения лучших учеников и студентов. В соответствии с постановлением губернатора установлено поощрение золотых медалистов - 610 ежегодных стипендий в размере 800 руб. каждая. На основании областного закона "О персональных стипендиях Волгоградской области" предусматривается ежегодная выплата персональных стипендий 30 учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования (три МРОТ в месяц), студентам учреждений среднего профессионального образования (четыре МРОТ в месяц), а также 30 студентам вузов (пять МРОТ)., и ряд других решений о доплатах.

Из регионального бюджета на поддержку талантливой молодежи направляется в общей сложности 330 тыс. руб. Своя система поощрения существует в муниципалитетах.

- Вы ведь активно занимаетесь и развитием высшей школы?

- Да, это и компьютеризация вузов, и доплаты из областного бюджета кандидатам и докторам наук, доцентам, ассистентам кафедр - задолго до президентского указа на этот счет. После указа выплаты прекращены. Четыре минимальные зарплаты доплачивали доктору наук, три МРОТ доценту. Это не очень много, но позволило не потерять кадры, показать внимание государства к труду вузовских педагогов. Надеемся, национальный проект постепенно доберется и до этого высшего образования.

2 августа 2006 года.

Интервью для журнала "БОСС"

http://www.volganet.ru/newsone.php?par=6230&par1=7

Док. 266964
Перв. публик.: 02.08.06
Последн. ред.: 04.12.06
Число обращений: 967

  • Беспалов Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``